Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:42, реферат
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.
Введение
Своеобразие философии на фоне религии и науки
1.1.Философия и религия
1.2. Философия и наука
2. Своеобразие философского мышления
3. Самостоятельность и своеобразие философии
Заключение
Список используемых источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Национальный исследовательский
Томский политехнический
Институт
дистанционного образования
Экономика
Самостоятельность и своеобразие философии
Реферат
по дисциплине:
Философия
Исполнитель: |
|||||
студент группы |
З-3Б12 з |
Ивачёв Степан Сергеевич |
21.04.2013 | ||
Руководитель: |
|||||
преподаватель |
Тычкин Павел Борисович |
||||
Томск ¾ 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Своеобразие философии на фоне религии и науки
1.1.Философия и религия…………………………………………………………5
1.2. Философия и наука…………………………………………………………...
2. Своеобразие философского мышления……………………………………….9
3. Самостоятельность и своеобразие философии……………………………...13
Заключение....................
Список используемых источников…………………………………………..20
Введение
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской интуицией, которые нас часто подводят.
Философия - это особая форма общественного сознания, теоретически сформулированное мировоззрение, отличающееся от других форм способом осмысления, степенью разработанности проблем и методов.
Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают – изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть умным – значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.
В своем становлении философия прошла ряд сложных этапов, которые способствовали ее выделению в самостоятельную науку. Формируясь на
3
основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачатками научных знаний (по Аристотелю - протознания или первая философия), она требовала объяснения природных, причинных связей, способствуя вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытесняющих мифологическую картину мира. Философию превращается по М.М. Бахтину в "метаязык всех наук". С развитием науки приобретает новое содержание основной вопрос философии.
Целью данной работы является глубокое изучение философии как самостоятельной науки. Также попытаюсь раскрыть все своеобразие философии со стороны различных философов.
Для достижения цели я буду использовать различную литературу, в которой авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается в набор фактов, связанных только хронологически. Своеобразие философии, считают авторы этих книг, заключается в ее предмете, которым является проблема идеального, а также в методе теоретической рефлексии.
4
Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры – сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т.е. сверхчеловеческий и сверхрациональный, характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения.
Возможна собственно религиозная философия, как свободная от догматических церковных шор, рациональная попытка построения целостного религиозного мировоззрения. Блестящие образцы подобной философии, в частности, дала отечественная философская традиция на рубеже веков (см. В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, братья С.Н и Е.Н.Трубецкие). От религиозной философии следует отличать теологию (или богословие). Последняя в ряде своих разделов может
5
использовать язык, методы и результаты философии, однако всегда в рамках признанных церковных авторитетов и выверенных догматических определений. Раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии, носит название философии религии. Ясно, что философией религии может заниматься не только верующий человек, но и философ-атеист.
Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.
Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть, по меньшей мере, два серьезных различия:
6
реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;
В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две
7
тупиковых крайности. Это,
с одной стороны, натурфилософия,
как попытка строить
8
Опираясь на многочисленные существующие определения философии, можно выделить самые черты философского мышлении.
Во-первых, философское мышление является осознанным и сознательно выстроенным.
Во-вторых, поскольку при этом речь идет о мировоззренческие представления и ориентиры, она предстает формой человеческого самосознания, то есть в нем всегда возникает ощутимым момент присутствия человека; это мышление с точки зрения человека, его жизненных интересов и жизненного выбора.
В-третьих, философия доказывает свои основные утверждения до предельно возможного уровня обобщения. Эта черта обусловлена стремлением философии отыскать стали фундаментальные, эталонные ориентиры для человека, есть такие, которые не являются ситуативными и преходящими. Но здесь встает важный вопрос о том, какую степень обобщения можно считать предельной. Если мы обратимся с таким вопросом
к физике или математике, то получаем ответ, что подобных ориентиров не существует и существовать не может, поскольку, например, любое большое число можно еще увеличивать, а любое малое - уменьшать. Так же и физик скажет нам, что не существует предельных масштабов сущего. Однако в философии это не надуманное понятие: когда мы говорим о предельно широкое обобщение, то речь идет о выводе рассуждения на грань бытия и небытия. Это может значить, что мы пытаемся отыскать в изучаемом явлении такие его признаки или элементы, наличие которых делает это явление возможным, а отсутствие, наоборот, невозможно. Именно такое направление философских поисков отражается в философии специальной терминологией; например, в философии употребляются термины "движение как таковое", "история как таковая" (или "вообще"), что значит, что при этом
9
как раз и пытаются определить то, присутствие чего делает дело именно такой. Во втором варианте предельный уровень обобщения может представать как идеализация определенной стороны или определенного отношения действительности: когда мы говорим, например, "прямая линия", то мы имеем в виду не какую-то то ли прямую, то ли кривую, а именно полноту прямизны. Идеальная прямая - это прямая полной, предельно возможной степени, если такая мера не достигается, то это не будет идеальная прямая. А это и значит, что мы выводим свое рассуждение на предельный уровень обобщения. Все человеческие понятия (но не представления) содержат в себе определенный момент идеализации. Этот момент предельного обобщения действительно дает человеку стали и надежные ориентиры; сошлюсь на пример: когда мы едем в вагоне и смотрим в окно, то предметы, находящиеся рядом с окном, пролетают мимо так быстро, что иногда не успеваем их даже рассмотреть, но если мы видим на небе Луну или звезду, нам может показаться, что они не двигаются вообще. Именно поэтому мореплаватели когда-то и брали за ориентиры небесные тела, поскольку они были стабильными в расположении и такими, которые
можно было видеть почти на всех возможных маршрутах.
В-четвертых, философия
определяет действительность
Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии