Сенсуализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:16, доклад

Описание работы

1. Сенсуализм
2. Французкий материализм
3. Экзитенциализм

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

Далее Ламетри несколько  отходит от этой концепции и в  работе «Человек-машина» высказывает  своеобразные и отличные от других материалистов мысли, склоняясь  в сторону гедонизма. Ламетри  был врачом, поэтому его исследования человека с точки зрения его физиологии было следствием его профессионального  интереса. Ламетри развивал точку  зрения Декарта: животное есть некоторая  «машина», которая действует по своим  законам.

Никакой души (растительной, животной или какой-то другой) или  чего-то еще, что выдумывали различные  метафизики и богословы, просто не существует. У человека же есть душа, но организм его действует по тому же принципу, как и организм животных и, следовательно, независим от души.

Это концепция психо-физического  параллелизма и дуализма (есть материальная субстанция и духовная субстанция, не зависящие друг от друга и существующие в гармонии лишь в Боге, непосредственно  же сами по себе они независимы и  друг на друга не воздействуют). Поэтому  законы материальной субстанции справедливы  только для материального мира, а  законы духовной субстанции — для  мира духовного.

Ламетри развивает в определенном направлении эту концепцию: поскольку  души как отдельной нематериальной субстанции не существует, то и человек  есть, соответственно, тоже «машина» —  в том смысле, что все процессы в человеке обусловлены причинно-следственными  связями, они необходимы и не зависят  ни от какой свободной воли или  душевного порыва, а также других проявлений духовной субстанции. В  человеке абсолютно все есть следствие  его материальности: и мысли, и  эмоции, и все остальное. Таково жесткое, последовательное выражение материалистической концепции, которое впоследствии будет  разрабатываться многими учеными, особенно психологами, в 20 веке (Фрейд и др.).

Для Ламетри характерен гедонизм: нужно искать критерий счастья и  цель жизни человека среди материального  составляющего человека, а потому таким критерием является чувственное  наслаждение, являющееся главным для  человека. Поэтому нравственность как  таковая есть понятие вымышленное, предрассудок, совесть также бесполезна, нужно освободить человека от ее угрызений  и объяснить людям, что это  понятие несуществующее, ибо все  люди нравственны постольку, поскольку  все ищут наслаждения.  

Более последовательно разрабатывал этические взгляды Клод Адриан Гельвеций в работе «О человеке». Согласно Гельвецию, также не существует никакой врожденной нравственности (эту мысль разделял и Дидро), не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание всемогуще, человек всем ему обязан. Воспитание Гельвеций понимает широко: это не только увещевательные слова родителей и педагогов, но совокупное воздействие окружающего мира — и общества, и природы.

Основой воспитательного  процесса, по Гельвецию, является физическая чувствительность человека к боли и  к наслаждению. Именно через восприятие того и другого человек начинает понимать, что для него хорошо, а  что плохо. Каждому человеку свойственна  любовь к себе, которая есть глубочайший  импульс человеческой деятельности. Из любви к себе через чувствительность к боли и наслаждению вырастают  все страсти. Интересы, смысл жизни, стремление к счастью — все  вырастает через чувствительность к боли и наслаждению.

Апологию страстей Гельвеций  нарочито выпячивает, противопоставляя ее христианскому учению о страстях, о том, что человек должен уметь  управлять своими страстями. По Гельвецию, страсти нужно культивировать и  понимать их необходимость, поскольку  они движут миром. Гельвеций проводит анализ разных страстей. Например, такие  страсти, как интересы, перекликаются  с выгодой и пользой и приводят к развитию общества и появлению  частной собственности.

Налицо попытка вывести  мораль и все нравственные предписания  из природы самой по себе, отход  от той точки зрения, что мораль существует как некоторое не зависящее  от природы установление. Христианская церковная мораль (даже пантеистическая  и деистическая) французским материалистам  была чужда, поскольку они боролись не просто против Церкви, а против религии.

Любая религия, по их мнению, есть результат обмана, невежества и человеческого страха, но, в  конце концов, все это реализуется  в результате интересов и страстей некоторых людей. То есть религия  вырастает из обмана одних людей  другими — теми, кто понимает, что своими силами удержать людей  в повиновении не удастся, поэтому  придумывают всемогущее существо, которое  все может и всегда все видит, и держат в повиновении при  помощи этого существа темный, невежественный и суеверный народ. В страхе и  надежде на посмертное воздаяние  угнетенные люди пытаются найти свое счастье.

Таким образом, возникает  формула: «Религия есть опиум для  народа». По Марксу и всем остальным, «религия есть опиум народа». Это  коренное отличие в вопросе о  происхождении религии: никто народ  не обманывает, он сам придумывает  себе этот опиум. Проблемы познания для французских материалистов, вторичных и первичных качеств, законов природы и т.д. для них как бы не существуют, они их обходят, считая как бы само собой разумеющимися. Поэтому в этом плане идеи французских материалистов не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на последующую философскую мысль.

А вот их социально-политические воззрения оказали влияние, и  достаточно серьезное, поскольку французская  демократия — то, что образовалось в результате претворения в жизнь  идей французских просветителей  во время Французской буржуазной революции, — явилась образцом для  демократии большинства стран. И  то, что сейчас на Земле существуют цивилизованные правовые государства, есть результат реализации идей французского Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экзистенциализм

 

В философии до середины XIX века господствовали идеи рационализма. Однако трудности, связанные с рациональным познанием, препятствия на путях построения жизни разумными способами ставят под сомнение эффективность рациональных принципов постижения мира. Неудовлетворенность сложившимися формами философской мысли приводит буквально к «философскому бунту», одним из последствий которого явилось возникновение философского течения, именуемого экзистенциализмом (от латинского – существование). Иногда используется термин философия существования.

Экзистенциализм – своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Ее специфичность обусловлена  особым интересом к так называемым индивидуальным смысло-жизненным вопросам, первое место среди которых занимают проблемы человеческого существования, судьбы личности в современном мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения  и выбора, отношения человека к  своему призванию и долгу, наконец, к смерти. Лишь в той мере, насколько  эти вопросы соприкасались с  проблематикой науки, морали, религии, философии истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов.

Истоки философии экзистенциализма лежат в творчестве Б.Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. И. Достоевского и Ф. Ницше. Так, уже С. Кьеркегор  ставил под сомнение правомерность  всякой рациональной системы. Философским  критерием для него выступает  тесная связь с человеческим индивидом  и его чувствами.

Условно экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов К. Ясперс, Г. Марсель,) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Принадлежностью философа к тому или другому направлению  определяется и форма его философствования. Религиозный экзистенциализм, исходя из признания реальности трансцендентного, оперирует символическими и даже мифопоэтическими образами. Ведь трансцендентное  не поддается познанию и на него можно лишь намекнуть. Атеистический  атеизм, напротив, ставит цель раскрыть иллюзорность трансценденции и потому ему свойственна аналитическая  и критическая направленность.

В трудах экзистенциалистов отсутствует  движение от простейших определений  предмета к всестороннему и глубокому  раскрытию его сути. Объединяющая их основа имеет сюжетно-тематический характер. В своих философских  конструкциях экзистенциалисты используют причудливые категории, с трудом переводимые на устоявшийся язык традиционной философии.

Выступая против официальной, прежде всего университетской философии, экзистенциалисты упрекают ее в том, что она сосредоточила внимание на абстрактных онтологических и  гносеологических проблемах, упустив  конкретного человека с его повседневными  заботами, печалями и горестями. Они  критикуют традиционную философию  за идеализм и попытки растворить реальный мир в мысли, за стремление разрешить противоречия человеческого бытия сугубо логическими приемами. Выступая с подобной критикой, экзистенциалисты вынашивают надежду порвать с абстрактностью и идеализмом.

На деле же экзистенциализм отказывается от ориентации на теоретически развитое знание, скептически относится к  специализированным продуктам духовной культуры, полагаясь лишь на улавливание  подвижных умонастроений и ситуационно-исторических переживаний человека современной  эпохи.

Первоочередной интерес экзистенциалистов  сконцентрирован на познании состояния  человека, выражающегося в его  переживаниях. В соответствии с их представлениями, люди переживают чувство  постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества, в силу чего они вынуждены  философствовать и лишь поэтому  остаются человеческими существами. Способность к философствованию сохраняет «бытийственность», позволяет  противостоять натиску внешних  сил. В содействии этому противостоянию проявляется функция философии. Именно философии доступно постижение внутреннего переживания человеческого  существования, поскольку оно ускользает от прагматически настроенной науки.

Для экзистенциализма, как отмечалось, весьма характерны своеобразные термины  и понятия, в числе которых  ключевыми являются категории –  человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, – это ни эмпирическая реальность, данная во внешнем восприятии, ни система связей, конструируемая научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей. Бытие может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта, оно может быть воспринято только через самое себя. Бытие дается непосредственно, в виде собственного бытия – существования, или экзистенции. В немецком экзистенциализме для обозначения существования употребляется слово «Dasein», которое буквально переводится как «тут-бытие», что предполагает сиюминутное нахождение человека «здесь и теперь». Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого «здесь и теперь» в спонтанном проявлении его переживаний.

Экзистенция – это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он – существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. И на самоотречение человек идет совсем не потому, что существует идеал, оправдывающий жертву. Нет, просто он не в силах существовать, не посвящая жизнь какому-либо идеалу. Осознавая свою бренность и обреченность, человек устремляется к вечному, но не к бессмертию души и человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа. Человек тоскует по безусловному.

Он испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх – это боязнь не исполнить предназначения, ради которого человек готов жертвовать не только благами, но и жизнью. В былые времена отсутствие конкретно воспринимаемого безусловного компенсировалось верой и религиозными идеалами. Однако по мере секуляризации общества символы откровения утратили свою притягательную силу для многих людей.

В результате человек оказался перед  лицом мира без Бога, толкуемого как «ничто». А с точки зрения экзистенциализма Бог – это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние – страх. «Ничто» принадлежит самому человеческому бытию и раскрыть его природу – задача истинной философии.

Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира. Лейтмотив  экзистенциальной философии – протест  против порабощения человека внешними общественными силами.

 

 

 

 


Информация о работе Сенсуализм