Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по "Философии".
Мышление – образование знаний (т.е. в процессе своего познания, он образует новые знания, новые образы и понятия)
Мышление - это процесс
отображения объективной
Язык - это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования и проявления мышления и в то же время играет значительную роль в формировании сознания.
Вопрос 43. Самосознание, его связь с сознанием, роль в поведении и деятельности людей. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания.
Самосознание понимается
как отношение к
Сознанию присущ
статус бытия: оно есть в
практике реальной жизни и
для целей этой жизни.
Необходимым
и первым этапом в становлении
рефлексивного сознания
Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о себе, и оценку человеком самого себя. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.
Завышенные оценки
и самооценки приводят к
Результатом самопознания
человека является выработка
им системы представлений о
самом себе или "образа Я".
"Образ Я" определяет
Саморегуляция – найти себя, встроить в общество в котором находишься.
Вопрос 44. Духовность и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине, Красоте – проявления духовности человека.
ДУХ - носитель жизни, сущность Бога, снизошедшая на человека.
Личный дух становится
самим собой благодаря
Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.
. Духовной жизни человека
и общества соответствуют
истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.
Человек руководствуется
в силу своей образованности и
воспитанности множеством ценностей,
созданных предшествующими
Вопрос 45. Диалектика как метод философии. Исторические формы диалектики. Структура диалектики (объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики). Метафизика как альтернатива диалектики.
Метод – способ, форма, путь, выбор изучения. Диалектика – метод познания в философии, с помощью философии.
Диалектический метод – способ познания действительности, когда его представляют в виде движущегося, изменяющегося, развивающегося от простого к сложному, от низшего к высшему.
Диалектика – филосовское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика видит весь мир (бытие) во взаимосвязи, взаимодействии, взаимовлиянии всего со всем. Все со всем взаимодействует -- > все друг на друга влияет --> все изменяется.
Исторические формы диалектики: стихийная, идеалистическая, материалистическая
Стихийная диалектика ( пока я изучаю, этот объем изменяется, первые знания к концу обучения становятся другими знаниями). Гераклит рассматривал первоначально огонь – «Все течет - все изменяется» (изменчивость природы, изменчивость бытия – все изменчиво).Период к 18 в. – н. 19 в. Появляется школа диалектики: «Классическая немецкая диалектика». Создателем школы были Кант и Гегель. Идеалистическая диалектика – признает развитие идеи в виде конкретного знания, т.е. в нашем сознание есть изменение.
В середине 19 в. Приходит новый этап. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс)
С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными.
Структура диалектики:
Объективная диалектика (развитие объекта, развитие всего бытия, развитие человека как человека)
Субъективная диалектика (диалектика как отдельного индивида, так и группы и коллектива.
ОСН-Е ПРИНЦИПЫ МАТЕР-ОЙ ДИАЛЕКТИКИ: 1. развития, 2. всеобщей связи
Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития.
Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер.
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.
Законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
Закон отрицания отрицания
вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу к.-л. внеш. причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов.
вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.
показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицай, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.
Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон.
Метафизика – категория.
В средние века: метафизика – это вся философия
Во времена Гегеля и Канта: метафизика – материализм
Метафизика – метод познания
Метафизика: отрицание является полным и абсолютным
Диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может быть в развивающемся объекте.
Вопрос 46. Единство
и взаимоисключение
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория
выражающая равенство объекта самому
себе или нескольких объектов друг
другу. Различие – это категория,
выражающая отношение неравенства
объекта самому себе или объектов
друг другу. Противоположности –
это категория, отражающая взаимоотношения
таких сторон объекта или объектов
друг с другом, которые коренным
образом отличаются друг от друга. Противоречие
– это процесс
Категория противоречия является
центральной в данном законе. При
раскрытии действия этого закона,
прежде всего, Гегель подчеркивал
существование связи и
Он доказывал, что истинные
действительные противоположности
постоянно находятся в
Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.
Особо важно понимать специфику противоречий в обществе. Социальные противоречия возникают посредством деятельности человека, развиваются и разрешаются также в этой деятельности.
Особенности социальных противоречий:
1. Человек сам включен
в структуру социальных
2. Объемность социальных
противоречий: уровень объективных
общественных отношений,
Вопрос 47. Взаимопереход количественных и качественных изменений в развитии. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.
Закон перехода количественных
изменений в качественные описывает
механизм саморазвития. Гегель дал, прежде
всего, определение категорий