Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 28.33 Кб (Скачать файл)

3) НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО— религиозно-нравственное течение в Русской Православной Церкви кон. 15 — 1-й пол. 16 в. Духовный глава — преп. Нал Сорский. Основные представители: Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, Максим Грек кр. К кон. 15 в. по мере роста и укрепления русского государства встал вопрос о роли и месте церкви в системе государственно-политических институтов. В самой церкви к этому времени складываются две крайние точки зрения нестяжателей и иосифлян. Иосифляне выступали за активную позицию церкви в делах государства, нестяжатели, наоборот, опираясь на традиции восточного исихазма(— христ. учение об исихии (греч. ήσυχία — молчание, покой), отстаивали независимость церкви от государства, были против вмешательства церкви в мирские дела и главной задачей духовенства считали отказ от соблазнов мира и собственное нравственное самосовершенствование. Верные идеалам христианского гуманизма, они убеждали прощать покаявшихся еретиков. Нестяжатели отказывались от какого бы то ни было собирания (стяжания) богатства, отдавали предпочтение внутренней сущности веры перед внешней, обрядовой стороной религии. В конечном итоге иосифляне, благодаря своей активной позиции, одержали верх. На соборе 1525 был осужден Максим Грек, в 1531 — Вассиан Косой. К сер. 16 в. нестяжательство фактически прекратило свое существование.

Иосифляне

- сторонники и последователи  Иосифа Волоцкого. Как церковно-политическое  течение иосифлянство сложилось  в кон. XV – нач. XVI в. и окончательно  сформировалось в идеологию рус.  православной церкви, стоявшей на  почве союза с великокняжеской  властью, в первые два десятилетия  XVI в. И. выдвигали на первый  план не внутреннее духовное  совершенствование личности, не  свободу духа, а социальную миссию  религии и церкви как организующего  начала человеческого общежития.  Отсюда идея необходимости сосредоточения  богатств в монастырях ради  социально организованной благотворительности,  а также требования суровой  дисциплины в монашеской жизни,  строгого соблюдения обрядового  благочестия уставной молитвы,  недопущения к.-л. отступлений  от устава. И были непримиримыми  противниками всякого рода ересей  и не допускали никакой пощады  еретикам. После смерти Иосифа  Волоцкого во главе И. встал  Даниил, избранный игуменом Волоколамского  монастыря, а с 1522 г. ставший  митрополитом Московским. Под его  руководством они повели ожесточенную  борьбу против нестяжателей. На  соборе 1525 г. под их давлением  был осужден Максим Грек, к-рому  вменили в вину неточности  его переводов, но фактически  он был подвергнут наказанию  за обличение внешнего, обрядоверческого  направления рус. благочестия.  Собор 1531 г. осудил наиболее  яркого последователя Нила Сорского  идеолога нестяжательства Вассиана  Косого (Патрикеева), богословские расхождения  к-рого с Даниилом были квалифицированы  как ереси. В 1553-1554 гг. уже при  митрополите Макарии было осуждено  на заточение много “заволжских  старцев”- нестяжателей, в т. ч.  и Артемий Троицкий. Скиты вокруг  Кирилло-Белозерского монастыря  опустели. Т. обр., в рус. православии  с сер. XVI в. И. окончательно  взяли верх над нестяжателями,  победило направление внешнего  благочестия, а сторонники “умной”  молитвы, духовной свободы, независимости  церкви от светской власти  потерпели поражение. В дальнейшем  по мере укрепления связи И.  с великим князем Московским  в их идеологии все более  явственно начинают проступать  черты “государственности”. В  великокняжеской власти они начинают  усматривать гаранта соблюдения  имущественных прав монастырей  от посягательств удельных князей, а также средство борьбы против  еретических учений. В XVI в. иосифлянство  окончательно превращается в  официальную идеологию рус. православной  церкви. Среди иосифлянских публицистов  мы видим таких представителей  рус. церкви, как старец Филофей,  архиепископ Феодосии, митрополит  Макарий. Однако победа И. в  официальной борьбе не принесла  им нравственных успехов. В  общественном сознании иосифлянство отождествилось с прислужничеством церкви светской власти. И хотя это не соответствовало его идеологии, на их совести были гонения против Максима Грека, “заволжских старцев”, к-рые своим нравственным обликом олицетворяли стойкость духа против внешних притеснений.

2. Философская мысль Киевской Руси

В "Изборнике Святослава" (1703 г.) среди других переводов находятся  отрывки из "Диалектики" византийского  философа VII - VIII вв. Иоанна Дамаскина, в  которых дается такое определение  философии: "Философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых. Философия  является искусством искусств и наукой наук, она является любовью к мудрости, истинной же мудростью есть бог ".

Преобладающим в дальнейшем становлении философии Киевской Руси становится платоновский мотив  философии как "любомудрия", т.е. "софийное" понимание философского знания. В платоновско-христианской традиции "софия", то есть "мудрость" толкуется как личностное, а не абстрактное значение, что свидетельствует  о екзистенциальнисть (життевосмисловисть) философской мысли, а христианство воспринимается под знаком Софии ". (Недаром именно Софии - Мудрости в  Киевской Руси было посвящено три  ее главных храма: в Киеве, Новгороде  и Полоцке), а крещение Руси изображается одним из первых киевских любомудров Иларионом как приход "примудрости  Божией" - Софии. Поэтому мудрость есть не просто "ведением", т.е. знанием. Она является знанием не вещей  самих по себе, а их сути, которая  является "божественным замыслом" их творения.

Философия Киевской Руси охватывает период с XI в. Наиболее ранней оригинальной достопримечательностью этой эпохи  следует считать "Слово о законе и благодати" Илариона. Заканчивается  этот период в середине XIV в., С потерей  независимости Галицко-Волынским  княжеством, культура которого непосредственно  развивала достижения Киевской Руси. В течение этого периода философия  существовала как совокупность философских  идей, которые структурировали мировоззрение  и отражались во всем массиве результатов  культурно творчества. То есть философия  еще не выделилась в относительно самостоятельную сферу теоретического освоения мира.

1) Русская философия является выражением развивающегося процесса осмысления учеными устоев бытия и оснований познания и преобразования действительности. В сочинениях отечественных философов нашли выражение подлинно значимые, магистральные идейные поиски народа с долгой, богатой и поучительной историей. Русская философия, возникнув в глубине веков, развивалась в тесном взаимодействии с экономическим, религиозным, политическим, правовым, моральным и эстетическим сознанием народа. Эта философия наряду со стремлением отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей к достижению общественного блага.

Древнерусская философия, несмотря на ее связь с опытом предшествующей христианской философии других народов, обладает значительностью и оригинальностью.

Сегодня большинство историков  философии вопреки примеру Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского начинает излагать историю отечественной  философии не с XVIII, а с X в. Это  объясняется тем, что дата возникновения  русской философии, по мере изучения истории культуры, дохристианской религии, памятников литературы Древней Руси, перемещается учеными в глубину  веков.

Современные исследователи  полагают, что элементы философии  входили в мировоззрение наших  предков еще до принятия ими христианства, т. е. до 988 г. и до появления первых памятников письменности.

Выявление содержания философии  Древней Руси до XI в. дело сложное. Такая  работа требует реконструкции воззрений  наших далеких предков на основе изучения истории культуры, хозяйства, быта, политической жизни, верований  и т. п.

В наши дни принято изложение  истории русской философии начинать с анализа содержания первых литературных памятников.

Письменность на Руси появилась  в конце X в. Письменные источники  свидетельствуют о том, что философия  русского народа испытала на себе влияние  книжной мудрости других народов, в  первую очередь византийских и древнегреческих  авторов.

Но главенствующую роль в  возникновении философии на Руси сыграла необходимость осмысления исторического опыта нашего народа и решения тех насущных проблем, которые стояли перед ним.

Появление философии в  нашей стране по времени совпало  с тревожными событиями кровопролитных войн на рубежах отечества, мучительными попытками преодолеть феодальную раздробленность, нашествиями степных народов, которые  подрывали экономику и культуру. Испытания, выпавшие на долю россиян, тормозили  прогресс в развитии философской  мысли и создавали помехи сохранению ее ранних памятников, а также снижали  возможности освоения достижений философской  мысли других народов.

Философия зарождается на Руси из потребности объяснения мироустройства, целей существования государства, общества и человека, из необходимости  разработки принципов социальной организации  и общения.

В древнерусской литературе, имеющей философское содержание, выделяют переводную в виде текстов  Священного писания и Святоотческую, общую для всех христианских народов  литературу; переводную византийскую литературу; оригинальную литературу, созданную отечественными авторами.

К переводной литературе относится  прежде всего Библия, которая полностью  была переведена лишь к концу XV в. Сначала  был переведен “Новый завет”, а  затем по частям переводился “Ветхий  завет”. В 1499 г. появился полный перевод  Священного писания — “Геннадиевская Библия”.

Особое значение для формирования древнерусской философии имели  Евангелие и Псалтырь (151 псалом). С принятием христианства началась деятельность по переводу на старославянский  язык святоотческой литературы, т. е. сочинений Григория Назианзина, Василия  Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника. В формировании русской религиозной  философии определенную роль сыграл “Шестоднев” Иоанна Экзарха Болгарского (864-927) на сюжет сотворения мира.

Важное значение для распространения  идей святых христианских вероучителей имел, созданный по-видимому в Болгарии, “Изборник 1073 г.” В нем содержится более 200 глав более чем 20 авторов (Афанасия Александрийского, Иустина Философа, Василия Великого, Максима исповедника, Иоанна Дамаскина и др.). Близок к  составу “Изборника 1073 г.” и “Изборник 1076 г.”, также имеющий энциклопедический характер. В нем содержатся статьи как на вероучительные, так и на нравственно-воспитательные темы.

На формирование философского сознания Древней Руси оказал влияние  памятник византийской литературы “Хроники”  Иоанна Малалы и Георгия Амартола. В хрониках Амартола сообщается читателю о древнегреческих философах (Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите, Оригене, Прокле и др.).

Что касается оригинальных сочинений, созданных древнерусскими авторами, то надо прежде всего назвать “Слово о законе и благодати” Иллариона, созданное между 1037 и 1050 гг. во времена  княжения Ярослава Мудрого. “Слово”  преисполнено жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание  Русской земли, в нем утверждается равенство русского народа среди  других цивилизованных народов. Это  произведение является самым первым памятником отечественной литературы, оно состоит из трех частей: сопоставление  закона и благодати, описание распространения  христианства на Руси и похвалы князю  Владимиру Ярославовичу и его  сыну Ярославу.

Существенное значение для  формирования национального самосознания древних россиян имели летописи. Летописный свод “Повесть Временных  Лет” лежит в основе почти всех русских летописей. Специалисты  полагают, что его автором был  монах Киево-Печерского монастыря  Нестор. В этом произведении нашла  выражение древнерусская философия  истории. Основная тема “Повести Временных  Лет” — защита и сохранение единства Русской земли. В этом произведении содержатся философские высказывания христианского типа об источниках зла, о силе добра, о Божественном предопределении  всего в мире. В “Повести Временных  Лет” говорится о том, что основная причина бедствий и разорений  Земли русской — распря между  князьями.

Значительную роль в формировании отечественного философского сознания принадлежит Кириллу Туровскому (ок. 1130 — 1182). Его проповеди, слова, реси представляют вершину древнерусского торжественного красноречия. Лучшие из творений Кирилла Туровского вошли  в сборники “Златоуст” и “Торжественник”. Предназначенные для праздничного чтения, они составлены из сочинений  православных византийских авторов  и прежде всего Иоанна Златоуста. Кирилл Туровский писал философские  притчи: “Притча о человеческой душе и теле” или “Притча о  слепце и хромце” — в ней  осуждаются светские и духовные владыки  своими деяниями ослабляющие русскую  землю. Здесь имеется в виду Андрей Боголюбский, опустошивший в 1169 г. Киев, и Владимирский епископ Федор, добившийся сана митрополита от константинопольского патриарха и объявивший о независимости  от Киевского митрополита.

Другая притча “Горе о  разуме согрешающем” учит, что нельзя безнаказанно творить зло даже из благих намерений. Эта идея волновала  многих мыслителей и в последующие  времена.

В “Повести о белоризе мнишестве” (“Повести о беспечном царе и  его мудром советнике”) утверждается, что власть может не дать человеку счастья, а знание, даже и при скудости средств к жизни может сделать  человека счастливым.

В “Слове о премудрости” связывается познание с нравственными  устоями.

Интересным памятником древнерусской  литературы является “Поучение Владимира  Мономаха” (княжил 1113 — 1125). В этом произведении, проникнутом стремлением предотвратить  зло междоусобной брани, Владимир Мономах  призывает своих детей быть добрыми, уважительно относиться к старшим, не преступать обязательств, не лениться, рачительно вести хозяйство и разумно руководить людьми.

Содержательным в философском  отношении является “Послание Никифора митрополита Киевского к великому князю Владимиру…” (Никифор был  митрополитом (1104 — 1120). В нем показывается двойственность человека, вскрываются  механизмы сознания. В душе человека выделяется Никифором словесное (ум, разум), яростное (чувства, страсти) и  желанное (целеустремленность). Трехчленная  душа, по Никифору, пользуется пятью  органами чувств. Благодаря этому  становится возможным познание.

Одним из самых интересных памятников отечественной литературы считается “Моление” или “Слово Даниила Заточника” (конец XII — начало XIII в.). Даниил Заточник обращает внимание на ценность личной свободы. Он также  советует подбирать людей на службу не по внешнему виду, а по рвению к  службе, по умению нести ее. Даниил Заточник советует не выставлять свои знания, быть скромным и приветливым с теми, кто лишен знаний и умений.

Полезным для формирования патриотического национального  самосознания русских были следующие  произведения: “Сказание о Борисе и Глебе”, “Житие Феодосия Печерского”, “Повесть о полку Игореве”, былины, сказки, русские народные песни, а  также “жития святых”.

Нашествие степных народов  было суровым испытанием не только для русской национальной культуры, но и для русской духовности. В  немногочисленных литературных источниках, относящихся к XIII-XIV вв., таким, как  “Повесть о разорении Рязани Батыем”, в “Житии Михаила Черниговского” воспевается идея любви к родине, пропагандируется необходимость единения и борьбы с захватчиками.

Важную роль в деле формирования освободительной философии сыграла  деятельность Сергия Радонежского (ок. 1321 — 1391).

Большое значение в развитии отечественной философии принадлежит  трудам Нила Сорского (ок. 1433 — 1581), (в  миру Николай Майков) — выходца  из служилой московской семьи. Несколько  лет провел на православном Востоке, посетил Палестину, Константинополь, Афон. По возвращении организовал  скит на р. Соре близ Кирилло-Белозерского монастыря, став духовным вождем нестяжателей, полемизировавших с иосифлянами, которые  были сторонниками монастырского землевладения. Создал сочинения: “Монастырский устав”, “Предание”, “Завещание” и послания Вассиану Патрикееву, Гурию Тушину, Герману Подольному. До нас дошел  также ряд фрагментов из его других сочинений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"