Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:16, доклад
1. Сенсуализм
2. Французкий материализм
3. Экзитенциализм
1. Сенсуализм
2. Французкий материализм
3. Экзитенциализм
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж.Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний – рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж.Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д.Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э.Кондильяк. В «Трактате об ощущениях» он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, – это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления – след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э.Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние – сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.
Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие как комбинацию ощущений. Тем более ему не удалось свести к ощущениям содержание знания в целом. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.
Между тем в отечественной литературе в течение длительного периода официально признанной была позиция сенсуализма – как результат некритического отношения к положениям В.И.Ленина в книге «Материализм и эмпириокритицизм», хотя в реальной практике исследований ряд философов по существу не придерживались этой точки зрения.
В.А.Лекторский
Дж.Локк, Дж.Беркли,
Д.Юм
Ответной реакцией на декартовский рационализм
и его учение о «врожденных идеях» стало
появление в Англии сенсуализма – противоположного
рационализму направления в гносеологии. Сенсуализм (англ. sense – чувство, ощущение)
– это философское учение о решающей роли ощущений
в познавательном процессе и, следовательно, о приоритете чувственного
опыта над разумом. (Сенсуализм тесно связан с эмпиризмом,
последователи которого также считали
чувственный опыт основой человеческого
познания).
Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ
и политический мыслитель, считается основателем сенсуализма в новоевропейской гносеологии.
Он одним из первых выступил против декартовской
теории «врожденных идей», выдвинув тезисы
о том, что «душа ребенка – чистая доска»
и «нет ничего в разуме, чего ранее не было
бы в ощущениях» (Опыт о человеческом разуме»,1690).
Тем самым Локк сформулировал принцип материалистического
сенсуализма, согласно которому все знания
происходят из чувственного восприятия
внешнего мира.
Иной подход к сенсуализму продемонстрировал
английский епископ ^ Джордж Беркли (1685 – 1753). Стремясь защитить
религию от идей материализма и атеизма,
Беркли в работе «Трактат об основах человеческого
познания» (1710) использовал для этого принципы
сенсуализма и в результате создал концепцию
субъективного идеализма.
Беркли выступил с критикой учения о материи
как вещественной основы (субстанции)
всех предметов и явлений. Каждый предмет,
полагает Беркли, можно определить как «комплекс ощущений» (например, яблоко – это собранные
воедино определенный вкус, цвет, форма,
запах и пр.). Все, что реально существует,
дано нам в наших ощущениях и восприятиях,
следовательно, по логике Беркли, существовать – значит
быть кем-то воспринимаемым. (esse est percipi). Поскольку человеку в чувственном
опыте даны только отдельные вещи и явления,
а материя как субстанция не воспринимается,
следовательно, она не существует и является
«выдумкой безбожников-материалистов».
Провозгласив ощущения единственной реальностью,
воспринимаемой человеком, Беркли посчитал,
что источник (причину) ощущений не следует
искать в сознании самих людей (иначе бы
они все воспринимали мир абсолютно по-разному).
Следовательно, должна существовать некая
«высшая» сила, которая «гармонизирует»
человеческие ощущения и придает им «единообразие».
Такой силой, по логике епископа Беркли,
является Бог, который «вкладывает» в
сознание людей ощущения, «показывая мир таким, каким
мы его видим».
Кроме того, внесением в гносеологическую
концепцию Бога Беркли пытался избежать
обвинений в так называемом солипсизме, согласно которому реально существует
только один познающий субъект, а объективный
мир, в том числе остальные люди, являются
плодом его воображения.
Джордж Беркли, однако, не заметил, что критика понятия
«материя» с позиций сенсуализма разрушительна
не только для материализма, но и для религии,
поскольку в равной степени применима
и к основным религиозным идеям – идее
Бога и идее бессмертной души. Ни Бог, ни душа, как и материя,
не даны нам непосредственно в восприятиях,
их нельзя квалифицировать как «комплексы
ощущений», значит, по логике берклианского
сенсуализма, они тоже не существуют, являясь
плодом человеческого воображения. И если
сам Беркли, будучи епископом, к подобным
выводам прийти не смог в силу изначально
религиозной установки своего мировоззрения,
то его соотечественник Дэвид Юм, обратил
внимание на логическую ошибку Беркли
и поднял вопрос о причинах возникающих
у нас ощущений.
Дэвид Юм (1711 – 1776) – английский (шотландский)
философ, историк, ученый-публицист, занял позицию гносеологического
скептицизма и агностицизма. В своем основном произведении
«Трактат о человеческой природе» (1739-1740),
последовательно развивая идеи сенсуализма,
он пришел к выводу, что единственно достоверный
факт – это наличие у нас ощущений и восприятий. Однако источник их неизвестен, и по этому поводу можно высказать
три предположения:
1) причина ощущений - объективно существующий
внешний мир;
2) ощущения рождаются в сознании (в душе)
самого человека;
3) источником наших ощущений является
Бог.
Какая из этих версий правильна, мы, полагает
Юм, не знаем, и никогда знать не будем. «Невозможно доказать
существование или несуществование Бога,
души или материи как причины ощущений» (то есть, сущность мира нам
неизвестна).
В повседневной жизни, считает английский
агностик, мы пользуемся не столько теоретическими
знаниями, сколько верой, основанной на
привычке. Люди верят в существование
Бога, в наличие бессмертной души, в реальность
внешнего мира, постольку, поскольку в
житейской практике это полезно. Кроме
того, люди склонны оценивать события
и делать выводы об их причинах, опираясь
на жизненный опыт и привычку. Например,
взошло солнце – стало тепло и светло;
вывод: солнце – причина тепла и света.
Однако, замечает Юм, «после этого» не
означает «по причине» этого, поэтому
даже частое повторение связи каких-то
событий во времени не дает нам знаний
о причине этой связи. Привычные представления,
основанные на жизненном опыте, перенесенные
в будущее, не могут считаться достоверным
знанием. Следствие невозможно логически
вывести из причины, поэтому причинная
связь между объектами недоказуема, а
значит и непознаваема.
Концепция Дэвида Юма, оказала большое
влияние на последующее развитие философии,
в частности, Юм выступил как непосредственный
предшественник агностицизма И.Канта,
а его отрицание объективных причинно-следственных
связей было воспринято позитивистской
философией XIX - XX вв.
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ − основное направление философии французского Просвещения 18 в.
Первым представителем философии французского Просвещения, осуществившим оригинальный синтез картезианства, учения Гассенди и янсенизма, явился Б.Фонтенель (1657–1757), творчество которого составило необходимое звено перехода от французской философии 17 в. к просветительской мысли 18 в. Составной частью философии французского Просвещения был деизм, представители которого, напр., Вольтер, исходили из абсолютного дуализма материи и движения, разделяли теорию врожденных идей, идею субстанциальности души и др. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая фанатизм и нетерпимость католической церкви, деисты рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» – в качестве социального регулятора исторического процесса. Утверждаемая ими теория общественного договора строилась на представлении о неизменной сущности абстрактного человека.
Другим философским течением
французского Просвещения был открытый
материализм, сформировавшийся в процессе
критики деизма на базе естественнонаучных
идей Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона.
Систематическое изложение
Применение принципов
материалистического
Французские материалисты. Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций
Из французский материалистов наиболее известен Дени Дидро — не столько тем, что был наиболее ярким выразителем идей французского материализма (таковым, как известно, был Гольбах), и даже не эпатичностью своих взглядов, а именно своей организаторской, общественной и другой, в том числе литературной, деятельностью, Дидро был организатором работы над «Энциклопедией». В то время начинается интерес к разного рода словарям, и Дидро получает заказ от одного издателя на перевод с английского языка энциклопедического словаря, чрезвычайно популярного в Англии.
Он берется за работу, но понимает, что словарь имеет множество недостатков, и предлагает издателю написать собственный словарь, который, в конце концов, разрастается до 35-томной «Энциклопедии». Это первое в истории человечества энциклопедическое издание, в котором были собраны и обобщены все научные, философские, религиозные, культурные, литературные и т.п. знания. Главной целью издания была цель просветительская, способствование прогрессу. «Энциклопедия» была завершена и пользовалась огромной популярностью, несмотря на многотомность и дороговизну. Было продано несколько тысяч экземпляров — очень большой тираж для Франции того времени.
В круг энциклопедистов, кроме Дидро, входили в разное время Вольтер, Руссо (впоследствии отошедший из-за идейных разногласий), Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Тюрго, Бюффон. Наиболее активное участие в работе над «Энциклопедией» принял известный математик Д'Аламбер, отвечавший за естественно-научную часть. Работа над книгой заняла почти всю жизнь Дидро — с 1751 по 1780 гг. (умер он в 1784 г.). Кроме статей в «Энциклопедии», перу Дидро принадлежат множество работ, в том числе и литературные («Племянник Рамо», «Монахиня» и др.).
Среди философских произведений наибольшую известность приобрели небольшая работа «Разговор Д'Аламбера и Дидро», в которой сформулировано мировоззрение Дидро, и «Письмо о слепых, предназначенное зрячим», где Дидро впервые выразил свои мысли как зрелый философ, избавившийся от некоторых своих сомнений. Поскольку Дидро учился в иезуитской школе, ему прочили карьеру священника. Некоторое время он считал себя христианином и был деистом, но в последней работе открыто выражает материалистическое, атеистическое мировоззрение.
В отношении французских материалистов к религии, особенно к христианству, показательна работа «Философские мысли» — «Прибавление к “Философским мыслям”, или Разные возражения против сочинений различных богословов». Работа эта написана в афористичной форме и читается легко, хотя и трудно с той точки зрения, что принадлежит перу человека, совершенно чуждого нам по мировоззрению. По мнению исследователей, это одно из наиболее сильных атеистических произведений, где автор в жесткой форме выражает свои взгляды.
Важнейшим элементом материализма
Дидро является концепция постоянного
развития. Как и другие материалисты
этого периода, он отвергает любые
вмешательства «извне» в
И хотя он исходным источником
познания считает чувства, но признает
значение работы ума, т. е. мышления, и
подчеркивает их взаимосвязь. Мышление,
которое отрывается от фактов, легко
впадает в пустые спекуляции, так
же как и накопление фактов без
их рациональной обработки ведет
скорее к хаосу, чем к углублению
познания. В наиболее развернутой
форме механистическое
В частности, Гольбах утверждает,
что материя — это
Очевидно, мы видим здесь круг в определении. Более того, если человека не существует, то не существует и принципа, на котором можно строить какое-либо представление о материи. Налицо и нелогичность определения, и тяготение к солипсизму (представление, в соответствии с которым из положений, что человек является мерой всех вещей и критерием истины, вытекает утверждение о существовании только этого человека).
Представления о материи
французских материалистов мало
чем отличаются от современных (скажем,
диалектико-материалистических)
- материя объективна, объективны и первичные, и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.),
- кроме материи нет ничего
- материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей
- материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению — хотя Энгельс и критиковал французских материалистов за их метафизичность, говоря, что они не видели источника движения материи, но эта критика не совсем справедлива, поскольку принцип самодвижения все же они признавали, отрицали диалектику, но в действительности это, скорее, их заслуга, чем недостаток)
Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; материя вечна; движение так же вечно, как и материя, а все, что существует, есть результат движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления в настоящем мире. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи. Материя существует в виде природы; природа есть некое единое целое; все явления природы связаны друг с другом, и связь эта выражается в виде законов природы.
Законы существуют не только в материальном неорганическом мире, но и в органическом мире и в человеческом обществе, поэтому ничто не происходит случайно, все имеет свою причину и в обществе, и в природе. Кроме движущих причин, нет никакой другой причины, в т.ч. целевой; цель природы находится в самой себе, ибо вне природы нет ничего. Вначале существовала только неорганическая природа, потом из нее возникла органическая (здесь исследователи отмечают парадокс: что значит «вначале»? Если материя вечна, то почему жизнь возникает на каком-то определенном этапе? Даже Гераклит был более последователен, говоря, что мир то сгорает, то опять возникает).
Человек — продукт природы,
и его познавательная способность
есть следствие материальной организации.
Нет никакой способности
Интересны также социально-этические
взгляды французских
Наиболее парадоксальным и эпатирующим общество был Ламетри. Поскольку, по его мнению, душа смертна, то нужно по-другому взглянуть и на мораль. Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врождено. Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то здесь нет ничего странного, просто человек — высшая форма развития животного.