Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 04:10, реферат
Дилемма сциентизма и антисциентизма — одна из ключевых в современном обществе, когда, с одной стороны, наука и технология переживают небывалый подъем, а с другой — все более очевидной становится деструктивная сторона прогресса. Сциентизм — представление о науке как ключевом явлении человеческой цивилизации и единственном пути познания мира. Он не представляет собой оформленного направления в философии и проявляется во многих философских течениях Нового времени, а также в мировоззрении людей эпохи. В наибольшей степени сциентистские идеи свойственны философии эпохи Просвещения, позитивизму и марксизму.
I. Введение. 3
II. Дилемма сциентизма и антисциентизма. 4
III. История развития концепций. 9
IV. Сциентизм и антисциентизм в русской философии. 16
V. Заключение. 19
Список литературы: 21
В философии науки наиболее
типичными представителями
Особую актуальность споры вокруг сциентизма приобретают в условиях современной научно-технической революции, когда развитие науки открывает новые возможности в познании и преобразовании мира, а вместе с тем исключительно острой и ответственной становится проблема социальных последствий применения науки. В ряде направлений буржуазной философии и в ревизионистских концепциях, претендующих на защиту гуманистических принципов, со сциентизмом связывается вообще всякое последовательное проведение научного подхода к философии и ее проблемам. В этой связи упреки бросаются и в адрес марксизма-ленинизма. Подобные упреки беспочвенны уже потому, что научность марксистско-ленинской философии не имеет ничего общего с сциентизмом, игнорирующим сложную проблематику, связанную с местом и функциями науки в системе культуры, с отношением науки и практики, конкретно-научного мышления и философского мировоззрения. Твердо отстаивая принципы научного подхода к любой проблематике, марксизм-ленинизм в то же время учитывает специфику теоретического анализа философско-мировоззренческих проблем по сравнению с теоретическим мышлением в конкретных науках.
Хотя оформление сциентизма как осознанной философской ориентации характерно для новейшей философии, его истоки восходят к возникающему в новое время столкновению двух типов мышления – умозрительно-философского и конкретно-научного. В самой философии это выразилось, в частности, в появлении учений, четко и последовательно ориентирующихся на научное мышление своего времени (Ф. Бэкон и др. представители английского материалистического эмпиризма, французские материалисты). Имплицитно заложенные здесь постулаты сциентизма поставили под сомнение Декарт и особенно Кант. Различив чистый и практический разум, Кант впервые отчетливо указывает на различие норм, регулирующих каждый из этих двух типов мышления. Анализ норм теоретического познания и деятельности практического разума тесно связан у Канта с попытками выявить специфические пределы мысли, полагаемые соответствующими типами норм постижения действительности. Переведя проблему из сферы гносеологии и методологии познания в более широкую сферу принципов отношения человека к окружающему миру, кантовская философия заложила основания для всех последующих постановок вопроса о том, каков наиболее высокий тип отношения человека к действительности. При этом дуализм системы Канта оставил почву для диаметрально противоположных решений, и в этом смысле из кантианства можно в равной мере выводить как сциентизм, так и антисциентизм.
Фихте и Шеллинг отказываются от кантовского плюрализма и отдают приоритет, соответственно, этическому и эстетическому способам обоснования позиции человека. Гегель попытался снять кантонское противопоставление в единой системе, которая ориентирована на научный способ построения знания, но не привязана к существующим нормам конкретно-научного мышления, а напротив, предполагает их преодоление и построение принципиально новой логики. Это не позволяет рассматривать Гегеля как одного из предшественников сциентизма.
Для всех крупных философских направлений конца 19 – начала 20 вв. характерна проблематика, выражающая борьбу сциентизма и антисциентизма, причем иногда это обнаруживается в противоречивости внутренней тенденций соответствующей философской школы (неокантианство, прагматизм). Так, для неокантианцев марбургской школы ключ к философскому осмыслению культуры лежит в раскрытии логических оснований науки; с другой стороны, они ставят вопрос об основаниях самого факта науки в области, запредельной естественнонаучному опыту, и приходят в конечном счете к телеологическому примату этического начала, моральной цели, идеи блага, не говоря уже о прямом обращении к религии и метафизике в поздних работах представителей этой школы. Ограниченность позиции сциентизма была продемонстрирована в позитивизме и нашла наиболее резкое выражение в неопозитивизме. Именно здесь естественнонаучное знание, трактуемое в духе узкого эмпиризма и феноменализма, было объявлено эталоном всякого знания, а способы и нормы его получения – имеющими единственно объективное значение. Последовательное ограничение сферы этого эталона и стремление вычленить его в наиболее чистом виде породило концепцию физикализма – попыток построить все познание но образцу физики. И хотя эти попытки с очевидностью обнаружили свою несостоятельность даже в глазах неопозитивистов, отказ от редукционизма не привел их к отказу от сциентизма, который лишь вновь принял менее жесткий и ультимативный характер. Аналогичные тенденции сциентистского редукционизма проявляются в понимании природы человеческой психики (бихевиоризм, классический фрейдизм, физиологизм в психологии). Специфические формы сциентизма имеют место также в области социального знания.[3]
Различные формы антисциентизма
весьма сильно варьируют по степени
критичности в отношении к
науке. Умеренный антисциентизм
выступает прежде всего не столько
против самой науки, сколько против
агрессивного сциентизма, стремящегося
абсолютизировать роль науки и принизить
культурную значимость других форм деятельности
и ориентации человека в мире искусства,
нравственности, религии, философии, обыденного
сознания, эмоционально-личностного отношения
к миру. Такого рода антисциентизм критикует
сциентистскую абсолютизацию науки прежде
всего с позиций гуманизма, отстаивая
необходимость многообразия различных
форм человеческого опыта и отношения
человека к миру, которые не могут быть
вытеснены научной рациональностью. Более
радикальные варианты антисциентизма
переходят от критики сциентистской абсолютизации
науки к критике науки как таковой. В крайних
своих проявлениях они оценивают науку
с экзистенциалистско-
Если ранние
формы антисциентизма
Защитниками антисциентизма в новейшей европейской философии являются русский "конкретный" идеализм, философия жизни, экзистенциализм и персонализм. При довольно значительных различиях в подходе и аргументации – от умеренного антисциентизма, связанного, например, с отстаиванием независимости ценностного подхода, до открытого иррационализма и мистики – эти философские системы объединяет непризнание ими всеобщности естественнонаучного мышления и его норм. Антисциентизм как таковой не тождествен иррационализму и интуитивизму, хотя, конечно, в нем заложены возможности их развития. Для крайних форм антисциентизма (Ницше, Хайдеггер, Ортега-и-Гасет, Бердяев и др.) характерно стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с враждебно противостоящим ему миром, причем среди этих враждебных сил находится и наука. В соответствии с этим самым высоким типом отношения к действительности признается религиозное или нравственное отношение. В русле борьбы сциентизма и антисциентизма различие спекулятивно-философского и конкретно-научного мышления приняло характер противоположности, когда обе стороны рассматривают по сути дела одну и ту же систему принципиальных положений, но с противоположными аксиологическими знаками, при этом на обоих полюсах фактически признается, что научные методы недостаточны для решения коренных проблем человеческого бытия.
Русская
философская мысль также не
остается вне обсуждения
Марксизм-ленинизм в вопросе об отношении философского сознания и научного мышления исходит из тезиса о научности мировоззрения и решительно отвергает антисциентистское принижение роли науки. Последовательность и действенность марксистского гуманизма коренится в выявлении средств преобразования социального мира всецело на путях научного познания. Вместе с тем, рассматривая науку как один из решающих факторов общественного прогресса, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает существенного значения других форм культуры. Суть позиции диалектического материализма в этом вопросе наиболее полно и точно раскрывается в марксистском учении о практике как основании всех форм человеческого бытия.
Дилемма сциентизм — антисциснтизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Наука много сделала для облегчения человеческого существования, но мы знаем, что у каждой медали есть оборотная сторона. Многие «технические достижения» в итоге превратились в мины замедленного действия: это и затонувшие в мировом океане подводные лодки с ядерными ракетами на борту, и токсичное воздействии диоксинов, образующиеся при сжигании мусора, и загрязнение околоземных орбит, и успехи трансплантации, породившие такие преступления, как торговля людьми. И так практически в каждом сегменте науки – есть что-то, что нам помогает, но есть и другая сторона науки, призванная разрушать. Современный мир напоминает собой скорпиона, убивающего себя своим же жалом. Мы можем быть интеллектуальными гигантами, разрабатывать сверхмощные компьютеры и планировать межпланетные перелеты, но все же остаемся беспомощными младенцами в мире сознания, поскольку не обладаем способностью предвидеть катастрофические последствия собственных же изобретений. Согласно публичным данным, расходы государств на военные расходы в 2012 году составили около 1 500 млрд долларов. Достаточно было бы всего 0.01% от этих расходов, чтобы разработать научные методы оценки взаимодействия человека и Природы, и показать, что от качества развития внутреннего мира индивида зависит и его персональное будущее, и будущее всего человечества. Именно подобные конкретные действия смогли бы изменить ситуацию в мире, и позволили бы ученым восстановить утерянную честь искателей Истины, направив свои знания не на разрушение, а на созидание.
1. Кохановский В.П. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е/ Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б -Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
Информация о работе Сциентизм и антисциентизм в русской философии