Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:39, реферат
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания [1].
Сходство и различие философии и религии
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания [1].
Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".
Различие между религией
и философией по Гегелю, в том, что
философия зиждется на понятиях и
представлениях, а религия - в основном
на представлениях (т. е. конкретно-чувственных
образах). Поэтому философия может
понять религию, а религия философию
- нет. "Философия, как постигающее
мышление... - указывает он,- обладает
перед представлением, являющимся формой
религии, тем преимуществом, что
она понимает и то и другое: она
может понимать религию, она понимает
также рационализм и
Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в философии опора на рационально-теоретическое знание, в религии - на веру, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный)
Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои утверждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам
Диалектика взаимодействия
философии и религии
Религия сближается
с философией при решении
Роль теистической философии
в жизни общества: 1) положительная:
а) раскрывает общечеловеческие нормы
морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает
людей к знаниям особого рода;
г) сохраняет традиции; 2) отрицательная:
а) формирует одностороннюю
Культура и цивилизация, их взаимосвязи и отличия.
Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования.
Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью.
Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию.
Цивилизация характеризуется упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной собственности.
Термин «культура» применим в отношении первобытного общества. Говоря о древней культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, совершенствование организации быта. Зарождение ранней цивилизации происходит только в 4-3 веках до нэ с появлением государства, религии, письменности, простейших форм искусства, таких как наскальная живопись, украшение оружия при помощи резьбы, роспись предметов быта. К первым цивилизациям в истории человечества относятся Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, цивилизация майя и другие.
Охватывая наследие и
достояние человека с самых ранних
времен, культура представляется более
объемной, чем цивилизация. Однако цивилизация
развивается значительно
Культура, прежде всего, нравственна. Опирается не на свод правил и законов, а на разум и совесть. Цивилизация начинается с установления каких-либо норм человеческого поведения. Цивилизация не предполагает душевности, а характеризуется лишь интеллектуальностью. По сути, цивилизация является духовным и материальным обеспечением человеком комфортного существования.
Таким образом, основное отличие культуры от цивилизации заключается в следующем:
Понятия «культура» и «цивилизация» не являются синонимами, но в некоторых случаях могут быть взаимозаменяемыми, так как культура – составная часть цивилизации.
При употреблении термина «цивилизация» подразумевается взаимосвязь всех показателей общества. Говоря о культуре, следует уточнять, что именно имеется в виду.
Культура – нравственная категория, в то время как цивилизация характеризуется практичностью.
(3)
Философия и искусство. Сходство и различие.
Говорить о сходствах
и различиях искусства и
Говоря о тех чертах, которые роднят философию и искусство, отметим следующие:
Экзистенциальная роль философии и искусства заключается в трансцендировании обыденности, в установлении собранного бытия, в постановке в художественной или дискурсивной форме «последних» вопросов о смысле и назначении человеческой жизни. Этот экзистенциальный опыт состоит в попадании в «паузу недеяния», амеханию, в выходе из режима обыденной целесообразности и утилитарности.
Вместе с тем философия и искусство связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека. Философия как непременно вслух высказанное, явленное сознание, театр как утверждение бодрствующего бытия перед лицом всех, на агоре, «на позоре»; - и философия, и искусство являются способами сохранять и длить сознательные состояния, делая культуру живой. Без выполнения таких состояний культура превратится в застывшее и мертвое собрание памятников, в имитацию культуры.
Говоря о важном для
всех, об общем и общезначимом, и
философия и искусство
Ни та, ни другая форма не могут «отвлечься» от автора-творца, приобрести автономное, чисто объективированное существование. И художественное и философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора.
Особая форма исторического бытия философии и искусства связана, во-первых, с характером обсуждаемых вопросов - общих, важных и последних, а также с экзистенциальной связью произведения и автора. Интерпретация как способ жизни в культуре и художественных, и философских произведений оставляет «в живых» их авторов, позволяет «задать им вопросы» и - получить новые ответы. Роль читателя художественных и философских текстов - это роль сотворчества, а не «усвоения» готового.
Философию и искусство роднит и сам способ творчества - особая роль интуиции, свободного, игрового момента, вдохновения и спонтанности.
И философия, и искусство опираются на естественный язык. Поэтическое отношение к языку превращает художественный текст в единственный и незаменимый, в нем каждое слово значимо, уникально. Можно пересказать содержание художественного текста, проанализировать содержащиеся в нем «идеи», но такой анализ уже не будет произведением искусства. Чтение искусствоведческих текстов и текстов художественных - принципиально разные занятия. Но и изучение философских произведений нельзя заменить их изложением в учебнике. И те, и другие тексты требуют личного выполнения акта чтения и понимания, требуется пройти собственный путь к этому пониманию, нужна личная встреча автора с читателем.
Таким образом, ни философские,
ни художественные тексты нельзя «пересказать
другими словами», заменить. Это
связано и с экзистенциальной
вовлеченностью читателя, и с тем,
что естественный язык и его символичность,
его смысловая многозначность становятся
в философии и искусстве «
Говоря же о различиях философии и искусства, отметим следующее:
Искусство говорит на языке образов о неизобразимом, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном. Имея своим «предметом», своим устремлением то, что лежит за пределами собственно образа или собственно понятия, искусство остается трансцендентным применением чувственности, а философия - трансцендентным применением рациональности. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность - в философии. Хотя чувство и мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к воплощенности формы - в камне, на холсте, в красках или в звуках. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках. Отсюда- парадоксальность главных философских концептов - вспомним хотя бы парменидовское определение бытия как того, чего не было и не будет, но есть.
Философия саморефлексивна - обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения; художественное творчество - спонтанно. Художник - медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. От философа требуется последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки. Отсюда - поэтичность искусства и методичность философии. Конечно, и художественное творчество и предполагает рефлексивную работу художника, отделяющего необходимые элементы произведения от излишних, неуместных, и философское размышление, особенно в иррационалистических течениях, спонтанно и афористично, но все же приходится говорить об этих характерных акцентах.(1)
Наука как форма культуры. Роль науки в развитии общества.
На сегодняшний день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
В качестве главных
функций науки в жизни
-познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
-мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;
-производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;
-культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.