Русский космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: осветить и понять философию русского космизма.

Содержание работы

Введение 3
Русский космизм 4
Восходящая эволюция 6
Ноосферные задачи 10
Философия «Русского космизма». Н.Ф. Федоров, В.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский 12
Метаморфоза любви 19
Выход человека из "Его заключения на земле" 20
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Отечественная философия  науки должна стать популяризатором  и пропагандистом идей русских ученых-космистов.

Метаморфоза любви

В деле преображения природы  мира и человека, может быть, самым  трудным станет отнятие у природы  ее главного оружия, ее высшего оправдания, того механизма, каким она обеспечивает свой прогресс и который в силу этого окружила наибольшей привлекательностью: половой раскол, воспроизведение  человеческих особей путем полового рождения. Тут и самая сласть для  природного существа, и корень его  неизбежной погибели для очистки  места плоду этой страсти. Как  писал В.С.Соловьев: "Само собой  ясно, что, пока человек размножается как животное, он и умирает как  животное". И еще: "Пребывать  в половой раздельности значит пребывать  на пути смерти". Здесь Соловьев вслед  за Федоровым ставит задачу творческой метаморфозы половой любви, задачу, может быть, наиболее диковинную, но и существенную в дальних горизонтах активно-эволюционного, ноосферного  идеала.

Соловьев развивал идеи христианского  активизма, богочеловечества, тесного  объединения божественной и человеческой энергий в деле избавления мира от законов "падшего" материального  естества и ввода его в эволюционно  высший, нетленный, соборно-любовный тип  бытия, Царствие Божие.

Человек располагает специфической  энергией огромной мощи, которая в  настоящее время расходуется  прежде всего на воспроизведение  его как природного существа. Стремление одухотворить, использовать для созидательных  целей эротическую энергию, силу любви не раз возникало в мечте  и мысли людей. "Любовь, так  же как и мысль, в ноосфере будет  пребывать в состоянии неизменного  роста. Избыток увеличивающихся  энергий любви перед все уменьшающимися потребностями размножения людей  будет каждый день становиться все  очевиднее. Это означает, что эта  любовь, в своей до конца очеловеченной  форме, имеет своей целью выполнять  функцию гораздо более широкую, чем простой призыв к размножению".

Высшую задачу любви Соловьев, как и Федоров, выводит к "общему делу" борьбы со смертью, увековечивания и преображения высшей ценности - личности, наконец, к Делу возвращения всех сознательных и чувствующих жертв  природного порядка за все время  его господства, т.е. воскрешение  всех умерших. "Человек, достигший  высшего совершенства, не может принять  такого недостойного дара; если он не в  состоянии вырвать у смерти всю  ее добычу, он лучше откажется от бессмертия". У Федорова задача направления  извращенного порядка природы в  неприродный, бессмертный тип бытия  ставится как конкретное дело: победа над временем осуществление принципа сосуществования вместо последовательности, обретается в воскрешении; победа над  пространством - путем достижения "полноорганности", способности безграничного перемещения  в пространстве, "последовательного  вездесущия". Соловьев выражается намного  более туманно: "Победить эту двойную  непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду  сообразную внутреннему всеединству  идеи - вот задача мирового процесса".

"Действительно спастись, т.е. возродить и увековечить  свою индивидуальную жизнь в  истинной любви, единичный человек  может только сообща или вместе  со всеми", стремясь к идеалу  совершенного всеединства, где  торжествует та нераздельность, та равноценность частей и  целого, общего и единичного, которая  составляет, по Федорову, проективный  для человеческого общества идеал  Троичного божественного бытия.

Выход человека из "Его  заключения на земле"

Космос, космическое и  в художественном и в философском  сознании чаще всего представлялись воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому  пониманию, являлись предметом глубинной  медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной  бытия. Созерцание высекало из человека искры философского самосознания: как  я мал, ничтожен, бренен, а он, космос, велик и вечен; или: я сам - микрокосм, частичка, родственная огромному  Целому, как хорошо слиться с ним в невыразимом чувстве единения со стихиями мира, вплоть до хаотической его подосновы! Созерцательное отношение или экстатически-религиозное переживание единства человека и космоса, уходящее в глубокую древность, преобладало тысячелетия и века. И только с Федорова и Циолковского и других мыслителей-космистов в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества (так сказать, соборного микрокосма), направленной на макрокосм.

Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость Земли  от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего  на нашей планете с целым Вселенной. В ХХ веке исследование земно-космических  взаимосвязей стало уже целым  направлением в научном творчестве. Обработка огромного статистического  материала показала, что периоды  стихийных бедствий, эпидемических  и инфекционных заболеваний совпадают  с циклами солнечной активности. В ходе же дальнейших исследований было обнаружено: биологические и  психические стороны земной жизни  связаны с физическими явлениями  космоса: подобно чуткому нервному узлу, каждая живая клетка реагирует  на ту "космическую информацию" (термин, введенный Вернадским), которой  пронизывает ее "большой космос". Само явление жизни на Земле - продукт  деятельности всего космоса, здесь, как в фокусе, сосредоточились  и преломились его творящие лучи.

В докладе "Изучение явлений  жизни и новая физика" Вернадский поставил вопрос об остром противоречии, возникшем между "сознанием мира", лежащим в глубине человека, и "его научной картиной", господствовавшей ряд столетий, которая была основана на физико-химических явлениях и к  ним же пыталась в конечном счете  свести и жизнь, и сознание. Только религия и философия в разной степени и каждая по-своему если не разрешали, то как бы утоляли это  противоречие, отвечая стремлениям  человеческого сердца, внутреннему  убеждению в особом значении жизни, уникального "я". Новый импульс  своему развитию философская и религиозно-философская  мысль получила от эволюционной теории, но последняя тем не менее так и не вошла в научную картину космоса, так как в последней "нет места жизни".

Сюда же надо отнести и "космическую философию" К.Э.Циолковского, развивавшуюся им в серии философских  работ. Циолковский называл себя "чистейшим материалистом". Он действительно признавал существующий во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном  превращении: "Этими явлениями  синтеза и анализа совершается  вечный круговорот материи - то образующий солнца, то разлагающий их в эфир и очень разреженные, невидимые  массы... Но кроме этого колебательного, или повторяющегося (периодического), движения возможно общее усложнение материи, так что периоды несколько  отличаются друг от друга, именно все  большею и большею сложностью вещества. Есть ли конец этому усложнению и не начнется ли снова упрощение - неизвестно". У космистов христианской ориентации, начиная с Федорова, за основу бытия берется направленная линия развития (кстати, более отвечающая современным физическим представлениям). При их онтологической предпосылке (вере) мир должен иметь начало, быть направленным или получить сознательное направление, стремиться к некоей совершенной  точке, которая уже в свою очередь  распустит концентрические лучи нового бытия (сверхжизнь и сверхсознание, вечность.

В заключение автору хотелось бы еще раз подчеркнуть общие  родовые черты космического, активно-эволюционного  направления философского и научного поиска, осуществленного в России за последнее столетие. Прежде всего  это понимание восходящего характера  эволюции, роста в ней разума и  признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего  различные названия - от "регуляции  природы" до ноосферы. У религиозных  космистов высшая цель движения носит  название Царствия Божьего, Царствия небесного. Утверждается и несовершенство, "промежуточность" нынешней, еще кризисной, требующей  дальнейшего роста природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.

Самой науке, точнее, грандиозному синтезу наук, объединенных во всеобщую космическую науку о жизни, дается новое направление развития. Ведь пока наука, основная созидательная  сила современного мира, работает с  равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответствен тот  фундаментальный выбор, который  господствует в современном мире с его фактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал  человека, пробующего и утверждающего  себя во все измерения и концы  своей природы, в том числе  темные и "демонические", признающиеся одинаково правомочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного восхождения. Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт в такой конкретности, чтобы он мог увлечь действительно  всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и лишь для  созидания временного, материального  комфорта живущим. Высшим благом может  быть только жизнь, причем жизнь в  ее духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие ее.

Сила космистов в том, что обосновали и нравственную и  объективную необходимость активной эволюции, ноосферы. Ноосферное направление  избрано самой эволюцией, глубинным  законом развития мира, выдвинувшим  разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобщениями  Вернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу  самого человека, неразумно и бесполезно.

Заключение

Ни одна сотня лет потребовалась  человеку для достижения облика разумного  человека с глубоко развитым осознанием духовности. Человеческая цивилизация, проходя этапы формирования мировоззрения, открывало все новые формы  познания, создавая все новые структуры  и отрасли наук и философских  взглядов.

В представленной работе тема космизма раскрыта на столько, на сколько это представлялось возможным.

 

Список литературы

1.     В. П. Кохановский Философия, учебное пособие для студентов ВУЗов.-Ростов-на-Дону Изд. "Феникс" 1997

2.     В. П. Кохановский, В. Г. Яковлев, Л. В. Жаров Вилосовия для средних и специальных учебных заведений Ростов-на-Дону Изд. "Феникс" 2000

3.     Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов Философия. Справочник студента. -М., Философское общество 2000

  1. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  2. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993.
  3. Философия. Учебник. Ростов-на-Дону, 2000.
  4. Философия. Справочник студента. М.:, 1999
  5. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М., 1995.
  6. Я С. Яскевич Философия в вопросах и ответах Минск ООО "Новое знание" 2003

1 Философия. Справочник студента. М.:, 1999.

2 Философия. Учебник. Ростов-на-Дону, 2000.

3 Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М., 1995. С. 564.

4 Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М., 1995. С. 412-413.

5 . Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

6 Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. С. 187.

7 Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. С. 185.

8 Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 


Информация о работе Русский космизм