Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными  чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма  выражения философских мыслей —  художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• широкое распространение  в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

• проблема человека;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России  между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

Основные этапы  русской философии:

  • период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
  • философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
  • Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)
  • русская и советская философия XX в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской  философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Принятие Византийского  православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию  не подчинились, они его оязычили, так как:

Славянам была чужда русская  психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы. С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.

Все это наложило отпечаток  на особенности древнерусской философии

Философские идеи Киевской Руси

Русь восприняла две византийские философские традиции. 

    1. Объяснение мироздания  и истории исключительно на жестко

канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;

    1. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью

     Представители:

1.      Киевский митрополит Илларион (Х1в.)

В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:

·         вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;

·         значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и  великокняжеской власти;

·         проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия иподходит к пониманию познания с позиции рационализма.

2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.

В своих “Поучениях”  оставил потомкам нравственные заветы:

·         власть – ответственность;

·         долг – справедливость;

·         каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

·         к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.

     3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.

В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:

·           Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”.

Вывод:

  1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, настороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.
  2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.
  3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного  Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

  1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.
  2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
  3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.
  4. Окончательно оформляется крепостное право.
  5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.

Среди видных философов  данного периода:

• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва;

• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);

• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум - за сохранение старых обрядов;

• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

Выводы:

  1. В рамках первого периода русской философии  сформировались три важнейших идейных  потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.
  2. Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и  отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались  постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства.
  3. Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии.

Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)

Основные этапы развития философии в этот период.

1. Ученая дружина Петра I.

-Василий Никитич Татищев  (1686- 1750)

-Феофан Прокопович (1681- 1736)

-Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744)

-Иван Тихонович Посошков (1652- 1726)

 Идеи:

-отстаивали необходимость  независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания.

-разработана первая в  России классификация наук.

-отстаивали гелиоцентрическую  теорию, учение о бесконечности  вселенной .

     -Бог -совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления.

-в теории познания: критерии  истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом.

-разработали философскую  терминологию на русском языке.

2.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший

представитель механического  материализма.

     Идеи:

-Он придерживался идеи  и принципов атомизма.

3. Григорий Саввич Сковорода (1722- 1794)

Родоначальником русской  философии большинство исследователей считает Г.С. Сковороду.

Философия Г.С. Сковороды  носит прежде всего этическую направленность:

     Основная тема:

-познание человека, его  души, стремлений, желаний, поступков.                         -соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей.

     Г.С. Сковорода  первым указал путь дальнейшего развития русской философии - путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-европейской рассудочностью и восточно-христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.

4. Русские просветители 2-ой половины 18 века.

Отечественная философия  эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. (Кстати этот «Наказ» был запрещен в дореволюционной Франции, как чересчур либеральная книга). Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции).

Вывод:

1. Русское Просвещение  создало самобытную национальную  философию, которая по сущности  своих идей, по своей духовности  стояла на уровне общемировой  философии

2. Оно породило феномен  светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего.

3. Отход от церкви не  означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.

Характеристика  философии 19 века.

1.   19 столетие по  праву называют «золотым веком»  русской философии. Это был  классический период в истории  русской философской мысли, эпоха  универсализма (многообразие) в ней  (западники и славянофилы, радикалы  и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

2.   В это время  философская мысль развивалась  в значительной мере внутри  художественной литературы. Философия  и литература 19 века образовали  весьма оригинальный и нерасторжимый  синтез, ставший прочной традицией  отечественной духовной культуры.

Русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:

1) философия тотальности  (коллективности, целостности)

2) философия индивидуальности.

«Славянофильство» и «западничество».

   1) Славянофильство:

Сущность славянофильства  определялось идеей «несхожести» России и Запада,самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).

     Славянофилы:

-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

-Алексей Степанович Хомяков  (1804-1860)

-Константин Сергеевич  Аксаков (1817-1860)

Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.

     Все основные  идеи славянофилов тяготеют к  полюсу тотальности:

-Критика западной цивилизации  как якобы «безбожной», низменной,  бездушной.

-Православие - духовная  основа русской нации, подлинный  двигатель

исторического процесса;

-Монархия - идеальная форма  государственного устройства

России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;

-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа

общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;

-Соборность - выражение коллективного  духа россиян, их общинного

(«хорового») начала в  образе жизни. Соборность есть  собирание,

соединение всех сил ради общего дела.

-Русский народ - это  особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.

   2) Западничество:

В полемике со славянофилами  складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.

     Западники:

-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)

-Виссарион Григорьевич  Белинский (1811- 1848)

-Тимофей Николаевич  Грановский (1813- 1859)

-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)

Информация о работе Русская философия