Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:21, доклад
Русская Философия - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования восходят к древне-киевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Наряду с евангельским вероучением, главным источником и проводником философских идей на русской почве становится патриотическая литература и, прежде всего, учения восточных отцов Церкви.
Русская философия
Ру́сская филосо́фия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Её зарождение относят к X веку.
Русская
Философия - часть мировой философии,
обладающая значительным историческим,
содержательным и идейным своеобразием.
Первые опыты русского философствования
восходят к древне-киевской эпохе
и связаны с принятием
Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси.
Этапы русской философии:
1.Философские воззрения в Древней Руси, начало русской философии.
Безусловно, что пробуждение философских интересов на Руси появляется вместе с византийским христианством , пришедшем к нам в X веке. После Крещения Руси языческие взгляды на бытие и окружающий мир принципиально изменяются:
Бог как
высшая сущность нематериален, божественный
мир считается «высшей
Считается,
что начало русской философии
связано с возникновением на Руси
письменности и литературы, а одним
из первых философов принято считать
митрополита Иллариона
Философские мысли своих предшественников развивает Кирилл Туровский (XII век), продолжающий рассуждения о истине и нравственности. Он утверждает, что тело первична, а душа вторична, ибо бог создал их в такой последовательности, и вводит понятие «стройный разум»- систему знаний о Боге и мире. Таким образом, в отличие от запада, тема христианства в древней Руси развивается не в направлении доминирования духовной власти над светской, а в направлении усвоения государством христианских принципов.
Влади́мир Все́володович Монома́х (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ[1]) Мономахъ; в крещении Василий; 1053 —19мая 1125) — князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
Кири́лл (Кирилла) Ту́ровский (1130, Туров, Туровское княжество — около 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя.
2.Славяно-греко-латинская Академия, ее вклад в культурную и духовную жизнь России.
История русской философии была бы неполной без упоминания о Славяно-греко-латинской Академии- первом учебном заведении, стандарт которого соответствовал европейским университетам. С одобрения царя Федора она была создана просветителем Симеоном Полоцким и его учеником Сильвестром Медведевым в 1687 году. В ней преподавали греки братья Лихуды, прибывшими в Москву с рекомендациями Восточных Патриархов, а обучалась молодежь всех сословий. Среди выпускников академии были: М. Ломоносов, заложивший основы русской материалистической традиции, поэт и мыслитель А. Кантемир, математик Л. Магницкий. Академия стала «кузницей кадров» не только для церкви, но и для «государевой службы».
Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629 — 25 августа 1680) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
3.Этапы развития русской философии XVIII века.В истории русской философии XVIII века можно выделить 2 этапа:Философские воззрения эпохи Петровских реформ. И обусловленное реформаторством развитие материалистических и социально- политических взглядов середины и конца века.
Представители эпохи реформ- Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев – уделяли внимание вопросам устройства монархии, нерушимости «государевой власти» и ее божественности, проблеме нравственных ценностей. Прокопович, сподвижник Петра, отстаивал пользу наук, просвещения, обличал невежество и псевдоученность. Кантемир в своих сатирах высмеивал пороки общества и человека , он же ввел в русский язык многие философские термины. Основой мировоззрения Татищева стала идея естественного права, религии, морали, а цели, к которой, по его мнению, нужно стремиться «равновесие душевных сил», достигаемое с помощью «полезной» науки.
Архиепископ Феофа́н) — епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник, государственный деятель, выдающийся писатель и публицист, поэт, сподвижник Петра
В русскую философию XVIII века огромный вклад внес М.В.Ломоносов, сторонник механистического материализма, основатель русской материалистической традиции, выдвинувший теорию корпускул, мельчайших частиц, из которых состоит вещество. В этот же период русская философия обогащается трактатами «русского Сократа» — педагога и просветителя Г.С.Сковороды, взгляды которого отличаются самобытностью и оригинальностью. В его учении присутствуют черты мистицизма и рационализма, а философские воззрения близки к пантеизму. Он «странствующий философ», просвещающий и наставляющий своих учеников и слушателей. Под влиянием идей французского Просвещения начинается «золотой век» Екатерины II. Вдохновленный ими материалист и сторонник «естественного права» А.Радищев говорит об идеях «естественного» жизнеустройства, резко критикуя царящую в России несправедливость, которую видит в существовании крепостного права. Разделяя взгляды философов Просвещения, Радищев полемизирует с Руссо, считая ошибочным противопоставление природы и человека. Его идеи оказывают значительное влияние на свободомыслящих дворян XIX века.
русский поэт-сатирик
и дипломат, деятель раннего русского
Просвещения. Младший сын молдавского
господаря Дмитрия
4. Русская философия XIX века.
История русской философии с началом XIX века вступает в свой новый период. Начинаются новые этапы развития русской философии, она усложняется, появляются новые направления и школы, возрастает влияние профессиональной философской мысли. Создается первый философский кружок, получивший название «Общество любомудров», который организовывают «архивные юноши» — молодые люди, служащие в архиве Коллегии иностранных дел. Среди них - В.Одоевский. А.Кошелев. Д.Веневитинов. Кружковцы интересуются трудами немецких философов, на основе идей идеалистической диалектики пытаются создать собственное «наукоучение», разрабатывают новые литературные формы и интересуются политической жизнью страны. В конце 1825 года кружок прекращает свою деятельность. В России поднимаются проблемы особенности ее исторического развития и национального самосознания. Впервые о них заговорил Петр Чаадаев, «христианский философ» и автор «Философических писем», в которых он обозначил идею российской самобытности, положив тем самым начало расколу в русской общественной мысли. Спор о месте России в мире, о ее социальном идеале привел к возникновению двух течений, известных как западники и славянофилы. Пётр Я́ковлевич Чаада́ев— русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.
5. Западничество и славянофильство: единство в противоположности.Славянофилы (Хомяков. Самарин, братья Аксаковы и др.) настаивали на особом, «русском пути» развития, критиковали западную цивилизацию, почитали православие, а в качестве формы государственного устройства называли монархию. Они идеализировали допетровскую Русь, считая ее соборной. Свобода человека виделась славянофилам как следование и подчинение абсолютным ценностям - церкви, государству, общине. Западники (Грановский. Анненков. Тургенев и др.) выступали за европеизацию России, ее развитие по буржуазному пути. В большинстве своем они придерживались атеистических взглядов, были рационалистами и позитивистами и считали, что главной ценностью общества является человек и его свобода. С идеями западников соглашался философ и писатель А.Герцен, гегельянец и «вольнодумец», критиковавший русскую действительность и разделявший революционные идеалы Европы, разочаровавшийся затем в «западном прогрессе» и, подобно славянофилам, обративший взор на крестьянскую общину. Герценовскую теорию «русского социализма» развил Н.Огарев, однодумец писателя, вместе с ним издававший еженедельник «Колокол».
«Ко́локол» — первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии в 1857—1867 годах.
Ива́н Серге́евич Турге́нев (28 октября [9 ноября] 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа [3 сентября] 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Считается одним из классиков мировой литературы.
Ю́рий Фёдорович Сама́рин (21 апреля [3 мая] 1819, Петербург, Российская империя — 19 [31] марта 1876, Берлин, Германская империя) — русский публицист и философ-славянофил, хозяин усадьбы Измалково.Философские взгляды Самарина находились сначала под сильным влиянием гегелевской философии. После знакомства с К. С. Аксаковым сблизился с ведущими славянофилами: А. С. Хомяковым и братьями Киреевскими. Особенно сильным было воздействие на него идей Хомякова.
6. Университетская философия
7.Русская философия и русская литература.
Одной из особенностей русской философии является ее связь с литературой — часто философские взгляды и идеи авторы излагают в своих произведениях. Однако именно во второй половине XIX века получают распространение философские романы — произведения, в сюжетах которых важная роль отводится философским концепциям. Своего рода программой для прогрессивно настроенной молодежи становится роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», рисующий образ «особенного человека» Рахметова и пронизанный надеждами на грядущую революцию.В тот же период выходит и другой роман - «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. герой которого Раскольников, также считающий себя «особенным», терпит крах и разочаровывается в своих идеях, близких к идеям Ницше. Свои взгляды на общество, его ценности, человеческие устремления излагает и Л.Н.Толстой в знаменитом философском романе «Война и мир», ставшим событием в русской литературе.
Никола́й Гаври́лович Черныше́вский— русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
8. Народничество. В 60-х годах XIX века возникает движение, получившее название народничества. Его представители, в большинстве своем разночинные интеллигенты, пытались восстановить утраченную связь с народом, крестьянской общиной. Наибольшую известность получили социально-революционное и анархическое направления народничества. Представителем первого стал Ткачев, считавший, что России необходима боевая организация революционеров, которая свергнет самодержавие и установит власть коммуны. Представители второго - Бакунин и Кропоткин - скептически относились к государству и отрицали возможность перемен в рамках любой власти.
Пётр Ники́тич Ткачёв— русский литературный критик и публицист. Идеолог якобинского направления в народничестве.
Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин— русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества.
9. Ницшеанство в русской философии.
Произведения Ницше в России долгое время находятся под цензурным запретом. Лишь в конце 1890-х в прессе появились статьи Н.К. Михайловского. знакомящие читателей с философом. Его самое известное произведение «Так говорил Заратустра», названное «новой библией», перекликается с романом Достоевского «Преступление и наказание». Их герои, по сути, двойники: оба противопоставляют себя толпе, оба считают, что человек - суть канат «между животным и сверхчеловеком», но финал исканий героев разный. Продолжение идей Ницше можно найти у русских философов