Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления.

Содержание работы

1.Основные понятия.
2.Вступительная часть
1. Становление, особенности и этапы развития русской философии
2. Философия русского Просвещения XVIII в.
3. Славянофилы и западники
4. Русская философия второй половины XIX - начала XX вв.
5. Философия русского космизма
Заключительная часть (подведение итогов)

Файлы: 1 файл

реферат по Философии.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)


Московский  Институт Права

 

 

 

Дисциплина: Философия

 

Реферат

по теме: «Русская философия»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Студент группы :ГМ-111,

Королёв Артём .

 

 

Москва

2011

План

1.Основные понятия.

2.Вступительная часть

1. Становление,  особенности и этапы развития  русской философии

2. Философия  русского Просвещения XVIII в.

3. Славянофилы  и западники

4. Русская философия  второй половины XIX - начала XX вв.

5. Философия  русского космизма

Заключительная  часть (подведение итогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия:

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.

Метафизика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона( в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями).

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

История познания начинается с выделения в природе  чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это  общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики.

Принцип Диалектики – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,  принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

 

 

 

 

формы познания-???????????????,

 

 

 

 материализм- (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Идеализм- Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

 

Идеализм утверждает первичность  идеального духовного по отношению  к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его  употребил Лейбниц, говоря о философии  Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

 

 

 

 

 

 

Требования  к оформлению реферата: объем 10-15 с., включая титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение (выводы), список использованной литературы; интервал между строк 1-1,5; размер шрифта 14, шрифт Times New Roman, нумерация страниц.

Структура реферата:

- титульный  лист;

- план  работы (2-3 вопроса, 1 стр.);

- введение (актуальность темы, цели, задачи  работы, 1 стр.);

- основная  часть (раскрытие вопросов, в конце каждого вопроса краткие выводы, 12 стр.);

- заключение (формулирование обобщенных выводов  по результатам изучения темы, 1 стр.);

- список  использованной литературы (1 стр.).

Приветствуется: творческий характер написания, изложение  исторических примеров, фактов, личного опыта, рассуждений, выявление закономерностей, противоречий, статистических данных, цитирование, ссылки на мнения ученых, нормативные правовые акты, мировой опыт и т.д.

Электронная почта для возможной отправки реферата pawserezha@yаndex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Русская Философия

 

Русская философия — собирательное  название философских концепций  русских мыслителей.

Старейшими сохранившимися письменными памятниками русской  философской мысли считаются:

«Речь Философа», 986 год;

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, 1051 год.

 

Содержание 

1 Характерные черты и  предмет русской философии

2 Основные школы русской  философии

3 Михаил Васильевич Ломоносов

4 Пётр Яковлевич Чаадаев

5 Лев Николаевич Толстой

6 Федор Подшивалов

7 Владимир Сергеевич Соловьёв

8 Критика

9 См. также

10 Ссылки

11 Литература

 

Характерные черты и предмет  русской философии

 

По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

 

Предметами философского поиска русских мыслителей были:

Проблема человека;

Космизм (восприятие космоса  как единого целостного организма);

Проблемы морали и нравственности;

Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

Проблема власти;

Проблема государства;

Проблема социальной справедливости;

Проблема идеального общества;

Проблема будущего.

[править]

Основные школы русской философии

Историческая философия  П. Я. Чаадаева;

Философия западников и славянофилов — А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;

Ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федоров, К. Н. Леонтьев;

Философия Ф. М. Достоевского;

Философия Л. Н. Толстого;

Революционно-демократическая  философия — Н. Г. Чернышевский, народники  Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, анархист П. А. Кропоткин, марксист Г. В. Плеханов.

Философская антропология —  Николай Николаевич Страхов

Либеральная философия —  В. С. Соловьёв.

Русская религиозная философия  — С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский;

Философия космизма — Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский;

Философия «русского зарубежья» — Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н. А. Бердяев;

Михаил Васильевич Ломоносов

Основная статья: Михаил Васильевич Ломоносов

 

Значительное место в  истории русской философии занимает Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Область его интересов чрезвычайно широка. Его интересовали как естественно-научные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология. На его взгляды повлияли такие великие философы, представители механистического мировоззрения, как Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. Примечательно, что Ломоносов прослушал курс философии у Х. Вольфа.

 

Ломоносов развивал идеи «корпускулярной  философии», говорил, что тела состоят  из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.

 

Взглядам Ломоносова в  объяснении явлений в окружающем мире свойственен деизм. «Нерассудительный  математик, ежели он хочет Божескую волю вымерить циркулем. Таков же и  богословия учитель, если он думает, что  по псалтыре научиться можно астрономии или химии.» Являлся одним из приверженцев просветительских взглядов.

[править]

Пётр Яковлевич Чаадаев

Основная статья: Пётр Яковлевич  Чаадаев

 

В философских взглядах Петра  Яковлевича Чаадаева (1794—1856) присутствовал  дуализм. Материальный мир он представлял состоящим из частиц и считал, что для его описания необходима логика. В мире же духовности господствует откровение. Пространство и время понимались Чаадаевым в духе распространенного в то время механицизма.

 

Человека Чаадаев рассматривал как единство физического и духовного, совокупность необходимости и свободы. На основе понимания соотношения двух последних характеристик он сформулировал принципы исторической философии, взгляды на которую у него изменялись на протяжении всей жизни. Если в начальный период идея единения российского народа с другими народами выступала у него в императивной форме, то позже он уже стал рассматривать оторванность России от остального мира как преимущество. Реальная политическая ситуация в России, связанная с усилением абсолютизма, настраивала Чаадаева на резко критический лад. В конце концов его объявили сумасшедшим и запретили публиковать свои работы.

[править]

Лев Николаевич Толстой

Основная статья: Лев Николаевич Толстой

 

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой (1828—1910). На его философию оказали влияние взгляды Канта, Руссо, А. Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделяли многие современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди считал его своим учителем.

 

В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

 

 

Федор Подшивалов

Основная статья: Федор Подшивалов

 

Фёдор Подшива́лов — русский  крепостной философ первой половины XIX века.

 

По рождению и всю жизнь  этот человек был крепостным и  неоднократно продавался одним хозяином другому. Многократно бывал избит  и унижен, голодал. Работал на фабрике, затем стал высококлассным поваром-кондитером. В то же время, благодаря тому, что некоторые из хозяев Фёдора были офицерами армии и состоятельными аристократами, посетил вместе с ними Францию и Швейцарию. Много читал, хотя это и считалось серьезным проступком, за которым следовали побои. В оригинале читал по-французски, сам научился работать с источниками. В конце жизни, когда о его идеях узнали, допрашивался политической полицией, проживал под надзором в монастыре.

 

Написал книгу «Новый свет и законы его» (написал менее чем за месяц, боясь умереть от болезни до окончания труда). Страстно выступал против крепостного права и христианства, в его понимании — жестокой религии подчинения и унижения. Возможно, был первым русским философом-атеистом.

 

«…Ведь тут тягость, кажется, небольшая, сказать, что не верую больше Христу и его святым, и матерям божиим и исполнить, что сказал. …» — писал Фёдор Подшивалов.

Владимир Сергеевич Соловьёв

Основная статья: Владимир Сергеевич Соловьёв

Современники называли Владимира  Сергеевича Соловьёва (1853—1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Информация о работе Русская философия