Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

56. Проблема социума (общества) в истории философии. Формационная, цивилизацнонная и культурологическая теории общества и его истории.
Единственно научной парадигмой исследования явл. единство формации, цивилизац. и культуролог. подходов, т.к. только опираясь на эту триаду можно дать целостную картину общ-ва как саморазв-ся с-мы. Отсюда след., что нельзя их этой парадигмы вырвать к-т один подход и возвести его в абсолют, впадая в мета физику

Файлы: 1 файл

Sporki_po_filosofii.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

56. Проблема социума (общества) в истории философии. Формационная, цивилизацнонная и культурологическая теории общества и его истории.

Единственно научной парадигмой исследования явл. единство формации, цивилизац. и  культуролог. подходов, т.к. только опираясь на эту триаду можно дать целостную картину общ-ва как саморазв-ся с-мы. Отсюда след., что нельзя их этой парадигмы вырвать к-т один подход и возвести его в абсолют, впадая в мета физику Все подходы диалектически м. со- бой взаимосвязаны и дополняют др др., выполняя ту/ иную познават. функцию, что дает возможность охватить общ-во в целом. Методолог.  значение категории формации в том, что она дает возможность в познании общ-ва и его истории провести два главных принципа: материализма и детерминизма

Понятие Ф. дает возможность представить развитие общ-ва как естественно-истор. процесс, т.е. общ-во как и природа развивается по своим объективным законам, действующим независимо от воли и сознания.

Общественно-экономическая  формация есть конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон с присущим ему способом производства, экономическим базисом и возвышающейся над ним надстройкой - совокупностью политических, правовых, нравственных и т.п отношений.

Методолог, значение категории  к-ра заключ. в том, что к-ра мат. и дух. явл. объективным критерием исторической оценки прогрессивности формации и цивилизации во всемирной истории человечества, решающая  роль при этом принадлежит только развитию мат.-производственных сил общ-ва, определяющих и рост производительности общественного труда. К к-ре можно отнести все то, что со знаком + , а не со знаком -. К-ра хар-ет прогресс в истории общ-ва.

Методолог, значение категории цивилизация  в том, что она позволяет представить  развитие того/иного общества во всем его внутреннем противоречии.

Понятие цив-я употребляется  в трёх смыслах: 1) Согласно Моргану вся история чел-ва подразделяется на эпохи: дикость, варварство (стадии бесклассового общ-ва), цивилизация (классовое об-во); 12) Цивилизаций столько, сколько и формаций; 3) Понятие цивилизация отвечает нескольким критериям: историческая общность судюбы, нац-этническая общность вместе с общностью языка и к-ры, общность религии. Терновой: западноевропейская, американская (сев-я и лат-я), арабская, африканская, персидская, индийская, китайская и японская. Вывод:

-понятие формации позволяет  поставить исследование общ-ва  на науч. основу материализма  и детерминизма;

-понятие цив-ции позволяет рассм.  развитие общ-ва во всей его  внутр. противоречивости, но при  решающей роли в конечном счете +,т.е. достижений на базе данной формации;

-понятик к-ры вооружает нас  объективным критерием научно-историч.  оценки формации и цив-ции.

 

57. Методология  постановки и решения проблемы  смысла (логики) истории, будущего  человечества.

Быстрота и радикальность  общ-ro прогресса - результат возрастания  роли народных масс в истории. Но вместе с этим действуют и другие объективные  факторы: раскрепощение личности и  увеличение ее свободы, развитие науки  и техники, интернационализация  социально- ж . пол., культурных процессов.

Соц. прогресс тесно связан с глоб проблемами. Под гл. проблемами понимается комплекс общечел. проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или гос-ва. Это: 1) предупреждение мировой термоядерной войны, 2) соц. развитие и эконом, рост в мире; 3) ликвидация на Земле проявлений соц. несправедливости - голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы. Обращаясь к идейно-теоретическому анализу глобальных проблем современности, разрабатывая стратегию их практического решения, ученые видят их диалектическую взаимосвязь, их комплексный системный характер. Отчетливо представляя исторические источники возникновения глобальных проблем, роль, которую играет в их обострении развитие материального производства, науки и техники, ученые вместе с тем хорошо понимают, что проблемы эти ни в коем случае не имеют фатально-катастрофического характера, они могут быть разрешены. Но их полное и окончательное разрешение возможно только на адекватной социальной основе, в условиях мирного сосуществования государств. Главное теперь - проникнуться чувством ответственности за свою судьбу и судьбу грядущих поколений, трезво оценить эту ситуацию, в которой оказалась цивилизация, понять неотложность решения названных проблем. Необходим психол. перелом, новый интеллектуальный прорыв политиков, ученых в деле налаживания международного сотрудничества в решении глоб. проблем. Путь в будущее пролегает через борьбу противоположностей, столкновение классовых и национальных интересов, противодействующие друг другу тенденции. Одни из этих тенденций могут согласовываться на протяжении длительного исторического периода, тогда как иные, будут несовместимыми, взаимно исключают друг друга.

В современном обществе две тенденции в нац. вопросе: - стремление всех народов к самоопределению, к нац независимости и суверенитету;- к преодолению национальной замкнутости, к возрастающему общению между нациями. В обозримом будущем вторая тенденция не должна противостоять первой, а будет согласовываться с ней в самых многообразных формах. Реальный истор. процесс на исходе ХХв. подтверждает, что ведущими тенденциями, формирующими будущее человечества, являются возрастание роли народных масс и демократизация общественной жизни, консолидация антимилитаристских сил, борющихся за безъядерный, ненасильственный мир, возрастание роли человеческого фактора, возрастание свободы личности и повышение роли гуманистических ценностей, стремление ко все более эффективному согласованию личных и общественных интересов, к социальной справедливости и равенству, рост научно-технического могущества человека в сочетании с рациональным использованием природных ресурсов, возрастающее стремление к гармоничным взаимоотношениям человека с природой вплоть до их органической эволюции в единой ноосфере.

 

58. «Эпоха глобализма»  и проблема сохранения развития  белорусской национальной культуры  и государственности.

Кризисы, с которыми пришлось столкнуться современному чел-ву явл. результатом деятельности самого человека, т.е. имеют социальный характер.

Одна из глобальных проблем - проблема войны и мира. Отказ от войны настойчиво диктуется не только субъективными устремлениями к мирному сосуществованию, но и объективными причинными, в ядерной войне не может быть победителя. Единственно возможная ныне победа - это победа разума.

Проблема экологического кризиса выражается в повсеместном загрязнении окр среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Не менее тревожной глоб. проблемой явл. проблема физ. и нравств. здоровья чел.(перегрузки, ускоряющийся ритм жизни, злоупотребление лекарствами). От эффективного решения глоб. проблем, требующего, во-первых, комплексного подхода, а во-вторых, выработки межгосударственной стратегии, зависят судьбы общественного прогресса.

Чел-во обязано научиться  жить во все более интернационализирующемся, взаимопроникающем мире.

Основной метод  решения нац. вопроса – исторический (принимаются во внимание все факты в контексте территории и пространства) При решении нац. проблемы

( диолектиконац или  интернац.) нельзя возводить в  обсолют ни нац-е, ни интер-е,  их необходимо рассматривать в единстве, т. к. это может обернуться во всемирную глобализацию -категор-ки исключен идеолог, подход с позиции интегризма.

При аксиологической  оценке в истории необходимо исходить из чув-ва нац. гордости, характерной  любому народу Два пути развития: 1. монолитное государство (95 % основ, насел.) 2. многонациональное (Россия, Индия).

Американский путь - ассимиляция; прогрессивный путь предусматривающий ассим. разн. национальностей и расе, все переплавились в одну нацию.

Модель  решении национального вопроса  в России:

1. целостность превыше  всего (реакционные партии), 2. культурно национальная автономия (кадеты, меньшевики, эсеры), 3. принцип самоопределения и независимости во главе с низами под знаменем пролетериата (большевики). 4. принцип на полное самоопределение независимости во главе с буржуазией по знаменем буржуазии (националисты).


 

59. Возможности  и границы науки. Творческая  свобода и социальная ответственность  ученого.

Наука является в настоящее  время ведущей формой человеческого  познания и оказывает все более  значимое влияние на реальные условия жизни Ценность науки определяется выполняемыми ею функциями в современной культуре:

- мировозренческая (напр -эвол.теория Ч.Дарвина поменяла  представления о происхождении  человека и его сущности)

- непосредственной производительной  силы (переход от ручного труда к механизированному)

- социальной силы (научное  прогнозирование и планирование  социального и экономического развития)

Возрастание роли науки  в современном мире, а с другой стороны противоречивость внедрения  достижений науки в жизнь обусловили две противоположные позиции по отношению к науке - сциентизм и антисциеитизм.

Сциентизм - мировоззренческая позиция, основанная на представлении о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом сциентизма выступает не всякое научное знание, а, прежде всего, естественнонаучное. Сциентисты полагают, что наука располагает достаточными возможностями для оценки и разрешения всех проблем человеческого существования. Антисциентизм - подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

Противоборство сциентизма и антисциентизма свидетельствует  о сложном характере воздействия  науки на человеческое существование. В современной философии позиция сциентизма чаше выражается представителями философии науки, а антисциентизма представителями персонализма, феноменологической и экзистенциальной философии.

Научное познание действительности - процесс, который принципиально не может быть завершен. В этом смысле он безграничен. Однако есть вопросы, которые не входят в компетенцию науки и которые выходят за границы возможностей науки (вопросы существования Бога, души после смерти, морали и др.). Наука исследует то, что есть, но не то, что должно быть согласно требованиям человеческой воли, совести, разума. Таким образом, научное знание не может быть единственным руководством для деятельности человека. Вне компетенции науки лежит вопрос о целях деятельности и смысле человеческого существования. Наука предоставляет средства для достижения целей, но не определяет чти цели. Наука наращивает силы и возможности человека, но не решает, для чего эти силы, и появляется искушение испытать новые силы, просто потому, что мы можем. В этом одна из опасностей научных знаний, которые в своем росте опережают процесс морального созревания человечества. В современной науке особенно актуальны вопросы социальной ответственности ученого. С середины XX века, после применения ядерного оружия, вопрос об ответственности ученых и конструкторов за их открытия и изобретения стал злободневным.В общественном сознании широко распространилось мнение, что именно ученые ответственны за появления оружия массового уничтожения, генетически модифицированных продуктов, за экологические катастрофы и т.д. На этом мнении основано требование к ученым, чтобы они останавливали свои исследования, когда обнаруживается опасность и непредсказуемость их последствии. Но это требование справедливо лишь частично. Научное знание представляет собой систему, поэтому самые безобидные исследования косвенно, будучи частью системы, способствуют появлению потенциально опасных результатов. Подлинная причина опасностей лежит не в науке и изобретательстве, а в неразумии, невежестве и нравственной незрелости потребителей плодов познания. Переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности индивида - одна из главных задач любой системы образования.

 Методологическое  значение понятий возможностей и границ науки, свободы творчества и соц. ответственности ученого – в их диалектическом единстве

60. Глобальные  проблемы современности. Будущее  человека и общества.

Выявление тенденций  общественного прогресса показывает, что будущее человечества выступает такой формой бытия людей, которая сможет подчинить развитие производства, как обеспечению благосостояния людей, так и развитию человека как личности - носителя высоких моральных и эстетических ценностей. Однако уже сегодня человечество столкнулось с острейшими проблемами, которые принято называть глобальными - те, кот. затрагивают основы существования человечества и нерешенность кот создает угрозу для его будущего. Глобальные проблемы - следствие предшествующего всемирно исторического процесса во всей его объективной противоречивости, а также специфическое порождение современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности соц. - экон., полит., научно — техн., демогр., экол. и культ, развития в условиях новой своеобразной истор. ситуации.

Основные группы Г.П.:

-проблемы общ. - полит,  хар-ра: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экон. и культ, разв. между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Лат. Амер.

- проблемы, связанные  с взаимоотношениями человек  - общество: ликвидация нищеты, голода, неграмотности, борьба с болезнями,  прекращение роста населения,  предвидение и предотвращение  отрицательных последствии НТР и рац. использование ее достижений на благо общества и личности.

- экологические проблемы: (в сфере отношений человек  - природа) охрана и восстановление  окружающей среды, атмосферы,  почвы, воды: обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии. Несмотря на разительные соц., экон., полит, и культ, контрасты, правомерно говорить о грядущем становлении единой на нашей планете цив-ции. Переход от полит, конфронтации к диалогу от идеологического и религиозного противостояния к деидеологизации межгосударственных отношений, к терпимости и плюрализму, от противоборства к совместной эволюции соц. систем на основе взаимной военной, экол., экон. безоп-ти всех стран и народов.

Будущее человечества - это восхождение реального исторического процесса на новую ступень в развитии общества. Оно призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы людей, труда.

 Ведущие  тенденции будущего человечества:

- экономическая интеграция.

- возрастание роли народных масс

- емократизация 

- консолидация прогрессивных  сил  - интернационализация общественной  жизни 

- возрастание свободы  л-ти и повышение роли гуманист, ценностей 

- гармонизация отношений  общества с природой.

- переход к информационному обществу (главной собственностью станет не собственность на средства производства, а собственность на информацию)

Перспектива синтеза  западной и восточной цивилизации: славянский регион (Россия, Украина, Беларусь) выполнит роль в эпоху антропогенной цивилизации роль посредника между Востоком и Западом, преодолеет односторонность обоих цивилизацнонных типов развития и приведет человечество к синтезу рационального и духовного начал. Тем самым славянство может сыграть ведущую роль на новом витке цивилизационного развития.

Всемирная история, с  точки зрения диалектического материализма, станет подлинной историей человечества тогда, когда сознательное развитие общества возобладает над стихийными социальными процессами, а сам человек перестанет противопоставлять себя остальной природе и вступит с ней в гармонические отношения, когда восторжествует разумные отношения между человеком и другими людьми, между личностью и обществом, между обществом и окружающей средой. Вместе с тем развивается и позитивная стихийность, т.е. саморегулирование общественной жизни, идущее на основе внутр. импульсов, в отличие от внешних регуляторов, несущих в себе моменты субъективизма и волюнтаризма.

55. Диалектика  общественного развития (противоречия, потребности, интересы, классовая и национально-освободительная борьба, войны и революции). Проблема насилия и ненасилия в истории.

Потребности - такие отношения  общества, класса, соц. группы, личностей к условиям существования и развития, в кот выражается определенная потребность в материальных и духовных ценностях. Двигателем истории, как и движущей силой поведения отдельного человека является потребность. Потребность связана с состоянием недостатка в чем-нибудь и является внутренним стимулом всякой жизнедеятельности. Все П. берут начало от мотивации, которые обеспечивают индивидуальное и видовое самосохранения. Потребности имеют способность к расширению. Фактором, кот. с одной стороны их лимитирует, а с другой трансформирует, являются средства и способы их удовлетворения. Потребности находятся в противоречивом единстве с производством. Удовлетворить созревшие потребности развития общ-ва - значит реализовать общественный интерес в целом. Т.о. интересы совпадают с тем, что мы называем потребностями общественного развития. В основе прогресса развития лежит процесс закономерного изменения способов производства, а творческой силой, которая определяет эту закономерность и развитие всего общества является народ и его интересы.

Развитие общества как  и природы происходит в двух основных формах: эволюционной и революционной.

Эв-я подготавливает революционные изменения, качественные скачки, кот переводят общество на новые ступени Как свидетельствует теория и соц. практика, чел-во на всех этапах своей истории не может развиваться без скачков в разных отраслях общественной жизни.

По масштабам и значению революции бывают разные. Главным  признаком всякой соц. рев., ее главным вопросом является вопрос о завоевании гос. власти. Это определяет все развитие революции, ее внутреннюю и внешнюю политику. Соц. рев. - исторически закономерное и неизбежное явление. Она сопровождается объективными потребностями развития общества в решении созревших противоречий.

53. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

Исходные пр-пы. на которые опирается науч. обоснование свободы:

1.Вменяемость человека (разумность, способность обдуманно  принимать решения, ответственность) в отличие от невменяемости животного

Выбор поступка не зависит  от чистого сознания. Поступок совершается в опред. обстоятельствах.

Свобода выбора зависит  от чел., от его к-ры, нравственности. Вменяемость - способность сделать  прав, выбор, выбор со знаком + (4 типа выбора: когда в голове + и в  поступке + и т.д.)

2.Пр. материализма и  идеализма

С позиции идеализма: свобода выводится как акт сознания( Гегель). С позиции материализма: из сознания выводится свобода

3.Исторический детерминизм  :ОБ(общественное бытие)-первично, ОС(общественное  сознание) - вторично. Отсюда историческая  необходимость - первична, а воля и свобода - вторична.

4.Диалектико или метафизическое  понимание свободы: исходит из 
абсолютного противопоставления свободы и необходимости, т.е. эти 
противоположности разрываются и возводятся в абсолют. 
Возведение в абсолют свободы - валюнтаризм. т.е. чел. свободен в 
своих поступках и действиях Но абсольт. свободы ни у кого нет, все 
свободы - относительны.

Диалектич.решение: свобода есть познанная необходимость. Энгельс - свобода чел. есть способность принимать решения со знанием дела т.е. на основе познания объективной необходимости. Диалект, формула, непознанная необходимость (вещь в себе) - познанная необходимость (вещь для нас) = свобода В понимании свободы выделяют 3 аспекта:

1 (философский включает 2 стороны:

-свобода как познанная  необходимость, которая определяется ес-теств. необходимостью труда во взаимодействии с природой с целью создания мат. благ. Наша свобода ограничена этой естественной природой труда.

-истинная свобода, когда чел. получ. возможность самому распоряжаться своим свободным временем во имя саморазвития себя как личности.

Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф. Актуальнейшей задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого возможна эффективная реализация стратегий человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества не может быть реализована одним или несколькими избранными народами, это идеал международного сообщества в целом. Стратегия человечества - это необходимость последовательной, шаг за шагом, бдительной и ответственной реализации философского, научного, эстетического и этического потенциала современного человека, приемлемого для него развития той системы отношений, в которую он включен.

Абсолютное большинство  авторов, рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что в наиболее развитых цивилизациях XX в., а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но подчас и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек (а не техника). В то же время весьма энергично обсуждаются ценностные составляющие грядущих цивилизаций.

52. Человек  как предмет философского и  научного анализа.

Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики. При этом человеческие качества - призма, через которую осознается внешний мир, общество и отвлеченные идеальные сущности Так, в мифологии космос - огромный организм, неделимо связанный с человеком. ' В религии - мир делиться на земной и небесный, а человек - на душу и тело. В научном понимании тело - механизм или организм.

Философское определение человека - личность в соотнесении ее с природой, обществом, Богом (микрокосмос, микросоциум, микротеос). Изменяя себя и мир, человек обречен на постоянную переинтерпретацию своей сущности.

При научном подходе, обращается внимание на своеобразие человека как видового начала. Человек при этом понимается как некая биосоциальная целостность, генетически и функционально обусловленная развитием природы и общества. Происходит обращение к типологически общим характеристикам, что умаляет значение человеческой индивидуальности.

Наиболее классической в философии считается так  называемая триединая модель человека (тело, душа, дух). Тело - жизненно необходимая связь человека и природы, продукт социальной и культурной эволюции.

Душа - особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека; будучи ответственной за процессы жизни и смерти, душа определяет человеческую судьбу, его волю, характер.

Дух - предопределяет высшие ценности человека. Начало - разум и социальность.

Человек характеризуется  как.

Индивид - отдельно взятый представитель человеческого рода.

Индивидуальность - совокупность индивидуальных черт личности, отличающих ее от других и определяющих неповторимость ее характера и судьбы.

Личность - человеческий индивид с определенными соц. качествами, преломленными сквозь призму его индивидуальности, оригинальности, неповторимости, что и определяет его «Я».

У человека различают:

Природное начало - многообразие естественных процессов и отношений.

Социальное  начало - воспроизводящее в своем духовном опыте социокультурные связи и качества. Конкретно-индивидуальное начало - процесс реализации собственной воли и судьбы.

Концепции философского понимания человека: Натурализаторская – ч. - элемент природы, подчиненный единым законам функционирования. Человек рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. Разум - естественное развитие животных инстинктов. Экзистенциально-персоналисткая - ч. - особое начало в мире, объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Человек творит как внешний мир, так и самого себя.

Рационалистическая - наличие разума и сознания. Человек способен постигать связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сф. должного.

Соиологизаторская - разум и человек - продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человеческая природа; формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

В творчестве отдельных  мыслителей могут быть переплетены  элементы различных подходов.

51. Общество  как объект социально-гуманитарного  познания.

Общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Черты общества: 1.Разнообразие социальных структур, систем и подсистем (роды, племена, классы) - сложный иерархический характер. 2.Интегративные качества - «невидимые» социальные связи и отношения, присущие ему в целом и несвойственные отдельным образующим его компонентам. 3.Самодостаточность - способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.4.Динамичность, незавершенность и альтернативность развития - выбор вариантов развития делает человек. 5.Статусы субъектов - ч., является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. б.Непредсказуемость, нелинейность развития — наличие различных вариантов и моделей будущего развития общества. 7.Осознанность - необходимо обязательное осмысленное вмешательство человека при построении различных моделей развития.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием, как внешнего мира, так и самого чел. Элементы деятельности:

Субъект - носитель предметно-практической деятельности.

Объект - часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Предмет - то, на что направлена деятельность человека.

Продукт - то, что созидается в результате деятельности.

Цель - прообраз предполагаемого результата. Деятельность бывает: Материальная - создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

Духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

А так же, социально-преобразовательная, коммуникативная, игровая, управленческая, социальная, познавательная.

Социальная структура  общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов  и общностей, взятых в их взаимодействий.


 

 

54. Антропологический  кризис как явление современной  техногенной цивилизации.

Кризисы, с  которыми пришлось столкнуться современному человечеству, являются результатом деятельности самого человека и имеют «антропогенный характер», т.е. социальный.

Т.к. человечество приобрело всепланетарный статус, то вновь возникающие проблемы, часто имеют глобальный характер. Среди них: предотвращение катастрофического загрязнения человеком окр. среды, обеспечение общества необходимыми вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами, выход из состояния эколог, кризиса, регулирование роста населения в ареалах нищеты и голода, обеспечение мира между народами, недопущение войн с применением оружия массового уничтожения людей, + Уничтожение природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных, озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Демограф, проблема: проблема перенаселения планеты. Население растет в геометрической прогрессии, еда - в арифметической. Вопрос о коэволюции человека и жив-ных. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса, проблема информ. потока, искусственного интеллекта. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план. И т.д. словом здесь можно говорить не останавливаясь. Нравственные проблемы, проблемы смерти, абортов. Проблемы борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающей при этом проблеме милосердия.

Нет простых  решений для преодоления глобальных проблем современности. Безусловно, уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных технологий, экономия природных ресурсов во многих отношениях решающим образом способствовали бы улучшению нынешнего состояния человечества. Но даже осуществление перечисленных масштабных преобразований не привело бы к отмене глобальных проблем, ибо на смену уже разрешенным проблемам неминуемо пришли бы другие. Суть в том, что человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы глобального характера Деградация человечества как элемента биосферы сводится по существу к формированию новой цивилизации (или новых цивилизаций). И этот вопрос остается открытым.

Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф. Актуальнейшей задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого возможна эффективная реализация стратегий человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества не может быть реализована одним или несколькими избранными народами, это идеал международного сообщества в целом. Стратегия человечества - это необходимость последовательной, шаг за шагом, бдительной и ответственной реализации философского, научного, эстетического и этического потенциала современного человека, приемлемого для него развития той системы отношений, в которую он включен.

Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что в наиболее развитых цивилизациях XX в., а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но подчас и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек (а не техника). В то же время весьма энергично обсуждаются ценностные составляющие грядущих цивилизаций.

50. Культура  и духовная жизнь общества.

Универсального определения  культуры нет. Культура - творческий принцип жизни личности и общества в целом; совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Первоисточник развития культуры - человеческий труд.

Мат. культура включает средства производства и предметы труда.

Дух. Культура - наука, уровень образования, состояние просвещения, мед. обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей Не может быть культуры вне или до человека, и человека вне или до культуры. Культурным не рождаются, а становятся. К. охватывает прошлое, наст, и будущее.

Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Понятие Ц. соотносится с понятиями «значимость»,«полезность» или «вредность».

Стержнем культурных ценностей явл-ся понятие нравственности. Культура - внутреннее достояние самого человека.

Духовная  сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. Не только живопись, музыка и т.д., но и знания людей, наука, мораль, нормы поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия.

Оказывает влияние на формирование духовных начал в жизни, в поведении. Складывается исторически, воплощает множество факторов, как-то географические, национальные и др. особенности развития общ., нац. характер и самосознание. Роль этой сферы трудно переоценить. Морально-психологический климат в обществе, семье тоже выступает дух. ценностью. Духовные потребности имеют ту или иную направленность, которая определяется характером сущ-их общ. отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и др., уровнем дух культуры людей, их соц. идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни.

Духовное потребление  в некоторой степени стихийно, человек на свой вкус выбирает дух. ценности, самостоятельно приобщается  к ним. В то же время дух потребление может навязываться рекламой,

идеологией, происходит манипулирование сознанием. Причем возможно управление процессом дух. потребления.

Производство и потребление  дух ценностей опосредуется дух. отношениями. Они суш. как отношение чел к некоторым конкретным дух ценностям, а также его отношение к другим людям по поводу этих ценностей.

Виды дух  отношений: познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения уч. и ученика, воспитателя и воспитуемого. Они создают общий фон межличностного общения, проявляясь в семейных, производственных, межнац. отношениях.

49. Основные  парадигмы философского анализа  культуры.

Аксиологический подход:

1 культура - совокупность  всех ценностей созданных человеком; 2. ценности регулируют работу культурных систем.

Заключается в «опредмечивании» систем ценностей путем воплощения в конкретные культурные объекты, формы социальных отношений и мировоззренческие модели, что в сумме формируют конкретное культурное пространство. Продуктивен при инкультурации (усвоением определенного набора культурных ценностей и норм), а также в ходе изучения культурного поведения индивида. Повышение интереса к проблеме ценностей в системе культуры особенно характерно для переходных или кризисных этапов жизни социума, связанных с поиском новых мировоззренческих и ценностных ориентации.

Психоаналитический  подход: Изучение психоаналитических оснований индивидуального и коллективного творчества, роль бессознательных импульсов в поведении людей. Идея подхода: существование единого в смысловом содержании психического пространства, связующего воедино и первичные психические реакции древнейшего человека, и духовный опыт современного человека. Общность скрытых мотиваций социального действия и индивидуальных поступков подтверждают содержательное и образное сходство древних мифов, инфантильных фантазий, снов, невротического бреда и художественного творчества.

Архетипы культуры (Юнг) - набор «скрытых» от разума преставлений, определяющих на дорациональном уровне наше бытие в культуре. Типичные формы - сновидения, галлюцинации, видения, при которых контроль сознания за воплощением конкретного образа минимален.

Семиотический подход: Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Она рассматривает культуру как сложноорганизованную динамичную совокупность знаковых систем, возникающих на базе естественных языков. Основной закон — ни одна культура не может существовать при наличии лишь одного семиотического канала («многоголосие» культуры).

Постструктуралистический  подход:

Отношение к культуре как к тексту, ориентация на анализ и интерпретац-о текстуальных явлений. Тотальное отрицание приоритета  структурности.

1.отношение к человеку. Вместо логической упорядоченности  сознания, понимание его как разомкнутой  хаотичной «магмы» желания,

вопросов к внешнему миру

2.отношение к социуму.  Общество и культура - проявление  отношений «власть - подчинение».

3. отношение к тексту. Важно проникнувшее в текст  неосознанное, поиск того, что к  самому тексту прямо не относиться. Необходимо понимание конструктивных механизмов, технологий создания текста.

4. отношение к знаку.  Знак и смысл превращаются  в фикцию, пустую форму.

Направлен на критическое  осмысление прошлого опыта в рамках нового мировосприятия, которое, однако, еще не оформилось.


 

 

 

48. Понятие  и типы цивилизации в истории  общества.

Методолог, значение категории  цивилизация в том, что она  позволяет представить развитие того/иного общества во всем его внутреннем противоречии.

Понятие цив-я употребляется  в трёх смыслах: 1) Согласно Моргану вся история чел-ва подразделяется на эпохи: дикость, варварство (стадии бесклассового общ-ва), цивилизация (классовое об-во); 2) Цивилизаций столько, сколько и формаций; 3) Понятие цивилизация отвечает нескольким критериям: историческая общность судю-бы, нац-этническая общность вместе с общностью языка и к-ры, общность религии. Терновой: западноевропейская, американская (сев-я и лат-я), арабская, африканская, персидская, индийская, китайская и японская.

Цивилизационный подход учитывает возрастание роли духовного фактора в жизни общества, преодолевает романтизм и утопизм в представлениях о коммунизме. Материальные отношения - это производственные отношения, которые складываются, не проходя через сознание людей, и выступают первичными по отношению к другим видам общественных отношении. Идеологические отношения (политические, правовые, нравственные и др.) склад-ся, проходя через общественное сознание, и только благодаря деятельности людей обретают объективную форму своего существования.

Разграничение материальных, идеологических отношений позволяет выделить понятия, характеризующие структуру общественно-экономической формации - базис и надстройку.

Базис -совокупность производственных отношений, т.е. отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления, образующих экономическую структуру каждого конкретного общества. Надстройка • система общественных идей и соответствующих этим идеям организаций и учреждений, а также идеологических отношений, в которые вступают люди, руководствуясь определенными общественными идеалами.

47. Методология  исследования духовной сферы  жизни общества.

Религиозная традиция - один из важных факторов формирования мировоззрения  и ценностных ориентации. Она духовно  наставляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия.

Объект философии религии - религиозное знание. Основные проблемы - аргументация «за и против» существования Бога, учение о человеческой природе, о свободе воли, проблемы влияния религии на мораль. Философия религии появилось в конце XIX века. Широкое распространение получила благодаря Гегелю.

Выделяют: 1.Философское религиоведение - философко-критическое исследование существующей системы. 2 Философская  теология -обоснование учения о Боге, его природе, отношении к человеку.

Религиозное мировоззрение - специфический способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, ориентация на сферу духовно-индивидуальных интересов. Значение приобретают: Философия морали - философское направление, исследующее мораль как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Мораль - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются идеалы и нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

Искусство порождает художественную культуру. Характеристики: 1. экзистенциальное присутствие человека (апеляция к верховным ценностям, идеалам соц. порядка), 2. гносеологическая направленность (процесс поиска истины).

Виды искусства (музыка, живопись, литература...), роды (эпический, лирический), жанры (поэма, симфония, натюрморт...), исторические типы (готика, барокко...).

Важнейшая проблема философии  искусства: выявление специфики классической (субъект творчества отдален от мира и отображает его в художественных произведениях) и неклассической модели искусства(художественное произведение - предмет переживания). Искусство — выражение жизни человека.

Духовная сфера человека.

Общественное сознание и духовная жизнь общества имеют сложную  структуру. Разделим на .2 взаимодействующих, но разных уровня:

1.обыденное  сознание, которое формируется под воздействием практической жизни; 2. специализированная духовная деятельность-т.е. деятельность профессионалов умственного труда (юристов, философов)

Само обыденное сознание имеет ряд особых форм организации. Оно выступает не только как совокупность обыд. знаний и навыков, но и как  общественная психология. Один из действующих  механизмов обыденного сознания это - образование стереотипов - некоторой оценки социальной действительности (восприятие для себя). Наряду с разделением на два,уровня общественное сознание разделено на разные конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д. Причем каждая из них отражает какую-то сторону реальной практической жизни и делает это особым специфическим образом и выполняет особые социальные функции.

В конечном счете, сознание - есть осознанное бытие, но это не означает, что сознание всегда дает адекватную картину этого бытия. Сознание обладает значительной самостоятельностью по отношению к бытию(оно может опережать его, предсказывать). Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с одной соц. почвы на другую. Поэтому духовная культура в любой момент времени это продукт существующего бытия на данный момент.

46. Методология  исследования политической системы  (организации) общества

Политика - совокупность концепций, идей, теорий, взглядов, используемых в управлении. гос-вом.

Политика отражает интересы класса, стоящего у власти. Различают  политику общую и профилированную: экономическую, аграрную, финансовую, военную, структурную и др.

Полит, сф. ж. обш-ва. Политическая организация общ-ва- система гос. и негос. инстутов, организаций и учреждений, регулирующих взаимоотношения между классами, нациями, государствами. Ядром ПОО является гос-во.

Однако управлять общ-вом  только при помощи гос. аппарата и  права невозможно, поэтому используются все созданные гос. и негос. орг-ции, кот. входят в механизм управления общ-вом. Государство - это полит, институт, осуществляющий управление  обществом, охрану его экономической и соц. структуры Оно защищ. прежде всего формы собственности, в которых заинтересовано общ-во. Типология государств соответствует СУЩЕСТВУЮЩИМ обществ.-экон. формациям.

4 осн. типа  гос-ва - рабовл., феод., капиталистич., социалистич. Гос. характеризуется Формой правления, формой гос. устр-ва и полит, режимом.

Форма правления показ, кому принадлежит верх, власть в стране: лицу пли коллегиальному органу. Отсюда и 2 осн. формы правления -монархия и республика.

Форма гос. устр-ва означ. структурный принцип организации гос-ва. Исторически сложились 2 осн. формы этого устройства - унитарное гос-во, исключающее внутри него отдельные гос. образования (Франция, Ит. ), и федеративное гоударство, включающее отдельные гос. образования (Австро-Венгрия в прошлом, Рос. в наст). Правящие силы осущ. свое госуд. правление в форме разл. политических режимов, под кот. понимается система методов и приемов осущ-ния гос власти. Для соврем государств хар-ны демокр., авто-рит., диктат., фашист., и др. режимы.

Катег. "полит, сист." наряду с катег. «власть», заним. центр, место в полит науке. В самом шир. смысле ПС - сумма отношений по поводу участия в полит, власти., интересов и сохранить систему как единое целое

ПС обладает опред. структурой Пол, структуры включ. в себя разл организации политичА гос-во, полит, партии) и неполитич. хар-ра{ профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь.) Полит, стр-ры - это не только организации, но и взаим-я разл. участников. Власть бывает 2 типов: верхов и низов. По своей сущности гос. власть - это диктатура класса, в чём и выражается сущность гос-ва. Диктатура - неогранич. власть господств, класса

Существует 2 способа  властвования (полит, режим): диктатура  или демократия. (Признаки демократии: власть больш-ва, альтернат, выборы, единство власти, права чел-ка, свобода мысли и слова).

На функц-ние ПС огром. возд-е оказ. полит, культура. Методол. иссл-я ПС опред-ся след. пр-пами: 1. матер-м, т.е. политика не может быть объяснена из самой себя, т.к. корни ее в экон-ке. Политически господствующим становится тот кл., кот. доминирует в экономике, т.е. базис ( экономические и производств, отнош) первичен, а полит, надстройка - вторична. 2. историзм - исход, из объект, диалектики истории 3. класс, анализ, т.к. источником возникн. гос-ва является раскол общ-ва на классы с их непримиримым антагонизмом интересов.

Парадигма всемирной  истории: в методол. плане любая стадия чел общ-ва имеет свою историческую обусловленность: исторически необходимую ступень чел. развития. Такова диалектика истории. Объективная логика- есть смысл истории развития культуры, общ-ва на основе разв-я производительных сил общ-ва Производит, силы предыдущей ступени не уничтожает последующая ступень, они совершенствуются


 

44. Социальная (внепроизводственная) сфера жи«ни  общества: методология анализа.

Социальная сфера -  исторически сложившаяся, устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и соц. общностями (род, племя, нация, семья), классами, соц. группами.

Определяющим элементом  соц. сферы в любом классовом  обществе явл. Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в историч системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, орг-ции труда и т.д. К. возникли в период разложения родового строя (разделение труда, разделение на скотоводов и земледельцев, отделение ремесла от земледелия, отделение умственного труда от физического

Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием людей и отличается от их природной физико-биологической основы. На своем микроуровне общество выступает как совокупность индивидов, взаим. между собой, нах-ся в определенных отношениях. Но оно не исчерпывается этим уровнем. Оно состоит и из макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого характера. Все макроструктуры, начиная от малых групп людей и кончая нациями, народами, классами определенным образом соотносятся друг с другом. У них нет общей головы или тела, тем не менее у них имеется общее сознание. Макроструктуры состоят из людей, разъединенных пространственно, и в тоже время они составляют единство.

Важнейшим элементами соц структуры общества явл соц. группы и соц. общности. Они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях.

Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность. Соц. группа отличается большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности, а также вхождением в более высокие соц объединения в качестве структурных единиц. Для соц. общностей характерна бесструктурность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных единиц (Таковы

широкие политические и  экологические движения, массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и тд.).

Соц. группы и  общности могут классифицироваться:1) по величине, численности (малые от 2 до 15 чел, большие классовые, нац, территориальные); 2) первичные (семья:, группа друзей, спорт команда) и вторичные (большая фуппа, в основе которой лежит безличное взаимодействие для достижения конкретных целей). 3) по социальному положению. Другой важной формой взаимодействия, и одним из основных элементов соц. структуры общ-ва выступают соц. институты. Если в соц. общностях содержанием соц. взаимодействия выступает объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то здесь - для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности, как личностного, так и общественного характера. Соц. институтами явл. семья, система образования; заводы, банки, рынки как экономические институты.

5 групп общих  признаков соц. институтов: 1)Установка и образцы поведения (для семьи - уважение, привязанность, ответственность);2)Культурные символы (для гос-ва - герб, флаг, гимн); 3)Утилитарные культурные черты (для семьи - квартира, мебель, для бизнеса - магазин, фабрика, оборудование); 4)Устные и письменные кодексы поведения (для гос. - конституция, законы, для бизнеса - договоры, лицензии); 5)Идеология (для бизнеса - монополии, право на труд, свобода торговли, для религии - православие, баптизм и др).

Соц. инст могут быть формальными и неформальными (формальное взаимодействие происходит на основе законов или иных правовых актов).

 С точки зрения  содержания целей и задач подразделяются  на политические, экономические, культуры и воспитания. Итак, общество - это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Социальное - это системные характеристики общества.

45. Методология  анализа социальной структуры  общества

Соц сф. жизни об-ва делится  на 2 части:

1)внепроизв-я сфера .жизни об-ва (быт, семья, духовная жизнь). Методологич.анализ строится на принципах соц. справедливости и

соц равенства исходя из главной роли материального производства (экономики ) в жизни об-ва.

2)социальная структура об-ва ( малые, средние, большие группы людей - от семьи до нации и классов). Методолог.основу её анализа составляет диалектика общечеловеческого , классового , национального, интернационального в их взаимодействии и взаимовлиянии (при решающей роли массового -в обществе классовом ,и общечеловеческого, а также интернационального- в об-ве бесклассовом.)

Методология национального вопроса. Статистика и социология -основные методы решения национального вопроса. Методологией постановки и решения нац. вопроса являются: 1 )исторический метод, т.е. учет всех реальных фактов истории народа в их неразрывном единстве, исходя из чего и определяется чувство общенациональной гордости (патриотизм). Ядро исторического метода составляет геополит. анализ, исходя из того, что геополитика превыше всего, превыше идеологии. 2) диалектика национального и интернационального в их неразрывном единстве, исключающем их взаимное противопоставление. Национальная культура развивается только во взаимодействии с интернациональной.

Методы решения  национального вопроса в 1917 году:

1.правые - насильственный  метод с сохранением единой  и недели мой империи.

2.кадеты +эсеры+ меньшевики - культурно-национальная автономия  с правом на национальное «возрождение»  на основе национального языка,  образования и культуры в рамках  неделимой империи.

3.большевики - право нации  на политическое самоопределение, т.е. вплоть до отделения и образования своих независимых государств.

4. местные националисты (белорусские, укр-е, азиатские,  кавказские) - за политическое самоопределение,  независимость, но под эгидой 
буржуазии.

Право на независимость  может реализовываться двумя путями:

1.под эгидой верхов  – под знаменем буржуазного  национализма.

2.под эгидой низов  – под знаменем пролетарского  интернационализма.

43. Методология  исследования экономической системы  (организации) общества.

Общество -в широком смысле слова- представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл в производственную деятельность + техносфера. в узком смысле слова. 1) общ-во как социальное образование - это не сумма людей, а совокупность общественных (социальных) отношений связывающих людей друг с другом; 2) переход от животного к социальному (Гоббс, Руссо. Общественный договор); 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва; возникает не путем договора, а естественноисторическим закономерным путем (затем и Маркс и др.); 4) Общ-во противопоставляется гос-ву -свободное взаимодействие людей, (государство- институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам).

Виды общественной деят-ти: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие. Соц пространство очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества: эконом., соц., полит., дух.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения мат. благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Субъективная сторона общсстррнного бытия людей - это их сознание и воля.

Без развития материального производства общество существовать не может. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение.

Материальное  производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, то есть существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества Их наличие обусловлено разделением труда, а также экономическими отношениями собственности.

Способ  производства материальных благ имеет  две стороны: производительные силы и производственные отношения.

Производительные  силы - это прежде всего люди с их знаниями, умениями и навыками к труду, а также средства производства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, с помощью которых осуществляется производство. Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства; отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производства, исходя из отношений собственности на средства производства и его продукты, а также из условий оплаты труда работающих, зафиксированных в трудовом соглашении или контракте.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"