Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:15, шпаргалка
Билет № 1(Черты,периодизация и основные школы древнеиндийской философии)
Билет №2(Черты, периоды развития и основные школы древнекитайской философии)
Билет №3(Периодизация античной философии)
Билет №4(Основные черты античной философии)
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
Для софистов характерно:
критическое отношение к окружающей действительности;
стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:
любое знание есть добро;
любое зло, порок совершается от незнания.
Билет №7(Основные идеи философии Платона)
Основная часть философии
Мир идей (эйдосов) существует вне времени
и пространства. В этом мире есть определенная
иерархия, на вершине которой стоит идея
Блага, из которой проистекают все остальные.
Благо тождественно абсолютной Красоте,
но в то же время это Начало всех начал и Творец
Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается
как Солнце, идеи символизируются теми
существами и предметами, которые проходят
перед пещерой, а сама пещера — образ материального
мира с его иллюзиями.
Идея (эйдос) любой вещи или существа —
это самое глубокое, сокровенное и существенное
в нем. У человека роль идеи выполняет его
бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают
качествами постоянства, единства и чистоты,
а вещи — изменчивости, множественности
и искаженности.
Душа человека представляется у Платона
в образе колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной. Возница символизирует
разумное начало в человеке, а кони: белый —
благородные, высшие качества души, черный —
страсти, желания и инстинктивное начало.
Когда человек пребывает в ином мире, он (возница)
получает возможность вместе с богами
созерцать вечные истины. Когда же человек
вновь рождается в мире материальном, то знание
этих истин остается в его душе как воспоминание.
Поэтому, согласно философии Платона,
единственный для человека способ знать —
это припоминать, находить в вещах чувственного
мира «отблески» идей. Когда же человеку
удается увидеть следы идей — через красоту,
любовь или справедливые дела — то, по словам
Платона, крылья души, когда-то утерянные ею,
вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте,
о необходимости искать ее в природе, людях,
искусстве или прекрасно устроенных законах,
потому что, когда душа постепенно восходит
от созерцания красоты физической к красоте
наук и искусств, далее — к красоте нравов
и обычаев, — это наилучший способ для души
подняться по «золотой лестнице» к миру
идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека
и способной поднять его до мира богов,
является Любовь. Вообще, сам философ напоминает
Эрота: от также стремится достичь блага,
он и не мудр и не невежественен, но является
посредником между одним и другим, он не обладает
красотой и благом и именно поэтому стремится
к ним.
И философия, и любовь дают возможность
рождения чего-то прекрасного: от создания
прекрасных вещей до прекрасных законов
и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры»
к свету идей, поскольку способность видеть
свет духовного Солнца (то есть созерцать
истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению,
мы смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает нам
учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои добродетели:
разумная часть души имеет в качестве добродетели
мудрость, вожделеющее начало (страстное
начало души) — умеренность и воздержанность,
а яростный дух (который может быть союзником
как первого, так и второго) — мужество
и способность подчиняться разуму. Все
вместе эти добродетели составляют справедливость.
Платон проводит параллели между частями
души и типами людей в государстве и называет
справедливостью в государстве, когда
каждый человек находится на своем месте
и делает то, к чему более всего способен.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет
стражам (воинам) и их воспитанию, которое
должно сочетать в себе две части: мусическую
и гимнастическую. Гимнастическое воспитание
позволяет подчинить страсти разумному
началу и развить в себе качество воли.
А мусическое — позволяет смягчить яростный
дух и подчинить его законам ритма и гармонии.
Билет №8(Философия Аристотеля)
Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.
Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.
Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:
Также выделяют и четвертый вид – логику.
Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.
Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.
Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:
Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.
Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.
Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.
Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.
Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.
Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:
Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.
Билет №9(Философия поздней
Эпикуреизм - учение и образ жизни,
исходящие из идей Эпикура и его
последователей, отдающих не задумываясь
предпочтение материальным радостям жизни.
Главная задача ф. - создание этики, учения
о поведении, приводящем к счастью. Эпикур
развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во
Вселенной существуют только тела, находящиеся
в пространстве. Они непосредственно воспринимаются
чувствами, а наличие пустого пространства
между телами следуют из того, что иначе
было бы невозможно движение. Эпикур наделяет атомы способностью
самопроизвольного отклонения, которую
он рассматривает по аналогии с внутренним
актом воли человека. Получается, что атомам
присуща “свобода воли”, которая и определяет
“непременное отклонение”. Поэтому атомы
способны описывать разные кривые, начинают
касаться и задевать друг друга, сплетаться
и расплетаться, в результате чего возникает
мир.
Это является необходимым условием свободы
человека. Эпикурово понимание случайности
не исключает, причинного объяснения. Стоицизм
В конце IV в. до н. э. в Греции формируется
стоицизм, который в эллинистическом,
а также в более позднем римском периоде
становится одним из самых распространенных
философских течений. Его основателем
был Зенон. Трактат "О человеческой
природе". Зенон, разработавший утопию,
учение о всемирном государстве, в котором
все равны – свободные и рабы, греки и
варвары, мужчины и женщины. В этой стране
живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии
с законами природы. Зенон писал: «Основная
цель человеческой жизни – согласие с
природой, и это то же самое, что жить в
согласии с добродетелью». Зенон считал,
что логику, этику и физику нужно объединить
в одну систему.
В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Центром и носителем познания, согласно стоической ф. , является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное.
В онтологии стоики признают два
основных принципа: материальный принцип
(материал), который считается основой,
и духовный принцип - логос (бог), который
проникает через всю материю
и образует конкретные единичные
вещи.
Стоическая этика выдвигает
на вершину человеческих усилий добродетель.
Добродетель, по их представлениям единственное
благо. Добродетель означает жить в
согласии с разумом.
НЕОПЛАТОНИЗМ – завершающий
период в истории античного платонизма.
Началом неоплатонической философии считается
учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма
являются учение об иерархически устроенном
мире, порожденным от запредельного ему
первоначала, особое внимание к теме «восхождения»
души к своему истоку, разработка практических
способов единения с божеством (теургии)
на основе языческих культов, в связи с
этим устойчивый интерес к мистицизму,
пифагорейской символике чисел.Неоплатонизм
оказал огромное влияние на развитие средневековой
философии и теологии. Разработанный в
школе понятийный аппарат, учение об устремленности
к нетленному и вечному были переосмыслены
и вошли в контекст христианского богословия.
Билет №10(Средневековая философия)
Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты
обращались к императорам, преследовавшим
христианство. Они стремились доказать,
что христианство поднимает такие
вопросы, которые ставила и