Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:21, доклад
Русская Философия - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования восходят к древне-киевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Наряду с евангельским вероучением, главным источником и проводником философских идей на русской почве становится патриотическая литература и, прежде всего, учения восточных отцов Церкви.
Взгляды Ницше оказывают влияние на философские и литературные течения XX века: на русских символистов (Брюсова. Блока. Белого’), на философов «нового религиозного сознания», на мотивы культурнорелигиозного ренессанса и даже на взгляды русских марксистов. Никола́й Константи́нович Михайло́вский— русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества.
10. Русский философский символизм.
История русской философии на рубеже XIX-XX веков одно из особых мест отводит философскому символизму, вобравшему в себя достижения культурной и философской деятельности русских мыслителей, поэтов, художников. Его основной идеей стал синтез искусства, литературы, философии. В отличие от западного символизма он претендовал на выполнение мировоззренческих функций в российском обществе. Идеологами его литературного направления становятся А.Блок. В.Иванов. А.Белый. В.Брюсов, философского - В.Соловьев. А.Лосев. Г.Шпет.
Андрей Белый — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма.
Алексе́й Фёдорович Ло́сев— русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943), видный деятель советской культуры, тайный монах Русской Православной Церкви.
11. Культурно-религиозный ренессанс XX века.
В начале XX века в русской философии возникает явление, известное как «культурно-религиозный ренессанс». Его представители - В.Розанов. С.Булгаков. П.Флоренский. Н.Бердяев. Д.Мережковский. С.Франк и др.- мыслили его как возрождение религиозного идеализма прошлого века, ожидая от него значимости и величия, сравнимых по масштабам с русской литературой в период ее расцвета. В это время новое развитие получают идеи славянофилов, Достоевского, философские и боготворческие теории В.Соловьева о «Софии - душе Мира». По-новому интерпретируются прежние идеи: теория «сверхчеловека» превращается в теорию «богочеловека» Соловьева, а на смену «вседозволенности» приходит идея служения всеобщему благу. Соборность соединяется с идеями творческой свободы и индивидуальности, а приверженность национальной культурной традиции - с вселенским единством. Идея мессианства, получившая новое развитие, толкуются как идея «всемирной отзывчивости». Вместе с философами поисками ответов на вызовы русской общественной жизни занимаются и литераторы - А.Белый, А.Блок, Л.Андреев и др., — выступающие против «старых» форм в искусстве. На этом, по мнению ряда исследователей, и заканчиваются этапы развития русской философии. Их продолжением является философия русского зарубежья, советского и постсоветского периода.
Васи́лий Васи́льевич Ро́занов— русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Первый религиозный переводчик (части) Метафизики Аристотеля на русский язык.
Российское Просвещение:
Григорий Сковорода (1722—1794),Михаил Щербатов (1733—1790),Александр Радищев (1749—1802)
Славянофилы и Почвенничество:
Иван Киреевский (1806—1856), Алексей Хомяков (1804—1860),Владимир Одоевский (1803—1869), Константин Аксаков (1817—1860), Иван Аксаков (1823—1886),Фёдор Тютчев (1803—1873), Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885), Николай Страхов (1828—1896), Фёдор Достоевский (1821—1881), Константин Победоносцев (1827—1907), Константин Леонтьев (1831—1891),Пётр Астафьев (1846—1893), Иван Ильин (1883—1954)
Русский символизм:
Валерий Брюсов (1873—1924), Александр Блок (1880—1921), Андрей Белый (1880—1934), Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949), Иннокентий Анненский (1855—1909)
Западники:
Пётр Чаадаев (1794—1856), Николай Станкевич (1813—1840), Виссарион Белинский (1811—1848), Александр Герцен (1812—1870) «Отец Российского Социализма»
Русский позитивизм:
Пётр Лаврович Лавров (1823—1900), Г. Вирогубов, Е. Роберти, Николай Михайловский (1842—1910)
Константин Кавелин, М. Троицкий, Николай Кареев,Николай Коркунов
Русский космизм:
Николай Фёдорович Фёдоров (1828—1906), Владимир Вернадский (1863—1945), Константин Циолковский (1857—1935)
Мистицизм, оккультизм:
Николай Новиков (1744—1818), Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839), Елена Блаватская (1831—1891), Георгий Гурджиев (1872—1949), Петр Успенский (1878—1947)
Эпистоляризм, логизм и метафизика:
Павел Бакунин (1820—1900), Борис Чичерин (1828—1904), Николай Дебольский (1842—1918), Михаил Каринский (1840—1917), Николай Грот (1852—1899), Сергей Трубецкой (1862—1905)
Анархизм:
Михаил Бакунин (1814—1876) внесенный в список также как Материалист, Нигилист , Лев Толстой (1828—1910), Пётр Кропоткин (1842—1921)
Материалисты Нигилисты:
Николай Чернышевский (1828—1889), Дмитрий Писарев (1840—1868), Иван Сеченов (1829—1905)
Социализм и Марксизм:
Георгий Плеханов (1856—1918), Владимир Ленин (1870—1924), Александр Богданов (1873—1928), Юрий Семенов (р. 1929)
Христианско-религиозные философы:
Памфил Данилович Юркевич (1826—1874), Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828—1891), Николай Федорович Фёдоров (1829—1903), Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900), Василий Васильевич Розанов (1856—1919), Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), Павел Александрович Флоренский (1882—1937)
Православные христианские богословы:
Георгий Флоровский (1893—1979), Александр Шмеман (1921—1983), Иоанн Мейендорф (1926—1992), Владимир Лосский (1903—1958)
Интуитивисты-персоналисты:
Николай Лосский (1870—1965), Семен Франк (1877—1950), Алексей Лосев (1892—1988), Дмитрий Болдырев (1885—1920), Владимир Кожевников (1850—1917),Сергей Левицкий
Интуитивисты-реалисты:
Б. Бабинин,А. Огнев,Ф. Бережков, П. Попов
Логики:
Николай Васильев (1880—1940), Евгений Войшвилло (1913—2008)
Экзистенциализм:
Лев Шестов (1866—1938), Николай Бердяев (1874—1948)
Эстетизм:
Алексей Лосев (1893—1988), Михаил Бахтин (1895—1975), Михаил Лифшиц (1905—1983), Леонид Столович (р. 1929)
Школа Бахтина:
Анатолий Ахутин (р. 1940), Владимир Библер (1918—2000)
Востоковеды:
Николай Конрад (1891—1970), Фёдор Щербатской (1866—1942)
Постмодернизм:
Михаил Эпштейн
Постмарксизм:
Кагарлицкий Б. Ю., Тарасов А. Н.
Особенности Русской философии:
Русская философия, как особая сфера духовной жизни общества, складывается сравнительно поздно. По словам выдающегося отечественного мыслителя Г. Шпета, история нашей философии «началась с Петра, но протекала в потемках общественного философского сознания. Лишь к концу второго века после Петра стало светать, отдельные и одинокие вершины зарделись золотым светом, умы стали просыпаться и разбрелись для работы. В этом — история русской философии...». Возможно, Шпет слишком категоричен, отказывая русской культуре до XVIII века в философском статусе. Философские идеи органично входили в древние летописи, литературные произведения, и удивительно философична была русская живопись (особенно иконопись). Но лишь к XVIII веку философия в России складывается как самостоятельная форма духовного освоения мира. Важнейшая особенность философской мысли в России — это пристальное внимание философов к социальной проблематике. Практически все русские мыслители в своих философских построениях давали «рецепты» переделки общества, строили некую модель будущего развития страны. Отличительная черта отечественной философской традиции, тесно связанная с первой, была названа Н. Бердяевым «народопоклонством». Что здесь имеется в виду? Русской интеллигенции всегда было свойственно болезненное ощущение «долга перед народом»: П. Лавров образно сравнивал интеллигенцию с цветком, выросшим из грязи: за получение образования и возможность заниматься творческим интеллектуальным трудом представителям интеллигенции простой народ должен был заплатить страшной ценой — своей темнотой, невежеством, забитостью.
Выполнила: Студентка гр. Э-31
Коновалова Ольга