Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:52, контрольная работа
Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих...Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Но тогда то же можно было бы спокойно проделать со многими культурными деятелями не только России, но и всего мира, ведь ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную.
Теория существует в форме системы логически связных положений, отражающих существенные и закономерные связи в той или иной предметной области в виде законов, принципов и категорий.
Таким образом, теоретический уровень научного познания создает само здание науки, в нем отражаются объективные законы и формулируется теория, о необходимых и существенных, закономерных связях в объективном мире.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕДПОСЫЛОЧНОГО (НЕЯВНОГО) ЗНАНИЯ.
Познавательные возможности
Результатом этого уровня познания является формирование так называемого неявного знания, которое предстает как некоторая, до поры до времени невербализованная (не сформулированная в понятиях и суждениях) и дорефлексивная (скрытая) форма сознания и самосознания субъекта. Будучи опосредованным выражением совокупного социального опыта, оно не обладает вместе с тем достоинствами непосредственного отражения мира.
Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение.
Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания, то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение.
Использование этих методов позволяет
ученому или практику выявить
глубинные пласты неявного знания,
обусловленные философско-
К формам неявного знания относятся мифология, религия, идеологические, общенаучные и философские принципы, здравый смысл, стиль мышления, научная картина мира.
Что касается первых двух форм, то об этом уже было сказано в первой лекции, поэтому выясним суть остальных.
Идеологические принципы есть особая система социальной ориентации человека в обществе и мире в целом; как правило, они формируются в недрах идеологии и отражают социальную природу науки.
Общенаучные методологические принципы определяют выбор средств, предпосылок при построении новой теории, в качестве оптимальных. К ним относятся принципы соответствия, дополнительности, неопределенности, простоты и др. Во всяком случае, в них фиксируются закономерности развития научного знания как объективно-исторического процесса, его преемственность и неполнота результатов.
Философские принципы оказывают влияние на познание прямо и непосредственно, когда ученый применяет их в явной форме, либо опосредованно, через научную картину и стиль мышления.
Стиль мышления представляет собой исторически изменчивую форму неявного знания, имеющую нормативный характер и содержащую систему методологических и мировоззренческих принципов.
Здравый смысл - есть то множество общедоступных принципов правил, которые выдержали испытание временем в социальной практике людей, способствую развитию науки и культуры общества. Как правило, он предстает как неформальный критерий рациональности всякого знания, его оценки.
Научная картина мира понимается как компонент оснований научного поиска, как картина познаваемой реальности, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, её факты и схемы, способы решения проблем. Она существует в текстах и подтекстах.
Таким образом, рассмотренные выше методы и формы неявного знания позволяют определить скрытые предпосылки, основания знания, без чего его развитие невозможно. Но решить её можно лишь тогда когда ученый начинает мыслить категориями всеобщности. А это возможно при одном условии, когда ученый, овладевший диалектикой как теорией и методом, сознательно применяет её на практике.
Список литературы:
1. Г.В. Железняк «Философия
2. А.И. Новиков «История русской философии Х-ХХ веков», Санкт-Петербург, 1998 г.
3.О.В. Шубаро «Космизм русский» Новейший философский словарь под редакцией А.А. Грицанова 1998 г.