Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Билет № 1(Черты,периодизация и основные школы древнеиндийской философии)
Билет №2(Черты, периоды развития и основные школы древнекитайской философии)
Билет №3(Периодизация античной философии)
Билет №4(Основные черты античной философии)

Файлы: 1 файл

история философии.docx

— 119.94 Кб (Скачать файл)

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;  

младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал  к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал  софистику в практической деятельности.

Для софистов характерно:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства  и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

субъективизм в оценках и  суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что  действительность существует только в  мыслях человека.

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. 

Сократ вел свою философию и  просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой  были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ  был сторонником этического реализма, согласно которому:

любое знание есть добро;

любое зло, порок совершается от незнания.

Билет №7(Основные идеи философии  Платона)

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению  философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. 
 
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. 
 
Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. 
 
Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей. 
 
Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним. 
 
И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. 
 
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. 
 
В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость. 
 
Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. 
 
Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

 

Билет №8(Философия Аристотеля)

Аристотель является древнегреческим  философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался  не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени  он посвятил искусству выступлений  – риторике.

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке  не только развиться, но и перейти  на более высокий уровень. Философия  Аристотеля может быть разделена  на три вида:

  • теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;
  • практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;
  • поэтическую.

Также выделяют и четвертый  вид – логику.

Философия Аристотеля имеет  много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия  – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком  состоянии находится мир, а так  же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

Аристотель говорил, что  не существует чистых идей, которые  не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно  определенных вещей, конкретная вещь –  индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о  бытие, философ выводит его категории:

  • сущность;
  • отношение;
  • количество;
  • место;
  • положение;
  • время;
  • действие;
  • состояние;
  • страдание;
  • качество.

Философия Аристотеля дает следующее  определение бытию: сущность, которая  обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь  является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также  касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ  приходит к выводу, что потенцией  и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью  перехода от материи к форме и  наоборот, потенция является пассивным  началом, а форма активным. Также  он пришел к мысли, что Бог –  это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем  сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря  животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы –  только она выделяет человека из животного  мира.

Социальная философия  Аристотеля утверждает, что человек  является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также  мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял  шесть типов государств:

  • тиранию;
  • монархию;
  • аристократию;
  • крайнюю олигархию;
  • охлократию;
  • политию.

Все типы государства он подразделял  на «дурные», также на «хорошие». Стоит  отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

 

Билет №9(Философия поздней античности)

 

Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его  последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Главная задача ф.  - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следуют из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним актом воли человека. Получается, что атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”. Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.  
Это является необходимым условием свободы человека. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Зенон, разработавший утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны – свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Зенон писал: «Основная цель человеческой жизни – согласие с природой, и это то же самое, что жить в согласии с добродетелью». Зенон считал, что логику, этику и физику нужно объединить в одну систему.

В онтологии стоики признают два  основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который  проникает через всю материю  и образует конкретные единичные  вещи.

Центром и носителем познания, согласно стоической ф. , является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное.

В онтологии стоики признают два  основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который  проникает через всю материю  и образует конкретные единичные  вещи. 

Стоическая этика выдвигает  на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в  согласии с разумом. 
НЕОПЛАТОНИЗМ – завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел.Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия.

 

Билет №10(Средневековая философия)

Раннее средневековье  характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена  служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат  для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.

Со 2 века Греческие апологеты  обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие  вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"