Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений – от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1. Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)………………………
1.1. Религиозный космизм (Н.Фёдоров, П.Флоренский)……………………
1.2. Атеистический космизм (К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский, Л.Гумилев)……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………....
Список используемых источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Философия -Тема 9. Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)-.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Естественные тела («три царства природы – мир минералов, растений, животных») «возникают естественным путём, получают свою форму непосредственно от природы». Они обладают вполне определённой формой, которую при их «рождении» можно предсказать.

Искусственные тела (дом, соты, гнездо, горы...) образуются в результате некоторого творческого акта тел естественных – «живых существ или механических сил природы». Их форма различна и определяется этим творческим актом, её нельзя предсказать заранее.

Чижевский указывает  на значение мировоззрения – монизма, которого он придерживался. По его мнению, «вскоре должны будут отпасть все метафизические школы, и ненаучный дуализм должен будет уступить место научному монизму» [16].

Труды Чижевского не пропали даром, и по сей день мы используем его знания на благо  общества.

Гумилев Л.Н. сочетал философский кругозор, глубинные исторические и географические знания. Он является создателем теоретической науки этнологии. Л.Гумилев прошел тяжелый жизненный путь, провел многие годы в лагерях ГУЛАГа. Работал на каторжном Беломорканале. Был приговорен к расстрелу. Однако затем сослан в Норильск. Освободился в 1943 г. Добровольцем пошел воевать в Великую Отечественную войну, участвовал во взятии Берлина. Уже в 1948 году снова был арестован, сидел в лагерях Караганды и Омска. Окончательно освобожден в 1956 году после ХХ съезда КПСС.

С 80-х годов ХХ в. стали известны его книги «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии», «Этносфера». История людей и история природы". Л. Гумилев работал в области пограничных проблем, соединяя в своих трудах естественнонаучные и гуманитарные идеи.

Как ученый Л.Гумилев детально исследовал историю и движение народов на Русской равнине в I тысячелетии новой эры. Исследовал исторический путь от Руси до России. Ему принадлежит социальная концепция философии истории, которая перекликалась с идеями евразийства, известным течением русской мысли. Само это течение зародилось в среде русской эмиграции 1920-30-х гг. Первоначально в него входили Г.В.Флоровский, Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий. Позже к ним присоединился Л.П.Карсавин. Они разрабатывали историософскую и геополитическую доктрину, трактующую Россию как Евразию, противостоящую Западу и развивавшую самобытный тип культуры. Здесь евразийцы наследовали идеи поздних славянофилов (Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева). Довольно быстро "евразийское движение" стало приобретать политическую окраску. В него внедрилась чекистская провокационная организация «Трест». Проницательные участники движения почувствовали влияние провокаторов, стали отходить от него. Иные же в принципе не приняли политических задач, противопоставленных культурной проблематике. В конце концов движение распалось.

Гумилев Л.Н. ни организационно, ни политически не был связан с зарубежным евразийством. Однако идейно-философская евразийская направленность его концепции выражена ярко. Что касается методов и понятийного аппарата, применяемого Л. Гумилевым, то они вполне оригинальны и наполнены не изученным до него научным историческим и географическим материалом.

Согласно Л.Гумилеву, большие события в человеческом мире (миграции народов, войны и т.п.) совершаются благодаря пассионарности. Главное для пассионарности - стремление действовать. Она присутствует во всех исторических процессах. Если ее нет, тогда люди спокойно и тихо живут. Пассионарность - это человеческая энергия.

Другая идея Л.Гумилева - существование антропосферы внутри биосферы Земли. Антропосфера мозаична, она состоит из этносов, которые приспосабливаются к географическим условиям, создают формы общежития, способны к передаче духовной культуры - фольклора, эпоса, религиозных верований.

Этнос - это закрытая система, имеющая корпускулярное строение. Такая система имеет начало и  конец. Начало этносу дает пассионарный толчок, появление пассионариев, людей-мутантов. Этносы находятся друг к другу в отношении комплиментарности, вызывают чувство приязни или неприязни. Китайцы, например, ненавидели кочевников. А русские хорошо сходились с татарами. Протестанты были против американских индейцев, а католики легко создавали смешанные браки с индейцами. Существуют, говорит Л.Гумилев, субэтносы и суперэтносы. То есть имеется этническое внутреннее расчленение, а также - этническая интеграция.

Л.Гумилев отмечал, что уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этносы в силу данного обстоятельства проходят ряд закономерных фаз развития. Их можно уподобить возрастам человека: фаза подъема, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, распад, мемориальная фаза, фаза равновесия с природой. Срок жизни этноса от момента толчка до полного разрушения составляет, как считал Л. Гумилев, около 1500 лет.

Теория этногенеза, развитая Л.Гумилевым, позволяет рассмотреть историю рода человеческого в рамках крупных перспектив, с учетом сложного наложения во времени этносов разного возраста, с применением критериев естественнонаучной точности. Его теория вводит новую историческую систему отсчета. Благодаря ей Л.Гумилев, например, по-новому сумел представить историю Евразии, которую он характеризовал как суперэтнос. Формирование данного суперэтноса прошло три волны. Сначала его объединили тюрки. Им на смену пришли монголы. А с XV века инициативу взяла Россия, которая двигалась на Восток и вышла к Тихому океану. Л.Гумилев напоминал, что Российский суперэтнос возник на 500 лет позже Западной Европы. Поэтому наш уровень пассионарности предполагает совсем иные императивы поведения. Сегодня, предупреждал он, вхождение в круг цивилизованных народов будет означать для нас вход в чужой суперэтнос. Последствием такой интеграции станет полный отказ от отечественных традиций и ассимиляция нашего народа.

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть общие родовые  черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществлённого в России за последнее столетие. Прежде всего, это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного её этапа, получающего различные названия – от «регуляции природы» до ноосферы. У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия небесного. Утверждается и несовершенство, «промежуточность» нынешней, ещё кризисной, требующей дальнейшего роста природы человека, но вместе – и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.

Самой науке, точнее, грандиозному синтезу наук, объединённых во всеобщую космическую науку о  жизни, даётся новое направление  развития. Ведь пока наука, основная созидательная сила современного мира, работает с равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответственен тот фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с его фактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал человека, пробующего и утверждающего себя во все измерения и концы своей природы, в том числе тёмные и «демонические», признающиеся одинаково правомочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного восхождения. Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт в такой конкретности, чтобы он мог увлечь действительно всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и лишь для созидания временного, материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причём жизнь в её духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие её.

 

Список литературы

 

  1. Вернадский В. И. Живое вещество, М., 1978.
  2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.
  3. Манеев А. К. Философский анализ антиномий науки, Минск, 1974.
  4. Соловьёв В. С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989.
  5. Умов Н. А. Собрание сочинений, Т. 3, М., 1916.
  6. Фёдоров Н. Ф. Сочинения, М., 1982.
  7. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела, Т.2, М., 1913.
  8. Флоренский П. А. Из богословского наследия, «Богословские труды», М., 1977, Вып.17.
  9. Флоренский П. А. Макрокосмос и микрокосмос, «Человек и природа», 1989, №9.
  10. Флоренский П. А. Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914.
  11. Холодный Н. Г. Избранные труды, Киев, 1982.
  12. Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе, Тула, 1986.
  13. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной, М., 1992.
  14. Циолковский К. Э. Этика или естественные основы нравственности, М., 1989.
  15. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь, М., 1976.
  16. Чижевский А. Л. Основное начало мироздания, М., 1978.
  17. Шипунов Ф. Я. Биосферная этика, «Экологическая альтернатива», М., 1990.
  18. Щербинин В. А. Лекции по философии, М., 1996-1997.
  19. Ягодинский В. Н., Александр Леонидович Чижевский, М.: Наука, 1987.

 


Информация о работе Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)