Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:03, реферат
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными
чертами русской философии
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Основные этапы русской философии:
Период зарождения
древнерусской философии и
Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как:
Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы. С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток
на особенности древнерусской
Философские идеи Киевской Руси
Русь восприняла две византийские философские традиции.
канонизированных христианских
морально-назидательных
Представители:
1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.)
В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:
· вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;
· значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и великокняжеской власти;
· проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия иподходит к пониманию познания с позиции рационализма.
2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.
В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:
· власть – ответственность;
· долг – справедливость;
· каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;
· к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:
· Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”.
Вывод:
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Среди видных философов данного периода:
• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва;
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосифлян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум - за сохранение старых обрядов;
• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
Выводы:
Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)
Основные этапы развития философии в этот период.
1. Ученая дружина Петра I.
-Василий Никитич Татищев (1686- 1750)
-Феофан Прокопович (1681- 1736)
-Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744)
-Иван Тихонович Посошков (1652- 1726)
Идеи:
-отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания.
-разработана первая в России классификация наук.
-отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной .
-Бог -совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления.
-в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом.
-разработали философскую терминологию на русском языке.
2.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший
представитель механического материализма.
Идеи:
-Он придерживался идеи и принципов атомизма.
3. Григорий Саввич Сковорода (1722- 1794)
Родоначальником русской философии большинство исследователей считает Г.С. Сковороду.
Философия Г.С. Сковороды носит прежде всего этическую направленность:
Основная тема:
-познание человека, его
души, стремлений, желаний, поступков.
Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии - путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-европейской рассудочностью и восточно-христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.
4. Русские просветители 2-ой половины 18 века.
Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. (Кстати этот «Наказ» был запрещен в дореволюционной Франции, как чересчур либеральная книга). Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции).
Вывод:
1. Русское Просвещение
создало самобытную
2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего.
3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.
Характеристика философии 19 века.
1. 19 столетие по
праву называют «золотым веком»
2. В это время
философская мысль развивалась
в значительной мере внутри
художественной литературы. Философия
и литература 19 века образовали
весьма оригинальный и
Русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:
1) философия тотальности (коллективности, целостности)
2) философия индивидуальности.
«Славянофильство» и «западничество».
1) Славянофильство:
Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада,самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).
Славянофилы:
-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)
-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)
-Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)
Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.
Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:
-Критика западной цивилизации
как якобы «безбожной»,
-Православие - духовная
основа русской нации,
исторического процесса;
-Монархия - идеальная форма государственного устройства
России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;
-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа
общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;
-Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного
(«хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание,
соединение всех сил ради общего дела.
-Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.
2) Западничество:
В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.
Западники:
-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)
-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)
-Николай Гаврилович