Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:45, реферат
В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
I. Зарождение русского космизма
В конце девятнадцатого века значительно
ускорился научный и
Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых разных людей - Циолкоский, Соловьев, Чижевский, Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский, Булгаков и многие другие. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Константин Эдуардович Цеолковский считал себя учеником Николая Федорович Федорова. В основном все свои труды он излгал в устной форме своим ученикам. Философия Н.Ф. Феорова была изложена его учениками в книге «Философии общего дела».
Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. «Философия общего дела» ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле превращение Хаоса в Космос. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса.
II.Глобализация.
Федоров предвидел, что перед человечеством встанут проблемы связанные с его ростом и равитием – связанные с истощением ресурсов, с ухудшением экологии. Международное, гобальное участие всех людей, живущих на земле в решении самых серьезных проблем, которые стоят и могут встать перед человечеством – это и есть т.н. “общее дело”. Идеи Федорова по объединению людей ради общего дела во многом перекликаются с идеями другого русского космиста Владимира Соловьёва, который высказал идею всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер. Тем самым Федоров и Соловьев предсказали глобализацию международных процессов реализацию которой со все ускоряющимися темпами мы видим сейчас.
Федоров видел одной из важнейших целей человечества – объединение, которыое даст возможности для предотвращение войн (и тем самым он предвосхитил появление таких организаций как ООН, объединенная Европа, т.е. множества междунароных организаций, которые мы видим сейчас и новых международных организаций, которым тлько еще предстоит появится), борьбы с болезнями, борьбы со старением.
Важное место занимает т.н. «санитарный вопрос»: экологические мероприятия, направленные на оздоровление Земли, сохранение существующей на ней жизни (устранение заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления).
Идеи объединения человечества, его знаний также перекликаются с идеями Вернадского, который ввел понятие ноосферы. Вернадский является одним из основателей теории ноосферы, которая стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера - это сфера разума. Она стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.
Философия Вернадского материалистична - материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир. Вернадский во многом предвосхитил глобализацию, информатизацию и создание информационного общества.
IIШ. Идея регуляции и объединения с природой.
Принципиально новой чертой философии Федорова и всего русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Федоров большое внимание уделяет возможности управления природой. При этом он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.
Итак, для Федорова регуляция определяется
как принципиально новая
Очень важно, что регуляцию Федоров рассматривал с точки зрения практики. Он приводил пример опытов естествоиспытателя Каразина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX века в Америке - по вызыванию дождя с помощью взрывчатых веществ и управления погодой. Сейчас ликвидация облаков или смерчей широко распространены. Регуляция – это разумное использование и подчинение природы, которое не приводит к тому чтобы нанести вред человеку. “В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим”, - писал Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания. Дальнейшее развитие происходит уже за счет сознательных действий человека, а не за счет эволюции.
Следуя Федорову Циолковский разворачивает широкий фронт многомиллионных трудовых армий, основной массированный удар которых направляется на экваториальную область для ее хозяйственного освоения. Он входит во все детали борьбы с экваториальными стихиями, вплоть до постепенно передвигающейся тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикая тропическая фауна и флора и культивируется полезная человеку.
Федоров предсказывал, что Человек
для решения проблем
IV.Выход в Космос в идеях Н.Ф. Федорова.
Решения проблем истощения ресурсов и перенасленеия, затухания Солнца Федоров, а за ним и Циолковский видели в активном освоении космоса - в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. . C наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.
Дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество. Федоров осознавал, что: “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. И Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос
Приводимые аргументы “за” разнообразны: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах Вселенной разместятся мириады человеческих поколений, так что “отыскание новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам – после их восрешения здесь на земле. “Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем”.
Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет. Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.
В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила".
Космическое бытие человечества по
Циолковскому "может быть подразделено
на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит
человечество через несколько десятков
лет и которая продлится несколько миллиардов
лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована
расселением человечества по всему космосу.
Длительность этой эры - сотни миллиардов
лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно
предсказать её длительность - очевидно,
сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов
лет. Во время этой эры человечество сочтёт
за благо включить второй закон термодинамики
в атоме, т.е. из корпускулярного вещества
превратиться в лучевое, вечное. Что такое
лучевая эра космоса - мы ничего не знаем
и ничего предполагать не можем.
Несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ”.
V. Бессмертие в философии Федорова
В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании не только макрокосма ( Земли, биосферы, космоса ), так и микрокосма ( человека, как биологического отражения макрокосма ). Важное место в русском космизме и важнейшее место в философии Николая Федоровича Федорова занимают рассуждения о преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма. Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об “имманентном (естественном) воскрешении” всех человеческих поколений. Это одна из конечных и величайших задач человечества.
Федоров отмечает две фундаментальные
ограниченности нынешнего человека,
тесно связанные между собой.
“Ограниченность в пространстве
препятствует повсеместному действию
разумных существ во все миры Вселенной,
а ограниченность во времени - смертность
- одновременному действию поколений разумных
существ на всю Вселенную”.
Федоров осознавал, что ключевую роль
в преодолении старения и смертности должен
играть научный прогресс.
Действительным антиподом
Федоров был детерминистом и не без оснований предполагал воскрешение всех умерших за счет выявления и собираниz всех атомов и молекул, некогда входивших в состав умерших организмов. Федоров считал, что можно будет собрать информацию обо всех молекулах и атомах и воскресить умерших родственников- патрификация. Эта концепция, по сути дела, отрицала грань между живым и неживым, между душой и телом. Организм он рассматривал как машину, а мысль как разновидность вещества. «Соберите машину, — говорил он, — и сознание возвратится к ней». Поэтому задача полного телесного воскрешения, в конечном счете, сводилась к собиранию всех составных частей организма человека. Конечно идея такого собирания всех атомов довольно утопична по причине ее черезвычайной сложности – чтобы записать информацию о движении всех атомов не хватит тех же самых атомов. Но тем не менее Федоров предвосхитил например возникновение такого движения в США как крионика – когда люди вместо того чтобы уничтожать свою личность и свой мозг после смерти оставляют их на хранение при очень низких температурах до того момента когда их смогут вернуть к жизни. В будущем крионика станет единственным способом обращения с усопшими людьми.