Русский космизм и идеи Фёдорова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Файлы: 1 файл

Русский космизм. Фёдоров.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Один из последователей Федорова, философ В.Н.Муравьев в своей книге “Овладение временем”, отправляясь от новых достижений в биологии, медицине, а также физике и математике, стремится к обоснованию идей космической экспансии, преодоления смерти и возвращения к жизни погибших. Связь между проектами воскрешения и выхода в космос Федоров усматривал в перенаселенности Земли: воскрешенные поколения неизбежно столкнутся с острой нехваткой жилья и продуктов питания. Чтобы выжить, они. должны будут позаботиться о заселении космоса и таким образом обеспечить гармонизацию Вселенной.

Преодоление старения и смерти –  это важнейшая часть регуляции  природы на уровне микрокосма, человека. У Федорва вопросы смерти и  бессмертия связаны с одним из важнейших направлений в философии -онтологии – появление разумного  человека Федоров связывает с осознанием человеком смертности.Считая себя ограниченным, конечным, временным, кратковременным человек в первую очередь подразумевал свою смертность. Преодоление смертности – важнейший шаг на пути человека к осознанию своих огромных возможностей по регуляции природы. 

По  мнению Федорова борьба со смертью  – это главное дело человечество, которое должно объединить все слои общества: ” Если бы человечески  род не разделился бы на отвлеченно мыслящих(интеллигенцию) и слепо  действующих(народ), то главным предметом изучения для них была бы смерть, а целью – бессмертие и воскрешение.”

Действие, происходящее из осознания  смертности(ограниченности и временности) – есть стремление к бессмертию, а таккак о смертности человек  узнает по утратам, то и стремление к бессмертию есть стремление к Воскрешению.  

Смерть от старости – символ господства природы над человеком. Поэтому  преодоление смерти приведет к появлению  нового человека, с измененным мышлением, человека полноценно верязщего в  свои силы по регулции, разумному управлению природой.

Федоров называет переход от первобытности  к современной цивиллизации условно  называет вертикальным положением, которое  человек принял перестав быть обезьяной. Философ показывает эволюцию как  процесс продолжения пожирания  – существа едят, пожирают и оставляют оставляют потомство, которое продолжает делать то же самое. Преодоление старение – преодоление слепого естественного отбора. Основная цель человека по Федорову – в непокорности природе и покорности тому кто выше ее и здесь он вводит понятие бога.

Человек разумный – соврешил акт  самодеятельности и самосознания, подобный тому, который может совершать  самобытное и самодеятельное существо. День когда человек станет бессмертным  – будет днем возвращения в  Эдем, когда человек станет подобны своему создателю. Он поддерживает идею детерминизма, согласно которой станет возможным воскрешение всех умерших предков. Воскресение – культ предков. 

Действие человека, происходящее из того что он смертен – стремление к бессмертию.

Один из крупгых советских ученых,  долгие годы возглавлявший Академию наук Белорусской ССР, - В.Ф.Купревич, незадолго до смерти в 1969 году выступил в периодической печати с идеями, близкими федоровским взглядам на жизнь и смерть. 
Купревич стоит на той точке зрения, что смерть не изначальна в природе, она явилась приспособительным средством, выработанным в процессе эволюции для более быстрого совершенствования рода под действием естественного отбора. Но в человеке этот механизм непросто исчерпывает себя, через него уже не достигается прогресса, ибо вступает активная, преобразующая мир и себя сила - разум, по самой своей сути требующий бесконечного личностного совершенствования. Смена поколений превращается в анахронизм. Породив сознание, природа создает предпосылки остановки процесса естественного отбора и, соответственно, смерти. Достижение бессмертия для Купревича - не самоцель человечества, а средство покорения окружающего пространства. “Смертный человек бросает вызов времени и пространству. Он выходит один на один против бесконечной Вселенной, чтобы обрести тайну вечной жизни”, - писал Купревич

Федоров говорит о том, что среди  воскрешения и бессмертия были всегов человеческой цивиллизации. С самого начала появления человека религия  получила очень широкое распространение и- и в языческих религиях и в монотеистических религиях таких как хрисианство и ислам человек всегда рассматривался как бессмертное существо. Федоров же говорит о возможносит реальног бессмертия, здесь на земле 

 

 

 

VI. Религия  в идеях Н.Ф. Федорова

Свои идеи Федоров обосновывал с позиций религиозного мировоззрения. Однако он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все «из ничего», а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т. е. внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, – есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире. Федоров говорит о том, что господь создал человека, как нахначенное стать, сделаться свободным усилиями самого человека. 

Т.е. общее дело – это  путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе.  Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Федоров выступает против разделения познания мира на науки и говорит о необходимости целостного, единогоь восприятия. Он тем самым предвосхитил междисциплинарность, которую приобрели научные исследования в последнее время.  

 

ЭПИЛОГ

“Философия общего дела” Н.Ф. Федорова – очень хорошее название для  русского космизма. Люди были объединены общими идеями, которые призваны активировать человечество, это философия призывающая  к действию.

Есть такое понятие – кризис в философии – часто философию обвиняют в ее непрактичности, в том что ее выводы не повлияли на развтие человечества и что философия не нашла ответов на много важнейших вопросов и является бесполезной наукой Философия русского космизма показывает, демонстрирует что философия может влиять на научный прогресс, что философия может показывать исследователям контуры будущего и приводить к новым скачкам в развитии человечества.


Информация о работе Русский космизм и идеи Фёдорова