Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Билет № 1(Черты,периодизация и основные школы древнеиндийской философии)
Билет №2(Черты, периоды развития и основные школы древнекитайской философии)
Билет №3(Периодизация античной философии)
Билет №4(Основные черты античной философии)

Файлы: 1 файл

история философии.docx

— 119.94 Кб (Скачать файл)

Склонна к софистике и догматизму.

Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой  философии:

1.   Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2.   Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)

3.   Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

 

Билет №11(Вклад Августина в развитие патристики)

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических  доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Наиболее значительными  представителями патристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский и Августин Блаженный. 
Основные произведения Августина Блаженного - "Исповедь", "О Граде Божьем". 
 
Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса. Находился под влиянием идей Платона. 
 
Августин Блаженный категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога. 
 
Проблема времени рассматривается через творение. Бог пребывает вне времени (в вечности, в постоянном настоящем). Деление времени на прошлое, настоящее и будущее - свойственно человеку (т.е. это человеческое понятие). Августин Блаженный обратил внимание на субъективное время. 
 
Соотношение добра и зла Августин Блаженный рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло - это отсутствие добра, также как тишина - это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Теодицея - оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного - это христианский оптимизм. В своей моральной доктрине Августин Блаженный исходил из признания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, т.к. он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека - жизнь по Богу. 

Билет №12(Развитие схоластики. Философия Ф. Аквинского)

Начнём с рассмотрения того, что  такое схоластика. Схоластика (греч. sholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которых схоластика приспосабливала к своим целям).

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26—1274). Формой изложения своих учений он избрал подробные тематические описания, содержащие все, что только можно сказать  о каком-либо предмете –суммы:

1-я: «Сумма против язычников»

2-я: «Сумма теологии» – в  этой работе он, используя философию  Аристотеля, систематизировал все  христианское учение, т.е. создал  его теоретическую концепцию. 

Положения его учения таковы:

1. Принцип гармонии веры  и разума. У человека есть два способа познания: способность к мышлению и интуиция (сверхчувствительный способ). Мышление всегда направлено на познание земного мира, физической реальности, мышление является необходимым условием возникновения и развития науки. Интуиция («божественное озарение») – это способность видеть истину непосредственно, результатом и одновременно источником такого откровения является вера. Отсюда следует, что религия и наука не могут соперничать друг с другом по определению – у них разные объекты познания! Однако наука не в силах объяснить все существующие явления, так же, как религия бессильна в поле деятельности реальности и не может подменить науку. Соединение этих способов познания обеспечивает гармонию мировоззрения.   

 

2. Пять доказательств  бытия божия. Для доказательства Фома Аквинский использует элементы теории пределов (за 200 с лишним лет до появления теории как таковой!). Так, в четвертом доказательстве он рассматривает иерархию восходящих форм, в которой бог является пределом совершенства, идеальным состоянием, своеобразной «конечной точкой», формой, в которой представлено ВСЕ. В пятом доказательстве он рассматривает бога как конечный результат (или цель), к достижению которого стремится ВСЕ. Философ исходит из понятия «дурная бесконечность» – это бесконечность, уходящая в неопределенность. Такая дурная (актуальная) бесконечность бессмысленна, а значит, невозможна! Следовательно, должен существовать предел бесконечности. Это и есть бог. Спустя 300 лет И. Ньютон использует этот подход в формулировках своих законов: «Всякое движение вызывается внешним толчком, который, в свою очередь, так же вызван каким-то движением. Значит, в основе движения лежит некий первотолчок»: 

С течением времени наблюдается  повышение степени сложности  и степени совершенства объектов, т.е. прогресс. Самым совершенным  является Господь Бог.

 

Билет №13(Философия эпохи Возрождения)

Философией эпохи Возрождения  называется совокупность философских  направлений, возникших и развивавшихся  в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

   Каковы же характерные черты философии эпохи Возрождения, делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской философии и отличающие от философии средневековья и Нового времени? Во-первых, философия перестает быть служанкой теологии, секуляризируется и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает “книжную мудрость” и схоластические словопрения на основе исследования самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей естествознанием и великими географическими открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, утверждающий в процессе творческой деятельности свою индивидуальность и независимость.

 

Билет №14(Периодизация философии  эпохи Возрождения)

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

 

Второй этап развития философии  эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

Последний третий этап развития философии  эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Билет №15(Роль реформации в развитии философии Возрождения)

Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь  к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении  взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

 

Билет №16(Обзор работ Н.Маккиавелли)

Пост навеян очередным  прочтением «Государя» Никколо Макиавелли, размышлением на тему захвата и удержания власти в государстве, идеального правителя. На примере средневековой Италии в книге разбираются типичные случаи государственного устройства, методы прихода к власти и ее удержания, способы управления народом и знатью, рекомендации относительно содержания своего, наемного, союзнического, смешанного типа войск и т.п. Все мысли по поводу книги являются совершенно общими и отвлеченными и не преследуют целей призыва к захвату и удержанию власти ни в какой стране, регионе и т.п.

Смысл

Макиавелли утверждает, что  захват и удержание власти в любом  государстве – дело нелегкое и  подходить к его реализации нужно  обдуманно, так как результаты всецело  будут зависеть от того, как тот  или иной правитель получил власть, на кого опирается при осуществлении  управления, как взаимодействует  и народом и своим знатным  окружением.

Как утверждает автор, «работа» государя – это как любая другая работа, которую можно делать хорошо или плохо, а на результаты этой работы вполне могут воздействовать те или  иные действия государя.

Цель автора – дать систематизацию хороших и плохих методов управления государством.

Мне кажется, однако, что данное «исследование» говорит в основном о тактике, а не о стратегии, ведь, в подробностях рассматривая множество  достаточно мелких действий и решений, автор гораздо меньше внимания уделяет  более глобальным и стратегическим (хотя и более долгим и трудным  в исполнении) вопросам, например, общей  религии, замещении одного народа другим, поощрения высокой рождаемостью «желательных» групп и низкой «нежелательных» и т.п.

Я считаю, что вопрос захвата  и удержания власти более эффективно (и долго) решается населением нужной территории «своими» людьми, нежели дворцовыми интригами и выпадами в адрес  представителей оппозиционных родов, кланов и т.п. Именно это и показывает история на примере большого количества стран (например, Россия, Косово, некоторые  арабские страны и многие другие).

Вывод

Мне кажется, что рекомендации, которые дает автор, широко применяются  в политике даже теми людьми, кто  ничего не слышал о Макиавелли и  его труде. БольшАя часть этих рекомендаций представляет из себя абсолютно постыдные действия, предпринимать которые я лично никому не советую из-за их низкой этичности или полной преступности, но в любом случае книга заслуживает того, чтобы ее прочитать. Вам советую хотя бы бегло ознакомиться с ней естественно не для захвата власти, а для того, чтобы представлять, какими методами пользуются наши (и не только наши) правители, руководители, начальники (причем не только на государственном уровне, но и на уровне организации, фирмы и т.п.)

Билет №17(Научная революция и  философия 17в)

В 17 веке произошла научная революция: были открыты законы механики движения, создана первая естественно научая теория, аналитическая геометрия Декарта, Дифференциально - интегральное исчисление Ньютон и Лейбниц.  
Каким образом новые открытия в науки сказались в сфере философии ?  
1) Все частные науки и философия связаны органически между собой, оказывают воздействие друг на друга.  
2) Философское знание нельзя представлять как сумму знаний частных наук оно специфично. Влияние науки на философию сказывалось в изменение философской методологии, стиля мышления. Под воздействием частных наук сложился определенный стиль философского мышления. Объективные обстоятельства - потребности капиталистического производства требовали замены схоластического метода познания методами научными методами, обращенными к реальному миру.  
Философы с одной стороны ведут беспощадную войну против наследия средневековой философии (схоластики) не способной служить машинному производству, а с другой стороны они занимаются разработкой ряда теоретико-познавательных проблем - источники познания, соотношения чувственного и рационального. По этому центральной проблемой философии нового времени является проблема : методов научного исследования. Метод - это путь познания. Хороший метод является эффективным средством получения нового знания. Научные методы подразделяются:  
 
-Эмпирические илитопытные  
- Теоретические К первому относится наблюдение, эксперимент; ко второму математизация, дедуктивный метод. В центре естество знания 17-18 веков стояла механика земных небесных тел, законы которые использовали во всех сферах постижения бытия. Такая форма методологии научного знания получила название "механицизма". Механицизм в целом был прогрессивным явлением, он опирался на эмпирические факты, отбрасывал всякие представления о сверх естественном, ориентировал на изучение природы самой по себе. В то же время он обладал рядом не достатком: Отрицал качественное многообразие бытия, т.е. качественное многообразие бытия живой не живой природы, человеческого духа и.т.д. Поскольку единой формой движения он признавал механическое движение. Более того механицизм признавал в качестве источника движения тела, не что внешнее, это было связано с неправильным истолкованием 2-го закона механики Ньютона. Согласно этому истолкованию сила рассматривалась в качестве причины движения. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"