Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:52, дипломная работа

Описание работы

Модернизация различных областей образования и интеграция России в мировую систему высшего образования потребовали переосмысления основных направлений профессиональной подготовки педагогических кадров. В настоящее время приоритетным направлением в образовании становится воспитание творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях.
С точки зрения современной педагогической науки, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Воспитание как процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов
Цель и задачи воспитательной работы в вузе
Принципы воспитательной работы в вузе
Основные направления воспитательной работы в вузе
Виды воспитательной работы в вузе
Глава 2. Самореализация и творчество в деятельности студента и аспиранта
2.1 Самореализация личности студента (аспиранта)
2.2 Творчество как процесс самореализации личности
2.3 Анализ педагогических способностей студентов и аспирантов КГЭУ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов.rtf

— 670.81 Кб (Скачать файл)

-организационной структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечение четкого функционирования и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

-органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих социальную, интеллектуальную среду, кружков творчества студентов;

-материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы;

-усиление роли ректората, деканатов и кафедр в вопросах управления воспитательной работой;

-нормативной базы, регламентирующей деятельность факультетов, должностных лиц, университета;

-совершенствование системы управления и организации воспитательной деятельности, разработка новых, организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы воспитательной работы.

 

1.4 Виды воспитательной работы в ВУЗе

 

Воспитание студентов и аспирантов в вузах прежде всего реализуется в процессе получения образования по выбранной специальности. Разнообразные формы внеаудиторной работы должны в максимальной степени учитывать это обстоятельство. Наряду с этим формирование нравственного, гражданско-патриотического и творческого начала происходит через разнообразные формы внеаудиторной работы, поддерживающие, сопровождающие и координирующие в максимальной степени учебный процесс. Учитывая органичную связь поставленных задач, достижение поставленной цели возможно при реализации четырех основных видов воспитательной работы.

Основным видом воспитательной работы является воспитание в процессе обучения. Учебная и воспитательная деятельность неразрывно связаны друг с другом, причем учебный процесс в целом, каждая дисциплина в отдельности, нацелены на решение воспитательных задач, которые имеют свою социально-возрастную специфику на разных стадиях реализации образовательных программ. На младших курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития, для 3-4 курсов приоритетным становится творческое приобщение студентов к избранной специальности. Акцент должен делаться на формирование навыков и качеств, необходимых в будущей профессии. В современных условиях, отличающихся быстрым развитием науки и лавинообразным приращением объема знаний, важнейшее значение приобретает обращение университетской науки к фундаментальным исследованиям и придания фундаментального характера образовательному процессу. На старших курсах завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.

Общение студентов и аспирантов с преподавателем получает свое продолжение во внеучебной научно-образовательной работе. Огромное значение в плане личностного и профессионального становления будущих специалистов имеют различные внеаудиторные формы научно-образовательной деятельности: студенческие научные общества, клубы, кружки, культурно-массовые мероприятия.

В современных условиях объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с управленческим опытом работы. Важнейшим фактором, влияющим на повышение социальной активности и личностной заинтересованности учащейся молодежи, является реализация комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого самоуправления. Современное студенческое самоуправление, как указано в «Рекомендациях по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ», должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов.

Основной целью деятельности студенческого самоуправления, по мнению автора, является создание условий для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Знания и опыт, полученные в студенческом самоуправлении, повышают рейтинг выпускников ВУЗа и делают их востребованными в различных областях деятельности.

Наиболее традиционным видом воспитательной работы является культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность. Именно в этом виде накоплен немалый опыт в традиционных формах работы, наиболее перспективными направлениями которого является создание обществ, клубов и объединений, ориентированных на самые разные целевые группы в среде студенчества.

В настоящее время огромное значение имеет здоровый образ жизни как важнейший фактор гармоничного развития будущего специалиста, его высокой профессионально-трудовой активности, творческого долголетия, а также залог эффективной организации здорового быта и досуга.

Направленность на дальнейшую демократизацию общества ставит на первый план задачи, связанные с формированием личности нового типа. Личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обладающей активной жизненной позицией, имеющей высокий уровень самосознания, способной к активной жизни и творчеству.

 

 

Глава 2. Самореализация и творчество в деятельности студента и аспиранта

 

2.1 Самореализация личности студента (аспиранта)

 

Анализ философской литературы, в частности работ таких российских и зарубежных авторов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Л.В. Рябова, Д. Стэнли и др., о проблеме самореализации личности выявляет богатые творческие возможности в теоретическом наследии как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Впервые понятие самореализации (self-realization) употребил в 1962 г. Ф.Г. Бредли. Разработка проблематики самореализации продолжается в прагматизме (Дж. Дьюи), интувитивизме (Г. Калдервуд), утилитаризме (У. Уолисс), феноменологической этике (А. Гарнет). В середине XX в. самореализация вновь оказывается в центре внимания исследователей, благодаря работам американских психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).

Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности (А. Маслоу, А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм). Она является источником личностносмысловой активности человека, направленной на творческое преобразование мира. Самореализоваться, по А. Маслоу, значит стать тем человеком, которым в принципе ты можешь стать, достигнув вершины своего потенциала. Самореализация - не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий личности с целью полного раскрытия ее сил и способностей.

В педагогической науке понятие Самореализация определяется как стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.

Основные характеристики самореализации личности студента и аспиранта:

  1. Самореализация личности студента и аспиранта в учебно- профессиональной деятельности есть динамическое саморазвертывающееся взаимодействие с миром в рамках учебно-профессиональной сферы жизнедеятельности, способствующее актуализации и развитию потенциальных возможностей студента при обеспечении педагогических условий.
  2. Структура самореализации личности студента или аспиранта в учебно-профессиональной деятельности представляет собой совокупность мотивационно-целевого, содержательного и регулятивного компонентов. Показателями мотивационно-целевого компонента самореализации являются познавательный и профессиональный интересы, показателями содержательного компонента самореализации - действенность и системность знаний, показателями регулятивного компонента - рефлексивность и самостоятельность.
  3. Самореализация студентов и аспирантов в учебно-профессиональной деятельности определяется комплексом следующих педагогических условий: содержательно-целевых (актуализация субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки, расширение субъектных функций студентов в образовательном процессе, проблематизация личных профессиональных норм деятельности и поведения студентов); организационно-процессуальных (компетентность преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку студентов с целью их максимальной самореализации; диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса; рефлексивное управление деятельностью студентов со стороны педагога); методико-инструментальных (использование в ходе обучения интерактивных методов и приемов обучения, вовлечение студентов в дополнительное профессиональное образование).
  4. Повышение уровня самореализации студентов и аспирантов в учебно-профессиональной деятельности обеспечивается реализацией технологии, включающей в себя взаимодействие преподавателя и студентов на конфликтно-ценностном, проблемно-целевом, предметно-содержательном, организационно-операциональном, исполнительско-коррекционном и рефлексивно-системном этапах.

Идея самореализации имеет древнюю историю в философии. В качестве «высшей ценности» самореализация трактуется в философии Упанишад (8-5 вв. до н. э.) и в даосизме (6-5 вв. до н. э.). На Западе учение о самореализации восходит к Аристотелю и отчасти к Платону, «представляя собой не только анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов самоосуществления».

Сложность рассмотрения проблемы самореализации личности, по мнению многих философов, в том, что она является междисциплинарной и межпарадигмальной проблемой. В настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности.

Говоря о различных подходах к феномену самореализации в отечественной философии, мы можем выделить ключевые, объединяющие их моменты:

* Во-первых, ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил самой личности.

* Во-вторых, ключевым также является понятие опредмечивания (выделения, практического осуществления) сущностных сил.

Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем, что реализовать себя человек может только в процессе той или иной социальной деятельности.

* В-третьих, самодеятельность, так как самореализация возможна лишь тогда, когда деятельность инициируется самой личностью.

Таким образом, «самореализация личности» - многоаспектное понятие, которое учеными рассматривается как процесс, потребность, форма, цель и результат (В.И. Андреев, Л.Н. Коган, В.А. Сластенин и др.). Широко известными теориями самоактуализации являются гуманистические концепции К. Роджерса и А. Маслоу.

Под понятием «студент» и «аспирант» мы будем понимать динамически развивающуюся систему, стремящуюся к профессионально-личностной самореализации, самоактуализации, самопроявлению всех своих потенций и возможностей, в которой представлены различные уровни организаций (уровни материальные, социальные, духовные).

Студент (аспирант) как субъект свой жизнедеятельности проявляет себя в выборе пути и способов развития, в самоопределении по отношению к базовым ценностям, реализации себя в поступке, общении, деятельности.

Различные аспекты самореализации личности в образовательном процессе представлены в ряде педагогических концепций и подходов:

- аксиологическом - как методологической основе изучения педагогических проблем (В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский и др.); концепции профессионально-педагогической культуры (Э.Т. Ардаширова, В.Л. Бенин, Е.Н. Шиянов), определяющей идею субъективного развития личности учителя в процессе творческой самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных сил и способностей как ведущего направления психолого-педагогических исследований;

- культурологическом - значительный вклад в разработку культурологического подхода в педагогике внесли Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, и др.;

  • диалогическом, в основе которого заложены теории педагогического 
    общения выдающихся отечественных педагогов П.П. Блонского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского; исследования различных видов общения и «субъект-субъектных» отношений в процессе обучения как необходимого условия самореализации педагога (И.А. Зимняя, Е.И. Ильин, М.С. Каган, Ю.В. Сенько и др.);

- индивидуально-творческом, разрабатываемом В.И. Андреевым, 
В.И. Загвязинским, Н.Д. Никандровыми и др. Этот подход позволяет не только развивать исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшей самореализации в профессиональной деятельности.

В современном социально-гуманитарном знании можно выделить, по меньшей мере, три уровня анализа проблемы самореализации личности. На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации. Объектом рассмотрения на этом уровне выступает человек как родовое существо, человечество в целом.

На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самореализоваться, исследуется мотивационная основа самореализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореализации на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т.п.). На этом уровне объектом рассмотрения выступает отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с обществом в целом. Самореализация может рассматриваться в трёх аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности.

В педагогике «самореализация» определяется как «одна из целей педагогического процесса и заключается в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Проблема самореализации личности педагогами рассматривается в основном в контексте проблем профессионального самосовершенствования, самовоспитания, самоопределения, самообразования и др.

 

2.2 Творчество как процесс самореализации личности

 

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Информация о работе Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов