Русский космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих...Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Но тогда то же можно было бы спокойно проделать со многими культурными деятелями не только России, но и всего мира, ведь ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную.

Файлы: 1 файл

философия русский космизм.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

Теория существует в форме системы  логически связных положений, отражающих существенные и закономерные связи  в той или иной предметной области  в виде законов, принципов и категорий.

Таким образом, теоретический уровень  научного познания создает само здание науки, в нем отражаются объективные  законы и формулируется теория, о необходимых и существенных, закономерных связях в объективном мире.

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕДПОСЫЛОЧНОГО (НЕЯВНОГО) ЗНАНИЯ.

 

Познавательные возможности эмпирического  и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре, но и в знании в целом. Именно они определяют стратегию научного поиска и оценку его результатов, отражаясь на уровне неявного знания. Уже в античной философии диалоги Платона отразили эту проблему, а в философии И.Канта в обоснованной форме она была зафиксирована в виде априорных (доопытных) форм знания.

Результатом этого уровня познания является формирование так называемого  неявного знания, которое предстает  как некоторая, до поры до времени  невербализованная (не сформулированная в понятиях и суждениях) и дорефлексивная (скрытая) форма сознания и самосознания субъекта. Будучи опосредованным выражением совокупного социального опыта, оно не обладает вместе с тем достоинствами непосредственного отражения мира.

Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение.

 

 

Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания, то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение.

Использование этих методов позволяет  ученому или практику выявить  глубинные пласты неявного знания, обусловленные философско-мировоззренческими, социокультурными предпосылками и выразить его в вербализованной, т.е. логико-понятийной форме.

К формам неявного знания относятся мифология, религия, идеологические, общенаучные и философские принципы, здравый смысл, стиль мышления, научная картина мира.

Что касается первых двух форм, то об этом уже было сказано в первой лекции, поэтому выясним суть остальных.

Идеологические принципы есть особая система социальной ориентации человека в обществе и мире в целом; как правило, они формируются в недрах идеологии и отражают социальную природу науки.

Общенаучные методологические принципы определяют выбор средств, предпосылок при построении новой теории, в качестве оптимальных. К ним относятся принципы соответствия, дополнительности, неопределенности, простоты и др. Во всяком случае, в них фиксируются закономерности развития научного знания как объективно-исторического процесса, его преемственность и неполнота результатов.

Философские принципы оказывают влияние на познание прямо и непосредственно, когда ученый применяет их в явной форме, либо опосредованно, через научную картину и стиль мышления.

Стиль мышления представляет собой исторически изменчивую форму неявного знания, имеющую нормативный характер и содержащую систему методологических и мировоззренческих принципов.

Здравый смысл - есть то множество общедоступных принципов правил, которые выдержали испытание временем в социальной практике людей, способствую развитию науки и культуры общества. Как правило, он предстает как неформальный критерий рациональности всякого знания, его оценки.

Научная картина мира понимается как компонент оснований научного поиска, как картина познаваемой реальности, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, её факты и схемы, способы решения проблем. Она существует в текстах и подтекстах.

Таким образом, рассмотренные выше методы и формы неявного знания позволяют  определить скрытые предпосылки, основания  знания, без чего его развитие невозможно. Но решить её можно лишь тогда когда  ученый начинает мыслить категориями  всеобщности. А это возможно при  одном условии, когда ученый, овладевший диалектикой как теорией и  методом, сознательно применяет  её на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Г.В. Железняк «Философия космизма»: от древности до наших дней, 2006 г.

2. А.И. Новиков «История русской  философии Х-ХХ веков», Санкт-Петербург, 1998 г.

3.О.В. Шубаро «Космизм русский» Новейший философский словарь под редакцией А.А. Грицанова 1998 г.

 


Информация о работе Русский космизм