Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:52, контрольная работа
Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих...Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Но тогда то же можно было бы спокойно проделать со многими культурными деятелями не только России, но и всего мира, ведь ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную.
До сих пор свое расширение в мире, господство над его стихийными силами человек осуществлял прежде всего за счет искусственных орудий, продолжавших его органы, одним словом, при помощи технических средств и машин. На этом пути достигнуты колоссальные успехи, осуществились сказочные мечтания о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и т.д. Развивая технику, человек не покушается на собственную природу как таковую, он священно блюдет ее норму и границу, оставляя себя самого как есть, ограниченным и физически и умственно. Сила его увеличивается за счет внешних ему, его телу, его мозгу и сердцу орудий и машин. Разрыв между мощью техники и слабостью самого человека как такового растет и потому все более ошеломляет, даже начинает ужасать (отсюда современные мифы-фобии "восстания машин", порабощения людей будущими киборгами, могучими роботами и т.д.). Нельзя отрицать значение техники, нужно только поставить ее на место. Технизация, считает Федоров, может быть только временной и боковой, а не главной ветвью развития. Нужно, чтобы человек ту же силу ума, выдумки, расчета, озарения обратил не на искусственные приставки к своим органам, а на сами органы, их улучшение, развитие и радикальное преображение (так, скажем, чтобы человек сам мог летать, видеть далеко и глубоко и т.д.). "Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы". Федоров часто говорит о необходимости глубокого исследования механизма питания растений, по типу которого возможны перестройки и у человека. Человек должен так чутко войти в протекающие в природе естественные процессы, чтобы можно было по их образцу - но на более высоком, сознательном уровне - обновлять свой организм, строить для себя новые органы, иными словами - овладевать направленным естественным тканетворением. Эту способность человека в будущем создавать себе всякого рода творческие органы, которые даже будут меняться в зависимости от среды обитания, действия, философ называет полноорганностью.
В соответствии с идеей Бергсона, жизнь пошла двумя путями развития: путь бессознательного инстинкта и путь интеллекта. Главное качество инстинкта "есть способность пользоваться и даже создавать орудия, принадлежащие организму" (пример - превращение куколки в бабочку). А человек, homo farber, созидает орудия, свои искусственные органы, для манипулирования с телами мира, что ведет к развитию интеллекта, а с ним, в определенном смысле, механического подхода к миру. "Интеллект, - подчеркивает философ, - характеризуется природным непониманием жизни". Инстинкт же, напротив, органичен, он изнутри, интимно чует мир. Если бы инстинкт мог озариться сознанием, то проник бы в самые недра жизни, ведь сам он "продолжает ту работу, посредством которой жизнь организует материю". В человеке есть неразвитые зародыши такого "инстинкта". Это прежде всего интуиция. Через нее можно скорее и глубже если не осознать, то смутно почувствовать саму суть вещей, суть жизни. Так вот, если вернуться к идеям Федорова, то творчество самой жизни, "органический" процесс, к которому он призывает, это и есть расширение интеллекта за счет разбуженных и развитых ресурсов интуиции, сознательное овладение тем "органосозиданием", которое доступно "творящему стану" самой природы на уровнях инстинкта. Движет такой прогресс мечта о бессмертии, которая в трудах Федорова обрела достижимые очертания: впервые в истории был предложен реалистический путь опытного познания, преобразования законов природы, всеобщего труда, - путь, ведущий к победе над смертью.
Сейчас человечество находится в своей земной (теллурической) стадии развития. Ему предстоит пройти, завоевать собственным усилием еще две: солярную (солнечную), когда произойдет расселение землян в околосолнечном пространстве, и сидеральную (звездную), предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение. Это и будет Всемир, "всемирное человечество" - "вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности Вселенной". Такое звездное будущее возможно лишь при колоссальном эволюционном прогрессе человечества, творчестве им своей собственной природы. Изобретение таких средств передвижения, как велосипед, локомотив - первые шаги к этой будущей свободе и силе, "почин, зерно будущих органических крыльев, которыми человек несомненно порвет связующие его кандалы этого теллурического мира". "Человека технического" сменит "человек летающий": "высший, т.е. солярный, человек просветит свое тело до удельного веса воздуха... и для этого выработает свое тело в трубчатое тело, т.е. воздушное, более того в эфирное, т.е. наилегчайшее тело". В результате преобразовательного действия, направленного на собственную природу, человек как бы сбросит свою нынешнюю тяжелую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо. Это и есть радикальное преосмысление гегелевского "абсолютного духа", тут обернувшегося реальным человечеством в его грядущей космической судьбе.
Любая философская теория направляется в своих посылках и выводах тем или иным нравственно-ценностным импульсом. Федоров в своих футурологических построениях всегда опирается на сверхприродные, духовные задатки человека, предвосхищая будущее их развитие с полным вытеснением всего живого, "дарового" в нем. Усматривая в первоначальном, так сказать, человеке сыновнее чувство, нравственное потрясение от осознания смерти, одаривая его сердцем, может быть, чище нашего, Федоров как бы выдвигает теоретическую философскую предпосылку его равноценности нам (как, впрочем, и всех живших на земле людей) и необходимости личного присутствия в будущем всемирном человечестве.
Раз идет все усложняющееся
Но в значительно более
Другая нравственно-
Каковы современные представления о возможностях познания.
Трудности, с которыми приходится сталкиваться при изложении методов и форм научного познания, заключаются в том, что пока в литературе еще не выработано единой и четкой классификации. Вместе с тем, имеет место классификация методов и форм по различным основаниям: по степени общности (философские, общенаучные и специальные); по уровням научного познания (эмпирический, теоретический, предпосылочный) и т.д.
а) Методы и формы эмпирического уровня научного познания.
В основе эмпирического уровня познания лежит предметно-практическая деятельность, обеспечивающая накопление и первичную обработку исходного, эмпирического, материала.
Методы и формы этого уровня делятся на две группы:
1) методы и формы вычленения и исследования эмпирического объекта;
2)методы и формы обработки и систематизации полученного знания;
1.1. Наблюдение состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Основное предназначение- решение определенной эмпирической задачи и проверка ее гипотезой.
1.2.Измерение - деятельность, основанная на создании и использовании измерительной техники, определенных физических процессов и материальных орудий в качестве средств измерения. При измерении имеет место опосредованность восприятия изучаемого объекта.
1.3.Эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования с помощью различных приборов и инструментов. Он позволяет изучить явление в "чистом" виде, многократно воспроизводить ход процесса в экстремальных условиях с целью получения искомого результата.
1.4.Факт является формой
Методы и формы обработки и систематизации полученного знания
К ним относятся : анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.; формы знания – эмпирический закон, эмпирическая (описательная) гипотеза.
Под анализом понимают метод мысленного расчленения (разложения) целого или вообще сложного явления на его составные, более простые элементы.
Синтез – это метод, с помощью
которого осуществляется соединение,
воспроизведение связей отдельных
элементов сложного явления в
единое целое. Оба этих метода тесно
связаны между собой и
Переход от анализа фактов к теоретическому анализу осуществляется с помощью индукции и дедукции.
Индукция есть метод перехода от
знания отдельных фактов к знанию
общего, к эмпирическому обобщению
и установлению эмпирического закона.
Слабость индукции в том, что перечислить
все абсолютно факты
Под дедукцией понимают не только метод перехода от общих суждений к частным, но и всякое получение выводов при помощи законов и правил логики. Дедуктивный метод, в отличии от индукции, дает достоверное знание. В процессе научного познания оба метода тесно связаны между собой.
В процессе обобщения эмпирических явлений важную роль играет гипотеза, как форма предположения. Гипотеза дает вероятностное знание и она, как правило, носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет, почему: с её помощью обобщаются результаты непосредственного наблюдения и выдвигаются предложения о характере эмпирических зависимостей.
Эмпирический закон отражает количественные и иные зависимости, полученные при сопоставлении фактов, в ходе наблюдений и эксперимента (например, закон Бойля-Мариотта).
В целом, на эмпирическом уровне познания идет накопление фактов и выявление эмпирических зависимостей.
Но задача научного познания – познание сущности и построение идеального объекта на теоретическом уровне. Поэтому в познании осуществляется переход на иной, высший теоретический уровень.
б) Методы и формы теоретического уровня познания.
1) методы и формы построения и исследования теоретического объекта.
2) методы и формы построения и обоснования теоретического знания.
Методы и формы построения и исследования теоретического объекта:
1.1. Абстрагирование как метод
есть отвлечение от свойств
или отношений, несущественных
для данного исследования. "Оставшиеся"
свойства или признаки
1.2. Метод идеализации есть
1.3. Формализация есть метод
1.4. К основным формам знания относятся понятия, идеи, принципы, идеальные модели, аксиомы, постулаты и др.
Под моделью понимается реально существующая или мысленно представляемая система, замещающая другую систему – оригинал.
Понятие – такая форма знания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки или свойства предметов действительного мира.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ТЕОРИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:
К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие: методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др.
К формам относятся гипотеза, теория и т.д.
Гипотетико – дедуктивный метод позволяет объяснить причины исследуемых явлений в виде гипотез, проверяемость которых достигается путем логических правил и процедур дедуктивного метода, которые, в конечном счете, проверяются экспериментально.
Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся:
а) либо на предшествующем знании; б) либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно
Основными условиями применимости гипотезы являются:
1) её непротиворечивость ранее
установленным фактам и
2) абсолютная проверяемость гипотезы;
3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений;
4) её простота (т.е. способность
из единого основания