Русская философия XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Начало XVIII века стало переломным периодом в развитии всей русской культуры. Начиналась эпоха Русского Просвещения, которая ознаменовалась новыми, прогрессивными идеями, предопределившими вектор развития русской культуры последующих эпох. В эпоху Русского Просвещения в философской мысли начинается формирование оригинальных мировоззренческих концепций, рожденных из недр русского национального характера и мироощущения.

Содержание работы

1. Особенности русской культуры и философской мысли XVIII века – эпохи Просвещения.
2. Становление философии как самостоятельного потока духовной жизни и профессиональной теоретической мысли:
а) Просветительская философия «учебной дружины» петровских времен (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир).
б) Естественно - научный материализм М. В. Ломоносова.
в) Г. С. Сковорода как «первый философ на Руси в точном смысле слова».
3. Философия русского Просвещения и современность.

Файлы: 1 файл

Тема 23. Русская философия 18 века..docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

Тема 23. Русская философия XVIII века.

 

  1. Особенности русской культуры и философской мысли  XVIII века – эпохи Просвещения.                                                            

 

  1. Становление философии как самостоятельного потока духовной жизни и профессиональной теоретической мысли:

а) Просветительская философия «учебной дружины» петровских времен (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир).

б) Естественно - научный материализм М. В. Ломоносова.

в) Г. С. Сковорода как «первый философ  на Руси в точном смысле слова».

 

  1. Философия русского Просвещения и современность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности русской культуры и философской мысли XVIII века – эпохи Просвещения.

 

Начало XVIII века стало переломным периодом в развитии всей русской культуры. Начиналась эпоха Русского Просвещения, которая ознаменовалась новыми, прогрессивными идеями, предопределившими вектор развития русской культуры последующих эпох. В эпоху Русского Просвещения  в философской мысли начинается формирование оригинальных мировоззренческих  концепций, рожденных из недр русского национального характера и мироощущения. Избрание на царство династии Романовых в 1613 году положило начало эпохи европеизации России, формирования социальных и культурных предпосылок Русского Просвещения. Реформы Петра Великого открыли новую страницу в российской истории, послужили толчком для дальнейшего развития образования, науки, искусства, общественно-политической мысли и философии. Это был объективный процесс, обусловленный закономерностями исторического развития всей европейской цивилизации, частью которой отныне и навсегда стала Россия.

В XVIII веке в российской общественно-политической и культурной жизни происходит мировоззренческий  раскол общества. Одна часть российского  общества органично приняла европейские  тенденции развития, а другая, хоть и осознавала неизбежность включения  России в общеевропейский культурно-исторический процесс, но все же всеми силами противостояла этому.

В европейской истории XVIII век —  период Нового времени, ставший поворотным пунктом в развитии всей современной  цивилизации. Зарождающиеся новые  общественные отношения положили начало эре великих научных открытий. Человек пытается понять устройство мира путем наблюдения за природой и осмысления ее законов. Он выступает в активной позиции интерпретатора природы, познающего ее законы. В эпоху Нового времени происходит отход от религиозных мировоззренческих канонов, секуляризация культурной и общественной жизни и распространение светских научных знаний. Параллельно расцвету естественных наук, бурное развитие переживает также философия.

Характерной особенностью всей культуры этого периода стало обращение  к человеку, познание его личности, осмысление роли и места человека в мироздании.

Культурный диалог с Европой  стал базой для дальнейшего развития философской мысли в России и  создания оригинальных мировоззренческих  концепций.

 

2. Становление философии как самостоятельного потока духовной жизни и профессиональной теоретической мысли:

 

а) Итак, в первой половине XVIII века ведущими тенденциями в общественной мысли России стали идеи европеизации и абсолютизма. Выразителями и проводниками этих идей в русском обществе стали представители “Ученой Дружины” Петра 1.

Одним из основных интеллектуальных наставников и лидеров петровской “Ученой Дружины” был выдающийся общественный деятель Феофан Прокопович (1677 – 1736). Прокопович — автор многих трудов, среди которых особое место занимают «Правда воли монаршьей» и «Духовный регламент». Работы эти явились своеобразной теорией обоснования государственной политики. Прокопович был твердо убежден в том, что общественное благополучие и стабильность может дать только наследственная монархия. Власть монарха для него — это воплощение суверенитета самого народа, который «отдал государю своему» свои права. Государство обязано обеспечивать мир, общественный порядок, истинное правосудие, развитие промышленности и торговли, необходимый уровень образованности. Просвещение является важнейшим фактором совершенствования общества, «всеобщая образованность улучшит нравы», преодолеет суеверие и невежество, «возвысит человеческое достоинство». В просветительской деятельности Прокопович ставил задачу распространения тех наук, объектом которых является природа.

В вопросах веры Прокопович придерживался  толерантности, полагая, что Библию следует понимать «не в буквальном, но в аллегорическом смысле». Его  восхищала логика, ибо она, обеспечивая  культуру мышления, освобождала разум  от ложных взглядов и пустой веры.

Самым крупным мыслителем «Ученой дружины» был  Василий Никитич Татищев (1686—1750), он был видным идеологом и проповедником просвещенного абсолютизма.

Он стал автором труда “История Российская” – первого капитального труда, посвященного отечественной  истории. Татищев занимал крупные  государственные посты, был образованным и просвещенным человеком, активно  проповедовавшим идеи “естественного права” и “общественного договора”, свободы и автономии личности. Однако эти идеи мыслились им исключительно в рамках абсолютизма. Татищев имел пантеистические философские воззрения, он рассматривал природу как комплекс божественных проявлений. Наиболее отчетливо свои философские взгляды он изложил в трактате под названием «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ». В этом труде он весьма оригинально классифицировал науки по принципу полезности: Татищев разделил науки на “нужные”, “любопытные”, “щегольские” и “вредные”.

К “нужным” он относил естественные науки, богословие, логику, медицину и  все предметы, которые способствуют физическому процветанию и материальному  благосостоянию. “Вредными” науками Татищев называл колдовство и гадание. “Любопытные” науки – это астрология, хиромантия и т.д., а к “щегольскием” наукам относились различные виды искусства.

Татищев попытался также дать политико-культурологическое осмысление петровским реформам, направленным на европеизацию России, в результате чего создал теорию «всемирного умопросвещения». Суть этой теории сводится к тому, что только развитие ума, то есть просвещение, может стать основой прогресса. Татищев выступает против противопоставления культур; он считает, что все культуры на земле едины, а более высокое развитие той или иной культуры не означает превосходства одного народа над другим. Уровень развития культуры он связывал с приобщением народа к наукам и философии, поэтому вся деятельность Татищева была направлена на просвещение российского общества.

Выдающийся писатель и дипломат Антиох  Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) открыл своим творчеством историю русской светской литературы. Он был членом “Ученой Дружины” и горячим поборником петровских реформ. Сатиры Кантемира носили социальный и политический характер, содержали критику нравов дворянства, были направлены против невежества и произвола помещиков и представителей церковной реакции. Свой личный идеал как писателя Кантемир определяет так: чистая совесть, беспристрастие, бескорыстие, изучение нравов, умение отличить вред от пользы.

      Кантемир углубил представления о философии, относясь к ней как к науке со строгой системой понятий и категорий. «Философия, – пояснял он, – слово греческое, по-русски любомудрие. Сим генеральным именем, разумеется, основательное и ясное знание дел естественных и преестественных, которое достигается прилежным рассуждением о тех делах». Освобождая философию от богословия, Кантемир выделил в ее структуре логику (словесницу – учение о правильных суждениях и доказательствах истины), нравственность (ифику – учение о «худых и добрых делах», правилах добродетели), физику (учение о познании причин «естественных» действий, вещей) и метафизику (учение  о душе, о духе, о Боге).

 

б) Под воздействием идей «ученой дружины» и при активнейшем участии Петра I в России начинает развиваться система образования, появляются первые музеи и публичная библиотека, вызревает идея создания своей Академии. В страну все чаще приезжают известные ученые. Складываются особая духовная атмосфера и культурная среда, позволившие раскрыться таланту М. В. Ломоносова (1711 – 1765).

Неоценимы его заслуги в отечественной науке и философии. Он стоял у истоков материалистической традиции в русской философии, утверждая, что в основе материи лежат мельчайшие частицы вещества, из которых и складываются все предметы и процессы. Согласно его корпускулярно-молекулярной теории строения вещества, материя есть нечто протяженное, непроницаемое и неделимое.

Важнейшими свойствами ее считаются  действие-противодействие, притяжение-отталкивание, движение-покой, которые трактуются как объективные. Движение характеризуется как проявление внутренней активности материи.

В теории познания великий ученый преодолевает односторонность европейского эмпиризма и рационализма и настаивает на синтезе этих принципов. «От эмпирической систематизации предметов внешнего мира, пишет он, человек идет к теории и логическому обобщению; основные ступени научного познания – эксперимент – математика – теория». Говоря о духовной жизни людей, Ломоносов считает, что она есть нечто большее, чем знание, это – целокупное единство веры, истины и красоты.

Философско-материалистические позиции  во многом повлияли и на отношение мыслителя к Богу, оно формировалось как деистическое. Будучи глубоко религиозным человеком, Ломоносов признавал, что в мире действует «предустановленная гармония» (в духе Лейбница, которого он почитал), данная свыше. Но возможности Бога ограничены: он – лишь великий «архитектор мира», создававший его законы: мир после этого развивается согласно этим законам самостоятельно, и задача науки – познать их. Таким образом, допуская Бога-творца, Ломоносов не наделял его сверхъестественными силами и возможностями. В отношениях между наукой и религией он придерживался теории «двойственности истины», по которой истины Священного Писания и истины науки рассматривались как равноправно существующие.

 

в) В самых истоках самостоятельной русской философии мы находим мыслителя, у которого все эти особенности идеологии русского Просвещения нашли себе ясное выражение. Главной целью философии Григория Сковороды (1722-1794) явилось отыскание подлинного смысла православия и осмысление сути человеческого бытия.

В мировоззрении и творческой деятельности Сковороды выделяют два периода: литературный (50-60-е гг.) и собственно философский (70-80-е гг.). Художественное наследие состоит из пятидесяти песен  и стихотворений. Как писатель-прозаик  Сковорода создал цикл басен под  общим названием «Басни Харьковские». Уже в поэтическом творчестве обнаруживается тяга Сковороды к  философской проблематике: изображаемые явления он сопровождает морально-этической  оценкой.

Согласно Сковороде, познанию мира присуща двойственность: есть познание, скользящее по поверхности бытия, а  есть познание «в Боге». Исходным Сковорода  считает чувственное знание, от которого нужно восходить к знанию духовному. «Если хочешь что-либо узнать в истине, - пишет он, - усмотри сначала во плоти, т.е. в наружности, и увидишь  на ней следы Божии, обличающие безвестную и тайную мудрость». Высшее познание, узрение «следов Божиих» дается через озарение духа, но оно доступно всем, кто способен оторваться от плена чувственности.

Путь к такому углубленному созерцанию бытия должен быть найден прежде всего  в отношении к самому себе. Самопознание открывает в людях два «слоя» бытия, т.е. телесно-психические переживания  и переживания, открывающие духовную жизнь, что позволяет увидеть  двойственность бытия. По мнению Сковороды, самопознание есть начало мудрости. «Не  измерив себя прежде всего, - замечает Сковорода, - какую пользу извлечешь  из знания меры в прочих существах? Кто может узнать план в земных и небесных материалах, если прежде не смог усмотреть в плоти своей?».

В своем философском развитии Сковорода  совершил определенную эволюцию, связанную  как с внутренними психологическими причинами, так и с преодолением трудностей теоретического характера. От морализаторских идей он движется в направлении обоснования цельного этического учения, в центре которого находятся идеи счастья, единства человека и природы, «сродного» труда и  др. Философской основой его учения является концепция «двух натур», которая находит точную и четкую формулировку в трактате «Икона Алкивиадская». Поскольку, по убеждению Сковороды, все философские проблемы наиболее ярко проявляются в человеке, то на его примере он и решает их. Все существующее, по мнению мыслителя, обладает двумя «натурами»: видимой, доступной ощущениям, и невидимой, внутренней, доступной интеллектуальному  созерцанию. Сковорода уделяет много внимания характеристике «видимой натуры», или материи, ее разнообразнейших проявлений и свойств. Последние обусловливаются «натурой» невидимой. Иными словами, материи (внешней видимой «натуре») противостоит форма («натура» невидимая).

Форма, или идея, согласно Сковороде, является первоосновой материи, определяет ее развитие: рождение, становление, расцвет, отмирание, переход из одного состояния  в другое. Вечная по своей сущности духовная форма (Бог) обусловливает  вечность и неуничтожимость материи. Философ снимает вопрос о Боге как о каком-то сверхъестественном существе, руководящем миром на основе безграничного своеволия. Принципиальным свойством Бога является его соответствие субстанции и субстрату природы, законам ее развития. Отсюда Сковорода  приходит к отрицанию чудес, играющих, как известно, важную роль в христианском учении. Такое понимание Бога, отождествляемого с природой, получило в философии  название пантеизма.

Информация о работе Русская философия XVIII века