Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:19, реферат
Русская философия: традиции и особенности.
Философия России - органичная часть всемирной философии. Проблемы, которые она рассматривает, тесно связаны с постановкой и теоретическим решением проблем мировой философии. Вместе с тем история философии России свидетельствует о самобытных подходах и путях решения этих проблем, опирающихся на национальные культурные традиции. Не зная , как развивалась философская мысль в России, невозможно в полной мере понять историю русского народа, особенности формирования его духовного мира, его культуры и традиций.
Ряд ученых в развитии и становлении философии в России выделяют три периода: первый – становление и развитие философской мысли в Киевской Руси; второй – философия эпохи Просветительства; третий – период русской философии конца XIX - начала XX столетия. Соглашаясь с такой периодизацией, наверное, следует дополнить ее четвертым и пятым периодами. Четвертый период – с 20-х годов XX в. до конца 80-х годов XX в. - философия советского периода, а также философия российской диаспоры за рубежом. Пятый период – формирование современной русской философии конца XX – начала XXI в.
1 Особенности русской философии 1
2 Русская религиозная философия 9
3 Основные представители 14
Список используемой литературы 22
|
||
1 |
Особенности русской философии |
1 |
2 |
Русская религиозная философия |
9 |
3 |
Основные представители |
14 |
Список используемой литературы |
22 |
1. Русская философия: традиции и особенности.
Философия России - органичная часть всемирной философии. Проблемы, которые она рассматривает, тесно связаны с постановкой и теоретическим решением проблем мировой философии. Вместе с тем история философии России свидетельствует о самобытных подходах и путях решения этих проблем, опирающихся на национальные культурные традиции. Не зная , как развивалась философская мысль в России, невозможно в полной мере понять историю русского народа, особенности формирования его духовного мира, его культуры и традиций.
Ряд ученых в развитии и становлении философии в России выделяют три периода: первый – становление и развитие философской мысли в Киевской Руси; второй – философия эпохи Просветительства; третий – период русской философии конца XIX - начала XX столетия. Соглашаясь с такой периодизацией, наверное, следует дополнить ее четвертым и пятым периодами. Четвертый период – с 20-х годов XX в. до конца 80-х годов XX в. - философия советского периода, а также философия российской диаспоры за рубежом. Пятый период – формирование современной русской философии конца XX – начала XXI в.
Философская мысль Киевской Руси.
Киевская Русь – первое восточнославянское
государство, в котором в границах
духовной культуры осуществлялось становление
отечественной философской
Можно лишь с уверенностью сказать, что в истории отечественной культуры принципиальное значение имел процесс христианизации Киевской Руси (988г.).Следствием победы христианства было проникновение античных и средневековых философских идей на Русь через Византийскую империю и соседнюю Болгарию. Это время и является началом развития философской мысли в Древней Руси.
Второй важной предпосылкой возникновения, распространения и развития философских идей в Киевской Руси являлась письменность. Историки считают, что письменность на Руси появляется сразу же после создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием, т. е. с начала X в. , а получает развитие и распространение с середины X в. Об этом свидетельствуют, например, тексты договоров, заключенных князьями Олегом и Игорем в 907,911,944гг. Они составлялись на греческом языке, сразу же переводились и писались по – русски .
Важным этапом в зарождении философской мысли в Киевской Руси является формирование литературно-письменного языка, когда после введения христианства начинается массовый перевод богословских книг.
Первое место среди
Широкое распространение в Древней Руси получили сборники высказываний и афоризмов древнегреческих и римских философов. Одним из них был сборник «Пчела» , в котором были помещены отрывки из философских произведений Платона, Аристотеля, Сократа, Пифагора, Демокрита, Эпикура, Анаксагора и других мыслителей. Благодаря таким произведениям, как «Повесть о царевиче Иосафе» и «Повесть об Акире премудром», Древняя Русь познакомилась также с философской мыслью средневекового Востока.
В XI-XII столетиях появляются и оригинальные произведения древнерусских авторов. Мыслители, писатели, публицисты были не только среди лиц духовного звания, хотя они и преобладали в средневековый период.. Значительным культурным деятелем Киевской Руси среди мирян, без сомнения, являлся князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), автор «Поучения» - одного из немногих текстов, в котором представлен этический кодекс поведения мирян. Мы перечислили основные памятники письменной культуры Киевской Руси. Эти работы позволяют говорить об особенностях, составляющих основу философской культуры Киевской Руси. Какие же это особенности?
Во-первых , для философской культуры Киевской Руси характерен синкретизм, т.е. нерасчлененность. Это означает, что в культуре древней Руси не существовало еще разделения между сферами духовной деятельности человека. Любое из произведений той эпохи для нас является одновременно памятником и истории, и литературы, и философии.
Во-вторых, для философской мысли той эпохи характерно многообразие подходов к решению тех или иных проблем. Она развивается не как монолог, жестко определенный рамками православной догмы, а как полифония (многоголосие) различных позиций.
В-третьих, для философской мысли того периода характерна теистичность, т.е. развитие под эгидой церкви, церковного мировоззрения. Однако, будучи теистичной,она не была теологичной. Как это понимать?
Дело в том, что древнерусские книжники были более не теологами, не религиозными проповедниками, а политиками. Их беспокоили, прежде всего социально-политические и этические проблемы. Вместе с тем их работы создавались под большим влиянием религиозной идеологии. Поэтому философская культура того периода теистична, но не теологична.
В-четвертых, характерна этизация – рассмотрение любых проблем с позиции этики: через конфликт сил добра и зла.
В-пятых, для философской
мысли периода становления
Какие же философские вопросы волновали киевских «книжников»?
Древние русичи старались ответить на вопрос: что есть философия? Их волновал комплекс проблем, который затрагивал мироздание. Они стремились выяснить глубинные источники человеческой истории, найти ответ на вопрос: «Откуда пошла земля Русская?» Их привлекали загадки человеческого бытия. Напряженный поиск ответов на эти и подобные им вопросы составлял содержание философской мысли Киевской Руси. Итак, можно утверждать, что уже в эпоху развития Киевской Руси были заложены основы философского мышления, сформулированы некоторые понятия и категории философии. Усвоены и творчески приспособлены к древнерусской действительности элементы византийской, а через нее греческой и восточной философской культуры.
Дальнейший распад Киевского государства, междоусобицы, перенесение посредством обмана в 1169 г. епископом Федором митропольной кафедры в город Владимир отрицательно повлияли на развитие духовной культуры и философской мысли на Руси. Однако впереди у Руси были еще большие беды – татаро-монгольское иго, остановившее ее развитие на сотни лет.
Итак, завершая рассмотрение этого вопроса, можно сделать следующие выводы.
1)Древнерусский народ вместе с другими народами Европы стоял у колыбели европейской цивилизации. Киевская Русь была одной из наследниц и хранительниц идейного богатства античного мира.
2) Главными источниками распространения образованности и философии в Древней Руси, как и в Западной Европе, были монастыри, в которых учили грамоте, переписывали и сохраняли рукописи. Из стен монастырей вышли видные представители древнерусской философской мысли [1].
В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: предфилософии и философии.
Период предфилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. В понимании предыстории русской философии не следует, видимо, руководствоваться традиционными мерками, а нужно учитывать ее специфику. К древнерусской философской мысли не подходит определение философии как научного знания. Как вид духовной деятельности она носила прежде всего нравственно-эстетический характер, тогда как современная философия несет в себе весьма значительные теоретические и формально-логические начала. В этом последнем смысле русская философия до XVIII столетия действительно не существовала, но это обстоятельство не является основанием для отрицания наличия философской мысли вообще. Под термином "древнерусская философия" следует понимать не сложившуюся теоретическую систему, а совокупность идей, образов и концепций философского порядка, содержащихся в памятниках культуры X-XVII вв. [2]
Существенную роль в распространении философских идей в Древней Руси сыграли "Изборники", которые составлялись из сочинений византийских и греческих мыслителей. Так, "Изборник" (1073), сборник Святослава, включал около 200 глав из произведений более 20 авторов. В нем разъясняются такие понятия, как "сущность" и "естество", "различие", "имение", "количество", "отношение", "противоречие" и др. "Изборник" считается первым логико-философским трактатом в древнерусской литературе.
Таким образом, переводные источники,
обогащенные многовековыми
На формирование русской философии оказывали влияние не только иностранные источники. Наряду с ними развивалась и отечественная оригинальная мысль. В литературных национальных памятниках XI-XIV вв. ("Повесть временных лет", "Русская правда", "Слово о полку Игореве", "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" и др.) приводятся не только интересные сведения о гражданской истории, но и наблюдения и размышления об особенностях, характере и своеобразии миросозерцания людей того времени. Авторы этих произведений, несмотря на свою приверженность богословию и веру в различные языческие предрассудки, проявляют глубокий интерес к явлениям мира, стремятся понять и познать окружающее и происходящее.
Рассматривая многие вопросы, в частности вопрос о происхождении Руси и русского народа, стремясь к объяснению причин тех или иных явлений природы, исторических событий, авторы пытаются осмыслить их философски, обнаруживают элементы рационально-теоретического мышления. Это особенно четко и ясно просматривается в работах первых выдающихся представителей русского православия и русской мысли Илариона Киевского, Климента Смолятича, Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Даниила Заточника и др.
Несмотря на то что сочинения их являются богословскими, они вместе с тем своим содержанием и проблематикой выходят за рамки чисто религиозной тематики. Так, в "Слове о Законе и Благодати" Илариона представлена картина мировой истории в ее развитии. Осмысливая масштабы человеческой истории, Иларион выделяет три стадии: языческую, иудейскую и христианскую. Автор пользуется библейскими образами, однако они не просто применяются для раскрытия, истолкования смысла богословских догм, а символизируют характерные особенности исторических периодов.
В творчестве первых отечественных богословских мыслителей существенное место занимают проблемы социальной справедливости, рационалистические и гуманистические идеи о праве человека на утверждение в зависимости от ума, личных качеств, а не по признаку богатства. "Не смотри на внешний мой облик, но узнай мои внутренние качества. Ибо я одеждой беден, но разумом богат; юн возрастом, но стар смыслом... Ибо нищий, но мудрый - как золото в грязном сосуде; а лишенный ума богач - как подушка в наволочке из дорогой ткани, но соломой набитая", - так писал в своем "Молении" Даниил Заточник.
Первые русские мыслители проявляют высокий необыденный интерес к человеку, удивляются его мудрости и таинству его бытия. "Что такое человек, как подумаешь о нем?.. И этому чуду дивимся, как из земли создав человека, как разнообразны человеческие лица, если и всех людей собрать, не все они на одно лицо, но каждый на свой облик, по божьей мудрости". Эти размышления Владимира Мономаха о природе человека находят свое продолжение в его этическом учении. Можно сказать, что он впервые в Древней Руси изложил некоторые основные житейские нормы морали, которые не потеряли своей нравственной ценности и сегодня. Вот лишь отдельные из них: "Старых чти, как отца, а молодых, как братьев"; "Не ленитесь, ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну"; "Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело"; "Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не одарив его добрым словом"; "Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь"... [3]
В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало "чистых" философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.
Русское мышление не чурается систематического
и понятийного познания вообще, однако
считает его недостаточным для
получения полной и живой картины
действительности. Для него характерен
интуитивизм, который лучше всего
достигается через образно-
Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность (во всяком случае, на отдельных этапах), как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя "усвоение" чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития[4].