Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:35, шпаргалка
1 Религия как форма духовной жизни людей.
18. Категории качества, количества, мер. Диалектика количественных и качественных измерений.
21.Происхождение и сущность государства.
44 Пространство и время как формы существования материи.
46 Необходимость и случайность.
Религия- это фантастическое иллюзорное отражение действительности в сознании людей, отражение тех внешних сил,кот. господствуют над ними в повседневной жизни, в котором земные силы принимают форму неземных. Религия связана с верой в сверхъестественные существа и с отправлением соотвеств. обрядов. Возникла она на начальной ступени формирования общества, когда человек был беспомощен в борьбе со стихиями природы. Зависимость от этих сил и незнание причин их вызывающих обусловили обожествление этих сил и появление веры в сверхъестественные существа их порождающие.
Существует три мировые религии: буддизм, ислам и христианство.
Эти религии принято называть мировыми, потому что много людей, которые относятся именно к этим трем религиям.
Христианство:
Католичество , Православие , Протестантство, лютеранство, евангелизм
2.Причины и следствия.
Причина-это всё то, что вызывает, обуславливает возникновение предметов и явлений.
Следствие-то,что порождено, произведено действием опред. причин.
Пример: 1)Причина дня и ночи- вращение земли вокруг своей оси. 2)чередование времен года-Земля вращается вокруг солнца.
От причины следует отличать условие и повод.
Условие- это комплекс явлений, к-ый хотя и не порождает опред. следствия, но выступает опред предпосылкой их становлений. Нет причин и следствий без опред условий. Более того одни и те же причины в разных условиях приводят к разным следствиям. Пример: причина развития человека-его многообразие практической деятельности.
Повод- это события, выступающее побудит. толчком для действия причины. Носит как правило случ.характер.
Диалектика и взаимосвязь причины и следствия:
1)существ. связь во времени(причина всегда предшествует следствию)
2)находятся во взаимовлиянии.(жизнь возникнув в процессе развития неорганической (неживой) природы начинает влиять на причинные условия её породившых: 1.изменяется ландшафт2.появл.почва и т.д.)
3)Причина и следствие переходят друг в друга.(Пример:наука-следствие предшествующего прогресса, явилась источником развит экономики,т.е. причиной экономич. развит.)
Наука-мать капитализма
3.Познание и творчество.
Познание и творчество – это
два понятия, которые неразрывно
связаны между собой. Они представляют
собой гармоничное
Творчество — процесс
Познание и творчество неразрывно связаны между собой
4.Основной вопрос философии и две его стороны.
Фридрих энгельс сформулировал в сер19 в.
1 сторона-Что первично материя или сознание ,бытие или дух? Исторически сложилось, что философы разбились на два лагеря, которые считали:что первично сознание– идеалисты (идея,Платон) и те кто считали что первичной была материя– материалисты(Гераклит). 2 сторона вопроса- Познаваем ли мир? Одни считали- познаваем. Другие- принципиально непознаваем (имануил кант)
5. Теория Мальтуса
В 1798г Мальтус (английский священник)
сформулировал всеобщий(
В 1980г. Население-4 млрд.чел
В 2000г. Население-6 млрд.чел.
(Демографич проблемы,примеры: 1.неравномерность роста рождаемости в регионах планеты
2.После распада СССР в России начался демографический кризис, сопровождающийся существенным сокращением коренного населения страны, сохранить численность которого едва удаётся за счёт иммигрантов из бывших советских республик.)
6.Содержание и формы.
Содержание – совокупность элементов сторон процессов, к-ые составляют основу существования данного предмета или явления.
Форма-способ организации и существования содержания, внутр. связь элементов и сторон содержания, которая придает этому известную целостность во взаимосвязи с внешними условиями.
В мире нет ничего, что не имело бы содержания и формы или имело что либо одно. Пр:Любой организм состоит из опред элементов (клеток, органов и т.д.), процессов и т.д. – это содержание. Способ связи и организации этих элементов и процессов благодаря к-ому данное содержание только и может существовать и есть-форма (н-р. Содержание учебно-педагогич деятльности- передача знание студентам. Форма-лекции,семинары) Содержание любых предметов имеет внетреннюю и внешн. форму. Внутрен.-организация элементов содерж-я. Внешн- объем,форма,цвет.
Диалектика содерж.и формы:1.они не существую друг без друга (форма-содержательна, содержание всегда оформлено) 2.они возникают как противоположности. При этом форма возникает и изменяется вод действием содержания. 3.они переходят друг в друга.то, что в одном отношении форма- в другом- содержание. Пример:Экзамен-форма контроля знаний студента, экзамен является содержанием процесса обучения. 4.Одно и тоже содержание может иметь различн формы. Будучи зависимы от содержания форма тормозить и ускорять процессы развития и выступать причиной гибели объектов. Н-р: гигантизм у ряда видов животных(форма) привел к их гибели.
7.Материальное производство. Наука и техника в истории человечества.
М.п. – это процесс целенаправленного воздействия на природу, изменение ее свойств в интересах общества.
«Эпохи отличаются друг от друга не тем, что производится, а тем как»
Производство характеризует: 1.целесообразная деят-ть 2.предмет труда 3. Средства труда
1.целесообразная деят-ть – то,что отличает нас от животных
Животное-инстинкт
Человек-цель
2.предмет труда – та часть природы, на кот. человек воздействует в процессе производства, которую изменяет превращая в вещь способную удовлетворить его потребности.
(То, на что)
3.Средства труда – комплекс вещей, кот. человек помещает между собой и предметом труда, и которое служит проводником его воздействий на этот предмет. (станки-промышл., сельск.хоз.-транспорт)
(То, чем)
4.Орудия труда – те средства, которые явл. Непосредственным проводником воздействия человека на предмет труда и своими свойства вызывает в нем соответвующие изменения.
Совокупность предметов и средств труда составляет средства производства.
От их развития зависит уровень развития любых сторон обществ.жизни.
Производств.сила общества – средства производства и люди,превращающие в процессе произв-ва необходимых благ благодаря опред.опыту и навыкам к труду.
Наука и техника в истории человечества.
На ранних этапах развития общества, когда науки еще не было, орудия были рассчитаны на ручной труд в производстве благ люди пользовались эмпирическими знаниями, которые передавали из поколения в поколения.(науки не было)
По мере перехода от ручного
труда к машинному
В конце XVIII в промышленная эволюция начинает захватывать одну отрасль за другой. Наука выходит на первый план,содействуя возникнов.ноых отраслей промышл-ти.(Пр: машинное производство шерсти – паровой двигатель – заслуга развития науки).
Бурное развитие машинного производства создает базу для экспериментальной техники, которая в свою очередь дает более глубокую возможность проникновения в тайны природы.
XIX-XX вв происходит грандиозное открытие в физике: разработана электронная теория материи, обнаружен радиоактивный распад некоторых веществ, открыты новые элементарные частицы, возникает ядерная физика, квантовая механика, появляется возможность использования атомной энергии в военных целях.
Вместе с успехами в физике и др. науках интенсивно развивалась математика, ее методы все стали использоваться всеми науками. На почве использования математики в различных областях науки и техники были созданы ЭВМ, возникает кибернетика, теория информации, математическое моделирование создаются условия для полной автоматизации производства процессов и управления ими.
Наука таким образом превращается в «общественную силу знаний»К.Маркс., а производство–в технологическое приложение науки.Наука становится непосредственной производительной силой.
8.Категория «закон» в материалистической диалектике. Классификация законов.
Закон – это общая необходимая и существенная устойчивая и повторяющаяся связь в предметах и явлениях, обуславливающая их существование и развитие.
В мире нет ни чего, что не было бы подчиненно каким либо законам.
Общность связи означает, что закон выражает сходное, идентичное, единое в многообразных явлениях.
Необходимый характер связи означает, что они обусловлены самой природой предмета, поэтому неотвратимы обязательны.
Существование связи означает, что закон представленный отношениями между сущностями предмета.
Закон и сущность понятия одинаковые.
Устойчивость, повторяемость законом связи есть выражение определения порядка связи, сохранения отношений в изменяющихся процессах. Повторяемость обнаруживает закон.
Виды законов: а) Всеобщие,Общие,Частные б) Динамические и статистические в)Законы природы и общества.
9.Искусство как форма общественного сознания.
Как общественное явление
искусство возникло в ответ на
появления у людей потребностей
восприятия прекрасного, потребность
в получении эстетического
Специфика искусства определяется тремя моментами:
1.Его предметом
2.Художественно-образной формы отражения действительности
3.выполняемой функцией в обществе
1 )Предмет искусства охватывает все области жизни и деятельности людей.
В отличии от науки, где познание направленно на то, что бы отразить действительность в объективных характеристиках, искусство отражает объект в его связях с субъектом, воспроизводит не только присущие объекту свойства, но и эмоциональное отношения субъекта к этим свойствам.
2) искусство заключает
в себе единство, отражение действительности
и создания эстетических
3) Социальные функции искусства.
Искусство одна из древнейших форм. У первоначального человека мыслительная деятельность была слита с трудовой. Познание художественно образной форме и в этих образах воплощался накапливаемый, чувственный опыт. В ходе развития производства и общественного разделения труда искусство отделяется от практической материальной действительности и становится определённым видом деят-ти – духовным.
Функции действительности
Виды иск-ва:1.изобразит.(
10.Формы чувственного познания
Познание – это отражение действительности в сознании человека.
Чувственное познание протекает в трех формах:
1.Ощущение – это наглядный образ предмета непосредственно воздействующий на органы чувств. В следствие такого воздействия происходит раздражение определенных нервных клеток, которое передается в кору больших полушарий и возбуждает тот или иной участок. Возникший очаг возбуждения и есть отражение того или иного свойства воздействия предмета в виде соответствующего наглядного образа. (цвета, запах, вкус) Ощущение отражает нее весь предмет а те или иные его свойства,стороны.
2.Восприятие состоит из ощущений.Восприятие – каждый предмет действует на наши органы чувств, как правило не одной только своей стороной, а многими, в результате в нашем мозге возникает совокупность взаимосвязей ощущений, целостный образ предмета.
3.Представление –
Представление богаче и беднее восприятия. Богаче – позволяет человеку познавать предмет после воздейств.предмета. Беднее – восприятие дает более полную возможность отраж.предмета, представление не может вопроизв. Полную картину предмета с его свойствами.
Чувственное познание непосредств.связывает нас с внешним миром.Оно наглядно. Отражает лишь то,что лжит на пов-ти явлений,внешнии стороны.
11.. Религия и церковь в современном мире.
Религия- это иллюзорное отражение сознания людей,отражение тех внешних сил которые господствуют над ними в повседневной жизни, в котором земные силы принимают форму неземных.
Религия связана с верой , с верой в сверхъестественные существа и с осуществлением соответствующих обрядов.
Религия одна из древнейших форм жизни людей. Возникла она на начальной ступени формирования общества, когда в силу низкого уровня развития производительных сил, человек был беспомощен в борьбе со стихиями природы. Зависимость от этих сил и незнание причин их вызывающих обусловили обожествление этих сил и появление веры в сверхъестественные существа их порождающие.