Самостоятельность и своеобразие философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:42, реферат

Описание работы

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.

Содержание работы

Введение
Своеобразие философии на фоне религии и науки
1.1.Философия и религия
1.2. Философия и наука
2. Своеобразие философского мышления
3. Самостоятельность и своеобразие философии
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

10

 невозможно, но именно  поэтому этот идеальный, значит  неизменное состояние, позволяет  оценить реальные процессы преобразования энергии. Способность оценивать действительность, а не только воспринимать ее, возникает колоссальной преимуществом человеческого интеллекта, залогом человеческого стремления к развитию, к самосовершенствованию. В философии это обозначается так, что только человек обладает способностью судить, есть сопоставлять, измерять действительность, поэтому именно суждения является для философии решающей формой человеческого мышления.

 В-пятых, философское  мышление в большей степени  является мышлением о мышлении, мыслью о мысли, чем мышлением и мыслью о какой-то реальности. Точнее, реальность самого мышления и самой мысли и является для философии самой реальностью. С одной стороны, это объясняется тем, что философия пытается осмыслить не частичные явления, а ситуацию пребывания человека в мире, опираясь при этом на способность человека мыслить и осознавать. С другой стороны, когда философия выходит за пределы частных форм, то есть за пределы реальных состояний действительности вообще, то выйти он может только в ментальное пространство, то есть в собственное пространство мысли: мысль, не подкрепленная реальностью, может держать только сама себе. Философское мышление, это, по выражению одного философа, является "мышлением у себя на подвесе". По большому счету это стремление и мужество держать мысль в напряжении и непрерывности.

 В-шестых, философское  мышление возникает внутренне  связанным, логически последовательным, а значит - аргументированным, обоснованным. Философия апеллирует к пониманию,  к человеческой способности мыслить  и осмысливать реальность.

Наконец, в-седьмых, все  указанные черты философского мышления резюмируются тем, что именно в философии и с помощью философии

11

 человек заявляет  о своем желании взять на  себя самую ответственность за  сознательное решение своей жизненной  судьбы. То есть той мере, в  какой человек способен сегодня осмыслить и понять себя и свое положение в мире, в той мере, какой она пропитана решимостью пройти всю возможную дистанцию умственного просветления своей жизненной ситуации, - именно той мере она философствует или предстает философом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

  1. Самостоятельность и своеобразие философии

Относительная самостоятельность  философии проявляется в том, что, отражая жизнь общества и  соответствуя, в общем, характеру  экономического базиса, философская  мысль в своем развитии может  отставать от него или опережать его. Так, в период освободительных движений против феодального строя, господствующей идеологией которого была религия, передовая философская мысль, связанная с этими движениями, нередко отставала в развитии форм сознания, принимая идеалистические, религиозные формы. Ярким примером опережения философской мыслью хода общественного развития является возникновение и развитие при капитализме диалектического и исторического материализма, который образует теоретическую основу социалистической идеологии.

Относительная самостоятельность  философии состоит также в  том, что нередко философская  мысль достигает высокого уровня в странах, сравнительно отставших  от других стран по своему экономическому и политическому развитию.

Философия как определенная форма познания мира, система взглядов по наиболее общим вопросам бытия и мышления обладает своей внутренней логикой, выражает в обобщенном виде закономерности познания мира, представляющие собой отражение объективных закономерностей природного и общественного бытия. У философии есть свои специфические закономерности, в известной мере проявляющиеся и в других сферах общественного сознания (наука, искусство, общественно-политическая идеология), поскольку философия оказывает на них свое идейно-теоретическое влияние. Такими специфическими закономерностями развития философии являются борьба материализма и идеализма, борьба диалектики и метафизики и т. п.

Внутренняя логика развития философской мысли состоит в  том, что этот

 

13

процесс по преимуществу идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Этот процесс "приращения" философских знаний не прямолинейный, а зигзагообразный. В ходе его нередко происходят и отступления от правильного познания действительности в сторону идеализма, мистики, религии. В целом же этот процесс восходящий и в конечном счете ведущий к познанию объективной истины.

Своеобразие философии  как способа осмысления мира открывается  в сравнении ее с мифологическим постижением действительности.

Мифология - мировоззрение  первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения.

Миф выступает как  способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Первобытные люди выстраивали объяснение природы на основе того простейшего знания, которое люди уже имели о себе самих. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом.

По мере совершенствования понятийного мышления часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала "праматерью" философии.

На первых порах, например и в особенности на Востоке (индийская  и китайская философия), философское знание было слито с религиозным. И лишь затем постепенно произошло отделение философии от религии. Однако история их взаимоотношений знает одновременно как противостояние философии и религии, так и попытки объединения философского знания и

14

 религиозной веры.

Как особая форма культуры и духовного освоения мира философия  сформировалась в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским  цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический период усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и многообразия новых видов деятельности потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции, Египте, Персии, Вавилоне. Последующее развитие Ф. было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций.

Философия уже формирует  у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании.

Первые философы были универсалами, энциклопедистами, они  с равным любопытством исследовали  природу и человека, космос и жизнь  общества, не отделяя одно от другого. Это были такие разговоры, в которых ставился вопрос о сущности и проблемы обсуждались основательно, так, что собеседники стремились дойти до оснований, до основы всех основ, до первого основания или первой причины. И Философия здесь выступала как поиск первых причин, начал и оснований, наука о началах и причинах, о принципах. Это исследование первых оснований и предпосылок мышления и духовной и практической деятельности, имеющей универсальное, общечеловеческое значение.

Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в первых теориях было много фантазии и интуитивных догадок. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли

15

в основу зарождения и  развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Впоследствии, с развитием философии и науки  рождается как самостоятельная  отрасль знании психология. Поэтому  философию часто называют "матерью  всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.

Как уже было сказано, первые философские учения возникли примерно в одно и то же время, в VI в. до Х., в трёх центрах древней цивилизации - Древней Греции, Индии и Китае. В первом из них были заложены основы так называемой "западной" цивилизации. Второй и третий объединяются понятием "Древнего Востока" (наряду с первыми ближневосточными цивилизациями). В этих центрах сложились общества разного типа, и различия между ними вызвали к жизни проблему "Запад - Восток", которая обсуждается особенно интенсивно в связи с современным кризисом цивилизации "западного" типа.

Различие обществ выразилось и в несходстве духовной жизни. Поэтому  всю совокупность философских учений, созданных за две с половиной тысячи лет, принято разделять, прежде всего, на две большие группы: западную философию и восточную философию. Западной философией называют философские учения, возникшие в Европе, начиная с Древней Греции, и распространившиеся в эпоху колониальной европейской экспансии на остальные регионы земного шара. Под восточной философией имеются в виду преимущественно философские учения, возникшие в Древней Индии и Древнем Китае.

В историческом плане  выделяются различные периоды зарождения, и становления философской мысли. Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока - в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и впоследствии особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире - древней Греции и древнем Риме.

16

Китайская философия. Древнекитайская  философия не сильна в познания природы. Происхождение мира она объясняла  скорее мифологично, чем философски. Вначале был Хаос, затем в нём  возникли два начала - мужское ("Ян" - небо) и женское ("Инь" - земля). Их взаимодействие (оплодотворение посредством дождя, который играл роль "мужского семени") привело к рождению видимых вещей. В древнекитайских философских учениях нет понятия "бытие" или его аналога. Китайцев больше интересовала не природа вещей, а их ценностные аспекты, полезность для человека.

Преуспели же китайские  философы в разработке теорий государства  и гражданина. Каким должно быть совершенное устройство государства? Каким должен быть идеальный гражданин? Как сделать так, чтобы каждому человеку жилось хорошо, и чтобы государство было богатым и могущественным? Эти и подобные им вопросы волновали их в первую очередь.

Наиболее крупным философом  Древнего Китая, почитаемым и по сей  день, был Конфуций (551-479 до н.э.).

Индийская философия:

1. автономия (самозаконность) и верховенство разума

        2. свобода, самостоятельность, самоопределение личности

Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, "позитивному", "данному") и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.

Просвещение - значит распространение света, изгнание тьмы. Свет - знание, наука. Тьма - невежество, предрассудки, церковный обскурантизм, религиозный фанатизм.

17

Новейшее время:

  • Самостоятельность философии проявляется в философской мысли, которая может в своем развитии отставать или опережать общество.
  • Самостоятельность философии состоит в том, что философская мысль достигает высокого уровня в странах, которые отстают в экономическом и политическом развитии.
  • Своеобразие философии выступает в сравнении с мифологией.

Философия, как особая форма культуры, сформировалась в  эпоху перехода от патриархальных обществ  к первым земледельческим и городским  цивилизациям древности.

Первые философские  учения возникли примерно в одно и  то же время (с VI до X вв.) в 3 центрах древней цивилизации - древней Греции, Индии, Китае.

Выделяются следующие  периоды зарождения, и становления  философской мысли:

  • Древний Восток: Египет, Вавилония, Индия, Китай;
  • Античный мир: Древняя Греция, Древний Рим.
  • Философия метафизика идеализм диалектика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Заключение

Философия как особенная  сфера человеческого знания и  познания возникла на основе мировоззренческих  поисков и ориентаций человека, которые  появляются как необходимость с  точки зрения человеческого жизненного выбора и самоутверждения. Являясь теоретической формой мировоззрения, философия приобретает определенные особенности, такие как обобщающий характер знания, принципиальный человекоцентризм, стремление достичь абсолюта и пр. Эти особенности предопределяют структуру и функции философского знания. В конечном итоге философия появляется как глубинное и непреодолимое стремление человеческой души к прозрачности и осмысленности фундаментов собственного бытия. Давно замечено, что существует связь, между уровнем развития философии, и даже ее существование, и уровнем развития свободы человека, политической свободы, в частности. Потому что там, где развитая философия, развивается и свобода. Философия создает благоприятную почву для этого через развитие духовных фундаментов общества. Она внедряет в общественное сознание общечеловеческие ценности - идеи свободы, неотъемлемых прав человека, справедливости, социального равенства и тому подобное. Термин «философия» имеет древнегреческое происхождение, потому что именно в Древней Греции философия впервые отделилась от других сфер интеллектуальной деятельности и приобрела автономный характер развития. Первая часть этого срока происходит от слова «фило» - склонность, любовь, желание, преданность и слова «софия» - мудрость, которое, в свою очередь состоит из двух слов и буквально значит - говорить, говорить, целостно, уместно.

Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии