Сходство и различие философии и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:39, реферат

Описание работы

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания [1].

Файлы: 1 файл

Сходство и различие философии и религии.docx

— 25.10 Кб (Скачать файл)

Первичным в понимании  природы науки является ее воздействие  на самого человека, на систему его  интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она  связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.

 Потребность в узнавании  является атрибутом жизни. Если  не признавать стремление к  познанию в качестве базисной  потребности человека, то ее нишу  займут иные, вспомогательные потребности,  среди которых особо агрессивна  воля к власти.

 

 Удовлетворяя и развивая  потребности познания, человек делает  возможным свое комплексное, целостное  развитие. Наука создает идеальный  мир, систему идеальных представлений  о мире, предваряя этим практические  действия. Тем самым наука характеризуется  рядом взаимодополняющих функций  в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке  идеального мира, мира знаний  особо обращают внимание на  два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, -- пишет А. Б. Мигдал, -- выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».(2)

 

Понятие истины. Виды истины: относительная, абсолютная, объективная,

      субъективная.

 

Истина – правильное отражение  действительности в мысли, проверяемое  при помощи критерия практики. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или  неистинным. Поэтому, употребляя понятие  «истина», следует иметь и виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его  формах. Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать несоответствие знаний действительности.

Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных  причин: поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т.п.

 «Истина» и «заблуждение»  — гносеологические категории.  Строго говоря, они не должны  включать в свое содержание  оценку знаний, отношение к ним  субъекта. Оценочный аспект характерен  для другой пары близких им  понятии «правда» и «ложь». Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое — это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь. В отличие от заблуждения, которое характеризуется непреднамеренностью (заблуждающийся рассматривает неистинные знания как истинные), ложь, дезинформация — это преднамеренное искажение знаний, ее целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена. Разновидностью лжи является сокрытие истины.

      Объективное и субъективное в истине. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность — значит признавать объективную истину. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение — форма мышления существующая в сознании субъекта. Кроме того, в содержании знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный применением достигнутого знания. Таким образом, истина содержит в себе оба момента — и объективное, и субъективное, представляет их единство.

Абсолютное и относительное в истине. Так как знания непрерывно изменяются, развиваются, абсолютных истин нет, любая истина относительна. Другие философы отрицают существование относительных истин на том основании, что относительное знание нельзя считать истинным. Истинным может быть только абсолютное знание.

    И ту, и другую  позицию следует признать односторонней.

    Относительное  в истинном знании — это  правильное в своей основе  положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется  и уточняется в ходе развития  познания. Так развивалось, например, знание о строении материи.  Античные атомисты — Левкипп, Демокрит, Эпикур выдвинули учение об атомах — мельчайших неделимых частицах материи, из которых состоят все тела. Это была относительная истина, которая углублялась и уточнялась в ходе дальнейшего развития философии и естествознания.

Абсолютное в истинном знании — знание, тождественное  своему объекту, и поэтому не может  быть опровергнуто в ходе дальнейшего  развития познания. К абсолютным истинам  могут быть отнесены истины факта: точно  установленные даты конкретного  события, например, годы рождения и  смерти И. Канта (1724—1804), место его  захоронения (г. Кенигсберг), выход в свет «Критики чистого разума» (1781) и т.п. Абсолютными можно считать истины, содержащие знания определенных закономерностей действительности, выражающие вечное. Например, мировые физические константы: гравитационная постоянная, постоянна Планка, скорость распространения электромагнитных волн. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин.(3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

1. Алексеев П.В. Социальная  философия: Учебное пособие / П.В.  Алексеев. - М.: ООО "ТК Велби", 2003 - 256 с.

 

2. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.

 

3. Моисеева Н.А. Философия:  Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И.  Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

 

4. Романов И.Н. Философия.  Исследования - тексты - схемы - таблицы  - упражнения - тесты. Учебное пособие  / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 352 с.


Информация о работе Сходство и различие философии и религии