Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.Фил-я:сущность,предмет,ф-ии. Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция..Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Наиб.теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

К источникам философии: нар.творчество в целом (мифы и т.д.), накапливающийся опыт

«Фил-я наблюдается в момент разложения мифологич.мировоззрения»(Гегель)В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет себя в лит-х произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.

Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности.

Разделение труда(отделение умствен. от физического).

Присущее человеку тв-во духа

Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Назначение философии–поиск удела человека, обеспеч.его бытия в мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.Аспекты: онтология(бытие),гносеология(познании),антропология,логика,этика,эстетика,фил.истории,праксеология,аксеология)

Функции философии:1.познавательная 2.методология3.мировоззренческая

Главный вопрос: в состоянии ли наше сознание адекватным образом отражать действительность?Две стороны: 1)вопрос об отношении идеального к материальному-онтология(материализм,идеализм-объективный и субъективный,дуализм),2)в состоянии ли наше мышление правильно воспр.мир-гносиология(гностика,скептизм,агностицизм)

43.Понятие диаектики,ее осн.принципы.Диалектика  и ее альтернативы. Диалектика — признанная в совр.фил-ии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:законы диалектики; категории; принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие?Развитие —общее св-во и главнейший признак материи: изменение матер-х и идеал-х объектов, изменение как саморазвитие, резуль-м кот-го явл-ся переход на более высокую ступень организации.Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение—основа развития.Движ-е явл-ся внутр-м св-м материи и уник явлением окр действ-ти, поскольку движ-е характ-ся целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий .Движение явл-ся способом связи в материальном мире.Выделяются 3 базовых закона диалектики:Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (п-р: день и ночь, горячее и холодное)Единство и борьба противоположных начал — внутр источник движ-я и развития всего сущего.По Гегелю, каждый предмет, явление обладают 2главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Виды борьбы:• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам;• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:• содействие• солидарность, союзничество • нейтралитет • мутуализм — полная взаимосвязь Закон перехода количественных изменений в качественные.Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.) Мера — единство количества и качества.При опред-х количественных изменениях обязательно меняется качество.Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры— к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".Закон отрицания отрицания заключ-тся в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);смена вкусов в культуре, музыке)Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии.

44.Понятие общества.Специфика соц.познания.Стр-ра  обществ.жизни.Историческая необходимость и сознтельная деят-ть чел-ка.Фатализм и волюнтаризм. Предмет социальной философии. По мнению Платона,главное в обществе-реализация идеи общественной справедливости.Эта идея выражает действие мирового закона космич.гармонии.Аристотель:в основе сущ.общества лежит объединение людей для наиб.полного удовлетворения соц.инстинктов.Крнфуций считал.что общество опирается на моральные нормы,иеющие небесное происхождение.Эпикур, Лукреций,некот.философы Средневековья:общество-сознательное соглашение между людьми.Религ.философы:обществ.бытие выводится из обществ.предписания.макиавелли считал полит.борьбу и материаьный интерес движ.силами общества.В 17-18вв.появл.соц.философия-раздел фил-ии,опред.образом описывающий качественное своеобразие общества,его законы,соц.идеалы,генезис и развитие,судьбы и перспективы. Сущ.множество определений общества.Одни мыслители считают,что общество-общность,объед.сознанием.Др.определяют общество как совокупность биологических существ,организованных с целью выживания.Третьи считают,что общество-это продукт взаимодействия людей с целью произвдства средств существования.Многие философы полагают,что это организованная форма совместной деят-ти людей,и выделяют осн.факторы образования общества-труд,сознание,кооперацию.осн.факторы,влияющие на развитие общества:1.географич.условия,2.религия,3.субъектКритеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась. "Люди не имеют своб в выборе своих производительных сил, кот образуют основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила, продукт предшеств деятельности.Тогда имеет ли место свобда в обществе? Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функц.нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появл.нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необход.выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким

45.Проблема выявления историч.типа  общества(Гегеь,Маркс.Тойнби,Шпенглер):единство  и многообразие в историч.процессе. Философы-историки по-разному смотрят на истор.процесс

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.Подходы:• формационный подход;• цивилизационный подход;• культурологический подход.Формационный подход был предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.Ключ.понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация, кот-я предст-ет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общ-х связей, полит-го строя на опред этапе историч развития.Вся история рассматр-ся как закономерный процесс смены общ-экономич формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.В общ-экон формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производит-ые силы и производств-ые отношения. Надстройка — государство, политич-ие, общ-ые институты. К переходу от одной общ-экономи формации к другой приводят изменения в экон базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает противоречие между новым уровнем производит-х сил и устаревшими производств-ми отнош-ми. Рано или поздно происходят измен-я в экономич базисе — производст-ые отношения приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.Изменившийся экономич базис ведет к изменению политич надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общ-эконом формация.Маркс выделил 5 формаций:• первобытнообщинная(хар-ся примитивными формами организации труда; отсутствием частной собственности, равенством, слабой общественной организацией) • рабовладельческая;• феодальная(круп земел собст-ть, наличие городов);• капиталистическая(промышленность, механизация,буржуазия, наемные рабочие• коммунистическая (социалистическая).(отсут част собст,гос собств-ть, равномер распределение произведенного продукта, высок Ур-нь производит-х сил)Цивилизац.подход был предложен Арнольдом Тойнби.Центральное понятие— цивилизация.Цивилизация— устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.История-нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. цивилизации м.б. основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории чел-ва, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.К осн.цивилизациям относятся (относились):• шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая);• китайская;• индусская;• исламская;• христианская;Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:• творческого меньшинства;• инертного большинства.

Творч меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут,живут и умирают.Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:• зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.Культурологич.подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером.Центральное понятие— культура— совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.Цивилизация— высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.Всего Шпенглером было выделено восемь культур:• индийская;• китайская;• вавилонская;• египетская;• античная;• арабская;• русская;• западноевропейская.Гегель.рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее;• германский — осознают себя и свободны все.

46.Личность.Свобода и  ответственность.Историч.типы личности.В рус.языке понятие личность сопряжено с др.понятиями:человек,индивид,индивидуальностьНаиб.общим явл опред-е человек-это субъект обществнно-историч.деят-ти и культуры.(биосоц.сущ-во).Индивид-единичный представитель чел.рода. В наст.время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная(ролевая)характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. 1коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутр.мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность – индивид.выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач.чел в таком случае есть производное от его соц.образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом челов, сколько с его внутр.дух.миром."Индивидуальность-это неделимость,единство,целостность,бесконечность. У каждого конкр.чел всегда есть ч-н свое.Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни чел-ка..Ответственность–категория, отражающая особое соц и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое хар-ся выполнением своего нравств.долга и правовых норм. Эта категория обнимаает философско-социологич.проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность чел-ка сознательно выполнять опред.требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный мор.выбор; достигать опред.результата, а так же связанные с этим вопросы правоты/виновности, возможности одобрения/осуждения, вознаграждения/наказания. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора опред.цели и плана действий. Своб воли-это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объект.мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект.законов, а в способности выбирать, принимать решения.С необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. С др стороны необход содержиться в своб в виде объект.даных истор обстоятельств. В общем свобода есть осознанная необходимость.

 

 

 

Выделяются следующие осн.т.зр.:• развитие-только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим• развитие м. б. как восходящим, так и нисходящим;• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из 3т.зр. наиб.близкой к истинной явл.втораяРазвитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. Осн.принципами диалектики являются: • принцип всеобщей связи(целостность окр.мира, его внутр.единство, связи м.б.внешние и внутренние;непосредственные и опосредованные;генетические и функциональные;пространственные и временные;случайные и закономерные) •пр-п системности; •принцип причинности(наличие таких связей, где одна порождает другую) •пр-п историзма.( вечность, неуничтожимость истории, мира;его существование и развитие во времени, которое длится всегда)К осн.категориям диалектики относятся:сущность и явление;форма и сод-е; причина и следствие;единичное, особенное, всеобщее;возможность и действительность; необходимость и случайность.К альтернативам диалектики относятся:• метафизика;• "негативная" диалектика;• софистика;• эклектика;• догматизм; • релятивизм.Метафизика явл.глав альтернативой диалектики.Отличия метафизики от диалектики:1диалектика признает наличие связей между старым и новым, метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;2согласно метафизике причиной движения является внешний первотолчок;3сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством;4диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали,метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; 5если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; 6диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";7согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер; 8диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим изотдельных вещей и явлений."Негативная" диалектикаМетафизика и "негативная" диалектика явл. самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.Наряду с ними сущ.фил.подходы, альтернативные диалектике, но не явл.самост.теориями:• эклектика;• софистика;• догматизм;•релятивизм.Релятивизм-интерпретация уже готовых рез-в познания.Эклектика- построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.Софистика-выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, кот.некорректно подаются как правильные.Догматизм- восприятие к-л положений изначально как бездоказательной, но абс. истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окр.миру.

 

понятие— цивилизация.Цивилизация— устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.История-нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. цивилизации м.б. основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории чел-ва, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.К осн.цивилизациям относятся (относились):• шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая);• китайская;• индусская;• исламская;• христианская;Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:• творческого меньшинства;• инертного большинства.

Творч меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут,живут и умирают.Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:• зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.Культурологич.подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером.Центральное понятие— культура— совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.Цивилизация— высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.Всего Шпенглером было выделено восемь культур:• индийская;• китайская;• вавилонская;• египетская;• античная;• арабская;• русская;• западноевропейская.Гегель.рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее;• германский — осознают себя и свободны все.

 

мир должен или может быть.Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных возможностей.Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объект.свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Тённисом ), идеалистич.направление в фил-ии, рассматривающее волю в качестве высшего пр-па бытия.Элементы Волюнтаризм имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов.Предпосылкой новейшего Волюнтаризм явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя сущ.свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств.закон потерял бы всякий смысл. В фил-ии Шопенгауэр Волюнтаризм впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Фатали́зм(от лат. fátalis — опред.судьбо́й) — вера в предопределённость бытия.Ми́ровоззре́́ние, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изнач.заложенные св-ва данного пространства.Фатализм — во всех его проявлениях есть система самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия. В этой системе условно вынесено за скобки, но всегда незримо присутствует высшее творч.начало сущего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53.Проблема обществ.процесса..Прогресс(лат.движение вперед) есть такое направление развития, которое хар-ся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории обществ.прогресса принадлежит философам 2 половины 18в., а соц-экономич.базой для самого возникновения идеи обществ.прогресса послужило становление капитализма и вызревание европ.буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций обществ.прогресса—Тюрго и Кондорсе—были активными обществ.деятелями предреволюционной и революц.Франции. И это вполне объяснимо: идея обществ.прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение историч.оптимизма, свойственного передовым соц.силам.3хар.черты отличали первонач.прогрессистские концепции:1)это идеализм, т. е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в дух.начале—в бесконечной способности совершенствования чел.интеллекта/в спонтанном саморазвитии абс.духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях дух.порядка, в уровне развития той/иной формы обществ.сознания:  науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере науч.познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на соц.отношения в целом. 2) существенным недостатком многих ранних концепций соц.прогресса являлось недиалектич.рассмотрение обществ.жизни. В таких случаях обществ.прогресс понимается как плавное эволюц.развитие, без революц.скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер). 3) восходящее развитие по форме ограничивалось достижением к-н одного облюбованного обществ.строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мир.прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиц.истолковании. Эти недостатки в значит. степени были преодолены в марксистском понимании сущности обществ.прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же м.б. одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия гос-ва на развитие экономики. Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление историч.процесса в целом, его результирующую применительно к осн.ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных обществ.отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» историч.прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей дух.культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей 18в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культ.области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технич.успехи 14-15вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания. Если попытаться в общем виде опред.причивы обществ.прогресса, то ими будут потребности чел-ка, явл.порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как соц.существа. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознат.целью обеспеч. обществ.прогресс, а сам обществ.прогресс отнюдь не явл.какой-то изначально заложенной в ход истории идеей, осущ.которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологич и соц.природой; а в ходе реализации своих жизн.потребностей люди изменяют условия своего сущ-я и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую.


 

 

 


 



Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"