Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:52, контрольная работа
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений – от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.
Введение…………………………………………………………………………
1. Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)………………………
1.1. Религиозный космизм (Н.Фёдоров, П.Флоренский)……………………
1.2. Атеистический космизм (К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский, Л.Гумилев)……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………....
Список используемых источников…………………………………………......
Естественные тела («три
царства природы – мир
Искусственные тела (дом, соты, гнездо, горы...) образуются в результате некоторого творческого акта тел естественных – «живых существ или механических сил природы». Их форма различна и определяется этим творческим актом, её нельзя предсказать заранее.
Чижевский указывает на значение мировоззрения – монизма, которого он придерживался. По его мнению, «вскоре должны будут отпасть все метафизические школы, и ненаучный дуализм должен будет уступить место научному монизму» [16].
Труды Чижевского не пропали даром, и по сей день мы используем его знания на благо общества.
Гумилев Л.Н. сочетал философский кругозор, глубинные исторические и географические знания. Он является создателем теоретической науки этнологии. Л.Гумилев прошел тяжелый жизненный путь, провел многие годы в лагерях ГУЛАГа. Работал на каторжном Беломорканале. Был приговорен к расстрелу. Однако затем сослан в Норильск. Освободился в 1943 г. Добровольцем пошел воевать в Великую Отечественную войну, участвовал во взятии Берлина. Уже в 1948 году снова был арестован, сидел в лагерях Караганды и Омска. Окончательно освобожден в 1956 году после ХХ съезда КПСС.
С 80-х годов ХХ в. стали известны его книги «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии», «Этносфера». История людей и история природы". Л. Гумилев работал в области пограничных проблем, соединяя в своих трудах естественнонаучные и гуманитарные идеи.
Как ученый Л.Гумилев детально исследовал историю и движение народов на Русской равнине в I тысячелетии новой эры. Исследовал исторический путь от Руси до России. Ему принадлежит социальная концепция философии истории, которая перекликалась с идеями евразийства, известным течением русской мысли. Само это течение зародилось в среде русской эмиграции 1920-30-х гг. Первоначально в него входили Г.В.Флоровский, Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий. Позже к ним присоединился Л.П.Карсавин. Они разрабатывали историософскую и геополитическую доктрину, трактующую Россию как Евразию, противостоящую Западу и развивавшую самобытный тип культуры. Здесь евразийцы наследовали идеи поздних славянофилов (Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева). Довольно быстро "евразийское движение" стало приобретать политическую окраску. В него внедрилась чекистская провокационная организация «Трест». Проницательные участники движения почувствовали влияние провокаторов, стали отходить от него. Иные же в принципе не приняли политических задач, противопоставленных культурной проблематике. В конце концов движение распалось.
Гумилев Л.Н. ни организационно, ни политически не был связан с зарубежным евразийством. Однако идейно-философская евразийская направленность его концепции выражена ярко. Что касается методов и понятийного аппарата, применяемого Л. Гумилевым, то они вполне оригинальны и наполнены не изученным до него научным историческим и географическим материалом.
Согласно Л.Гумилеву, большие события в человеческом мире (миграции народов, войны и т.п.) совершаются благодаря пассионарности. Главное для пассионарности - стремление действовать. Она присутствует во всех исторических процессах. Если ее нет, тогда люди спокойно и тихо живут. Пассионарность - это человеческая энергия.
Другая идея Л.Гумилева - существование антропосферы внутри биосферы Земли. Антропосфера мозаична, она состоит из этносов, которые приспосабливаются к географическим условиям, создают формы общежития, способны к передаче духовной культуры - фольклора, эпоса, религиозных верований.
Этнос - это закрытая система, имеющая корпускулярное строение. Такая система имеет начало и конец. Начало этносу дает пассионарный толчок, появление пассионариев, людей-мутантов. Этносы находятся друг к другу в отношении комплиментарности, вызывают чувство приязни или неприязни. Китайцы, например, ненавидели кочевников. А русские хорошо сходились с татарами. Протестанты были против американских индейцев, а католики легко создавали смешанные браки с индейцами. Существуют, говорит Л.Гумилев, субэтносы и суперэтносы. То есть имеется этническое внутреннее расчленение, а также - этническая интеграция.
Л.Гумилев отмечал, что уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этносы в силу данного обстоятельства проходят ряд закономерных фаз развития. Их можно уподобить возрастам человека: фаза подъема, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, распад, мемориальная фаза, фаза равновесия с природой. Срок жизни этноса от момента толчка до полного разрушения составляет, как считал Л. Гумилев, около 1500 лет.
Теория этногенеза, развитая Л.Гумилевым, позволяет рассмотреть историю рода человеческого в рамках крупных перспектив, с учетом сложного наложения во времени этносов разного возраста, с применением критериев естественнонаучной точности. Его теория вводит новую историческую систему отсчета. Благодаря ей Л.Гумилев, например, по-новому сумел представить историю Евразии, которую он характеризовал как суперэтнос. Формирование данного суперэтноса прошло три волны. Сначала его объединили тюрки. Им на смену пришли монголы. А с XV века инициативу взяла Россия, которая двигалась на Восток и вышла к Тихому океану. Л.Гумилев напоминал, что Российский суперэтнос возник на 500 лет позже Западной Европы. Поэтому наш уровень пассионарности предполагает совсем иные императивы поведения. Сегодня, предупреждал он, вхождение в круг цивилизованных народов будет означать для нас вход в чужой суперэтнос. Последствием такой интеграции станет полный отказ от отечественных традиций и ассимиляция нашего народа.
Заключение
В заключение хотелось бы подчеркнуть общие родовые черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществлённого в России за последнее столетие. Прежде всего, это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного её этапа, получающего различные названия – от «регуляции природы» до ноосферы. У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия небесного. Утверждается и несовершенство, «промежуточность» нынешней, ещё кризисной, требующей дальнейшего роста природы человека, но вместе – и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.
Самой науке, точнее, грандиозному синтезу наук, объединённых во всеобщую космическую науку о жизни, даётся новое направление развития. Ведь пока наука, основная созидательная сила современного мира, работает с равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответственен тот фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с его фактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал человека, пробующего и утверждающего себя во все измерения и концы своей природы, в том числе тёмные и «демонические», признающиеся одинаково правомочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного восхождения. Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт в такой конкретности, чтобы он мог увлечь действительно всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и лишь для созидания временного, материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причём жизнь в её духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие её.
Информация о работе Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)