Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

56. Проблема социума (общества) в истории философии. Формационная, цивилизацнонная и культурологическая теории общества и его истории.
Единственно научной парадигмой исследования явл. единство формации, цивилизац. и культуролог. подходов, т.к. только опираясь на эту триаду можно дать целостную картину общ-ва как саморазв-ся с-мы. Отсюда след., что нельзя их этой парадигмы вырвать к-т один подход и возвести его в абсолют, впадая в мета физику

Файлы: 1 файл

Sporki_po_filosofii.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 

29. Основные  формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория)

Как категория общей  методологии науки факт — это  достоверное знание о единичном  в рамках некоторой научной дисциплины. Факты выражаются, например, в высказываниях:«3емля обращается вокруг Солнца», «Вода при 100 С превращается в пар».

Научные факты генетически  связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые: составили фундамент науки. Большую роль в выработке и накоплении фактов, особенно в естествознании, играли наблюдения и эксперименты. Каждая наука начинается с фактов

Теория — это высшая, самая развитая организация научных знания, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, имеющие наиболее общую природу, составляет ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.

Как и факты, положения  теории отображают определенные существенные связи действительности. Но, в противоположность  фактам, они представляют их в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт — с помощью единичного.

Теории разделяют  по различным основаниям. Исходя из особенностей предметных областей выделяют математические, физические, биологические, социальные и прочие теории.

С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории. Основу дедуктивной теории составляет понятие логического следования. Дедуктивные теории характерны прежде всего для математики, логики, математического естествознания. Недедуктивные теории характерны для опытных на-ук.3десь «господствуют» вероятностные формы выводов аналогия, редукция, индукция.

Особого внимания заслуживает  разделение эссенциальных теорий на теории простых и сложных систем. Простые системы отличаются однородностью, а протекающие в них процессы — линейностью и устойчивостью Классическим примером теории простых систем является механика Ньютона. К наиболее сложным системам от-сится человеческое общество, и именно здесь предсказание связано с особым риском

Можно выделить теории завершенные и незавершенные. Положения завершенной теории - научные законы, достоверные высказывания о сущности познаваемых процессов.

В развитой науке теория и факт - соотносимые понятия. Наличие  одного из них немыслимо без наличия другого

По отношению  к фактам теория выполняет ряд  функций, важнейшими из которых являются объяснительная, систематизирующая, предсказательная и методологическая, (теория выполняет методолог. функцию, те. выступает в качестве опоры и средства дальнейшего исследования).

Функции факта: 1. стимулирующая (теория развивается под воздействием фактического материала):2.проверочная(предназначе-ние факта - подтвердить или опровергнуть теор. положение);-3)стабилизирующая (факт противостоит случайностям и служит надежным ориентиром в создании и проверке теор.знаний).

Если средств  для разрешения научного вопроса  недостаточно, то он называется научной проблемой. Противоречия между теорией и фактами - главный источник появления проблем и задач в науке.

Средства для решения  проблем:

1) Недостаточность но  необходимость - в этом случае  мы имеем дело с хорошо сформулированными  проблемами. Исследователь не может  принять обоснованного решения,  колеблется между некоторыми  альтернативами

Чем меньше средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем шире сама проблема и неопределенней конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным исследователям и определяют границы целых наук.

2)недостаточность и  не необходимость. Эта ситуация  характерна для плохо сформулированных, диффузных проблем. В них, с одной стороны, имеется избыточная, по непротиворечивая информация, а с другой - требуются усилия по отысканию данных, сужающих проблему до пределов, позволяющих применить аналит методы решения.

После того как проблема поставлена, начинается поиск ее решения  На этом этапе развития научных знаний центральное место принадлежит гипотезе Гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Заведомо истинные, как и заведомо ложные решения не могут выступать в качестве гипотезы. Как правило, гипотеза является предварительным знанием о закономерности, проявляющейся в исследуемой предметной области или в существовании некоторого объекта Гипотеза должна быть: I )обоснованна: 2)непротиворечива; 3) должна приводить к новому знанию.

27. Проблема  истины в философии и науке

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее, реальности, но принимаемое за истинное.

В научном познании заблуждения  выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего  развития науки.

Заблуждения следует  отличать от лжи как нравственно- психологического феномена. Ложь-это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Научное познание по самой  своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных  воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок.

Научные знания, в том  числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность  знаний заключается в их неполноте  и вероятностном характере. Истина поэтому относительна,  ибо она отражает объект не полностью, не целиком, а в известных  пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Говоря об относительном   характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно  важно в практической деятельности людей. К абсолютным истинам  относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п.

Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью  и достоверностью,  не встречают более доказательных возражений.

Абсолютная  истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной  истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и  индивидуальными особенностями. В силу этого наряду с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, истина всегда конкретна.

Существуют  розничные мнения о критериях  истинного знания. 1.Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины-«квадрат имеет четыре стороны».

Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины.

2.Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако еще Демокрит 'заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Вспомним хотя бы Коперника: он один был прав, тогда как остальные пребывали в заблуждении относительно вращения Земли вокруг Солнца.

З.Существует критерий истины, как принцип прагматизма. Истинные идеи — это те, которые успешно «работают». Что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта.


 

 

26.Формальная  и диалектическая логика как  методы научного познания

Методы научного познания принято подразделять на методы формальной и диалектической логики.

Логика как наука  занимается изучением строения нашего мышления с целью достижения им истинного знания. Это является основным требованием к формальной логике. Формальная логика изучает общее в мышлении, то, что в нем постоянно.

Первостепенная задача формальной логики — изучение способов рассуждений, ведущих от истинных посылок  к истинным заключениям. Соврем. формальная логика, развиваясь, значительно расширила область своих проблем и методов исследования. Ныне она содержит в своем составе богатые разделы модальной логики, интуиционистской, математической, символической логики и т.д.

Но формальная логика не охватывает процесса движения мысли в его диалектических противоположностях, противоречиях, в развитии. Этим занимается диалектическая логика. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Предметом ее является творчески познающее мышление в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий, его логическая структура и соотношение его элементов понятий, суждений, теорий, обусловленное их конкретным содержанием. В предмет диалектической логики входит также и прогнозирующая функция мышления.

Гегель предложил достаточно развитой понятийный аппарат диалектической логики. В нем центральное место занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий) — явления и сущности, возможности и действительности, абстрактного и конкретного, случайности и необходимости и др. Гегель сформулировал диалектические законы взаимопереходов количества и качества, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.

Диалектическая логика не отменяет формальную. Максимальный учет и обобщение достижений формальной логики является одним из необходимых условий развития диалектической логики.

25. Системный  подход как метод научного  познания

В философских категориях части и целого отображается отношение  между совокупностью предметов  и объективной связью, которая  их объединяет и приводит к появлению  новых свойств и закономерностей. Это связь выступает как целое, а предметы - в качестве его частей.

Решение проблемы соотношения  части и целого состоит в признании того, что целое является качественно новым образованием. Оно характеризуется свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия. И поскольку нет части вне целого (в таком случае они просто элементы), как и целого без(до) части, то познание целого и части осуществляется одновременно.

Своими истоками синтетическая концепция соотношения части и целого уходит в глубокую древность. Сократ философствовал, лицо связывает в единое целое свои части — губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И как бы ни различались по виду и функциям все части лица, как бы ни были сходны, сами по себе они не образуют лица. Лицо есть нечто единое, целое.

В XX в. проблема соотношения  части и целого решалась в рамках методологического направления, получившего  название системного подхода. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем. Система (от греч. systema — целое, составленное из частей) — совокупность элементов, или частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя нечто целое.

Целое и часть остаются собственно философскими категориями, со своей особой смысловой нагрузкой. Система же — это общенаучное понятие и еще не вошло в состав основных категорий диалектики. Высказывается мнение, что целое - это система на ее«вершине», в отличие от еще только организующихся или уже распадающихся систем.

Предпосылкой формирования системного подхода явился переход к решению задач, связанных с освоением сложных, развивающихся объектов, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. К наиболее сложным системам относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, и самооргани чующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру.

Философские аспекты  системного подхода выражаются в  принципе системности, содержание которого раскрывается в понятиях целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы и др.

Понятие целостности отображает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого и вместе с тем зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого.

В понятии структурности фиксируется тот факт, что поведение системы обусловлено не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры, и что существует возможность описания системы через установление ее структуры.

Взаимозависимость системы  и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в постоянном взаимодействии со средой, оставаясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия.

Понятие иерархичности ориентирует на то, что каждый элемент системы может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система является одним из элементов более широкой системы.

Возможность множественности  описаний систем существует в силу принципиальной сложности каждой из них, вследствие чего ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный ее аспект.

В становлении  системного подхода велика роль экономиста, философа, политического деятеля и естествоиспытателя А.А. Богданова. Он выдвинул ряд тезисов:

А)неподвижные системы  разрушаются, сохранение системы возможно только в процессе ее движения, развития;

б) разрушение систем начинается с их слабых звеньев, а такими чаще всего бывают позднее возникшие  фрагменты системы;

в)относительную устойчивость систем поддерживают обратные связи;

г)симптомом разрушения системы служат кризисы, выход из которых осуществляется через качественные скачки в количественно-структурных связях.

24. Категории  диалектики, их методологическая  роль в научном познании

Категории — это предельно общие понятия в рамках данной предметной области. Вокруг системы категорий строится вся система понятий данной науки. Поскольку философия есть наука о наиболее общих связях и законах развития природы, общества и мышления, постольку и ее категориям присущ наиболее общий, универсальный характер

Категории философии — это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, они ступеньки познания мира, узловые пункты, помогающие познавать мир.

Через филос. категории  рассматр. свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Однако, как и в любой науке, не все философские категории всеобъемлющи. Например, гносеологические категории («знание», «истина», «заблуждение») характеризуют существенные аспекты лишь познавательной деятельности. Но есть и универсальные философские категории. Они вычленяются в особую систему: «связь», «взаимодействие», «отражение», «информация», «развитие», «причинность», «структура», «система», «форма», «содержание», «сущность», «явление» и др. Для категорий философии характерно то, что, как бы аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, они фиксируют именно мировоззренческие и методологические моменты в содержании научной мысли. Категории философии связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории «материя», не прибегая к категориям «движение», «развитие», «пространство», «время» и многим другим.

Исторически сложившиеся  категории даны каждому вступающему в жизнь человеку как нечто априорное (доопытное). По мере усвоения категории определяют зону и направленность видения мира-природой, социальной или духовной. Они ориентируют сущностное понимание мира человеком и человека в мире, организуют познавательную деятельность, определяя и поле обозреваемой реальности, и угол зрения, под которым мы осматриваем ее. Другими словами, категории наполнены и методологическим, и моровоззренческим содержанием.

Так, например, говоря о  категориях философии, можно назвать категории сущности и явления; единичное, особенное и общее; возможность, действительность и вероятность; необходимость и случайность.

Для примера рассмотрим категории необходимости и случайности.

Случайность - это субъективно неожиданные явления, это то, что в данных условиях может произойти так, а может и иначе.

Необходимость — закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития.

Если случайное имеет  причину в другом, то необходимое  имеет причину в самом себе.

Учет диалектики необходимости  и случайности - важное условие правильной практической и теоретической деятельности.


 

 

23. Детерминизм  как методологический принцип

Философский детерминизм — это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказания событии, имеющих как однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания.

Классической формой детерминизма в его механистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и предполагавший однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у Лапласа в следующей формулировке, если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

Диалектический  же детерминизм рассматривает категории причины и следствия в зависимости от категорий необходимости, случайности и вероятности. В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу случайностей.

Т.е. различают  след. формы детерминизма:

1. Механический детерминизм или Демокритовский (в трудах Ньютона, Лапласа, франц. философов-материалистов). Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей. Детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами, след. вывод о возможности точного предсказания состояний мат. систем и прошлом, будущем. Одна и та же причина вызывает одно и то же следствие (единственное) 2. Статистическая Дет - касается ситуаций, в которых имеется несколько альтернатив. 3. Диалектико-материалистическая концепция Дет. -причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями; включает в себя случайность. Индетерминизм – отрицание всеобщего характера причинности в крайней форме – отрицает ее вообще.

22. Материалистическая  диалектика и ее альтернативы

Каждая филос. сис-ма ставит и решает 2 проблемы:что сущ-ет (связ.с  бытием, материей и сознанием)и как  это «что» сущ-ет (наз. проблемн. м-д)?

Человек получает знания в своей деятельности с помощью методов. Диалектику (Д.)в кач-ве м-да м. опр-ть как сис-му принципов, правил, з-нов и категорий, кот-ми ч-к руков-тся в познав, и преобра-зоват. деят-ти. М-ды м. разд. на частные(м-ды физики, биол, хим..),общие (примен. в неск. обл-х)и всеобщие-филос. м-д, кот. рас-кпыв. единые принципы бытия природы, общ-ва и мышл-я.

Совр. всеобщ, науч. м-дом  явл. м-д материалистической Д. Его  альтернативой счит. метафизику, эклектику и софистику.

Само слово «Д.»  первым прим Сократ: Д. - это метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении. Платон понимал под Д. диалог логических операции, кот. происх. с помощью ?? и ответов.

Уже античн. Д. поделилась на объективн. (связь и отношения к миру не зависят от того, познаны они ч-ком или нет) и субъект.(Д. мышл-я, наши знания об окр. среде и самом ч-ке).

Впервые в истории  фил-фии целостная концепция Д. б разраб. в нем. классич. фил-фии. Осн. заслуга в разработке Д. как сис-мы прин-пов, з-нов и категорий принадл. Гегелю. Он не отрицал полностью диалект, разв-е природы, однако дух. пр-с общест. жизни представлялись ему превоступенчатыми. Заслуга его в том, привел в одну сис-му понятийн. аппарат Д.

Андроник Радоский объед. все работы Аристотеля под назв. «Метафизика» («то, что идет после физики»). А уже с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизике. Суть нового понимания диалектики выразил Маркс: первостепенным являются материальные потребности людей, но в тоже время он не отвергает важность идеального.

Надо различать: 1. диалектику бытия(природа, общество, человек); 2.теорию диалектики( бытие и познание); 3.метод  философского мышления.

21. Обыденное  и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой С. об-ва в целом (Общественное бытие и общественное сознание). О. б. и о. с. - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под 0.б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве - классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. Вопрос о взаимоотношении об. и ос. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. О. С. есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их об.

Уровнями  ОС. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (общественная психология), и научно-теоретическое сознание. включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Обыденно-практический уровень  - обыденное сознание:

- жизненное, несистематизированное,  целостное жизнепонимание I

- качество: полнота и  цельность жизнеощущения (ближе  к действительной жизни)     

Общественная  психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки.

Теоретический        уровень - теоретическое сознании: 
- идеи, которые подверглись творческой разработке и систематизации

- цельность обеспечивается  лишь философским мировоззрением

Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиции определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действит-ти.

В диапазоне уровней  общественного сознания функционируют  все его формы. Формы ОС. пред-ют собой различные способы духов, освоения действительности и включают политич и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. О.С. и его многообразным формам, при всей их зависимости от  Об., присуща относительная самостоятельность.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Сознание  как предмет философского осмысления

Сознание - высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, закл-ся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

С древности  мыслители искали разгадку сознания: богословы рассматривали сознание как искру божественного разума; идеалисты - первичность созн. по отношению к материи (в организме человека есть душа, кот-ая яв-ся причиной мысли, чувств, желаний; материалисты — сознание функция мозга и отражение внешнего мира.

Мозг - орган  сознания, а сознание - функция чел-ого  мозга (Например: мозг первобытного человека был примитивен и сознание, следовательно, тоже; разрушение материи мозга вследствие принятия алкоголя или наркотиков, нарушает и сознание). Т.е. мозг - материальный субстрат сознания.

Материя - объективная, а  сознание - субъективная реальность. «Сознание - субъективный образ объективного мира» - Ленин. Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Человек отражает внешний мир не пассивно, а в процессе практической, преобразующей деятельности. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» - Ленин.

Структура сознания: ядро сознания - ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление; внимание, эмоции, чувства, воля. Сознание - это не сумма множества его элементов, а их интегральное сложно структурированное целое.

Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Самосознание связано  с рефлексией -критический анализ собственного состояния.

Сознательное и бессознательное. Не все последствия своих действий мы осознаем. Многие действия носят автоматизированный характер. Выделяют два вида неосознанных действий; 1) действия никогда не осознававшиеся; 2) ранее осознаваемые действия.

С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языкам, к-рый также древен, как и С. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданный руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию Способ отношения к действительности определен не его телесной организаций( как у животных), а приобретаемым через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает пред нами и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает обшей с др. людьми общественной мерой.

Именно потому, что  человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его  отношения к миру и называется С. Без понимания, без знания, к-рое  несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и С. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой С. об-ва в целом (общественное сознание).

С др. стороны, нельзя отождествлять  понятия «психика» и «С», т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в С. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» С. Основной вопрос философии: что первично: сознание или материя?

19. Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы.

Человечество - это группы народов, развивающиеся вне взаимодействия между собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения между группами резко возрастают. Со 2 половины XX в. возникают глобальные проблемы общественного развития, от решения этих проблем зависит существование чел-ва: Угрозы: Эколог катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война.

Необходимое условие  жизни об-ва - взаимодействие об-ва и  природы. Человек - биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания.

На ранних этапах истории  особенности природной среды  влияли на форму деятельности и этапы  развития общ-ва. В дальнейшем уси-лиивается влияние человека на природную среду.

Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:

1.Древнейший (охота и  собирательство); 2)Допромышленный (возникновение  ремесла и переход к земледелию;3)Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности) 4)Вторая половина XX века - новый этап воздействия чел.на среду; угроза экологической катастрофы.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "общество-природа".При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - это сфера разумной жизни где действует разум, взаимодейстует общ-во и природа под его контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий существования чел-ва (атмосфера и т. д.). Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва - рост населения в мировом масштабе, это феномен XX века. Переход запада к капитализму сопровождался переходом к более высокой рождаемости и низкой смерти. Этот переход является демографической революцией. Вторая половина XX века эта революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки. Подобный рост создает новые соц,-эконом. проблемы и обостряет старые: продовольственная; занятости и трудоустройства. Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения. Теория Майтос - рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями - самая бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизации. Ни одна демографическая политика не имеет ничего общего с майтовской теорией.

  Принцип коэволюции -сопряженное, взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого.

Коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов — это и есть глобальный эволюционизм.

Коэволюция — это отношения между развивающимися системами, с корреляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадаптированы. Полярные уровни коэволюции — молекулярно-генетический и биосферный. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов.

 

17. Методология  постановки и решения проблемы: сознание - язык - речь

Сознание -высшее, свойственное только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, кот. требовали подчинения жизни индивида соц-фиксированной системе потребностей, дисциплине поведения, исторически сложившимся обычаям и нравам.

Язык - важнейшее ср-во развития чел. культуры, способ усвоения и использования соц. инфо, созданной предшествующими поколениями. В процессе осознания мысль оформляется в лог. формы, облекается в словесную оболочку. Без языка нет понятийного мышления. Вместе с тем, язык не мог бы возникнуть без способности людей абстрактно мыслить. Кроме репрезентативной, познавательной и регулятивной функции он выполняет еще и коммуникативную, служит средством передачи соц. инфо в пространстве.

Сознание и язык образуют единство. Он (язык) участвует в процессе мыслительной деятельности. Сознание не только выражается, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи чел. фиксирует свои мысли, чувства, и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу.

Постановка проблемы осуществляется в сознании, оформляется  с помощью языка и выражается посредством речи.


 

 

16. Методологическое  значение категорий движения  развития, пространства и времени  в научном познании

В мире все находится  в движении, от атомов до вселенной. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда. Даже устойчивость тел есть результат движения составляющих их компонент. Категория движения введена Гегелем.

Дв охватывает также  все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее опр направленность. Обратимые и ненаправленные изм. не есть развитие. Бывает восходящее и нисходящее развитие. В рез-те разв. возникает качественно новое. Существенную характеристику разв. составляет время, определяет его направленность. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке непрекращающегося движения всегда присутствуют моменты покоя, проявляющиеся в сохранении внутренней природы данного движения. Покой - характеристика движения в какой-либо устойчивой форме.

Существует  несколько качественно различных  форм движ. материи: механ, физическая (атом), хим (молекула), биологическая (бе-; лок), социальная (общество).

Древние - нет развития, время протекает циклически. Космос вечен и не развивается. Христианство - развитие в области духа, и только. Возраждение - линейное время, формир. понятие естественной истории и развития природы. Идеи развития мирового духа у Гегеля. Диалектика есть наука о разв. как о фундаментальном св-ве материи. Два типа развития - эволюция революция.

Пространство  и время как философские категории. Пространство - филос. категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей).

Время - филос. категория, которая выражает продолжительность существования бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного существования.

Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи. Абсолютность простр. и врем заключ. в том, что они всеобщие и необходимые формы сущ. материи. Науке не известно бытие материальных систем вне пространства и времени

Сложились две концепции  пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

  Субстанциальная берет свое начало у Демокрита, который бытию атомов противопоставил пространство как место где еще нет атомов. Продолжил Ньютон - пр и вр. рассматриваются как сущности (субстанции) существующие вне материи, рядом с ней. Такого взгляда могут придерживаться как материалисты (признают пр. и вр. существующими объективно) так и идеалисты (пр. и вр. отдельная субстанция порожденная сознанием).

Реляционная (берет начало от Аристотеля, развитие у Лейбница) считал, что пр. и вр. характеризуют порядок размещения тел пространства и последовательность их изменения. Т.о. пр. и вр. являются объективными, не зависимыми ни от чел., ни от человечества формами бытия движущейся материи.

Диалектико-материалистический подход: пространство и время явл. атрибутами материи, формами ее бытия, характеризует материю в единстве.

15. Методологическое  значение закона отрицания отрицания

В материалистической диалектике отриц. рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован Гегелем. Отриц. отриц. выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В мире все конечно. Возникают  и исчезают виды растений, животных; сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Во всем существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и приводит к необходимости нового отрицания, т.е. ОО.

В диалектике категория ОО означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого.

Закон ОО выступает и  как закон познания и как закон  объективного мира. Отрицание обозначает смену ступени развития другой. Раскрыть понятие отрицания значит показать, как связаны между собой предшествующие и последующие стадии в некотором ряду изменений. Эта связь противоречива, т.к. ни одна стадия не сохраняется вечно. В смене одной стадии другой есть момент разрушения, а с другой стороны - момент преемственности, ибо последняя стадия вырастает из предшествующей и включает в себя некоторые ее элементы.

Таким образом, изменение  в развитии — это две тенденции: преодоление и преемственность. Любая стадия развития, возникнув как отрицание предыдущей, в дальнейшем сама подвергается отрицанию. То есть развитие можно представить как некоторый ряд отрицаний. В этом ряду обнаруживается еще один тип зависимости: "триада" (по Гегелю). Смысл: если некоторый цикл развития имеет 3 стадии, то на третьей стадии возникают черты сходства с первой. В истории диалектики отмечалось, что именно благодаря этому развитие происходит по спирали.

Методологическая значимость закона ОО в том, что он дает надежный критерий определения направления развития систем и объектов как природного, так и социального мира, позволяя правильно оценить масштабы, возможности и темпы этого развития.

14. Методологическое  значения закона взаимоперехода  количественных и качественных изменений

Движение материи было бы невозможным, если бы она являлась чем-то нераздельным. Дифференциация материи  проявляется в разнообразии вещей  и явлений. В этом случае появл. необходимость  отделения одной вещи от другой, что можно сделать при помощи категории «качества».

Качество - филос. категория, которая обозначает неотделимую от бытия объекта существенную определенность, целостность через органичное единство общих и специфических свойств.

Т.о. качество это: 1. внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы; 2. то, что неотделимо от бытия предметов (вещей); 3. интегрированная совокупность свойств.

При рассмотрении категории  качества важно сколько качеств  имеет вещь: одну или много. Диалектика качественных и количественных изменений допускает не только единство качества и свойства, но и единство однокачественности и многокачественности. Под этим единством нужно понимать, что любая вещь или система во взаимодействии с другими вещами или системами - единое целое, поэтому имеет специфически присущую ей качественную определенность.

Качество имеет свою противоположность: категорию количества - это филос. категория, которая обозначает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое дает возможность создать характеристику вещи, применить математические методы исследования.

Количество выражает: 1. диффиренцированность предметов на множество признаков; 2. степень отличия свойств предметов и явлений; 3. сходство, однородность вещи предмета с другими вещами. Единство взаимосвязи качества и количества измеряется мерой (филос. категория, определяющая интервал качественных изменений, в границах которой основное качество остается неизменным)

Чтобы добиться качественного  изменения системы, необходима, в  соответствии с законом, целая совокупность, определенное количество направленных на это изменение мер, которые выступают условием требуемого изменения ее качественного состояния.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"