Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
зверский обычай. Характеризовал самодержавие как препятствие общ-му прогрессу в России. Самодержавие есть царство произвола, сфера беспредельной и неконтролируемой власти. В своих филос взглядах Р в основном придерживался материалистического мировоззрения (труд "О человеке, о его смертности и бессмертии"). Он рассматривал окр природу как многообразие форм материи, сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из мн-ва предметов, каждый из кот-х обладает формой, делимостью, твердостью, движением. Она существует вне и независимо от чел-ка и чел-ва. Что касается чел-ка, то он есть произведение природы, "совершеннейшая из тварей", живущая в единстве с людьми и Космосом. Чел душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, и чел род бесконечно совершенствуется. Основной движущей силой общ-го развития явл-ся чел разум в разл-х его проявлениях, - наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играют и нар массы, и выдающиеся личности. С т.зр ГНОСЕОЛОГИИ: синтез эмпиризма и рационализма, опыт есть основание всего естеств-го познания. Чувственная основа знания д.б. восполняема тем, что может привнести разум, - Р различает опыт чувственный от опыта разумногоС т.зр АНТРОПОЛОГИИ:Он связывает ч-ка со всем миром, но знает и о специфических его особ-х; главная из них, это - способность оценки. Р высоко ставит соц-ые движения в ч-ке и решительно против изоляции детей от общества(Руссо).В ОНТОЛОГИИ Р - горячий защитник реализма, и это склоняет его симпатии к французским мыслителям. В Р сильна тенденция к смелым, радикальным решениям философских вопросов. |
сыграла огромную роль в становлении
рус. фил мысли. Поиски рус ф-й мысли (16-18в)
проходили в противоборстве 2-х тенденций:
1)акцентировала вним-е на самобыт с неповторимым
своеобраз-м рус дух жизни 2) выражала стрем-е вписать Р в
процесс раз-я европ культуры, представит
считали что поскольку Р встала на путь
культ раз-я позже др стран то она должна
уч-ся у запада и пройти тот же истор путь.
Своеобр направлением в Р фил явились
воззрения славянофилов Хомякова и Киреевского.
В центре их внимания судьба Р и ее роль
в мир истор процессе. В самобытности истор.прошлого
они видели залог всечеловеч. призвания
Р., тем более, что по их мнению, зап.культура
уже завершила круг своего развития и
клонится к упадку, что выраж в порожденном
ею чувстве обманутой надежды и безотрадной
пустоты. Славяноф. развивали основанное
на религ.представлениях учение о чел
и обществе. Достижение целостности
чел и связанное с этим обновление общ
жизни они видели в идее общины, дух основа
которой - церковь. Осн.черты и проблемы
рус.философии 19 - начала 20 в.- Начало: Достоевский,
Толстой, Соловьев выдвинули и сформулировали
идею о связи прогресса с христ. нравственностью.
Только то м.б. принято обществом что прошло
чистилище нравственности.- Предельный
гуманизм-непротивление злу насилием.
/ Толстой /Все достижения прогресса за
слезу ребенка. / Достоевский/ - Вето на
любой прогресс, если он связан с насилием
над человеком.Насилие понимается как
превращение чел-ка в производств.машину
за счет удушения уникальной, бож.души.-
Лит-ра: жанр антиутопии.Будущее основано
на любви и иск-ве и потому прекрасно. -
Сверхнационалистический хар-р.Включение
всего человечества в ожидаемый прогресс
прекрасного будущего.- Постижение сущего
дается лишь цельной жизнью духа, лишь
в полноте жизни.Полностью православно-христ.подход
к человеку и его месту в природе. Есть
Бог, есть человек и бож.предназначение
последнего. Выполнить это предназначение
его задача. Задача решается обращением
к Богу, вере, христ.нравственности.- Антипод
рус.философии – европ.рационализм - Гегель.-
деление на славянофилов и западников: Славянофилы(Киреевский, |
рассматриваться не как продукт
развития природы, но как рез-т сложной
историч.общественно-труд.
|
всего историч.процесса. Первичным условием на
пути к богочеловечеству является христ.обращение.
Приобщаясь к учению Христа, человек идет
по пути своего одухотворения. Человечество
придет к торжеству веры и справедливости,
когда его объединяющим началом станет
воплощенный в человеке бог..Его философия
начинается с понятия не бытия, а сущего.
В абсолютном сущем содержаться 2центра
– абс.начало и первоматерия. Для первоматерии,
выражающей начало многообразия, вводится
понятие София (мудрость). В Философии
Соловьева человек “совечен” Богу, он
говорит о человеке как идее бытия, кот.заложена
в самой основе мира в целом. Софийный
идеальный чел-к принадлежит вечности,
а она ему, поэтому он един с Богом. Фил-я Бердяева впитала
в себя множество разнообразных источников.
Ранний Бердяев гуманизм Маркса+антропологич. |
христианства, христианской метафизики. Его христианское миросозерцание воспринималось далеко не однозначно: имели место как резко критические, так и исключительно позитивные хар-ки . Но одно бесспорно: изображая в своих произведениях взлеты и падения человека, 'подполье' его души, безграничность чел-й свободы и ее соблазны; отстаивая абсолютное значение нравственных идеалов и онтологическую реальность красоты в мире и человеке; обличая пошлость в ее европейском и российском вариантах; противопоставляя материализму современной цивилизации и разнообразным утопическим прожектам собственную веру в путь Церкви, путь 'всесветного единения во имя Христово', Достоевский искал ответы на 'вечные' вопросы. |
Данилевскому, нет и не может быть общечел.цивилизации. Человечество-отвлеченная идея, а не живое единое целое. Отношение м/у человечеством и народом есть отношение рода и вида.Славянский тип будет первым полным 4хосновным культурно-историчютипом: это будет тип 1) религиозный, 2) научный, худ-ый, технический, промышленный, 3) политический, 4) общинно экономический.ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856)В сочинении-«Философических письмах» высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и нацю самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше историчюмиссии. Основоположник рус.религ.философии. Природу человека рассматривал в 3основных формах: чувства (красота), мышление (объективная истина), деятельная воля (объективные блага). Бог как абсолютное есть нечто сверхъестественное. Бог свободен от сущ-я, хотя существует в 3х лицах образующих единство. Каждые из сторон есть абсолютная ценность в себе и для вселенной. 3 абсолютные ценности: благо, истина и красота-соответствует трем ипостасям Святой Тройцы. Абсолют осуществляет благо через истину в красоте.Проблема России, т.е. характеристика её настоящего осознания и уяснение будущего, была для Чаадаева главной темой. В первом философическом письме Чаадаев ждет от народа прогрессивных истинных идей. Это идеи дома, справедливости, права, порядка.Постоянно подчеркивает значение дух.жизни людей.Именно умственный прогресс, прогресс в образовании, в овладении передовыми идеями, внедрение их в жизнь, в первую очередь заботит Чаадаева при рассмотрении будущего России. Он всегда склонялся на позиции западного пути развития России, но уже в первом письме решительно выступает против слепого, дурного, поверхностного подражания иностранцам. Чаадаев находит «наше положение счастливым» ибо Россия стоит перед лицом опередившего её запада. «Мы пришли позже других, а значит сможем сделать лучше их», если сумеем правильно оценить свое преимущество. |
(человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит); • понимание — ч-к обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпретация (человек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).Чел бытие, по Х, изначально герменевтично (основано на понимании).Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы фил-я с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).Чел-е существование невозможно без переживания собственного бытия.В течение жизни человек накапливает опыт , вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира"осущ через книги — тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии. Текст приобр-т самост смысл по отнош-ю к его автору, среде, эпохе.След-но, задачей герм-ки явл-ся не интерпр-ся текстов, а создание новых смыслов.Существовать значит быть понятым в языке. |
Пол Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.Центр понятием его философии является "для-себя-бытие".Но полностью познать себя он может только через другого.Важнейшим условием жизни человека— свобода.Ч-к находит свою свободу и проявляет ее в выборе в жизненно важном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации. )Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу, переходит из одного бытия в другое.Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответств-ти. Ч-к ответственен за все, что он совершает, за самого себя. Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое рождение. Альбер Камю.Проблема смысла жизни. жизнь человека в сущности бессмысленна.Больш-во людей не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований). Два главных док-ва абсурдности, безосновательности жизни.• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире, а в самом сущ-нии чел-ка. |
|
30.Фил-я жизни.Ф.Ницше-нем. |
31.Иррационлизм Бергсона( |
32.Проблема человека и смысла жизни в фил-ии 20в. Человек—особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологич.началом, с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, выс.уровню социальной организации.Для характеристики дух.начала человека на протяжении многих веков исп.понятие "личность"-это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в соц.среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.Таким образом, человек-это социально-биологич.существо, причем в условиях совр.цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм соц.начало человека контролирует биологическое.Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека. |
33.Фил.проблемы бытия.Осн. |
34.Фи-е и естественнонаучное |
35.движение,время и |
36.Сознание как фил.проблема. |
37.Отражение как всеобщее св- |
38.Обществ.сознание:понятие |
|
Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств. Для Шопенгауэра-музыка. Слова затуманивают. Динамика чел.воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры. |
на перв. план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля/интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник чел.поведения. «Знание - это власть». Наука может скользить лишь по поверхности. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Христианство переворачивает традиц.понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Пр-п всё разрешается (проще всего тем, у кого наиб.потенциал воли–они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. Политика - власть вне морали. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы дух.развития человека. 1. Верблюд - животное покладистое. 2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный хар-р. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух.Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. «Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой».Но у Ницше есть положения, кот.касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье, за стремление людей к искусству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.
|
В(пpостpанства Минковского).Так данные совp.естествознания подтвеpждают единство матеpии, движения,П и В.Пpстpанство-есть фоpма бытия матеpии, хаpактеpизующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие матеpиальных тел во всех системах. Вpемя -фоpма бытия матеpии, выpажающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех матеpиальных систем.В и П обладают общими св-ми. объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атpибутов матеpии;неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением;единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе;зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в матеpиальных системах;количественная и качественная бесконечность.Различают монологические (напpавление, непpеpывность, необpатимость) и метpические (связанные с измеpениями) свойства пpостpанства и вpемени. Наpяду с общими хаpактеpистиками П и В, им свойственны некотpые особенности, котоpые хаpактеpизуют их как pазличные атpибуты матеpии, хотя и тесно связанные между собой.Так, ко всеобщим свойствам пpстpанства относятся: пpотяженность, т.е. взаимное pасположение и существование pазличных тел, возможность пpибавления или уменьшения к-л элемента; связность и непpеpывность, кот.пpоявляется физическим воздействием чеpез поля pазличного хаp-pа пеpемещения тел; относительная пpеpывность, т.е. pаздельное сущ-е матеp.тел, каждому из котоpыз пpисущи свои гpаницы и pазмеpы.Общее св-во П - это тpехмеpность, т.е. все матеp.пpоцессы пpоисходят в П 3-х измеpений. Кpоме всеобщих свойств П обладает и локальными свойствами. Н-p, симметpия и асимметpия, местоpасположение, pасстояние между телами, конкpетные фоpмы и pазмеpы. Все эти св-ва зависят от стpуктуpы и внешн.связи тел, скоpости их движения, взаимодействия с внешн.полями.К всеобщим свойствам В относятся объективность, неpазpывная связь с атpибутами матеpии (пpстpанством, движением и дp.), длительность ( выpажающая последовательностб существования и смены состояний тел ) обpазовывается из возникающих дpуг за дpугом моментов вpемени, кот.состовляют весь пеpиод существования тела от его возникновения и до пеpехода в дp. фоpмы.Специфич. св-ва В:- конкpетные пеpиоды сущ-я тел (они возникновенны до пеpехода в иные фоpмы); - одновpеменность событий (они всегда относительны); - pитм пpоцессов, скоpость изменения состояний, темп pазвития пpоцессов,.В миpе нет матеpии, котоpая бы не обладала пpостpанственно-вpеменными св-ми, так же, как В и П не сущ.сами по себе, вне матеpии/независимо от нее.Весь опыт человечества, в том числе данные науч.исследований, говоpит о том, что нет вечных пpедметов, пpоцессов и явленийМатеpия вечна, несотвоpима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать. |
материального мира.Существует 3 основных типа организации материального мира: Неживой, живой, социально-организованный. Социально-организованный тип материи – живые люди и биотехнические системы. В то же время неживая и живая материя определенным образом представлена в социально-организованной материи. 2 основных уровня организации материального мира: 1) макроуровень. В неживой системе это – тела, планеты, звезды, галактики, метагалактики), в живой –макро организмы, популяции. В социальной Орг. Материи – макроэкономика, этнос, тех. Системы,…2) Микро уровень: клетки, микроорганизмы, экономика (микро). Материальный мир представлен также различными материальными формами: Существуют 3 основные формы организ. матер. мира: тела, вещество, поле..Долгое время считалось, что поле не явл.формой организации матер.мира. А по сему этот вопрос решался на уровне таких понятий как эфир ипустота. Поле является самой сложной формой организации матер. Мира, поэтому совр.наука знает лишь небольш.кол-во полей. Именно поле явл.основным связующим звеном единого матер мира. Поле–это есть проникающая связующая материя. Самые сложные поля связаны с человеком, с его сущ-ем, именно чел-к способен улавливать отражать поля, именно человеком вырабатываются самые сложные поля, такие как биологич. Поля, психич., биолотех., интеллектуальные. Эти обстоятельства связаны прежде всего с деят-ю челов. Мира, как главного инструмента взаимодействия социально организованной материи. |
мира, но представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми их связями и св-ми. Универсальные св-ва бытия: Универс.св-во–это такое св-во, которое присущи всем объектам и которое явл.постоянным. Универс.свойство–это всеобщее свойство. В ф-ии выделяются следующие универс св-ва действительности: 1)св-во качественности (определенности и конкретности, относительной разграниченности. 2) Св-во оформленности, внешней выраженности. Внешнее оформление играет первостеп.знач-е во взаимодействии м-у объектами. Форма и сод-е имеют как бы равнозначное знач-е. 3) Объективности - способность взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это св-во выраж-ся в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (системность и организованность).В то же время св-во самоорганизованности не явл.универсальным ( это св-во характерно для живой природы и части нежив.природы). 5)Активность (энергетичность),св-во движения. 6)Св-во времени. 7)Св-во пространства. 8)Св-тво отражения и инф-ии. Вывод: Все эти св-ва находятся в тесной взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих св-в представляют фундаментальную проблему любой науки.Осн.формы бытия1) С одной стороны сущ.неизменные формы бытия (метафизич. действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма бытия, кот.связана прежде всего с матер.миром, причем эта форма находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Сущ.материальная и идеальная форма. Сущ.также синтетические формы бытия. 3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные только в сознании человека). К реальным формам относят: природу, человечество, сам человек, биотехнич.мир («вторая природа»), а также это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в гипотетических формах бытия. Это также мировой дух, неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка, порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия в совокупности представляют для человека мировой закон расширения вселенной |
сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью.
Новые идеи возникают не на пустом месте,
а как закономерный результат дух.производства,
на основе дух.культуры прошлых поколений.Будучи
относительно самостоятельным,
обществ.сознание может опережать
обществ.бытие/ отставать от него. Обществ.сознание,
отражая всю сложность и противоречивость
обществ.бытия, явл.тоже противоречивым,
имеет сложную структуру. С появлением
классовых обществ оно приобрело
классовую структуру. Различия
в социально-экономич. условиях жизни
людей, естественно, находят свое
выражение в обществ.сознании.В государствах
многонациональных сущ.национальное сознание
различных народов. Взаимоотношения
м/у различными нациями отражаются в сознании
людей. В тех обществах, где
национальное сознание превалирует над
общечеловеческим, верх берет национализм
и шовинизм.По уровню, глубине и степени
отражения обществ.бытия вобществ.сознании
различают сознание обыденное и
теоретическое. С т.зр. материальных его
носителей следует говорить об общественном,
групповом и индивидуальном сознании,
а в историко-генетическом плане
рассматривают обществ.сознание в целом/его
особенности в различных общественно-экономич. |
биологическая форма отражения, перейдя в сознание , приобрела множество других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому чел.сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности. |
сознания определяется химич.составом
продуктов питания индивидов.Если говорить
о сознании,как о субъект.образе объект.мира,с помощью
которого чел-к регуирует свои отношения
миром,необходимо ввести термин самосознание.Оно
возникает,когда человек разделяе свою
непосредственную причастность к внешнему
миру и свое восприятие этого мира.В самосознании
чел-ку доступны и внешний мир,и он сам.Так
возникает рефлексия-размышление личности
о самой себе,когда она вглядывается в
глубины своей внутр.жизни.В конце 19в появ.направление
в философии,кот. выдвигает идею о том,что
человек в своих действия руководствуется
бессознательны.Это напр-е основвается
на открытиях Фрейда.Следует различать
2вида неосознаваемых действий:1)действии,ранее
осознаваемые,а затем ставшие автоматическими(пичьмо,хотьба) |
40.Знак,его пирода и роль в
деятеьности человека. На сегодн день в отеч и заруб лит-ре
наибольшее распространение получили
две точки зрения на знак. Первая рассматривает
знак как материальное средство, замещающее
смысловое и/или предметное содержание,
вторая- видит в знаке двухстороннюю сущность,
состоящую из означающего и означаемого.Эти
способы понимания знака наиболее ярко
представлены в науке о знаке – семиотике.Помимо
этих двух направлений остаются «неклассические»
сп-бы понимания знака и знак.систем, строящиеся,
на «неклассической» гносеологии и онтологии.
К числу «неклассичсских» способов: гносеологическое понимание
(В.Гумбольдт, П.С.Юшкевич), онтологическое понимание
(Гераклит, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев; М.Хайдеггер)
и релятивистское понимание(скептики) |
41.Науч.познание и вненаучное( |
42.Истина как фил.проблема. |
47.Чел.цели,потребности, |
48.Проблема соц.революции в истории.Роль насилия в истории как способ решения проблемы добра и зла.Революция — весьма широкораспространенный в истории вид полит.процесса, в ходе которого применяются меры принудительного хар-ра, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих соц.сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революц.процессе.Революция всегда возникает из затяжного, глубокого соц-экономического и политич.кризиса, на его пике, когда наступает хаос. Сторонники такого вида соц.преобразований рассматривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей обществу. Как показывает историч.опыт, к революции приводят глубокие непреодоленные соц.антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, затягивающих проведение назревших преобразований, и т. д.Историч.практика свидетельствует, что революции сопровождаются интенсивной борьбой вне и внутри революц.лагеря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобразований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый хар-р. Длительное время считалось, что революция м.б. совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания/гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно,в течение длительного времени. Условия для перехода к новым производственным отношениям согласно диалектике должны созреть в недрах старого общества, а революция должна действительно играть в каждом таком случае перехода к новому лишь роль "повивальной бабки", т.е. только способствовать рождению новых обществ, новых производственных отношений. Всякие попытки силового решения соц-экономич.проблем в совр.период, а призывы к подобным методам любому виду экстремизму следует рассматривать как преступление перед народом. |
49.Природа как фил.проблема. Природа в силу своей непреходящей значимости
всегда являлась предметом философского
анализа. Античная философия строится
на примате природного. Выдающиеся древнегреч.философы
воспринимали природу как полноту бытия,
эстетически прекрасное, результат целесообразной
упорядочивающей деятельности демиурга
(Платон). По своей мощи природа неизмеримо
превосходит человека, выступает идеалом
совершенства. Благая жизнь мыслится не
иначе, как в согласии и гармонии с природой.
Средневек.христианизир. |
50.Общество и глобальные |
52.Историч.необходимость и |
, |
имеет дело с объективной истиной, с объективными законами природы, общества и мышления. Современный фидеизм отвергает претензии науки на объективную истину. Но без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины. Признание объективной истины наносит сокрушительный удар по идеалистическому мировоззрению и является краеугольным камнем теории познания диалектического материализма. |
др. 6.Науч познанию присущи доказательность,
обоснованность полученных рез-в, достоверность
выводов.К методам науч мышления относятся
следующие:1. Анализ 2. Синтез 3. Абстрагирование
и идеализация. Абстрагирование—процесс
мысленного выделения, вычленения отд.интересующих
нас признаков.Идеализация— |
существование двух типов взаимоопределяющих знаков:.«внешних» (материальных) и «внутренних» (ментальных).Теория знака должна рассматриваться в рамках гносеологии» и онтологии. В связи проблема соотношения семиотики и философии должна быть пересмотрена. 1.2. Знак как материальное явление В данном подходе в качестве знака рассм-ся чувственно данное явление (событие, процесс) действит-ти, выступающее для субъекта объективным средством замещения того или иного содержания внутренней или внешней реальности. Функция репрезентации и сам знак описываются как нечто объективное, независимое от отдельного субъекта. Этот подход к знаку наиболее древний, возникающий наряду с религиозно-онтологическими учениями о знаке и имеющий наибольшее распространение и на сегодняшний день. Данной позиции с теми или иными уточнениями, придерживались: Платон, Аристотель, Конфуций, моисты, стоики, Августин, Ф.Бекон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Р.В.Лейбниц, Г.В.Ф.Гегель, Ч.Пирс, Важным преимуществом семиотической теории Ч.Пирса является применение категории знака к объектам, которые ранее не рассматривались в качестве таковых. Этому способствовало убеждение Пирса в том, что «знаком может быть что угодно, что определяет нечто другое».Ч.Пирс применяет категорию знака не только к внешнему, чувственно воспринимаемому явлению или к предметам специально созданным как знаки, но и к внутреннему содержанию субъекта: ощущениям, образам воображения, значениям, мыслям и даже к тому, что помыслить не возможно. Базовым для Ч.Пирса является не относительное, функционально-реляционное рассмотрение знака, а абсолютное. Знак фиксируется Пирсом в качестве автономной вещи, которая обладает «Репрезентативным» Качеством.Знак для Ч.Пирса прежде всего вещь, которая обладает «объективной» способностью репрезентации, независимой от интерпретатора. |
взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы, фр.философов Шардена и Ле-Руа и рус. мыслителя Вернадского. Ноосфера-это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концепт.идеи получили детальную разработку в особой науке — экологии. Чел-к всегда находился и находится в опред.соотношении с природой, которое он опред.образом интерпретирует. Чел-к изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он исп.все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного сод-я. Совершенно очевидно, н-р, что в изучении животных исследователи вынуждены исп.более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает спец.наука, зоопсихология. Научная и практич.деятельность чел-ка свидетельствует о том, что человек способен познавать прир.явления и регулировать свои взаимоотношения с ними. Есть 3фундаментальных факта, которые выражают «чел.лицо» природы. 1.человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения. 2.природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п. 3.в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни. Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе. |
от того животного стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек, и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Потребность в уважении и признании. Даже в пьяном состоянии, когда, казалось бы, отключены все моральные тормоза, нам важно знать, что мы уважаемы. Человек – странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии, что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Потребность в самовыражении. Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания совр.человека, здесь любовь и тв-во, религия и нравств.нормы, мораль и право, гегелевское познание и достоевское желание всемирного объединение людей. Все в одном. Все в потребности самовыражения. | |
|
проистекающим из инстинкта, воли к жизни. Жизнь предстает в реальности как бесконечная цепь страданий и мук, как «ужас жизни». В ней торжествует зло, а не добро. Ни сам человек, ни общество, ни государство «не способны преодолеть эгоизм, зло и страдания», - считает А. Шопенгауэр Стремление к счастью, в котором люди видят смысл жизни, неосуществимо, а счастье недостижимо,есть лишь мечта, носящая «маскарадные костюмы, тревожившие и манившие нас в ночь карнавала». Счастье в жизни всего лишь грезы, таковыми предстают для нас явления жизни.Свое созерцание жизни мы воспринимаем за сущность жизни, по своей воле и желанию впадая в иллюзию и обман . Фатали́зм(от лат. fátalis — опред.судьбо́й) — вера в предопределённость бытия.Ми́ровоззре́́ние, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изнач.заложенные св-ва данного пространства.Фатализм — во всех его проявлениях есть система самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия. В этой системе условно вынесено за скобки, но всегда незримо присутствует высшее творч.начало сущего мира. |
экономич.прогресс в развивающихся
странах; 6.негативные последствия научно-технич.прогресса;
7.деморализация и криминализация общественной
жизни. Одна из наиб.типичных классификаций
глоб.проблем человечества.3группы:1.общечел |