Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
3) НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО— религиозно-нравственное течение в Русской Православной Церкви кон. 15 — 1-й пол. 16 в. Духовный глава — преп. Нал Сорский. Основные представители: Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, Максим Грек кр. К кон. 15 в. по мере роста и укрепления русского государства встал вопрос о роли и месте церкви в системе государственно-политических институтов. В самой церкви к этому времени складываются две крайние точки зрения нестяжателей и иосифлян. Иосифляне выступали за активную позицию церкви в делах государства, нестяжатели, наоборот, опираясь на традиции восточного исихазма(— христ. учение об исихии (греч. ήσυχία — молчание, покой), отстаивали независимость церкви от государства, были против вмешательства церкви в мирские дела и главной задачей духовенства считали отказ от соблазнов мира и собственное нравственное самосовершенствование. Верные идеалам христианского гуманизма, они убеждали прощать покаявшихся еретиков. Нестяжатели отказывались от какого бы то ни было собирания (стяжания) богатства, отдавали предпочтение внутренней сущности веры перед внешней, обрядовой стороной религии. В конечном итоге иосифляне, благодаря своей активной позиции, одержали верх. На соборе 1525 был осужден Максим Грек, в 1531 — Вассиан Косой. К сер. 16 в. нестяжательство фактически прекратило свое существование.
Иосифляне
- сторонники и последователи
Иосифа Волоцкого. Как
2. Философская мысль Киевской Руси
В "Изборнике Святослава" (1703 г.) среди других переводов находятся отрывки из "Диалектики" византийского философа VII - VIII вв. Иоанна Дамаскина, в которых дается такое определение философии: "Философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых. Философия является искусством искусств и наукой наук, она является любовью к мудрости, истинной же мудростью есть бог ".
Преобладающим в дальнейшем становлении философии Киевской Руси становится платоновский мотив философии как "любомудрия", т.е. "софийное" понимание философского знания. В платоновско-христианской традиции "софия", то есть "мудрость" толкуется как личностное, а не абстрактное значение, что свидетельствует о екзистенциальнисть (життевосмисловисть) философской мысли, а христианство воспринимается под знаком Софии ". (Недаром именно Софии - Мудрости в Киевской Руси было посвящено три ее главных храма: в Киеве, Новгороде и Полоцке), а крещение Руси изображается одним из первых киевских любомудров Иларионом как приход "примудрости Божией" - Софии. Поэтому мудрость есть не просто "ведением", т.е. знанием. Она является знанием не вещей самих по себе, а их сути, которая является "божественным замыслом" их творения.
Философия Киевской Руси охватывает
период с XI в. Наиболее ранней оригинальной
достопримечательностью этой эпохи
следует считать "Слово о законе
и благодати" Илариона. Заканчивается
этот период в середине XIV в., С потерей
независимости Галицко-
1) Русская философия является выражением развивающегося процесса осмысления учеными устоев бытия и оснований познания и преобразования действительности. В сочинениях отечественных философов нашли выражение подлинно значимые, магистральные идейные поиски народа с долгой, богатой и поучительной историей. Русская философия, возникнув в глубине веков, развивалась в тесном взаимодействии с экономическим, религиозным, политическим, правовым, моральным и эстетическим сознанием народа. Эта философия наряду со стремлением отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей к достижению общественного блага.
Древнерусская философия, несмотря
на ее связь с опытом предшествующей
христианской философии других народов,
обладает значительностью и
Сегодня большинство историков философии вопреки примеру Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского начинает излагать историю отечественной философии не с XVIII, а с X в. Это объясняется тем, что дата возникновения русской философии, по мере изучения истории культуры, дохристианской религии, памятников литературы Древней Руси, перемещается учеными в глубину веков.
Современные исследователи полагают, что элементы философии входили в мировоззрение наших предков еще до принятия ими христианства, т. е. до 988 г. и до появления первых памятников письменности.
Выявление содержания философии
Древней Руси до XI в. дело сложное. Такая
работа требует реконструкции
В наши дни принято изложение
истории русской философии
Письменность на Руси появилась в конце X в. Письменные источники свидетельствуют о том, что философия русского народа испытала на себе влияние книжной мудрости других народов, в первую очередь византийских и древнегреческих авторов.
Но главенствующую роль в
возникновении философии на Руси
сыграла необходимость
Появление философии в
нашей стране по времени совпало
с тревожными событиями кровопролитных
войн на рубежах отечества, мучительными
попытками преодолеть феодальную раздробленность,
нашествиями степных народов, которые
подрывали экономику и
Философия зарождается на
Руси из потребности объяснения мироустройства,
целей существования
В древнерусской литературе,
имеющей философское
К переводной литературе относится прежде всего Библия, которая полностью была переведена лишь к концу XV в. Сначала был переведен “Новый завет”, а затем по частям переводился “Ветхий завет”. В 1499 г. появился полный перевод Священного писания — “Геннадиевская Библия”.
Особое значение для формирования древнерусской философии имели Евангелие и Псалтырь (151 псалом). С принятием христианства началась деятельность по переводу на старославянский язык святоотческой литературы, т. е. сочинений Григория Назианзина, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника. В формировании русской религиозной философии определенную роль сыграл “Шестоднев” Иоанна Экзарха Болгарского (864-927) на сюжет сотворения мира.
Важное значение для распространения идей святых христианских вероучителей имел, созданный по-видимому в Болгарии, “Изборник 1073 г.” В нем содержится более 200 глав более чем 20 авторов (Афанасия Александрийского, Иустина Философа, Василия Великого, Максима исповедника, Иоанна Дамаскина и др.). Близок к составу “Изборника 1073 г.” и “Изборник 1076 г.”, также имеющий энциклопедический характер. В нем содержатся статьи как на вероучительные, так и на нравственно-воспитательные темы.
На формирование философского сознания Древней Руси оказал влияние памятник византийской литературы “Хроники” Иоанна Малалы и Георгия Амартола. В хрониках Амартола сообщается читателю о древнегреческих философах (Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите, Оригене, Прокле и др.).
Что касается оригинальных сочинений, созданных древнерусскими авторами, то надо прежде всего назвать “Слово о законе и благодати” Иллариона, созданное между 1037 и 1050 гг. во времена княжения Ярослава Мудрого. “Слово” преисполнено жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли, в нем утверждается равенство русского народа среди других цивилизованных народов. Это произведение является самым первым памятником отечественной литературы, оно состоит из трех частей: сопоставление закона и благодати, описание распространения христианства на Руси и похвалы князю Владимиру Ярославовичу и его сыну Ярославу.
Существенное значение для
формирования национального самосознания
древних россиян имели
Значительную роль в формировании
отечественного философского сознания
принадлежит Кириллу Туровскому
(ок. 1130 — 1182). Его проповеди, слова, реси
представляют вершину древнерусского
торжественного красноречия. Лучшие из
творений Кирилла Туровского вошли
в сборники “Златоуст” и “Торжественник”.
Предназначенные для
Другая притча “Горе о разуме согрешающем” учит, что нельзя безнаказанно творить зло даже из благих намерений. Эта идея волновала многих мыслителей и в последующие времена.
В “Повести о белоризе мнишестве” (“Повести о беспечном царе и его мудром советнике”) утверждается, что власть может не дать человеку счастья, а знание, даже и при скудости средств к жизни может сделать человека счастливым.
В “Слове о премудрости” связывается познание с нравственными устоями.
Интересным памятником древнерусской
литературы является “Поучение Владимира
Мономаха” (княжил 1113 — 1125). В этом произведении,
проникнутом стремлением
Содержательным в философском
отношении является “Послание Никифора
митрополита Киевского к
Одним из самых интересных памятников отечественной литературы считается “Моление” или “Слово Даниила Заточника” (конец XII — начало XIII в.). Даниил Заточник обращает внимание на ценность личной свободы. Он также советует подбирать людей на службу не по внешнему виду, а по рвению к службе, по умению нести ее. Даниил Заточник советует не выставлять свои знания, быть скромным и приветливым с теми, кто лишен знаний и умений.
Полезным для формирования патриотического национального самосознания русских были следующие произведения: “Сказание о Борисе и Глебе”, “Житие Феодосия Печерского”, “Повесть о полку Игореве”, былины, сказки, русские народные песни, а также “жития святых”.
Нашествие степных народов было суровым испытанием не только для русской национальной культуры, но и для русской духовности. В немногочисленных литературных источниках, относящихся к XIII-XIV вв., таким, как “Повесть о разорении Рязани Батыем”, в “Житии Михаила Черниговского” воспевается идея любви к родине, пропагандируется необходимость единения и борьбы с захватчиками.
Важную роль в деле формирования
освободительной философии
Большое значение в развитии
отечественной философии