Сенсуализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:16, доклад

Описание работы

1. Сенсуализм
2. Французкий материализм
3. Экзитенциализм

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

 

1.  Сенсуализм

2.  Французкий  материализм

3.  Экзитенциализм

 

  1. Сенсуализм

          СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж.Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний – рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж.Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д.Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э.Кондильяк. В «Трактате об ощущениях» он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, – это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления – след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э.Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние – сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.

Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие как комбинацию ощущений. Тем более  ему не удалось свести к ощущениям  содержание знания в целом. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими  видами философского эмпиризма.

Между тем в отечественной  литературе в течение длительного  периода официально признанной была позиция сенсуализма – как  результат некритического отношения  к положениям В.И.Ленина в книге  «Материализм и эмпириокритицизм», хотя в реальной практике исследований ряд философов по существу не придерживались этой точки зрения.

В.А.Лекторский

 
 
Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм 
 
 
Ответной реакцией на декартовский рационализм и его учение о «врожденных идеях» стало появление в Англии сенсуализма – противоположного рационализму направления в гносеологии. Сенсуализм (англ. sense – чувство, ощущение) – это философское учение о решающей роли ощущений в познавательном процессе и, следовательно, о приоритете чувственного опыта над разумом. (Сенсуализм тесно связан с эмпиризмом, последователи которого также считали чувственный опыт основой человеческого познания). 
 
Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ и политический мыслитель, считается основателем сенсуализма в новоевропейской гносеологии. Он одним из первых выступил против декартовской теории «врожденных идей», выдвинув тезисы о том, что «душа ребенка – чистая доска» и «нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущениях» (Опыт о человеческом разуме»,1690). Тем самым Локк сформулировал принцип материалистического сенсуализма, согласно которому все знания происходят из чувственного восприятия внешнего мира. 
 
Иной подход к сенсуализму продемонстрировал английский епископ ^ Джордж Беркли (1685 – 1753). Стремясь защитить религию от идей материализма и атеизма, Беркли в работе «Трактат об основах человеческого познания» (1710) использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма. 
 
Беркли выступил с критикой учения о материи как вещественной основы (субстанции) всех предметов и явлений. Каждый предмет, полагает Беркли, можно определить как «комплекс ощущений» (например, яблоко – это собранные воедино определенный вкус, цвет, форма, запах и пр.). Все, что реально существует, дано нам в наших ощущениях и восприятиях, следовательно, по логике Беркли, существовать – значит быть кем-то воспринимаемым. (esse est percipi). Поскольку человеку в чувственном опыте даны только отдельные вещи и явления, а материя как субстанция не воспринимается, следовательно, она не существует и является «выдумкой безбожников-материалистов». 
 
Провозгласив ощущения единственной реальностью, воспринимаемой человеком, Беркли посчитал, что источник (причину) ощущений не следует искать в сознании самих людей (иначе бы они все воспринимали мир абсолютно по-разному). Следовательно, должна существовать некая «высшая» сила, которая «гармонизирует» человеческие ощущения и придает им «единообразие». Такой силой, по логике епископа Беркли, является Бог, который «вкладывает» в сознание людей ощущения, «показывая мир таким, каким мы его видим».  
 
Кроме того, внесением в гносеологическую концепцию Бога Беркли пытался избежать обвинений в так называемом солипсизме, согласно которому реально существует только один познающий субъект, а объективный мир, в том числе остальные люди, являются плодом его воображения. 
 
Джордж Беркли, однако, не заметил, что критика понятия «материя» с позиций сенсуализма разрушительна не только для материализма, но и для религии, поскольку в равной степени применима и к основным религиозным идеям – идее Бога и идее бессмертной души. Ни Бог, ни душа, как и материя, не даны нам непосредственно в восприятиях, их нельзя квалифицировать как «комплексы ощущений», значит, по логике берклианского сенсуализма, они тоже не существуют, являясь плодом человеческого воображения. И если сам Беркли, будучи епископом, к подобным выводам прийти не смог в силу изначально религиозной установки своего мировоззрения, то его соотечественник Дэвид Юм, обратил внимание на логическую ошибку Беркли и поднял вопрос о причинах возникающих у нас ощущений. 
 
Дэвид Юм (1711 – 1776) – английский (шотландский) философ, историк, ученый-публицист, занял позицию гносеологического скептицизма и агностицизма. В своем основном произведении «Трактат о человеческой природе» (1739-1740), последовательно развивая идеи сенсуализма, он пришел к выводу, что единственно достоверный факт – это наличие у нас ощущений и восприятий. Однако источник их неизвестен, и по этому поводу можно высказать три предположения:  
 
1) причина ощущений - объективно существующий внешний мир; 
 
2) ощущения рождаются в сознании (в душе) самого человека; 
 
3) источником наших ощущений является Бог. 
 
Какая из этих версий правильна, мы, полагает Юм, не знаем, и никогда знать не будем. «Невозможно доказать существование или несуществование Бога, души или материи как причины ощущений» (то есть, сущность мира нам неизвестна).  
 
В повседневной жизни, считает английский агностик, мы пользуемся не столько теоретическими знаниями, сколько верой, основанной на привычке. Люди верят в существование Бога, в наличие бессмертной души, в реальность внешнего мира, постольку, поскольку в житейской практике это полезно. Кроме того, люди склонны оценивать события и делать выводы об их причинах, опираясь на жизненный опыт и привычку. Например, взошло солнце – стало тепло и светло; вывод: солнце – причина тепла и света. Однако, замечает Юм, «после этого» не означает «по причине» этого, поэтому даже частое повторение связи каких-то событий во времени не дает нам знаний о причине этой связи. Привычные представления, основанные на жизненном опыте, перенесенные в будущее, не могут считаться достоверным знанием. Следствие невозможно логически вывести из причины, поэтому причинная связь между объектами недоказуема, а значит и непознаваема. 
 
Концепция Дэвида Юма, оказала большое влияние на последующее развитие философии, в частности, Юм выступил как непосредственный предшественник агностицизма И.Канта, а его отрицание объективных причинно-следственных связей было воспринято позитивистской философией XIX - XX вв.

 

 

  1. Французский материализм

 

     ФРАНЦУЗСКИЙ  МАТЕРИАЛИЗМ − основное направление философии французского Просвещения 18 в.

Первым представителем философии  французского Просвещения, осуществившим  оригинальный синтез картезианства, учения Гассенди и янсенизма, явился Б.Фонтенель (1657–1757), творчество которого составило  необходимое звено перехода от французской  философии 17 в. к просветительской мысли 18 в. Составной частью философии  французского Просвещения был деизм, представители которого, напр., Вольтер, исходили из абсолютного дуализма материи  и движения, разделяли теорию врожденных идей, идею субстанциальности души и др. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая фанатизм и нетерпимость католической церкви, деисты рассматривали  Бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» –  в качестве социального регулятора исторического процесса. Утверждаемая ими теория общественного договора строилась на представлении о  неизменной сущности абстрактного человека.

Другим философским течением французского Просвещения был открытый материализм, сформировавшийся в процессе критики деизма на базе естественнонаучных идей Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона. Систематическое изложение основных идей французского материализма 18 в. было дано в сочинении П.Гольбаха «Система природы» (1770), где было развито учение о материи как объективной  реальности, существующей независимо от человеческого сознания и воздействующей на наши органы чувств, о материальном мире как целостной системе, о  движении как атрибуте несотворенной  материи. Отстаивая принципы материалистического  сенсуализма, Гольбах подверг критике  субъективный идеализм Дж.Беркли, учение Декарта о врожденных идеях, гилозоизм  и представления о субстанциальности  души. К.А.Гельвеций в сочинении  «Об уме» (1758), признавая объективное  существование внешнего мира, считал природу множеством различных образований, а материю – не субстанцией, а  совокупностью свойств, важнейшие  из которых – протяженность, плотность, непроницаемость и движение. Отвергая теологическую и спиритуалистическую  концепцию общества и человека, Гельвеций  развивал идеи утилитаризма, согласно которым правильно понятый личный интерес составляет основу общественной жизни.

Применение принципов  материалистического сенсуализма  к изучению истории привело целый  ряд просветителей (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Руссо, Гельвеций) к признанию  закономерного характера исторического  процесса, к понятию исторической эволюции и теории исторического  прогресса. Представления об уровнях  организации материи, содержавшиеся  в трудах французских материалистов 18 в., были связаны с наметившимися  у них идеями о развитии живой  природы. Атеистическое наследие французского материализма не ограничивалось рационалистической критикой религии, а содержало аргументированное  опровержение креационизма и телеологии, деистических доказательств существования  Бога.

 

Французские материалисты. Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций

Из французский материалистов  наиболее известен  Дени Дидро — не столько тем, что был наиболее ярким выразителем идей французского материализма (таковым, как известно, был Гольбах), и даже не эпатичностью своих взглядов, а именно своей организаторской, общественной и другой, в том числе литературной, деятельностью, Дидро был организатором работы над «Энциклопедией». В то время начинается интерес к разного рода словарям, и Дидро получает заказ от одного издателя на перевод с английского языка энциклопедического словаря, чрезвычайно популярного в Англии.

Он берется за работу, но понимает, что словарь имеет  множество недостатков, и предлагает издателю написать собственный словарь, который, в конце концов, разрастается до 35-томной «Энциклопедии». Это первое в истории человечества энциклопедическое  издание, в котором были собраны  и обобщены все научные, философские, религиозные, культурные, литературные и т.п. знания. Главной целью издания  была цель просветительская, способствование  прогрессу. «Энциклопедия» была завершена  и пользовалась огромной популярностью, несмотря на многотомность и дороговизну. Было продано несколько тысяч  экземпляров — очень большой  тираж для Франции того времени.

В круг энциклопедистов, кроме  Дидро, входили в разное время  Вольтер, Руссо (впоследствии отошедший  из-за идейных разногласий), Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Тюрго, Бюффон. Наиболее активное участие в работе над  «Энциклопедией» принял известный  математик Д'Аламбер, отвечавший за естественно-научную часть. Работа над книгой заняла почти всю жизнь  Дидро — с 1751 по 1780 гг. (умер он в 1784 г.). Кроме статей в «Энциклопедии», перу Дидро принадлежат множество  работ, в том числе и литературные («Племянник Рамо», «Монахиня» и др.).

Среди философских произведений наибольшую известность приобрели  небольшая работа «Разговор Д'Аламбера и Дидро», в которой сформулировано мировоззрение Дидро, и «Письмо о слепых, предназначенное зрячим», где Дидро впервые выразил свои мысли как зрелый философ, избавившийся от некоторых своих сомнений. Поскольку Дидро учился в иезуитской школе, ему прочили карьеру священника. Некоторое время он считал себя христианином и был деистом, но в последней работе открыто выражает материалистическое, атеистическое мировоззрение.

В отношении французских  материалистов к религии, особенно к христианству, показательна работа «Философские мысли» — «Прибавление к “Философским мыслям”, или Разные возражения против сочинений различных  богословов». Работа эта написана в  афористичной форме и читается легко, хотя и трудно с той точки зрения, что принадлежит перу человека, совершенно чуждого нам по мировоззрению. По мнению исследователей, это одно из наиболее сильных атеистических  произведений, где автор в жесткой  форме выражает свои взгляды.

Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного  развития. Как и другие материалисты этого периода, он отвергает любые  вмешательства «извне» в развитие материального мира. В единый процесс  развития мира он помещает и человека. Дидро четко различает чувственное  восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством  всей материи. Материя наделена лишь общим свойством «чувствовать».   

И хотя он исходным источником познания считает чувства, но признает значение работы ума, т. е. мышления, и  подчеркивает их взаимосвязь. Мышление, которое отрывается от фактов, легко  впадает в пустые спекуляции, так  же как и накопление фактов без  их рациональной обработки ведет  скорее к хаосу, чем к углублению познания. В наиболее развернутой  форме механистическое материалистическое мировоззрение изложено у Гольбаха в работе «Система природы». Хотя первой работой, ставшей манифестом французских материалистов, стала работа Ламетри «Естественная история души» (а наиболее нашумевшей была его же работа «Человек-машина»).

В частности, Гольбах утверждает, что материя — это единственная, никем не сотворенная, вечно существующая субстанция. Следовательно, нет и  Бога-Творца. Определение Гольбаха звучит так: «Материя есть все то, что  воздействует на наши чувства». Это  определение дается через познавательную способность человека, а способность  эта, в конце концов, будет даваться через определение материи, потому что кроме материи ничего не существует.

Очевидно, мы видим здесь  круг в определении. Более того, если человека не существует, то не существует и принципа, на котором можно строить  какое-либо представление о материи. Налицо и нелогичность определения, и тяготение к солипсизму (представление, в соответствии с которым из положений, что человек является мерой всех вещей и критерием истины, вытекает утверждение о существовании  только этого человека).

Представления о материи  французских материалистов мало чем отличаются от современных (скажем, диалектико-материалистических):

- материя объективна, объективны и первичные, и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.),

- кроме материи нет ничего

- материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей

- материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению — хотя Энгельс и критиковал французских материалистов за их метафизичность, говоря, что они не видели источника движения материи, но эта критика не совсем справедлива, поскольку принцип самодвижения все же они признавали, отрицали диалектику, но в действительности это, скорее, их заслуга, чем недостаток)

Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя  движется благодаря собственной  энергии; материя вечна; движение так  же вечно, как и материя, а все, что существует, есть результат движения материи, в том числе и все  духовные идеальные явления в  настоящем мире. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому  он также есть свойство материи. Материя  существует в виде природы; природа  есть некое единое целое; все явления  природы связаны друг с другом, и связь эта выражается в виде законов природы.

Законы существуют не только в материальном неорганическом мире, но и в органическом мире и в  человеческом обществе, поэтому ничто  не происходит случайно, все имеет  свою причину и в обществе, и  в природе. Кроме движущих причин, нет никакой другой причины, в  т.ч. целевой; цель природы находится  в самой себе, ибо вне природы  нет ничего. Вначале существовала только неорганическая природа, потом  из нее возникла органическая (здесь  исследователи отмечают парадокс: что  значит «вначале»? Если материя вечна, то почему жизнь возникает на каком-то определенном этапе? Даже Гераклит был  более последователен, говоря, что  мир то сгорает, то опять возникает).

Человек — продукт природы, и его познавательная способность  есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности; все познается через  чувства. Разум есть также высшая форма организации материи. Характерны последовательный сенсуализм, критика  учения о врожденных идеях. Душа представляет собой чистую доску. Истина есть адекватное отражение внешнего мира; критерием истины является опыт. И так далее. Практически во всем последующие материалисты будут повторять положения французских материалистов.

Интересны также социально-этические  взгляды французских материалистов. Здесь они не столь едины и  отличаются друг от друга по некоторым  воззрениям, хотя в чем-то и сходились: в атеизме, отрицании нематериальности души, ее бессмертия, божественного  происхождения морали. Но в чем именно состоит мораль, в чем смысл жизни человека — здесь были и расхождения.   

Наиболее парадоксальным и эпатирующим общество был Ламетри. Поскольку, по его мнению, душа смертна, то нужно по-другому взглянуть и на мораль. Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врождено. Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то здесь нет ничего странного, просто человек — высшая форма развития животного.

Информация о работе Сенсуализм