Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
“Монастырский устав” —
ценный памятник философской мысли.
В введении к нему говорится о
том, что борьбу со злом нужно начинать
с очищения своего сознания. В одиннадцати
главах сочинения вначале
Еще один крупный философ — Максим Грек (ок. 1470 — 1556). Он считается самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. В своих сочинениях он проводил мысль о высоком предназначении человека в диалогах “Беседа души и ума” и “Беседует ум к душе своей”; доказывал, что философия связана с филологией в сочинениях “О пришельцах философах”, “Беседовании о пользе грамматики”. Он подчеркивал в послании к Ивану Грозному “Главы поучительны начальствующим правоверно”, что чем выше власть, тем умнее люди для нее требуются. Влияние Максима Грека затронуло многие стороны духовной жизни в России того времени. У Максима Грека на Руси было много последователей: Федор Карпов, Зиновий Отенский, Артемий Троицкий. Максим Грек примыкал к нестяжателям.
В Русском государстве
наряду с идеями нестяжательства, пропагандирующимися
последователями Нила Сорского, широко
распространилось иосифлянство. Основателем
последнего был Иосиф Волоцкий (1440
— 1515). Он пытался на практике осуществить
проект устройства монастыря, в котором
бы монахи были освобождены от физической
работы, связанной с обеспечением
собственной жизни. Их задачей в
монастыре Иосифа Волоцкого является
культурно-просветительная
В XVI в. по мере укрепления Русского
государства расширилась
Интерес к философии пробуждается
не только переменами в жизни России,
но и ростом грамотности. В 1685 г. было
открыто первое высшее учебное заведение
в России — Славяно-греко-латинская
академия в Москве. Во главе ее философской
жизни стояли братья Иоаникий (1663 —
1717) и Софроний (1652 — 1730) Лихуды, прибывшие
из Греции и получившие образование
в Падуанском университете. Курс по
философии они впервые
Палладий Роговский, не дослушав
курса Лихудов и сняв иноческую
одежду, в течение 8 лет учился в
различных коллегиях и
Существенный вклад в развитие русской философии в XVII в. внесли Симеон Полоцкий (1629 — 1680), Сильвестр Медведев (1641 — 1691).
Значительное место в русской духовной жизни рубежа XVII — XVIII вв. занимает Дмитрий Ростовский (1651 — 1709) (в миру Даниил Савич Туптало), впоследствии причисленный к лику святых за создание многотомного труда “Минеи Четьи”, в который вошли жизнеописания святых. Это произведение имеет огромное духовно-нравственное значение для православных христиан. Он беспощадно обличал верхушку господствующего сословия. Его произведения были изданы в 1869 — 1871 гг. в 4-х частях. В своих сочинениях святой заклеймил алчность, несправедливость, бесчеловечность богатых. Он рассматривал мир как средоточие зла. Средство совершенствования общества и человека он видел в образовании и воспитании. Эти идеи нашли широкий отклик в этико-гуманистической литературе последующего времени.
Развитие русской философской мысли в X — XVIII вв. характеризуется: а) тесной связью с христианской философией и религией; б) практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить связь человека и бога, человека и общества, личности и государства; г) преобладанием в ней проблем социальной философии и этики; д) воплощением ее идей в художественной форме; е) обращенностью внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека.
Следует отметить, что названные обстоятельства ослабляли внимание к теоретической разработке проблем познания, сознания и диалектики, что отличает русскую философию от западноевропейской философии этого периода.