Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по "Философии".

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 79.69 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1.Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения и вера в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

Человек разумное социальное существо. Чтобы действовать целесообразно  в  сложном  реальном  мире,  он  должен  не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,  уметь  принять  то  или иное решение. Для  этого  ему  необходимо,  в  первую  очередь,  глубокое  и правильное понимание мира – мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место  в  нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности  и  самому себе. И  действительно,  человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к  миру  вообще.

Понятие мировоззрения  включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия.

Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. 

Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в  систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных  идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения  не всегда основываются исключительно  на рациональных знаниях. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой  компонент.

Воля - способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.

Мироощущение —первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов ( т.е. это эмоциальное восприятие мира).

Миропонимание — восприятие окружающего мира на уровне его смысла, законов, закономерностей, принципов, т.е. в обобщенном виде. Мироощущение и миропонимание неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

 

Вопрос 2.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения.

К основным историческим типам  мировоззрения можно отнести  мифологию, религию, философию.

Мифология - тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.

К отличительным чертам мифологического  мировоззрения можно отнести: 
- синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного); 
- антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами); 
- гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).

На смену мифологии  пришла религия. Религиозное мировоззрение  сформировалось на сравнительно высокой  стадии развития общества. Религия - форма  мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Религия раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил.

Термин философия  - означает любовь к мудрости. Слово «философ»  впервые употребил греческий  математик и мыслитель Пифагор  по отношению к людям, стремящимся  к интеллектуальному знанию и  правильному образу жизни. реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства стали вытеснять фантастический вымысел. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный.  Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить и использовать, это стремление, поиск, путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих должен пройти сам.

Возникновение философии  связано с глубинным поворотом  в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем". В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества.

 

Философское мировоззрение  ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом  теоретического рассмотрения и логического  анализа. Философское мировоззрение  унаследовало от мифологического и  религиозного совокупность вопросов о  происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением  теоретически обосновать положения  и принципы. В философское мировоззрение  входят политические, правовые и естественно-научные представления, нравственные, эстетические, религиозные/ атеистические принципы, воззрения, идеалы. 

 

Вопрос 3. Основные вопросы и основные типы философии. Материализм и идеализм как способы  миропонимания, их исторические формы.

Философия   как   сложившаяся   система  знаний имеет целый ряд специфических  вопросов, которые она призвана решать.  Основной вопрос заключается в том, чтобы выяснить, что в этом отношении  является ведущим, определяющим, изначальным, т.е. первичным: материя (бытие, мир, действительность, реальность, объективное и т.д.) или  сознания ( мышление, дух и т.д.)

Прежде всего, среди них  вопрос: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное. От его  решения зависит общее понимание  бытия, ибо материальное и идеальное  являются его предельными характеристиками. Кроме того, в зависимости от его  решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Второй вопрос заключается  в том, чтобы выяснить в состоянии  ли человек познавать (изучать) и  познать мир.

Сторонники познаваемости  мира считают, что человек непрерывно идет от незнания к некоторому незнанию, даже еще к большему и так без  конца.

Агностицизм —это мировоззрение, утверждающее, что окружающий мир невозможно познать объективно. 

И. Кант полагал, что наблюдение и анализ явлений непрерывно расширяют  опыт и объем знания, но прогресс знания всегда имеет границы, всегда перед человеком будут находиться «вещи сами по себе». Сколько бы мы ни проникали в глубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. 

Есть уровни мира в принципе непознаваемы (законы)

Третий вопрос заключается  в том что есть аксиологическое (ценностное) отношение к миру.

Аксиологическое отношение это отношение человека с самим собой, вкотором объектом отношения выступают его личностные ценности, а культурным средством -его будущее, образ которого представлен какой-либо системой общезначимых ценностей и  воспринимается человеком как эталонный.

Основные типы философии. Разветвленными областями философии  являются философия науки, философия  религии, философия языка, философия  искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история  философии.

Материализм и идеализм. Деление  на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Классическое определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829).

«Материализм. — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

Идеализм – основное философское  направление, утверждающее первичность  сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира.

При всем единстве идеалистического направления внутри него различают  две главные формы:

 – объективный идеализм, рассматривающий сознание как  внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека, и

– субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне  человеческого сознания объективную  реальность, а лишь как продукт  активности человеческого духа, субъекта.

Как материализм, так и  идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях.

 

Вопрос 4. Философия  в системе культуры. Философия  и наука. Структура и функции  философии.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она  расширяет сознание: людям для  общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.Однако, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой бесплодный тупик.

И наука и философия создают особый мир ценностей, которые регулируют человеческое поведение. Наука и философия сходны, тождественны по объекту познания – мир ( природа, человек, общество), но различны по предметам. Предмет науки – мир как токовой, а предмет философии – отношение человека к миру, мир через призму человека. Каждая отдельная наука изучает определенный аспект действительности в каком-либо измерении, а философия – мир в целом, мир как целое. Наука объективна, линейна, стремится к однозначности, к точке, а философия персональна, многозначна, многомерна.

 

Структура фил. знания:

1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и  мышления.

2) Гносеология (теория  познания) - наука о том, как человек познает  мир и самого себя.

3) Онтология - учение о  бытии. 

4)Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития общества.

5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений.

6) Аксиоло́гия — наука о ценностях и смысле жизни.

7) ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - наука, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. 

8) Философская антропология  – учение о человеке, его происхождении  и сущности.

Функции философии 

Мировоззренческая – способ, прием, определенная форма для того, чтобы что-то изучать. Надо мировоззренчески предствлять отношение к себе, к природе, к бытию.

Методологическая – заключается  в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Гносеологическая – (познавательная) всеобщие методы вооружает субъекта научными приемами изучения бытия.

Аналитическая – все методы, используемые в реальности, готовит как человека к определенной позиции отношения к миру

Социальная – готовит к познанию наиболее общих законов общества.

Гуманистическая – обеспечивает  всеми методами и приемами, взглядами, чтобы человек был готов к жизни

Научная – обеспечивает для субъекта (от индивида до общества) научные знания и научную напрвленность в освоение мира

Исследовательская – дает конкретные методы, вооружает субъекта научными методами исследования

Интеллектуальная – нужно стремиться к высокому уровню ума

 

Вопрос 36. Категория  бытия в философии. Основные формы  бытия: природа, общество, дух, человек.

Проблема бытия возникает  тогда, когда естественное убеждение  человека в том, что мир есть, имеется  “здесь” и “теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся  в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое становится предметом сомнения и раздумий.

Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. 

Под бытием имеется в виду понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения

Основные формы бытия:

Природа – окружающий нас  мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа - объективная  реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Под природой понимают также ее часть - биосферу нашей планеты. Именно она создала условия для возникновения человека. Природа подразделяется на мега-, макро-, микромир. Макромир – все, что есть на земле (живой и неживой мир). Микромир – все, что исследуют через приборы. Мегамир – кроме нашего мира, есть еще и другой мир.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"