Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:46, контрольная работа
Цель данной работы: осветить и понять философию русского космизма.
Введение 3
Русский космизм 4
Восходящая эволюция 6
Ноосферные задачи 10
Философия «Русского космизма». Н.Ф. Федоров, В.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский 12
Метаморфоза любви 19
Выход человека из "Его заключения на земле" 20
Заключение 24
Список литературы 25
Отечественная философия науки должна стать популяризатором и пропагандистом идей русских ученых-космистов.
В деле преображения природы мира и человека, может быть, самым трудным станет отнятие у природы ее главного оружия, ее высшего оправдания, того механизма, каким она обеспечивает свой прогресс и который в силу этого окружила наибольшей привлекательностью: половой раскол, воспроизведение человеческих особей путем полового рождения. Тут и самая сласть для природного существа, и корень его неизбежной погибели для очистки места плоду этой страсти. Как писал В.С.Соловьев: "Само собой ясно, что, пока человек размножается как животное, он и умирает как животное". И еще: "Пребывать в половой раздельности значит пребывать на пути смерти". Здесь Соловьев вслед за Федоровым ставит задачу творческой метаморфозы половой любви, задачу, может быть, наиболее диковинную, но и существенную в дальних горизонтах активно-эволюционного, ноосферного идеала.
Соловьев развивал идеи христианского активизма, богочеловечества, тесного объединения божественной и человеческой энергий в деле избавления мира от законов "падшего" материального естества и ввода его в эволюционно высший, нетленный, соборно-любовный тип бытия, Царствие Божие.
Человек располагает специфической
энергией огромной мощи, которая в
настоящее время расходуется
прежде всего на воспроизведение
его как природного существа. Стремление
одухотворить, использовать для созидательных
целей эротическую энергию, силу
любви не раз возникало в мечте
и мысли людей. "Любовь, так
же как и мысль, в ноосфере будет
пребывать в состоянии
Высшую задачу любви Соловьев,
как и Федоров, выводит к "общему
делу" борьбы со смертью, увековечивания
и преображения высшей ценности - личности,
наконец, к Делу возвращения всех
сознательных и чувствующих жертв
природного порядка за все время
его господства, т.е. воскрешение
всех умерших. "Человек, достигший
высшего совершенства, не может принять
такого недостойного дара; если он не в
состоянии вырвать у смерти всю
ее добычу, он лучше откажется от
бессмертия". У Федорова задача направления
извращенного порядка природы в
неприродный, бессмертный тип бытия
ставится как конкретное дело: победа
над временем осуществление принципа
сосуществования вместо последовательности,
обретается в воскрешении; победа над
пространством - путем достижения "полноорганности",
способности безграничного
"Действительно спастись,
т.е. возродить и увековечить
свою индивидуальную жизнь в
истинной любви, единичный
Космос, космическое и в художественном и в философском сознании чаще всего представлялись воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, являлись предметом глубинной медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной бытия. Созерцание высекало из человека искры философского самосознания: как я мал, ничтожен, бренен, а он, космос, велик и вечен; или: я сам - микрокосм, частичка, родственная огромному Целому, как хорошо слиться с ним в невыразимом чувстве единения со стихиями мира, вплоть до хаотической его подосновы! Созерцательное отношение или экстатически-религиозное переживание единства человека и космоса, уходящее в глубокую древность, преобладало тысячелетия и века. И только с Федорова и Циолковского и других мыслителей-космистов в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества (так сказать, соборного микрокосма), направленной на макрокосм.
Разрабатывая свой проект
регуляции, Федоров с самого начала
подчеркивал неотделимость
В докладе "Изучение явлений
жизни и новая физика" Вернадский
поставил вопрос об остром противоречии,
возникшем между "сознанием мира",
лежащим в глубине человека, и
"его научной картиной", господствовавшей
ряд столетий, которая была основана
на физико-химических явлениях и к
ним же пыталась в конечном счете
свести и жизнь, и сознание. Только
религия и философия в разной
степени и каждая по-своему если
не разрешали, то как бы утоляли это
противоречие, отвечая стремлениям
человеческого сердца, внутреннему
убеждению в особом значении жизни,
уникального "я". Новый импульс
своему развитию философская и религиозно-
Сюда же надо отнести и
"космическую философию" К.Э.Циолковского,
развивавшуюся им в серии философских
работ. Циолковский называл себя
"чистейшим материалистом". Он
действительно признавал
В заключение автору хотелось
бы еще раз подчеркнуть общие
родовые черты космического, активно-эволюционного
направления философского и научного
поиска, осуществленного в России
за последнее столетие. Прежде всего
это понимание восходящего
Самой науке, точнее, грандиозному
синтезу наук, объединенных во всеобщую
космическую науку о жизни, дается
новое направление развития. Ведь
пока наука, основная созидательная
сила современного мира, работает с
равным циничным успехом и на разрушение.
За это во многом ответствен тот
фундаментальный выбор, который
господствует в современном мире
с его фактическим
Сила космистов в том,
что обосновали и нравственную и
объективную необходимость
Ни одна сотня лет потребовалась человеку для достижения облика разумного человека с глубоко развитым осознанием духовности. Человеческая цивилизация, проходя этапы формирования мировоззрения, открывало все новые формы познания, создавая все новые структуры и отрасли наук и философских взглядов.
В представленной работе тема космизма раскрыта на столько, на сколько это представлялось возможным.
1. В. П. Кохановский Философия, учебное пособие для студентов ВУЗов.-Ростов-на-Дону Изд. "Феникс" 1997
2. В. П. Кохановский, В. Г. Яковлев, Л. В. Жаров Вилосовия для средних и специальных учебных заведений Ростов-на-Дону Изд. "Феникс" 2000
3. Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов Философия. Справочник студента. -М., Философское общество 2000
1 Философия. Справочник студента. М.:, 1999.
2 Философия. Учебник. Ростов-на-Дону, 2000.
3 Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М., 1995. С. 564.
4 Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М., 1995. С. 412-413.
5 . Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
6 Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. С. 187.
7 Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. С. 185.
8 Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.