Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

Были выразителями идеи единого  общемирового прогрессивного развития.

1.Они активно выступали  за европеизацию страны, т.е. ликвидациюфеодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

2.Считали религию и  церковь тормозом общественного  прогресса.

3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.

4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.

5.В социальной сфере  они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

В результате идейных исканий  путей развития России в середине 80-х г.г. 19

столетия в русской  философии образуется два мощных направления:

     1-й: Русский  религиозный ренессанс конца  19 - начала 20 века.

     2-й: Русский  Марксизм.

   1-е направление: Русский «религиозный Ренессанс» (русское богоискательство).

   Логика развития мысли неотвратима: сперва славянофильство породило религиозное реформаторство, а последнее, в свою очередь, породило русское богоискательство, т.к. необходимо было новое откровенное о человеке, новое религиозное сознание Это направление было самым плодотворным как по числу последователей, так и по объему и разнообразию созданных произведений.

   2-е направление:  Русский марксизм.

В середине 80-х гг. 19 столетия народничество, вследствие массового разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в настоящую теорию.

1. Ортодоксальный марксизм.

Возникновение марксизма  в России связывают с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова (1858- 1918).

-он посвятил большинство  своих трудов историко- философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории , т.к. считал что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом;

-определил основы религиозного  и эстетического мировоззрения  людей;

-разработал учение о  роли народных масс и личности  в истории.

2. «Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х гг. разошлись с ними по вопросам:     -неприятия насильственных средств борьбы;

-в теории- *неприятием подавления личности обществом

*несогласием с идеями  «воинствующего» материализма и  атеизма.

3. Философия большевизма.

Прежде всего, связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924).

   Выводы:

1. В целом русская философия  19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

2. В противоборстве идей  славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма-ленинизма.

Философская мысль в советский период.

В советский период отечественной  истории (1917- 1991 гг.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии. В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться  марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Философия постепенно превратилась в служанку политики.

Основные этапы философии в СССР.

1-й этап с 1922 - 1930 гг.

Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».

2-й этап  1930 - 1953 гг. Сталинский.

Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма. В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.

3-й этап 1953 - 1991 гг.

Явное оживление философской  мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до этого:

-с 1956 г. философию преподают  как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;

-в 1958 г. - возникает ещё  один философский журнал «Философские  науки»;

-с конца 50-х гг. Советские  философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.

Выводы:

1. Диалектико - материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение. Приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков.

2. Сегодня в России  философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.

Общий вывод:

1. Русская философия - это живой и динамичный организм. Она имеет сравнительно не долгую историю, но тем не менее, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли.

2. Русская философия несёт  на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировоззрения, т.е. она является одним из ресурсов ретроспективного портрета народа.

3. Философские концепции  отечественной философии всегда были связаны с конкретными социально- политическими обстоятельствами в стране.

4. В русской философии  никогда не было «голого» копирования западных философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения .

5. Русская философия в  своей основе высоконравственна. Нередко нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Болотоков В.К., Куленков А.М. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины 20 в. М., 2002.  
  2. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 2002. 
  3. Гриненко Г.В. История философия. Учебник. М., 2004
  4. Спиркин Ф.Г. Философия. Пособие для вузов. - М, 1998.
  5. http://studfilosed.ru/konspekt-lektsij-po-filosofii/238-obshhaya-xarakteristika-russkoj-filosofii.html

Информация о работе Русская философия