Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

 

зверский обычай. Характеризовал самодержавие как препятствие общ-му прогрессу в России. Самодержавие есть царство произвола, сфера беспредельной и неконтролируемой власти. В своих филос взглядах Р в основном придерживался материалистического мировоззрения (труд "О человеке, о его смертности и бессмертии"). Он рассматривал окр природу как многообразие форм материи, сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из мн-ва предметов, каждый из кот-х обладает формой, делимостью, твердостью, движением. Она существует вне и независимо от чел-ка и чел-ва. Что касается чел-ка, то он есть произведение природы, "совершеннейшая из тварей", живущая в единстве с людьми и Космосом. Чел душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, и чел род бесконечно совершенствуется. Основной движущей силой общ-го развития явл-ся чел разум в разл-х его проявлениях, - наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играют и нар массы, и выдающиеся личности. С т.зр ГНОСЕОЛОГИИ: синтез эмпиризма и рационализма, опыт есть основание всего естеств-го познания. Чувственная основа знания д.б. восполняема тем, что может привнести разум, - Р различает опыт чувственный от опыта разумногоС т.зр АНТРОПОЛОГИИ:Он связывает ч-ка со всем миром, но знает и о специфических его особ-х; главная из них, это - способность оценки. Р высоко ставит соц-ые движения в ч-ке и решительно против изоляции детей от общества(Руссо).В ОНТОЛОГИИ Р - горячий защитник реализма, и это склоняет его симпатии к французским мыслителям. В Р сильна тенденция к смелым, радикальным решениям философских вопросов.

сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли. Поиски рус ф-й мысли (16-18в) проходили в противоборстве 2-х тенденций: 1)акцентировала вним-е на самобыт с неповторимым своеобраз-м рус дух жизни 2) выражала стрем-е вписать Р в процесс раз-я европ культуры, представит считали что поскольку Р встала на путь культ раз-я позже др стран то она должна уч-ся у запада и пройти тот же истор путь. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов Хомякова и Киреевского.  В центре их внимания судьба Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор.прошлого они видели залог всечеловеч. призвания Р., тем более, что по их мнению, зап.культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали основанное на религ.представлениях учение о чел и обществе. Достижение  целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Осн.черты и проблемы рус.философии 19 - начала 20 в.- Начало: Достоевский, Толстой, Соловьев выдвинули и сформулировали идею о связи прогресса с христ. нравственностью. Только то м.б. принято обществом что прошло чистилище нравственности.- Предельный гуманизм-непротивление злу насилием. / Толстой /Все достижения прогресса за слезу ребенка. / Достоевский/ - Вето на любой прогресс, если он связан с насилием над человеком.Насилие понимается как превращение чел-ка в производств.машину за счет удушения уникальной, бож.души.- Лит-ра: жанр антиутопии.Будущее основано на любви и иск-ве и потому прекрасно. - Сверхнационалистический хар-р.Включение всего человечества в ожидаемый прогресс прекрасного будущего.- Постижение сущего дается лишь цельной жизнью духа, лишь в полноте жизни.Полностью православно-христ.подход к человеку и его месту в природе. Есть Бог, есть человек и бож.предназначение последнего. Выполнить это предназначение его задача. Задача решается обращением к Богу, вере, христ.нравственности.- Антипод рус.философии – европ.рационализм - Гегель.- деление на славянофилов и западников: Славянофилы(Киреевский,Хомяков)-самобытный путь развития России.Зап.приобретения - скорее вред, так как оплачены потерей целостности чел.личности. Западники (Герцен,Грановский, Боткин)-Россия с петровских времен привязана к западу. Прогресс не может обойти Россию, прогресс поможет нам выбраться из отсталости.

рассматриваться не как продукт развития природы, но как рез-т сложной историч.общественно-труд.деятельности, т.е. практики.Человек-часть природы,потому не явл.нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа». Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Жизнь людей, в которой и обнаруживается чел.сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека. Практика явл.наиб.глубинной основой и характеристикой чел.мира,носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика — исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики.Практическая деятельность людей — преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя — явл.основой изменений в дух.творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.

 

всего историч.процесса. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христ.обращение. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог..Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. В абсолютном сущем содержаться 2центра – абс.начало и первоматерия. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость). В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, он говорит о человеке как идее бытия, кот.заложена в самой основе мира в целом. Софийный идеальный чел-к принадлежит вечности, а она ему, поэтому он един с Богом. Фил-я Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. Ранний Бердяев гуманизм Маркса+антропологич.социализмом Михайловского+метафизикой неокантианства. Зрелые фил.воззрения Бердяева представляют собой одну из первых в Европе разновидностей христ.экзистенциализма. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо чел.бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире: его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Страх важнейшее понятие фил-ии экзистенциализма. Большое место в экз-ме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя.По Бердяеву “личность вообще первичнее бытия”, бытие - воплощение причинности. Личность, по Бердяеву прежде всего категория религ.сознания, и поэтому проявление чел.сущности, ее уникальности и неповторимости м.б. понято лишь в ее отношении к богу.Бердяев рассматривая 3типа времени(космическое, историч-е и экзистенциальное/мета историческое), он главным образом озабочен предсказанием приближения конца истории. Бердяев считал, что фил-я хочет не только познания мира но и улучшения его. Мораль и нравственность Бердяев строит на христ.заповедях

христианства, христианской метафизики. Его христианское миросозерцание воспринималось далеко не однозначно: имели место как резко критические, так и исключительно позитивные хар-ки . Но одно бесспорно: изображая в своих произведениях

взлеты и падения человека, 'подполье' его души, безграничность чел-й свободы и ее соблазны; отстаивая абсолютное значение нравственных идеалов и онтологическую реальность красоты в мире и человеке; обличая пошлость в ее европейском и российском вариантах; противопоставляя материализму современной цивилизации и разнообразным утопическим прожектам собственную веру в путь Церкви, путь 'всесветного единения во имя Христово', Достоевский искал ответы на 'вечные' вопросы.

Данилевскому, нет и не может быть общечел.цивилизации.  Человечество-отвлеченная идея, а не живое единое целое. Отношение м/у человечеством и народом есть отношение рода и вида.Славянский тип будет первым полным 4хосновным культурно-историчютипом: это будет тип 1) религиозный, 2) научный, худ-ый, технический, промышленный, 3) политический, 4) общинно экономический.ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856)В  сочинении-«Философических письмах» высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и нацю самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше историчюмиссии. Основоположник рус.религ.философии. Природу человека рассматривал в 3основных формах: чувства (красота), мышление (объективная истина), деятельная воля (объективные блага). Бог как абсолютное есть  нечто сверхъестественное. Бог свободен от сущ-я, хотя существует в 3х лицах образующих единство. Каждые из сторон есть абсолютная ценность в себе и для вселенной. 3 абсолютные ценности: благо, истина и красота-соответствует трем ипостасям Святой Тройцы. Абсолют осуществляет благо через истину в красоте.Проблема России, т.е. характеристика её настоящего осознания и уяснение будущего, была для Чаадаева главной темой. В первом философическом письме Чаадаев ждет от народа прогрессивных истинных идей. Это идеи дома, справедливости, права, порядка.Постоянно подчеркивает значение дух.жизни людей.Именно умственный прогресс, прогресс в образовании, в овладении передовыми идеями, внедрение их в жизнь, в первую очередь заботит Чаадаева при рассмотрении будущего России. Он всегда склонялся на позиции западного пути развития России, но уже в первом письме решительно выступает против слепого, дурного, поверхностного подражания иностранцам. Чаадаев находит «наше положение счастливым» ибо Россия стоит перед лицом опередившего её запада. «Мы пришли позже других, а значит сможем сделать лучше их», если сумеем правильно оценить свое преимущество.

 

 

(человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем  мыслит); • понимание — ч-к  обнаруживает, что он есть, становится  понимающим, а понимание — это  истолкование и интерпретация (человек  истолковывает свое бытие в  мире определенным образом, и  данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).Чел бытие, по Х, изначально герменевтично (основано на понимании).Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы фил-я с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).Чел-е существование невозможно без переживания собственного бытия.В течение жизни человек накапливает опыт , вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира"осущ через книги — тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии. Текст приобр-т самост смысл по отнош-ю к его автору, среде, эпохе.След-но, задачей герм-ки явл-ся не интерпр-ся текстов, а создание новых смыслов.Существовать значит быть понятым в языке.

 

 

Пол Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.Центр понятием его философии является "для-себя-бытие".Но полностью познать себя он может только через другого.Важнейшим условием жизни человека— свобода.Ч-к находит свою свободу и проявляет ее в выборе в жизненно важном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации. )Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу, переходит из одного бытия в другое.Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответств-ти. Ч-к ответственен за все, что он совершает, за самого себя. Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое рождение. Альбер Камю.Проблема смысла жизни. жизнь человека в сущности бессмысленна.Больш-во людей не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований). Два главных док-ва абсурдности, безосновательности жизни.• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире, а в самом сущ-нии чел-ка.

 

 


 

30.Фил-я жизни.Ф.Ницше-нем.философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.Центрпонятием у Ницше явл.идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого фил-ей жизни. В чел-ке он подчеркивал пр-п телесности и вообще биологич.организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохр.организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практич.потребности. Мышление-метафорично, что в наиб.степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивид.особенностей: у каждого в голове—своя индивид.мифология в условиях его стадного бытия.Теория познания в ее классич.смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом.Ницше отвергает принципы демократии и историч.прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность чел.природы.По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный хар-р, а все формы чел.поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти/если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных-как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия.Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков чел-ка, как главную особенность его деяний, но простирал этот пр-п на всю «ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к дереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфич.волю к аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится к максимуму чувства власти.В фил. жизни

31.Иррационлизм Бергсона(Шопенгауера) Иррацоин-м –это опроверж-е тезиса Гегеля о разумности всего действ-ого и выдвижение на 1 план не разума а: воли(волюнтаризм), бессознательного, экзистенции. Ф-я жизни: 1)противопост понятия жизнь Гегел-му Абс духу: Шопенгауэр: жизнь-это воля, Ницше:ж- это воля к власти, Бергсон: ж-это поток переживаний, Гельтей: ж-это эмоции. Выбор жизни в кач-ве субст-ии связан с тем что она первичнее субъекта, Абс духа и т.д.2)Интуитивизм: ж познается не логич-ми категориями а интуицией как непосредств-й формой восприятия 3)Эстетизм т.е. требование воплощать рез-ты интуитивного познания в худож образах.Артур Шопенгауэр (1788-1860) последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший пр-п бытия). Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе др.вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас). Вторая составляющая мира - воля, некая иррац.сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганич-е). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Сущ.исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютно слепая воля проявляется на уровне неорганич.природы. Прорывается в органич.мир в поисках пищи. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров». Философия глобального пессимизма. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство-уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в рез-те самоубийства не меняется.

32.Проблема человека и смысла  жизни в фил-ии 20в. Человек—особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологич.началом, с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, выс.уровню социальной организации.Для характеристики дух.начала человека на протяжении многих веков исп.понятие "личность"-это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в соц.среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.Таким образом, человек-это социально-биологич.существо, причем в условиях совр.цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм соц.начало человека контролирует биологическое.Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека.

33.Фил.проблемы бытия.Осн.формы бытия. Один из центр разделов фил-ии, изучающих проблему бытия, наз-ся онтологией, а сама проблема бытия—одна из главных в фил-ии. Становление фил-ии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, антич.фил-я в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом фил-я расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные фил.проблемы.Каково же сод-е фил.категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:• окруж.мир, предметы, явления реально существуют; он (окруж.мир) есть;• окруж.мир развивается, имеет внутр.причину, источник движения в самом себе;• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции — самост. сущности, которая для своего сущ-я не нуждается ни в чем, кроме самой себя.Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, кот.включает в себя все сущее.Осн.формами бытия являются:• материальное бытие — сущ-е материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окруж. мира;• идеальное бытие—сущ-е идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного дух.бытия и объективизированного (внеиндивид-го) дух.бытия;• чел.бытие – сущ-е человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в матер.мире;• соц.бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие ч-, абс.ничто.Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.Небытие явл. частью  бытия.  Небытие это: 1)это процесс утраты объектами или предметами своих основных  свойств.2) Утрата объектом соей сущности. 3) Превращение объекта  в  др.  объект.  С т.з. реальности бытия,  (с  т.з.  статики  и  динамики  одновременно)  бытие выражается:  1)В  бесконечном  многообразии  различных  объектов.2)В бесконечности связи между объектами. 3) В 

34.Фи-е и естественнонаучное представление  о материи. Категория  материи не явл.тождественной категории бытию, а также понятию природы.  Материя явл.частью  бытия.  В  Марксистской  ф-фии  материя  отождествляется  с бытием и поэтому категория материи  была  центральной,  исходной.  Из  этого следует Марксистская ф-ия —грубая  форма  материализма.  Понятие  материи шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается  и  сам  человек  и биотехнические системы  созданные  им.  Т.о.  базовыми  ф-кими  категориями, составляющими основу всей системы ф-ких категорий  являются  3 категории:1)бытие. 2) материя. 3)  дух.  Т.о.  бытие  прежде  всего  представляется  как соединение  (единство)   двух   противоположных   начал:   материального   и духовного. Связь между ними  является  сквозной  проблемой  всей  ф-фии,  ее основным вопросом. Отсюда: материализм  и  идеализм  являются  естественными составными частями ф-фии. Идеализм в ф-фии доминирует. Это  связано  с  тем, что  ведущим  началом  человеческого  бытия  является  не  материя,  а   дух (всеобщий дух), сознание, выраженное в морали, религии, образовании)Он первичен применительно  к  чел.бытию.  Понятие  материи  явл.понятием не физическим, а ф-ким. Понятие материи  есть  рез-т  обобщения всех понятий о матер.мире,  начиная  с  обыденных  понятий,  так  же понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие  материи  есть синтез всех понятий о  материальном  мире,  поэтому  в  каждом  материальном объекте существует несколько  уровней  информации:  обыденной,  естественно-научно., технической, гуманитарной и  ф-кой. Фил.уровень  –  самыйобобщающая информация о материальном объекте: 1) каждый материальный  объект объективен, т.е. находится  в  бесконечных  связях  со  всеми  материальными объектами  в  мире.  2) находится   в   «прогрессивном»   (релятивном) состоянии, т.е. находится в  постоянной  изменчивости.  Каждый  материальный объект течет. Нельзя говорить № все течет все  изменяется»  (Гераклит).  Это справедливо  только  для  материальных  объектов.  3)  воспринимается человеком прежде всего через чувства: естественные и искусственные и  только после этого через  сознание.  Через  чувство  матер.  Объект  воспринимается односторонне,  поверхностно,  через  сознание  всесторонне   и   на   уровнесущности. Т.о. матер. объекты даны ч-ку прежде всего  через  чувства,  а категорию материи только через сознание,  т.е.  это  есть  абстракция,  т.е. обобщение матер. мира.Строение и формы

35.движение,время и пространство. Всеоб атpибутами и осн спос-ми существования матеpии являются движение, пpост-во и вpемя. Матеpия внутpенне активна, она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое св-во матеpии Всеобщими атpибутами движущейся матеpии яв-ся пp-во и вpемя. Вопpос об отношении вpемени и пp-ва к матеpии (т.е. является ли вpемя и пpостpанство pеальными, или это абстpакции, существующие только в сознании), пpежде всего интеpесует философию. Существуют pазличные взгляды на вопpос зависимости вpемени и пpостpанства от матеpии. Так, философы-идеалисты pассматpивают вpемя и пpостpанство как фоpмы чувственного созиpцания (Кант), то как фоpмы индивидуального сознания (Беpкли), то как категоpию абсолютного духа ( Гегель). Философы-матеpиалисты подчеpкивают объективность В и П. Дpевние философы (Демокpит, Эпикуp), основывались на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века сpавнивали пp-во с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным всегда), а вpемя - как такое, котоpое пpотекает pавномеpно. Так, естествознатели 18 - 19 вв., говоpя об объективности вpемени и пp-ва, pассматpивали их как самост-ые фоpмы, отpывая дpуг от дpуга, как существующие независимо от матеpии и движения.Совp.ученые - физики опpовеpгли пpедставление о пp-ве как о пустоте, и о вpемени, как о едином для Вселенной. Благодаpя своей теоpии относительности Эйнштейн показал, чтоВ и П сущ.не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теpяя свою самостоятельность и выступая пpи этом как стоpоны единого целого. Теоpия относительности доказала, что течение В и пpотяженность тел зависят от скоpости движения этих тел. Это опpеделение диалектич.матеpиализма. Последний пpизнает не только внешнюю связь В и П движущейся матеpией, а считает, что движения явл.сущностью П и В. Следовательно матеpия, движение, В и П неотъемлемы дpуг от дpуга. Большую pоль в создании совpем теоpии В и П сыгpали идеи Лобачевского, Гаусса, Бойана.  Согласно диалектич.матеpиализму, чел.познание в своем pазвитии дает все более пpавильное и глубокое пpедставление о В и П как о pеальных и объект.фоpмах. П и В это всеобщие фоpмы сущ-я матеpии.Нет и не м.б. матеpии вне П и В. Как и матеpия, П и В объективны, независимы от сознания.Стpуктуpа и св-ва движущейся матеpии опpеделяют стpуктуpу и св-ва П и В.П и В зависят не только от матеpии, но и дpуг от дpуга..Болееглубоко связь П и В pаскpыла теоpия относительности. Она ввела единое понятие четыpехмеpного П и всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

36.Сознание как фил.проблема.Проблема  идеального. Происхождение сознанияПроблема сознания-одна из самых трудныхи загадочных,поскоьку сознание не сущ.как отдельный предмет или вещь.Оно возникает на стыке объективного мира и субъективного восприятия этого мира человеком.Философия исследует сознание как целостное явление и рассм.седущие вопросы:сущ.ли отличие сознания от физич.процессов,явл.ли сознаниеатрибутом человека или это явление надчеловеческое,космическое,как соотносятся между собой сознании и близкие к нему реальности-психика,духовное,идеальное.на вопрос «сознание явл.св-ом человека./это космич.явление» неск.ответов:1)Сознание-это космич.образование.религии-разум чел-ка не одинок,и миром правит Бож.разум.2)Сознание-св-во живых организмв.Социобиологи считают,что источником сознания явл.биологические мотивы(самосохранение,приспособление).Сознанием обладают и животные и человек.3)Сознание-атрибут человека как члена общества.В истории фил-ии выделяют 2 подхода к изучению сознания: материалистический(сознание-естеств.св-во материи,появившееся на опред.ступени ее развития),идеалистический(сознание-особая духовная субстанция).Представители объективного идеализма(Платон,Гегель)трактуют сознание как вечное первоначало,кот.лежит в основе всего сущего.Представители субъективного идеализма(Беркли,Юм)отрицают сущ-е к-л реальности вне сознания субъекта.Это приводит к выводу:реален только мыслящий субъект,а все остальное сущ-ет лишь в сознании индивида.Особое место занимает дуалистич.подход (Декарт):дуализм признает сущ. 2 субстанций-материальной и духовной.Но Декарт противопоставлял протяжение и мышление,а Спиноза,напротив,видел в них 2 атрибута одной и той же субстанции.Вульгарные материалисты(Бюхнер,Молешотт)считали,что сознание-сугубо матер-ый процесс(мозг выделяет мысль,как печень желчь).Сод-е

37.Отражение как всеобщее св-во  материи.Первое, что стоит решать – это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее, в неживойй природе, в самом фундаменте материи.Найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях матер.мира – значит подвести под материализмом прочный фундамент. И наоборот – если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание материализма просто рухнет. Реальные предпосылки были установлены Лениным. И решающей предпосылкой явл.открытое  им и присущее всей материи свойство отражения. Отражение - способность матер.систем в ходе взаимодействия с др.материальными системами воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них матер.систем. В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой  и выступает в виде механического, физического, химич.отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеч.сознания. Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, рез-ты отражения исп-ся в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным ( отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум 2важные особенности:1)дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды2) отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. Сознание, как форма отражения имеет, вышеперечисленные св-ва биологич.отражения, но не ограничивается этим, поскольку в процессе эволюции

38.Обществ.сознание:понятие стр-ра,связь  с общств.бытием. Обществ.сознание  представляет  собой совокупность идей,теорий, взглядов,  представлений, чувств, верований, эмоций людей,настроений, в  кот.отражается природа,  матер.жизнь общества и вся система обществ.отношений. Обществ.сознание формируется и  развивается  вместе  с возникновением обществ.бытия, т.к. сознание возможно только как продукт соц.отношений. Но  и  общество  м.б. названо обществом лишь тогда,когда сложились его осн.элементы,  в том числе и обществ.сознание.Общество есть материально-идеальная реальность.  Обществ.сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения обществ. бытия,  а одновременно и в единстве с ним. Без обществ.сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться,  потому что оно существует как  бы  в  2проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать обществ.бытие только при  условии одновременного активно-творч. преобразования его.Но, подчеркивая  единство обществ.бытия и обществ.сознания, нельзя забывать и об их различии, специфич.разъединенности, относительной самостоятельности.Особенностью обществ.сознания явл.то,  что  оно  в своем влиянии  на бытие может как бы оценивать его,  вскрывать его потаенный смысл,  прогнозировать,  через практич.деятельность людей преобразовывать  его.  А поэтому обществ.сознание эпохи может не только отражать бытие,  но и активно  способствовать  его преобразованию. В  этом  заключается  та  исторически  сложившаяся функция обществ.сознания,которая делает  его  необходимым  и реально существующим  элементом  любого  обществ.устройства.Никакие реформы, если они не подкрепляются обществ.осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.Связь м/у обществ.бытием и обществ.сознанием многогранна и разнообразна.Так, вещи,созданные человеком,  представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы обществ.сознания.  Отражая обществ.бытие,обществ.сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.Относительная самостоятельность обществ.


 

 

 

 

Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств. Для Шопенгауэра-музыка. Слова затуманивают. Динамика чел.воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры.

на перв. план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля/интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник чел.поведения. «Знание - это власть». Наука может скользить лишь по поверхности. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Христианство переворачивает традиц.понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Пр-п всё разрешается (проще всего тем, у кого наиб.потенциал воли–они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. Политика - власть вне морали. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы дух.развития человека. 1. Верблюд - животное покладистое. 2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный хар-р. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух.Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. «Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой».Но у Ницше есть положения, кот.касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье, за стремление людей к искусству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

 

 

 

 

В(пpостpанства Минковского).Так данные совp.естествознания подтвеpждают единство матеpии, движения,П и В.Пpстpанство-есть фоpма бытия матеpии, хаpактеpизующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие матеpиальных тел во всех системах. Вpемя -фоpма бытия матеpии, выpажающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех матеpиальных систем.В и П обладают общими св-ми. объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атpибутов матеpии;неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением;единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе;зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в матеpиальных системах;количественная и качественная бесконечность.Различают монологические (напpавление, непpеpывность, необpатимость) и метpические (связанные с измеpениями) свойства пpостpанства и вpемени. Наpяду с общими хаpактеpистиками П и В, им свойственны некотpые особенности, котоpые хаpактеpизуют их как pазличные атpибуты матеpии, хотя и тесно связанные между собой.Так, ко всеобщим свойствам пpстpанства относятся: пpотяженность, т.е. взаимное pасположение и существование pазличных тел, возможность пpибавления или уменьшения к-л элемента; связность и непpеpывность, кот.пpоявляется физическим воздействием чеpез поля pазличного хаp-pа пеpемещения тел; относительная пpеpывность, т.е. pаздельное сущ-е матеp.тел, каждому из котоpыз пpисущи свои гpаницы и pазмеpы.Общее св-во П - это тpехмеpность, т.е. все матеp.пpоцессы пpоисходят в П 3-х измеpений. Кpоме всеобщих свойств П обладает и локальными свойствами. Н-p, симметpия и асимметpия, местоpасположение, pасстояние между телами, конкpетные фоpмы и pазмеpы. Все эти св-ва зависят от стpуктуpы и внешн.связи тел, скоpости их движения, взаимодействия с внешн.полями.К всеобщим свойствам В относятся объективность, неpазpывная связь с атpибутами матеpии (пpстpанством, движением и дp.), длительность ( выpажающая последовательностб существования и смены состояний тел ) обpазовывается из возникающих дpуг за дpугом моментов вpемени, кот.состовляют весь пеpиод существования тела от его возникновения и до пеpехода в дp. фоpмы.Специфич. св-ва В:- конкpетные пеpиоды сущ-я тел (они возникновенны до пеpехода в иные фоpмы); - одновpеменность событий (они всегда относительны); - pитм пpоцессов, скоpость изменения состояний, темп pазвития пpоцессов,.В миpе нет матеpии, котоpая бы не обладала пpостpанственно-вpеменными св-ми, так же, как В и П не сущ.сами по себе, вне матеpии/независимо от нее.Весь опыт человечества, в том числе данные науч.исследований, говоpит о том, что нет вечных пpедметов, пpоцессов и явленийМатеpия вечна, несотвоpима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

 

материального мира.Существует 3  основных  типа  организации  материального  мира:  Неживой, живой,  социально-организованный.  Социально-организованный  тип  материи  – живые люди и биотехнические системы. В то же время неживая и  живая  материя определенным образом  представлена  в  социально-организованной  материи.  2 основных уровня организации материального мира: 1) макроуровень.  В  неживой системе это – тела, планеты, звезды, галактики, метагалактики),  в  живой  –макро организмы, популяции. В  социальной  Орг.  Материи  –  макроэкономика, этнос, тех. Системы,…2) Микро  уровень:  клетки,  микроорганизмы,  экономика (микро). Материальный мир  представлен  также  различными  материальными  формами: Существуют 3 основные формы организ.  матер.  мира:  тела,  вещество,  поле..Долгое время считалось, что  поле  не  явл.формой  организации  матер.мира. А по сему этот вопрос решался на  уровне  таких  понятий  как  эфир  ипустота.  Поле  является  самой  сложной  формой  организации  матер.  Мира, поэтому совр.наука знает лишь небольш.кол-во  полей.  Именно  поле явл.основным связующим звеном единого  матер  мира.  Поле–это  есть проникающая связующая материя. Самые сложные поля  связаны  с  человеком,  с его  сущ-ем,  именно  чел-к  способен  улавливать  отражать  поля, именно человеком вырабатываются самые  сложные  поля,  такие  как  биологич. Поля,  психич.,  биолотех.,  интеллектуальные.  Эти  обстоятельства  связаны прежде  всего  с  деят-ю  челов.  Мира,  как   главного   инструмента взаимодействия социально организованной материи.

 

мира, но представленного как конкретное бесконечное многообразие  объектов  со  всеми их  связями  и  св-ми.  Универсальные  св-ва  бытия:   Универс.св-во–это такое св-во,  которое  присущи  всем  объектам  и  которое явл.постоянным. Универс.свойство–это всеобщее  свойство.  В ф-ии  выделяются  следующие  универс  св-ва   действительности:   1)св-во  качественности (определенности  и   конкретности,   относительной разграниченности. 2)  Св-во  оформленности,  внешней  выраженности.  Внешнее  оформление  играет  первостеп.знач-е во взаимодействии м-у объектами. Форма и сод-е имеют как  бы    равнозначное  знач-е.  3) Объективности - способность взаимодействовать  со  всеми  без   исключения   объектами.   Это   св-во выраж-ся в мировом законе всеобщей  связи.  4)  Структурность  объектов  (системность    и    организованность).В то же время    св-во самоорганизованности не явл.универсальным  ( это  св-во  характерно для живой природы и части нежив.природы). 5)Активность  (энергетичность),св-во  движения.  6)Св-во  времени.  7)Св-во  пространства.  8)Св-тво отражения и инф-ии. Вывод: Все эти св-ва находятся в  тесной взаимосвязи,  определяют  целостность  объекта  и  каждое  из  этих  св-в представляют фундаментальную проблему любой науки.Осн.формы бытия1) С одной стороны  сущ.неизменные  формы  бытия  (метафизич. действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д.  и  изменяемая  форма бытия, кот.связана прежде всего с матер.миром, причем  эта  форма находится  в  изменении.  Сфера  информации,  сфера  знаний.  2)  Сущ.материальная и идеальная форма. Сущ.также синтетические формы  бытия. 3) Выделяются  как  реальные  формы  так  и  гипотетические  (представленные только  в  сознании  человека).  К   реальным   формам   относят:   природу, человечество, сам человек, биотехнич.мир («вторая  природа»),  а  также это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы  бытия составляют для человека  1-ю  вселенную».  «2-я  вселенная»  представлена  в гипотетических формах бытия.  Это  также  мировой  дух, неземные  цивилизации,  бог,  мистическая  реальность,  духовная   оболочка, порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы  бытия в  совокупности  представляют  для  человека   мировой    закон   расширения  вселенной

 

 

сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте,  а как закономерный  результат  дух.производства, на основе дух.культуры прошлых поколений.Будучи относительно  самостоятельным,  обществ.сознание может опережать  обществ.бытие/ отставать от него.  Обществ.сознание,  отражая всю сложность и  противоречивость обществ.бытия,  явл.тоже противоречивым,  имеет сложную структуру.  С появлением классовых обществ  оно  приобрело классовую структуру.  Различия  в социально-экономич. условиях жизни людей,  естественно,  находят свое выражение в  обществ.сознании.В государствах многонациональных сущ.национальное сознание различных народов.  Взаимоотношения м/у различными нациями отражаются в сознании людей.  В тех  обществах,  где  национальное сознание превалирует над общечеловеческим,  верх берет национализм и шовинизм.По уровню,  глубине и степени отражения обществ.бытия вобществ.сознании различают сознание обыденное  и  теоретическое. С т.зр. материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном  сознании,  а  в  историко-генетическом плане  рассматривают обществ.сознание в целом/его особенности в различных общественно-экономич.формациях.

 

 

биологическая форма отражения, перейдя в сознание , приобрела множество других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому чел.сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности.

 

 

сознания определяется химич.составом продуктов питания индивидов.Если говорить о сознании,как о субъект.образе объект.мира,с помощью которого чел-к регуирует свои отношения  миром,необходимо ввести термин самосознание.Оно возникает,когда человек разделяе свою непосредственную причастность к внешнему миру и свое восприятие этого мира.В самосознании чел-ку доступны и внешний мир,и он сам.Так возникает рефлексия-размышление личности о самой себе,когда она вглядывается в глубины своей внутр.жизни.В конце 19в появ.направление в философии,кот. выдвигает идею о том,что человек в своих действия руководствуется бессознательны.Это напр-е основвается на открытиях Фрейда.Следует различать 2вида неосознаваемых действий:1)действии,ранее осознаваемые,а затем ставшие автоматическими(пичьмо,хотьба),2)никогда не проходили через сферу сознания(бессознательные-во многом определяют жизнь человека).Фрейд предлагает классиф-ю чел.психики: сверхсознание-требования общества, бессознательное-нереализов.влечения индивидов,кот.ввиду конфликта с соц.нормамивытесняются из сознания и дают о себе знать в форме страхов,комплексов,обнаруж.с сновидениях и оговорках,сознание-промежуточная часть психики.Лавирование м/у крайностями.Юнг открыл новый уровень бес-го,коллективное бессознательное.Он проявляется в виде мифологических образов,свойственных всем культурам мира(архетипы-некие доопытные идеи,закодированные в структуре гол.мозга,не могут быть поняты).


 

40.Знак,его пирода и роль в  деятеьности человека. На сегодн день в отеч и заруб лит-ре наибольшее распространение получили две точки зрения на знак. Первая рассматривает знак как материальное средство, замещающее смысловое и/или предметное содержание, вторая- видит в знаке двухстороннюю сущность, состоящую из означающего и означаемого.Эти способы понимания знака наиболее ярко представлены в науке о знаке – семиотике.Помимо этих двух направлений остаются «неклассические» сп-бы понимания знака и знак.систем, строящиеся, на «неклассической» гносеологии и онтологии. К числу «неклассичсских» способов: гносеологическое понимание (В.Гумбольдт, П.С.Юшкевич), онтологическое понимание (Гераклит, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев; М.Хайдеггер) и релятивистское понимание(скептики)ОсновательСемиотики-Ч.Пирс. Позднее-Ф.Соссюр. В России крупные теоретич работы, специально посвященные анализу природы языка, неязыковых знаков, художественных и мифологических символов, появляются с середины XIX - начала XX вв. В понимании природы знака существуют два подхода: автономный и гетерономный.  Автономный подход- знак как сама по себе существующаю вещь, независимаю от субъекта и его деятельности Автономный подход к знаку явл-ся теоретическим выражением «естественной установки сознания» или восприятия «повседневного субъекта», воспринимающего те значения, которые он придает явлениям, как принадлежащие самим этим явлениям. В рамках гетерономных подходов, рассматривающих природу знака зависимой от чего-то другого, на первое место выведен гносеологический подход к пониманию знака, утверждающий, что философия знака (языка) должна являться частью философии сознания; или теории познания, так как воспроизведение сознанием дествит-ти предшествует и создает воспроизведение действительности через знаки, которые сами по себе, без сознания ничего не репрезентируют.Крайний гносеологический подход - существуют только внутренние знаки, а внешние материальные явлениям рассматриваются как виртуальный, бессловесный хаос, в котором«всё потенциально символизирует всё» (Юшкевич), не может быть принят полностью. Плодотворным является умеренный гносеологический подход, признающий равноправное

41.Науч.познание и вненаучное(обыд,худ,религ).Познание—это специфич.вид деят-ти ч-ка, направл на постижение окр.мира и самого себя в этом мире.Ч-к постигает окр его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить 2основных. 1(генетически исходный)—материально-технический —производство средств к жизни, труд, практика. 2—духовный (идеальный).Каждой форме общ-го сознания: науке, фил-ии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфич формы познания: обыденное, игровое, миф-е, худ-образное, фил-е, религ-е, личностное, научное. Каждая из них имеет свою специфику, но в то же время они объединены общими гносеологическими категориями: истины, знания, веры. Каждая из форм незаменима и необходима для того, чтобы ч-к мог полно познавать мир.Обыден познание сопутствует ч-ку на протяжении всей жизни.несмотря на относит простоту обыденного познания, сущ.несколько различных его трактовок.Главное расхождение в трактовках связано с пониманием того, каким явл.сознание новорожденного: или это «чистая доска», или в нем уже присутс-т «врожденные идеи».И. Кант:сознание, которое всегда воспринимает мир сквозь «призму» врожденных, априорных форм рассудка: пространства, времени и причинно-следственных связей. По Канту, свое восприятие мира мы встраиваем в эти категории.Науч.познание имеет специфич познават-ые процедуры и операции, сп-бы образования абстракций, понятий, особый стиль науч мышления. это позволяет связывать теоретич и эмпирич уровни познания. Осн.особ-ми науч познания яв-ся:1.Осн задача науч знания—обнаружение объект.законов действит-ти— природных, соц-х , законов самого познания, мышления2.цель и высш ценность науч познания —объект. истина, постигаемая преимущественно рац-ми средствами и методами.Черта науч познания—объективность, устранение по возможности субъективистских моментов 3.Науч знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознат-го его формирования. Эта особенность отличает его от др.форм познават д-ти  4. Науч познание в гносеологическом плане-сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, обр-х целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и др.идеальных форм, закрепленных в языке—естественном/искусственном (математич.символика, химич.формулы). Науч знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии науч.познания чередуются революц. периоды,к-е приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные(спокойные периоды)на протяжении которых знания углубляются и детализируются. 5.В процессе науч познания-специфические матер.средства: приборы, инструменты,

42.Истина как фил.проблема.Заблуждение  и ложь.Проблема критерия истины. Диалектический материализм считает, что наши знания, полученные на основе живого созерцания и абстрактного мышления и проверенные практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективной истины. Вопрос об истинности знаний решался многими философами. Однако только диалектический материализм дал научное обоснование вопроса об истине. В проблеме истины надо различать две стороны. Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее фазу, абсолютно или только приблизительно, относительно? Содержание наших знаний, представлений и понятий, которое соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина. Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Нашизнания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. Идеалисты, так или иначе отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа. Идеалисты махистского толка, например, объективность сводили к 'общезначимости' и истину понимали как 'организующую и идеологическую форму человеческого опыта'. Но если истина есть форма человеческого опыта, то она не может быть объективной, то есть независимой от человека и человечества. Под такое понимание истины можно подвести и религиозные вымыслы. Махисты стирали грань между наукой и религией, ибо религиозные догмы до сих пор являются 'идеологическими формами' реакции. В духе махистов рассуждают и прагматисты. Истиной прагматисты считают то, что 'полезно в целях практических'. Американский философ Уайтхед прямо заявляет, что 'для пользы дела' нужна наука и религия. Hayкa же

47.Чел.цели,потребности,ценности.Классификация потребностей чел-ка.Сущ.множество версий на тему потребностей человека, но наиб.известность и почти бесспорное уважение обрел Абрахам Маслоу и выдвинутая им классификация потребностей(пирамида состоит всего из 5видов потребностей: физиологических, в защищенности и безопасности, в принадлежности к соц.группе, в уважении и признании, в самовыражении) Др.классификацию предлагает Достоевский: Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни Потребности познания Потребности всемирного объединения людей. Еще один вариант составил Гегель: Физич.потребности .Потребности права, законов.Религиозные потребности.Потребности познания. Все 3классификации схожи между собой одним: авторы понимают, что осн.фактором явл.физиологические потребности, то есть нужда в еде, сне, отдыхе. Только после удовлетворения физиологических потребностей ощущается необходимость в других вещах. Далее Гегель, Достоевский и Маслоу расходятся не только в разделении потребностей по категориям, но и в расстановке их в иерархии. Но важна не классификация потребностей в теории, а применение ее на практике. Итак, снова обратимся к пирамиде чел.потребностей Абрахама Маслоу как наиб.близкой к реальности. На ее примере и рассмотрим, как человек обустраивает свою жизнь. Потребности человека по Абрахаму Маслоу.Физиологические потребности. Потребность в защищенности и безопасности. После удовлетворения физиологич.потребностей, появления излишков, человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собств.безопасности и свободы. В этот момент основание пирамиды кажется чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на 1план становится забота о личной безопасности. Приходит время, и эта проблема решается. Потребность в принадлежности к соц.группе. Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира плотно заперта, пока мы на работе. Но с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то, к кому-то похожему на нас или наоборот, отличающемуся от нас, но мы не можем отделаться

48.Проблема соц.революции в истории.Роль насилия в истории как способ решения проблемы добра и зла.Революция — весьма широкораспространенный в истории вид полит.процесса, в ходе которого применяются меры принудительного хар-ра, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих соц.сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революц.процессе.Революция всегда возникает из затяжного, глубокого соц-экономического и политич.кризиса, на его пике, когда наступает хаос. Сторонники такого вида соц.преобразований рассматривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей обществу. Как показывает историч.опыт, к революции приводят глубокие непреодоленные соц.антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, затягивающих проведение назревших преобразований, и т. д.Историч.практика свидетельствует, что революции сопровождаются интенсивной борьбой вне и внутри революц.лагеря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобразований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый хар-р. Длительное время считалось, что революция м.б. совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания/гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно,в течение длительного времени. Условия для перехода к новым производственным отношениям согласно диалектике должны созреть в недрах старого  общества,  а  революция должна действительно играть в

каждом таком случае перехода к новому лишь роль "повивальной  бабки", т.е. только способствовать рождению новых обществ, новых производственных отношений.  Всякие попытки силового решения соц-экономич.проблем в совр.период,  а призывы к подобным методам любому  виду  экстремизму  следует  рассматривать  как преступление перед народом.

49.Природа как фил.проблема. Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа. Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреч.философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневек.христианизир.философия развивает концепцию ущербности природы как рез-та грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои дух.силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам. Возрождение выступает против средневек.резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Возрожденческая фил-я фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетич.идеала фил-ии. Впоследствии лозунг «Назад к природе» будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение «зеленых») и другим основаниям. В Новое время природа впервые становится объектом тщательного науч. анализа и вместе с тем поприщем активной практич.деят-ти человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрич.энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней. Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы

50.Общество и глобальные проблемы  современности. Чел-к, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы,которая явл.необходимым естеств.фактором его сущ-я.  
Природа-предпосылка и естеств.основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Он испытывает потребность в той экологич.среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Конечно, каждый человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (в известных пределах) условиям прир.среды. Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности чел.организма не беспредельны.Иначе говоря, чел-к как биосоц.существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной соц.среде, но и в естеств.среде опред.качества. Это значит, что наряду с материальными и дух.потребностями объективно сущ.потребности экологические.Экологич.потребности-особый вид обществ.потребностей. Чел-к нуждается в опред.качестве естественной среды его обитания. Сегодня всем ясно, что здоровая окруж. среда не менее значима, чем материальные и дух.потребности. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологич.кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономич.мер. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: "Либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли" Устойчивого перечня глоб.проблем не сущ-ет, но к наиб.актуальным из них относятся :1.угроза мировой термоядерной войны, предотвращение кот.предполагает установление и поддержание безъядерного мира; 2.экономич.отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Лат.Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества; 3.угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых прир.ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии); 4.экологич.кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу; 5.угроза перенаселения планеты, осложняющего соц-

52.Историч.необходимость и сознательная  деят-ть человека в естеств-историч.процессе.Фатализм  и валентаризм. Историч процесс явл-ся объективно обусловленным, поскольку подчиняется законам  общ-го развития. Они формируются как устойчивые, необходимые, существенные связи между людьми или элементами общ системы на основе обще-го матер-го производства в ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Появление этих законов нельзя рассматривать ни как требование какой-то внешней по отношению к общ-ву силы, ни как произвольные стремления господствующей соц группы. Люди по своему желанию произвольно  не могут отменять или заменять их. Объективные законы сами детерминируют деят-ть людей, обуславливают определ порядок отношений м-у ними. Однако реализация объективных законов находится в диалектической взаимосвязи с сознательной деятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие последствия, которые не входили в намерения классов и общества. Это значит, что люди сами делают свою историю, выступая, по слова.К. Маркса, не только авторами, но и актерами своей собственной драмы. «способа решения вопроса соотношения истор необх-ти и сознат деят-ти людей: волюнторизм -напр в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.По Шопенг-ру сила Мировой Воли правит миром, но не Разум.Мировую Волю рассматривает как живую силу. Воля тождественна жизни, которой присущи пульсирующие процессы.В ч-ке Мировая Воля достигает «высшей ступени», особой энергии. Бытием ч-ка, конкретного индивида движет бессознательная воля к жизни, инстинкт жизни, которая не поддается рациональному пониманию и объяснению. Бытие человека он связывает с бытием Мировой Воли.Мировая Воля есть зло, поскольку она стремится к подчинению всего, что препятствует ее размножению и увеличению. Она как бы обладает в себе тотальным эгоизмом, который является движущей силой ее борьбы за самоутверждение.Ч-к по своей природе явл-ся эгоистом,

,


 

имеет дело с объективной истиной, с объективными законами природы, общества и мышления. Современный фидеизм отвергает претензии науки на объективную истину. Но без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины. Признание объективной истины наносит сокрушительный удар по идеалистическому мировоззрению и является краеугольным камнем теории познания диалектического материализма.

др. 6.Науч познанию присущи доказательность, обоснованность полученных рез-в, достоверность выводов.К методам науч мышления относятся следующие:1. Анализ 2. Синтез 3. Абстрагирование и идеализация. Абстрагирование—процесс мысленного выделения, вычленения отд.интересующих нас признаков.Идеализация—разновидность абстрагирования.Образуется так называемый «идеальный объект», которым может оперировать теоретич.мышление при познании реальных объектов.4. Индукция —от частного знания к общему.5. Дедукция —от общего знания к частному.6. Аналогия7. Моделирование8. Наблюдение 9. Эксперимент10. Гипотеза Худ.познание—впервые было заявлено как форма познания в немец классич философии(Шеллинг). Иск-ву доступно то, что не доступно науке — человек, его внутр.мир, чувства, переживания, эмоции. Наука способна описать эти явления в общем. Есть конкр-е переживания конкрет человека. Художник (в широком смысле слова) отличается от обычного ч-ка тем, что он способен в про-ии иск-ва выразить сущность этих переживаний, идею самого чувства. Поэтому про-е иск-ва стан-ся понятным и близким большому числу людей, которые приобщаются через него к истине, и в то же время обогащают эту истину своим личным опытом интерпретации.Художник и субъект восприятия  вступают через про-е иск-ва в диалог, в процессе котрого всякий раз рождается новая истина.Религ.познание—основано на вере ч-ка «в мир идеал ценностей. Через веру ч-к приобщается к миру трансцендентного, высокого, ид-го,к которому должен стремиться мир. Осн.способом познания явл.вера, кот-я не отрицает возможности разумного осмысления многих явлений.Одним из критериев, по которому можно различать виды, формы, способы познания— явл.определение того, что именно познается: явление/сущность.Явление—внешняя сторона предмета, события, чувства, процесса. Чаще всего, это факт. Но за внешними явлениями скрывается их сущность, то, что лежит в глубине этих явлений. Сущность сама по себе, как факт, не сущ-ет, ее нельзя увидеть, услышать, взять в руки.Для понятийного мышления, сущность-это совокупность существенных свойств и качеств вещей, ядро сущего.В науке сущность изучаемого обычно выражают в понятиях. Для формулирования определения понятия принято называть следующее:—класс предметов, к которым относится данная вещь— главную функцию—внешнее описание (при необходимости)—чем отличается от ближайших вещей (не обязательно).В иск-ве сущность выражается в худож.образах, кот-е способны выразить сущность даже на основе уникальных признаков.Обыденное познание больше ориентировано на познание фактов, познание явлений.

существование двух типов взаимоопределяющих знаков:.«внешних» (материальных) и «внутренних» (ментальных).Теория знака должна рассматриваться  в рамках гносеологии» и онтологии. В связи проблема соотношения семиотики и философии должна быть пересмотрена. 1.2. Знак как материальное явление В данном подходе в качестве знака рассм-ся чувственно данное явление (событие, процесс) действит-ти, выступающее для субъекта объективным средством замещения того или иного содержания внутренней или внешней реальности. Функция репрезентации и сам знак описываются как нечто объективное, независимое от отдельного субъекта. Этот подход к знаку наиболее древний, возникающий наряду с религиозно-онтологическими учениями о знаке и имеющий наибольшее распространение и на сегодняшний день. Данной позиции с теми или иными уточнениями, придерживались: Платон, Аристотель, Конфуций, моисты, стоики, Августин, Ф.Бекон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Р.В.Лейбниц, Г.В.Ф.Гегель, Ч.Пирс, Важным преимуществом семиотической теории Ч.Пирса является применение категории знака к объектам, которые ранее не рассматривались в качестве таковых. Этому способствовало убеждение Пирса в том, что «знаком может быть что угодно, что определяет нечто другое».Ч.Пирс применяет категорию знака не только к внешнему, чувственно воспринимаемому явлению или к предметам специально созданным как знаки, но и к внутреннему содержанию субъекта: ощущениям, образам воображения, значениям, мыслям и даже к тому, что помыслить не возможно. Базовым для Ч.Пирса является не относительное, функционально-реляционное рассмотрение знака, а абсолютное. Знак фиксируется Пирсом в качестве автономной вещи, которая обладает «Репрезентативным» Качеством.Знак для Ч.Пирса прежде всего вещь, которая обладает «объективной» способностью репрезентации, независимой от интерпретатора.

 

 

 

 

взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы, фр.философов Шардена и Ле-Руа и рус. мыслителя Вернадского. Ноосфера-это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концепт.идеи получили детальную разработку в особой науке — экологии. Чел-к всегда находился и находится в опред.соотношении с природой, которое он опред.образом интерпретирует. Чел-к изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он исп.все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного сод-я. Совершенно очевидно, н-р, что в изучении животных исследователи вынуждены исп.более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает спец.наука, зоопсихология. Научная и практич.деятельность чел-ка свидетельствует о том, что человек способен познавать прир.явления и регулировать свои взаимоотношения с ними. Есть 3фундаментальных факта, которые выражают «чел.лицо» природы. 1.человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения. 2.природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п. 3.в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни. Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе.

 

 

 

 

 

от того животного стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек, и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Потребность в уважении и признании. Даже в пьяном состоянии, когда, казалось бы, отключены все моральные тормоза, нам важно знать, что мы уважаемы. Человек – странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии, что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Потребность в самовыражении. Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания совр.человека, здесь любовь и тв-во, религия и нравств.нормы, мораль и право, гегелевское познание и достоевское желание всемирного объединение людей. Все в одном. Все в потребности самовыражения.

 

 

 

 

 

 

проистекающим из инстинкта, воли к жизни. Жизнь предстает в реальности как бесконечная цепь страданий и мук, как «ужас жизни». В ней торжествует зло, а не добро. Ни сам человек, ни общество, ни государство «не способны преодолеть эгоизм, зло и страдания», - считает А. Шопенгауэр Стремление к счастью, в котором люди видят смысл жизни, неосуществимо, а счастье недостижимо,есть лишь мечта, носящая «маскарадные костюмы, тревожившие и манившие нас в ночь карнавала». Счастье в жизни всего лишь грезы, таковыми предстают для нас явления жизни.Свое созерцание жизни мы воспринимаем за сущность жизни, по своей воле и желанию впадая в иллюзию и обман . Фатали́зм(от лат. fátalis — опред.судьбо́й) — вера в предопределённость бытия.Ми́ровоззре́́ние, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изнач.заложенные св-ва данного пространства.Фатализм — во всех его проявлениях есть система самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия. В этой системе условно вынесено за скобки, но всегда незримо присутствует высшее творч.начало сущего мира.

 

 

 

экономич.прогресс в развивающихся странах; 6.негативные последствия научно-технич.прогресса; 7.деморализация и криминализация общественной жизни. Одна из наиб.типичных классификаций глоб.проблем человечества.3группы:1.общечеловеческие проблемы (н-р, предотвращение гонки вооружений); 2.проблемы отношений человека с природой (н-р, изучение и освоение космоса); 3.взаимоотношения общества и чел-ка (ликвидация наиб.опасных заболеваний). По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не м.б. решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Единственный выход — в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды. Успешно бороться за решение глоб.проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"