Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:35, контрольная работа
Цель работы рассмотреть сциентизм и антисциентизм как установки современного сознания.
Из поставленной цели контрольной работы ставим к рассмотрению следующие задачи:
- рассмотреть понятия сциентизма и антисциентизма;
- показать типы интерпретации взаимоотношения науки и вненаучных форм знания
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………..3
Глава первая
Сциентизм и антисциентизм как установки современного сознания………..…5
1.1 Понятия сциентизма и антисциентизма, раскол между сциентизмом и антисциентизмом ……………….…………….……………..………………5 1.2 Типы интерпретации взаимоотношения науки и вненаучных форм знания……………………………………………………..……………………11
Глава вторая
Дилемма сциентизм-антисциентизм……………………………….……………..16
2.1 Проблема социального и культурного выбора……………………….………16
2.2 Феминистская критика науки………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВТЕЛЬНОГО
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г. Набережные Челны
Контрольная работа
По дисциплине «Философия»
На тему: «Сциентизм и антисциентизм как установки современного сознания»
Выполнил: студент гр. 4135-з
Маталасов М.А.
Проверил: зав. Кафедрой,доцент
Худайкулов Н.Н.
г. Набережные Челны
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава первая
Сциентизм и антисциентизм как установки современного сознания………..…5
1.1 Понятия сциентизма
и антисциентизма, раскол между сциентизмом
и антисциентизмом ……………….…………….……………..………………5
1.2 Типы интерпретации взаимоотношения
науки и вненаучных форм знания……………………………………………………..……
Глава вторая
Дилемма сциентизм-антисциентизм…………………
2.1 Проблема
социального и культурного
2.2 Феминистская критика науки………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...25
Развитие науки, породившее колоссальные блага, связанные с научно–техническим прогрессом и разбудившее огромные разрушительные силы, угрожающие существованию самой человеческой цивилизации, неоднозначно оценивается в современной культуре и философии. Наука в силу глобальности ее результатов и влияния на жизнь отдельных людей выходит из рамок обсуждения только специалистами – философами и учеными, и выступает в современной культуре в виде некоторого обобщенного образа. С ним человек связывает либо все свои дальнейшие надежды, либо, напротив, всю сумму тех разочарований, которые преподносит ему развитие общества.
Эйфория, связанная с достижениями науки привела к становлению особой социокультурной или мировоззренческой позиции, которую принято обозначать как сциентизм.
На разных уровнях общественного сознания он проявляется как своеобразная вера в науку, ее могущество в решении всех проблем, которые стоят перед человечеством.
На уровне теоретических
построений сциентизм выступает
в виде некоторой мыслительной конструкции,
основанной на абсолютизации конкретно-
В связи с превращением науки в ведущий фактор развития общества, в непосредственную производительную силу все в большей степени осознается тот факт, что знание может быть использовано не только во благо, но и во зло.
Возникает проблема дегуманизирующего, влияния науки на культуру. При этом система традиционных культурных ценностей и этических принципов как бы ни успевает за скоростью научно-технического прогресса, в этом проявляется актуальность выбранной темы.
В общественном сознании возникает ответная реакция на сциентизм, которая реализуется в современной культуре в виде антисциентистской ценностной установки, сконцентрировавшей в себе все те аргументы против науки, рационального постижения действительности, которые существовали в истории человеческой культуры. Антисциентизм отрицает ценность науки, прежде всего как особого элемента культуры, рассматривая ее в качестве дегуманизирующего фактора. Это особая социокультурная, ценностная ориентация сознания, базирующаяся на критике науки и вообще рационального мышления в постижении мира и Человека.
Предметом контрольной работы являются различия между сциентизмом и антисциентизмом.
Объектом исследования работы являются сциентизм и антисциентизм.
Цель работы рассмотреть сциентизм и антисциентизм как установки современного сознания.
Из поставленной цели контрольной работы ставим к рассмотрению следующие задачи:
- рассмотреть понятия сциентизма и антисциентизма;
- показать типы интерпретации взаимоотношения науки и вненаучных форм знания;
- проанализировать дилемму сциентизм-антисциентизм, выявить проблему социального и культурного выбора;
- продемонстрировать феминистскую критику науки.
Глава первая
СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ КАК УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯ
1.1 Понятия сциентизма и антисциентизма, раскол между сциентизмом и антисциентизмом
Сциентизм (фр. scientisme, от лат. scientia — наука, знание) — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром[7, с 15].
Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества[8, с. 42]. Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем.
Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая положительную роль науки в идейной жизни общества.
«Новая философская
энциклопедия» указывает на экстремальный
характер как последовательно
В 30-е гг. формируется классический антисциентизм как ценностная ориентация современного сознания, воспринимающая сциентистский образ науки в качестве объекта критики. В него вкладываются все пороки современного общества, связанные с некоторыми последствиями научно-технического прогресса.
Антисциентизм исходит из положения об ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в своих крайних формах оценивает науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. С этого момента можно говорить о существовании в обществе дилеммы «сциентизм-антисциентизм», наличие которой является одним из признаков современной стадии развития культуры.
50–60-е гг. XX столетия характеризуются взаимным накоплением аргументов в пользу, как сциентизма, так и антисциентизма. С одной стороны, налицо огромные успехи науки, в том числе и в области решения социальных проблем, с другой – массив негативных последствий научно-технического прогресса становится все обширнее[1, с. 25].
Конец 1960-х годов характеризуется резким повышением активности антисциентизма. Множество людей в открытой, публичной форме начинают отвергать науку и вообще рациональный стиль мышления, ценности потребительского общества, экономическую целесообразность как фактор построения общества и т.д.
Появляется скепсис по отношению к практическим приложениям науки, прежде всего в медицине, педагогике. Пиком данной ситуации становится серия молодежных бунтов 1968 г. во Франции, где антиамериканские настроения, совпадают с критикой научно-технического прогресса и ценностей данного общества. Возникают многочисленные молодежные движения призывающие уйти от ценностей данного общества. В 70-80-е гг. число сторонников антисциентизма увеличивается, в частности, за счет перехода в их лагерь представителей науки, которые разочаровываются в ней. Формируется так называемое умеренное крыло антисциентизма.
Итогом всех этих социокультурных процессов является смягчение аргументов «за» и «против» науки и период «эйфории» по отношению к ней заменяется более трезвой оценкой. Общество впервые начинает задумываться о целях и путях развития науки, о темпах и формах ее финансирования... о критериях эффективности научной деятельности. Происходит своеобразное «сближение» позиций. С одной стороны, даже сциентистски настроенные мыслители осознают опасность неконтролируемого развития науки. Среди ученых возникают дискуссии по проблемам этики науки, которая уже не может ориентироваться только на внутринаучные ценностные критерии. Вырабатываются формы протеста против конкретных исследовательских программ, до которых человечество «не доросло» и которые, по мнению ученых, могут быть направлены против человечества. С другой стороны, более ясным становится тот факт, что рассуждать о развитии общества вне научного развития также бессмысленно, необходимо использовать его результаты, координируя их. Все это является отражением роста общественного сознания, перехода его на новый уровень, понимания общности целого ряда задач, которые стоят перед всеми людьми, перед разными политическими устремлениями[2, с. 26].
Сциентизм и
антисциентизм, таким образом, выступают
как ценностно-
Вопрос о
том, можно ли решить дилемму сциентизм
– антисциентизм, нуждается в
глубинных размышлениях. Сциентизм
и антисциентизм представляют собой
две остро конфликтующие
Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
Сциентизм и его антитеза – антисциентизм – возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы сциентистов и антисциентистов легко декодируются, имея разновекторную направленность.
- Сциентист приветствует достижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность против научных инноваций.
- Сциентист провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. Антисциентист не устает подчеркивать критическое отношение к науке.
- Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.
- Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. В отличие от сциентистов антисциентисты считают, что понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание».
- Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.
Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью[3, с. 27].
Ориентации сциентизма и антисциентизма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология, и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений. Однако возрастание стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляет очки в пользу сциентизма.
Информация о работе Сциентизм и антисциентизм как установки современного сознания