Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:07, реферат
Начало XVIII века стало переломным периодом в развитии всей русской культуры. Начиналась эпоха Русского Просвещения, которая ознаменовалась новыми, прогрессивными идеями, предопределившими вектор развития русской культуры последующих эпох. В эпоху Русского Просвещения в философской мысли начинается формирование оригинальных мировоззренческих концепций, рожденных из недр русского национального характера и мироощущения.
1. Особенности русской культуры и философской мысли XVIII века – эпохи Просвещения.
2. Становление философии как самостоятельного потока духовной жизни и профессиональной теоретической мысли:
а) Просветительская философия «учебной дружины» петровских времен (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир).
б) Естественно - научный материализм М. В. Ломоносова.
в) Г. С. Сковорода как «первый философ на Руси в точном смысле слова».
3. Философия русского Просвещения и современность.
Тема 23. Русская философия XVIII века.
а) Просветительская философия «учебной дружины» петровских времен (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир).
б) Естественно - научный материализм М. В. Ломоносова.
в) Г. С. Сковорода как «первый философ на Руси в точном смысле слова».
1.Особенности русской культуры и философской мысли XVIII века – эпохи Просвещения.
Начало XVIII века стало переломным периодом в развитии всей русской культуры. Начиналась эпоха Русского Просвещения, которая ознаменовалась новыми, прогрессивными идеями, предопределившими вектор развития русской культуры последующих эпох. В эпоху Русского Просвещения в философской мысли начинается формирование оригинальных мировоззренческих концепций, рожденных из недр русского национального характера и мироощущения. Избрание на царство династии Романовых в 1613 году положило начало эпохи европеизации России, формирования социальных и культурных предпосылок Русского Просвещения. Реформы Петра Великого открыли новую страницу в российской истории, послужили толчком для дальнейшего развития образования, науки, искусства, общественно-политической мысли и философии. Это был объективный процесс, обусловленный закономерностями исторического развития всей европейской цивилизации, частью которой отныне и навсегда стала Россия.
В XVIII веке в российской общественно-политической
и культурной жизни происходит мировоззренческий
раскол общества. Одна часть российского
общества органично приняла европейские
тенденции развития, а другая, хоть
и осознавала неизбежность включения
России в общеевропейский культурно-
В европейской истории XVIII век — период Нового времени, ставший поворотным пунктом в развитии всей современной цивилизации. Зарождающиеся новые общественные отношения положили начало эре великих научных открытий. Человек пытается понять устройство мира путем наблюдения за природой и осмысления ее законов. Он выступает в активной позиции интерпретатора природы, познающего ее законы. В эпоху Нового времени происходит отход от религиозных мировоззренческих канонов, секуляризация культурной и общественной жизни и распространение светских научных знаний. Параллельно расцвету естественных наук, бурное развитие переживает также философия.
Характерной особенностью всей культуры этого периода стало обращение к человеку, познание его личности, осмысление роли и места человека в мироздании.
Культурный диалог с Европой стал базой для дальнейшего развития философской мысли в России и создания оригинальных мировоззренческих концепций.
2. Становление философии как самостоятельного потока духовной жизни и профессиональной теоретической мысли:
а) Итак, в первой половине XVIII века ведущими тенденциями в общественной мысли России стали идеи европеизации и абсолютизма. Выразителями и проводниками этих идей в русском обществе стали представители “Ученой Дружины” Петра 1.
Одним из основных интеллектуальных
наставников и лидеров
В вопросах веры Прокопович придерживался толерантности, полагая, что Библию следует понимать «не в буквальном, но в аллегорическом смысле». Его восхищала логика, ибо она, обеспечивая культуру мышления, освобождала разум от ложных взглядов и пустой веры.
Самым крупным мыслителем «Ученой дружины» был Василий Никитич Татищев (1686—1750), он был видным идеологом и проповедником просвещенного абсолютизма.
Он стал автором труда “История
Российская” – первого
К “нужным” он относил естественные
науки, богословие, логику, медицину и
все предметы, которые способствуют
физическому процветанию и
Татищев попытался также дать политико-культурологическое осмысление петровским реформам, направленным на европеизацию России, в результате чего создал теорию «всемирного умопросвещения». Суть этой теории сводится к тому, что только развитие ума, то есть просвещение, может стать основой прогресса. Татищев выступает против противопоставления культур; он считает, что все культуры на земле едины, а более высокое развитие той или иной культуры не означает превосходства одного народа над другим. Уровень развития культуры он связывал с приобщением народа к наукам и философии, поэтому вся деятельность Татищева была направлена на просвещение российского общества.
Выдающийся писатель и дипломат Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) открыл своим творчеством историю русской светской литературы. Он был членом “Ученой Дружины” и горячим поборником петровских реформ. Сатиры Кантемира носили социальный и политический характер, содержали критику нравов дворянства, были направлены против невежества и произвола помещиков и представителей церковной реакции. Свой личный идеал как писателя Кантемир определяет так: чистая совесть, беспристрастие, бескорыстие, изучение нравов, умение отличить вред от пользы.
Кантемир углубил представления о философии, относясь к ней как к науке со строгой системой понятий и категорий. «Философия, – пояснял он, – слово греческое, по-русски любомудрие. Сим генеральным именем, разумеется, основательное и ясное знание дел естественных и преестественных, которое достигается прилежным рассуждением о тех делах». Освобождая философию от богословия, Кантемир выделил в ее структуре логику (словесницу – учение о правильных суждениях и доказательствах истины), нравственность (ифику – учение о «худых и добрых делах», правилах добродетели), физику (учение о познании причин «естественных» действий, вещей) и метафизику (учение о душе, о духе, о Боге).
б) Под воздействием идей «ученой дружины» и при активнейшем участии Петра I в России начинает развиваться система образования, появляются первые музеи и публичная библиотека, вызревает идея создания своей Академии. В страну все чаще приезжают известные ученые. Складываются особая духовная атмосфера и культурная среда, позволившие раскрыться таланту М. В. Ломоносова (1711 – 1765).
Неоценимы его заслуги в отечественной науке и философии. Он стоял у истоков материалистической традиции в русской философии, утверждая, что в основе материи лежат мельчайшие частицы вещества, из которых и складываются все предметы и процессы. Согласно его корпускулярно-молекулярной теории строения вещества, материя есть нечто протяженное, непроницаемое и неделимое.
Важнейшими свойствами ее считаются действие-противодействие, притяжение-отталкивание, движение-покой, которые трактуются как объективные. Движение характеризуется как проявление внутренней активности материи.
В теории познания великий ученый преодолевает односторонность европейского эмпиризма и рационализма и настаивает на синтезе этих принципов. «От эмпирической систематизации предметов внешнего мира, пишет он, человек идет к теории и логическому обобщению; основные ступени научного познания – эксперимент – математика – теория». Говоря о духовной жизни людей, Ломоносов считает, что она есть нечто большее, чем знание, это – целокупное единство веры, истины и красоты.
Философско-материалистические позиции во многом повлияли и на отношение мыслителя к Богу, оно формировалось как деистическое. Будучи глубоко религиозным человеком, Ломоносов признавал, что в мире действует «предустановленная гармония» (в духе Лейбница, которого он почитал), данная свыше. Но возможности Бога ограничены: он – лишь великий «архитектор мира», создававший его законы: мир после этого развивается согласно этим законам самостоятельно, и задача науки – познать их. Таким образом, допуская Бога-творца, Ломоносов не наделял его сверхъестественными силами и возможностями. В отношениях между наукой и религией он придерживался теории «двойственности истины», по которой истины Священного Писания и истины науки рассматривались как равноправно существующие.
в) В самых истоках самостоятельной русской философии мы находим мыслителя, у которого все эти особенности идеологии русского Просвещения нашли себе ясное выражение. Главной целью философии Григория Сковороды (1722-1794) явилось отыскание подлинного смысла православия и осмысление сути человеческого бытия.
В мировоззрении и творческой деятельности Сковороды выделяют два периода: литературный (50-60-е гг.) и собственно философский (70-80-е гг.). Художественное наследие состоит из пятидесяти песен и стихотворений. Как писатель-прозаик Сковорода создал цикл басен под общим названием «Басни Харьковские». Уже в поэтическом творчестве обнаруживается тяга Сковороды к философской проблематике: изображаемые явления он сопровождает морально-этической оценкой.
Согласно Сковороде, познанию мира присуща двойственность: есть познание, скользящее по поверхности бытия, а есть познание «в Боге». Исходным Сковорода считает чувственное знание, от которого нужно восходить к знанию духовному. «Если хочешь что-либо узнать в истине, - пишет он, - усмотри сначала во плоти, т.е. в наружности, и увидишь на ней следы Божии, обличающие безвестную и тайную мудрость». Высшее познание, узрение «следов Божиих» дается через озарение духа, но оно доступно всем, кто способен оторваться от плена чувственности.
Путь к такому углубленному созерцанию
бытия должен быть найден прежде всего
в отношении к самому себе. Самопознание
открывает в людях два «слоя»
бытия, т.е. телесно-психические
В своем философском развитии Сковорода
совершил определенную эволюцию, связанную
как с внутренними
Форма, или идея, согласно Сковороде, является первоосновой материи, определяет ее развитие: рождение, становление, расцвет, отмирание, переход из одного состояния в другое. Вечная по своей сущности духовная форма (Бог) обусловливает вечность и неуничтожимость материи. Философ снимает вопрос о Боге как о каком-то сверхъестественном существе, руководящем миром на основе безграничного своеволия. Принципиальным свойством Бога является его соответствие субстанции и субстрату природы, законам ее развития. Отсюда Сковорода приходит к отрицанию чудес, играющих, как известно, важную роль в христианском учении. Такое понимание Бога, отождествляемого с природой, получило в философии название пантеизма.