Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
2.Фил-я:сущность,предмет,ф-ии. Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней
цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция..Предфилософия– К источникам философии: нар.творчество в целом (мифы и т.д.), накапливающийся опыт «Фил-я наблюдается в момент
разложения мифологич.мировоззрения»( Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности. Разделение труда(отделение умствен. от физического). Присущее человеку тв-во духа Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть». Назначение философии–поиск удела человека, обеспеч.его бытия
в мире, а в конечном счете в возвышении
человека, в обеспечении его совершенствования.Аспекты:
онтология(бытие),гносеология( Функции философии:1.познавательная 2.методология3.мировоззренческ Главный вопрос: в состоянии
ли наше сознание адекватным образом отражать
действительность?Две стороны: 1)вопрос об отношении идеального к материальному-онтология( |
43.Понятие диаектики,ее осн. |
44.Понятие общества.Специфика |
45.Проблема выявления историч. В своих взглядах на историю
философы разделились на две группы:• те,
кто рассматривает историю как хаотичный,
случайный процесс, лишенный логики, закономерностей,
направленности (например, иррационалисты);•
те, кто видит определенную логику в истории,
считая историю целенаправленным, закономерным
процессом, — к данной категории относится
большинство философов.Подходы:• формационный
подход;• цивилизационный подход;• культурологический
подход.Формационный
подход был предложен К. Марксом и
Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.Ключ.понятие,
используемое при формационном подходе
- общественно-экономическая формация,
кот-я предст-ет собой совокупность производственных
отношений, уровня развития производительных
сил, общ-х связей, полит-го строя на опред
этапе историч развития.Вся история рассматр-ся
как закономерный процесс смены общ-экономич
формаций. Каждая новая формация вызревает
в недрах предыдущей, отрицает ее и затем
уже сама отрицается еще более новой формацией.
Каждая формация является более высоким
типом организации общества.В общ-экон
формации есть два главных компонента
— базис и надстройка. Базис — экономика
общества, составляющими которой являются
производит-ые силы и производств-ые отношения.
Надстройка — государство, политич-ие,
общ-ые институты. К переходу от одной
общ-экономи формации к другой приводят
изменения в экон базисе. Производительные
силы постоянно развиваются, совершенствуются,
а производственные отношения остаются
прежними. Возникает противоречие между
новым уровнем производит-х сил и устаревшими
производств-ми отнош-ми. Рано или поздно
происходят измен-я в экономич базисе
— производст-ые отношения приходят в
соответствие с новым уровнем производительных
сил.Изменившийся экономич базис ведет
к изменению политич надстройки (либо
она приспосабливается к новому базису,
либо сметается движущими силами истории)
— возникает новая, находящаяся на более
высоком качественном уровне общ-эконом
формация.Маркс выделил 5 формаций:• первобытнообщинная(хар-ся
примитивными формами организации труда;
отсутствием частной собственности, равенством,
слабой общественной организацией) • рабовладельческая;• феодальная(круп земел
собст-ть, наличие городов);• капиталистическая( Творч меньшинство ведет за
собой инертное большинство, чтобы дать
ответ на вызовы, брошенные цивилизации.Цивилизации
конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются,
растут,живут и умирают.Каждая цивилизация
в своей судьбе проходит четыре стадии:•
зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция,
завершающаяся смертью и полным исчезновением
цивилизации.Культурологич. |
46.Личность.Свобода и
ответственность.Историч.типы |
Выделяются следующие осн.т.зр.:• развитие-только
поступательный процесс, переход от низших
форм к высшим• развитие м. б. как восходящим,
так и нисходящим;• развитие хаотично, не имеет никакой
направленности. Практика показывает,
что из 3т.зр. наиб.близкой к истинной явл.втораяРазвитие
идет не линейным образом (по прямой), а
по спирали, причем каждый виток спирали
повторяет прежние, но на новом, более
высоком уровне. Осн.принципами диалектики
являются: • принцип всеобщей связи(целостность
окр.мира, его внутр.единство, связи м.б.внешние и внутренние;непосредственные
и опосредованные;генетические и функциональные; |
|
понятие— цивилизация.Цивилизация— устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.История-нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. цивилизации м.б. основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории чел-ва, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.К осн.цивилизациям относятся (относились):• шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая);• китайская;• индусская;• исламская;• христианская;Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:• творческого меньшинства;• инертного большинства. Творч меньшинство ведет за
собой инертное большинство, чтобы дать
ответ на вызовы, брошенные цивилизации.Цивилизации
конечны в своем существовании. Подобно
людям, они рождаются, растут,живут и умирают.Каждая цивилизация в
своей судьбе проходит четыре стадии:•
зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция,
завершающаяся смертью и полным исчезновением
цивилизации.Культурологич.
|
мир должен или может быть.Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных возможностей.Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объект.свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Тённисом ), идеалистич.направление в фил-ии, рассматривающее волю в качестве высшего пр-па бытия.Элементы Волюнтаризм имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов.Предпосылкой новейшего Волюнтаризм явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя сущ.свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств.закон потерял бы всякий смысл. В фил-ии Шопенгауэр Волюнтаризм впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Фатали́зм(от лат. fátalis — опред.судьбо́й) — вера в предопределённость бытия.Ми́ровоззре́́ние, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изнач.заложенные св-ва данного пространства.Фатализм — во всех его проявлениях есть система самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия. В этой системе условно вынесено за скобки, но всегда незримо присутствует высшее творч.начало сущего мира.
|
|
53.Проблема обществ.процесса..Прогресс(
|