Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:45, реферат
В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
Один из последователей Федорова, философ В.Н.Муравьев в своей книге “Овладение временем”, отправляясь от новых достижений в биологии, медицине, а также физике и математике, стремится к обоснованию идей космической экспансии, преодоления смерти и возвращения к жизни погибших. Связь между проектами воскрешения и выхода в космос Федоров усматривал в перенаселенности Земли: воскрешенные поколения неизбежно столкнутся с острой нехваткой жилья и продуктов питания. Чтобы выжить, они. должны будут позаботиться о заселении космоса и таким образом обеспечить гармонизацию Вселенной.
Преодоление старения и смерти –
это важнейшая часть регуляции
природы на уровне микрокосма, человека.
У Федорва вопросы смерти и
бессмертия связаны с одним из
важнейших направлений в
По мнению Федорова борьба со смертью – это главное дело человечество, которое должно объединить все слои общества: ” Если бы человечески род не разделился бы на отвлеченно мыслящих(интеллигенцию) и слепо действующих(народ), то главным предметом изучения для них была бы смерть, а целью – бессмертие и воскрешение.”
Действие, происходящее из осознания смертности(ограниченности и временности) – есть стремление к бессмертию, а таккак о смертности человек узнает по утратам, то и стремление к бессмертию есть стремление к Воскрешению.
Смерть от старости – символ господства природы над человеком. Поэтому преодоление смерти приведет к появлению нового человека, с измененным мышлением, человека полноценно верязщего в свои силы по регулции, разумному управлению природой.
Федоров называет переход от первобытности к современной цивиллизации условно называет вертикальным положением, которое человек принял перестав быть обезьяной. Философ показывает эволюцию как процесс продолжения пожирания – существа едят, пожирают и оставляют оставляют потомство, которое продолжает делать то же самое. Преодоление старение – преодоление слепого естественного отбора. Основная цель человека по Федорову – в непокорности природе и покорности тому кто выше ее и здесь он вводит понятие бога.
Человек разумный – соврешил акт самодеятельности и самосознания, подобный тому, который может совершать самобытное и самодеятельное существо. День когда человек станет бессмертным – будет днем возвращения в Эдем, когда человек станет подобны своему создателю. Он поддерживает идею детерминизма, согласно которой станет возможным воскрешение всех умерших предков. Воскресение – культ предков.
Действие человека, происходящее из того что он смертен – стремление к бессмертию.
Один из крупгых советских ученых,
долгие годы возглавлявший Академию наук
Белорусской ССР, - В.Ф.Купревич, незадолго
до смерти в 1969 году выступил в периодической
печати с идеями, близкими федоровским
взглядам на жизнь и смерть.
Купревич стоит на той точке зрения, что
смерть не изначальна в природе, она явилась
приспособительным средством, выработанным
в процессе эволюции для более быстрого
совершенствования рода под действием
естественного отбора. Но в человеке этот
механизм непросто исчерпывает себя, через
него уже не достигается прогресса, ибо
вступает активная, преобразующая мир
и себя сила - разум, по самой своей сути
требующий бесконечного личностного совершенствования.
Смена поколений превращается в анахронизм.
Породив сознание, природа создает предпосылки
остановки процесса естественного отбора
и, соответственно, смерти. Достижение
бессмертия для Купревича - не самоцель
человечества, а средство покорения окружающего
пространства. “Смертный человек бросает
вызов времени и пространству. Он выходит
один на один против бесконечной Вселенной,
чтобы обрести тайну вечной жизни”, - писал
Купревич
Федоров говорит о том, что среди воскрешения и бессмертия были всегов человеческой цивиллизации. С самого начала появления человека религия получила очень широкое распространение и- и в языческих религиях и в монотеистических религиях таких как хрисианство и ислам человек всегда рассматривался как бессмертное существо. Федоров же говорит о возможносит реальног бессмертия, здесь на земле
VI. Религия в идеях Н.Ф. Федорова
Свои идеи Федоров обосновывал с позиций религиозного мировоззрения. Однако он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все «из ничего», а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т. е. внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, – есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире. Федоров говорит о том, что господь создал человека, как нахначенное стать, сделаться свободным усилиями самого человека.
Т.е. общее дело – это путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Федоров выступает против разделения познания мира на науки и говорит о необходимости целостного, единогоь восприятия. Он тем самым предвосхитил междисциплинарность, которую приобрели научные исследования в последнее время.
ЭПИЛОГ
“Философия общего дела” Н.Ф. Федорова – очень хорошее название для русского космизма. Люди были объединены общими идеями, которые призваны активировать человечество, это философия призывающая к действию.
Есть такое понятие – кризис в философии – часто философию обвиняют в ее непрактичности, в том что ее выводы не повлияли на развтие человечества и что философия не нашла ответов на много важнейших вопросов и является бесполезной наукой Философия русского космизма показывает, демонстрирует что философия может влиять на научный прогресс, что философия может показывать исследователям контуры будущего и приводить к новым скачкам в развитии человечества.