Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:42, реферат
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.
Введение
Своеобразие философии на фоне религии и науки
1.1.Философия и религия
1.2. Философия и наука
2. Своеобразие философского мышления
3. Самостоятельность и своеобразие философии
Заключение
Список используемых источников
10
невозможно, но именно
поэтому этот идеальный,
В-пятых, философское мышление в большей степени является мышлением о мышлении, мыслью о мысли, чем мышлением и мыслью о какой-то реальности. Точнее, реальность самого мышления и самой мысли и является для философии самой реальностью. С одной стороны, это объясняется тем, что философия пытается осмыслить не частичные явления, а ситуацию пребывания человека в мире, опираясь при этом на способность человека мыслить и осознавать. С другой стороны, когда философия выходит за пределы частных форм, то есть за пределы реальных состояний действительности вообще, то выйти он может только в ментальное пространство, то есть в собственное пространство мысли: мысль, не подкрепленная реальностью, может держать только сама себе. Философское мышление, это, по выражению одного философа, является "мышлением у себя на подвесе". По большому счету это стремление и мужество держать мысль в напряжении и непрерывности.
В-шестых, философское
мышление возникает внутренне
связанным, логически
Наконец, в-седьмых, все указанные черты философского мышления резюмируются тем, что именно в философии и с помощью философии
11
человек заявляет
о своем желании взять на
себя самую ответственность за
сознательное решение своей
12
Относительная самостоятельность философии проявляется в том, что, отражая жизнь общества и соответствуя, в общем, характеру экономического базиса, философская мысль в своем развитии может отставать от него или опережать его. Так, в период освободительных движений против феодального строя, господствующей идеологией которого была религия, передовая философская мысль, связанная с этими движениями, нередко отставала в развитии форм сознания, принимая идеалистические, религиозные формы. Ярким примером опережения философской мыслью хода общественного развития является возникновение и развитие при капитализме диалектического и исторического материализма, который образует теоретическую основу социалистической идеологии.
Относительная самостоятельность философии состоит также в том, что нередко философская мысль достигает высокого уровня в странах, сравнительно отставших от других стран по своему экономическому и политическому развитию.
Философия как определенная форма познания мира, система взглядов по наиболее общим вопросам бытия и мышления обладает своей внутренней логикой, выражает в обобщенном виде закономерности познания мира, представляющие собой отражение объективных закономерностей природного и общественного бытия. У философии есть свои специфические закономерности, в известной мере проявляющиеся и в других сферах общественного сознания (наука, искусство, общественно-политическая идеология), поскольку философия оказывает на них свое идейно-теоретическое влияние. Такими специфическими закономерностями развития философии являются борьба материализма и идеализма, борьба диалектики и метафизики и т. п.
Внутренняя логика развития философской мысли состоит в том, что этот
13
процесс по преимуществу идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Этот процесс "приращения" философских знаний не прямолинейный, а зигзагообразный. В ходе его нередко происходят и отступления от правильного познания действительности в сторону идеализма, мистики, религии. В целом же этот процесс восходящий и в конечном счете ведущий к познанию объективной истины.
Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности.
Мифология - мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения.
Миф выступает как
способ отражения мира в сознании
человека, характеризующийся чувственно-
По мере совершенствования понятийного мышления часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала "праматерью" философии.
На первых порах, например и в особенности на Востоке (индийская и китайская философия), философское знание было слито с религиозным. И лишь затем постепенно произошло отделение философии от религии. Однако история их взаимоотношений знает одновременно как противостояние философии и религии, так и попытки объединения философского знания и
14
религиозной веры.
Как особая форма культуры и духовного освоения мира философия сформировалась в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический период усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и многообразия новых видов деятельности потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции, Египте, Персии, Вавилоне. Последующее развитие Ф. было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций.
Философия уже формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании.
Первые философы были универсалами, энциклопедистами, они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Это были такие разговоры, в которых ставился вопрос о сущности и проблемы обсуждались основательно, так, что собеседники стремились дойти до оснований, до основы всех основ, до первого основания или первой причины. И Философия здесь выступала как поиск первых причин, начал и оснований, наука о началах и причинах, о принципах. Это исследование первых оснований и предпосылок мышления и духовной и практической деятельности, имеющей универсальное, общечеловеческое значение.
Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в первых теориях было много фантазии и интуитивных догадок. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли
15
в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Впоследствии, с развитием философии и науки рождается как самостоятельная отрасль знании психология. Поэтому философию часто называют "матерью всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.
Как уже было сказано, первые философские учения возникли примерно в одно и то же время, в VI в. до Х., в трёх центрах древней цивилизации - Древней Греции, Индии и Китае. В первом из них были заложены основы так называемой "западной" цивилизации. Второй и третий объединяются понятием "Древнего Востока" (наряду с первыми ближневосточными цивилизациями). В этих центрах сложились общества разного типа, и различия между ними вызвали к жизни проблему "Запад - Восток", которая обсуждается особенно интенсивно в связи с современным кризисом цивилизации "западного" типа.
Различие обществ выразилось и в несходстве духовной жизни. Поэтому всю совокупность философских учений, созданных за две с половиной тысячи лет, принято разделять, прежде всего, на две большие группы: западную философию и восточную философию. Западной философией называют философские учения, возникшие в Европе, начиная с Древней Греции, и распространившиеся в эпоху колониальной европейской экспансии на остальные регионы земного шара. Под восточной философией имеются в виду преимущественно философские учения, возникшие в Древней Индии и Древнем Китае.
В историческом плане выделяются различные периоды зарождения, и становления философской мысли. Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока - в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и впоследствии особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире - древней Греции и древнем Риме.
16
Китайская философия. Древнекитайская философия не сильна в познания природы. Происхождение мира она объясняла скорее мифологично, чем философски. Вначале был Хаос, затем в нём возникли два начала - мужское ("Ян" - небо) и женское ("Инь" - земля). Их взаимодействие (оплодотворение посредством дождя, который играл роль "мужского семени") привело к рождению видимых вещей. В древнекитайских философских учениях нет понятия "бытие" или его аналога. Китайцев больше интересовала не природа вещей, а их ценностные аспекты, полезность для человека.
Преуспели же китайские философы в разработке теорий государства и гражданина. Каким должно быть совершенное устройство государства? Каким должен быть идеальный гражданин? Как сделать так, чтобы каждому человеку жилось хорошо, и чтобы государство было богатым и могущественным? Эти и подобные им вопросы волновали их в первую очередь.
Наиболее крупным философом Древнего Китая, почитаемым и по сей день, был Конфуций (551-479 до н.э.).
Индийская философия:
1. автономия (самозаконность) и верховенство разума
2. свобода, самостоятельность, самоопределение личности
Для этой эпохи характерно
критическое отношение к
Просвещение - значит распространение света, изгнание тьмы. Свет - знание, наука. Тьма - невежество, предрассудки, церковный обскурантизм, религиозный фанатизм.
17
Новейшее время:
Философия, как особая форма культуры, сформировалась в эпоху перехода от патриархальных обществ к первым земледельческим и городским цивилизациям древности.
Первые философские учения возникли примерно в одно и то же время (с VI до X вв.) в 3 центрах древней цивилизации - древней Греции, Индии, Китае.
Выделяются следующие периоды зарождения, и становления философской мысли:
18
Заключение
Философия как особенная сфера человеческого знания и познания возникла на основе мировоззренческих поисков и ориентаций человека, которые появляются как необходимость с точки зрения человеческого жизненного выбора и самоутверждения. Являясь теоретической формой мировоззрения, философия приобретает определенные особенности, такие как обобщающий характер знания, принципиальный человекоцентризм, стремление достичь абсолюта и пр. Эти особенности предопределяют структуру и функции философского знания. В конечном итоге философия появляется как глубинное и непреодолимое стремление человеческой души к прозрачности и осмысленности фундаментов собственного бытия. Давно замечено, что существует связь, между уровнем развития философии, и даже ее существование, и уровнем развития свободы человека, политической свободы, в частности. Потому что там, где развитая философия, развивается и свобода. Философия создает благоприятную почву для этого через развитие духовных фундаментов общества. Она внедряет в общественное сознание общечеловеческие ценности - идеи свободы, неотъемлемых прав человека, справедливости, социального равенства и тому подобное. Термин «философия» имеет древнегреческое происхождение, потому что именно в Древней Греции философия впервые отделилась от других сфер интеллектуальной деятельности и приобрела автономный характер развития. Первая часть этого срока происходит от слова «фило» - склонность, любовь, желание, преданность и слова «софия» - мудрость, которое, в свою очередь состоит из двух слов и буквально значит - говорить, говорить, целостно, уместно.
Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии