Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:35, шпаргалка
1 Религия как форма духовной жизни людей.
18. Категории качества, количества, мер. Диалектика количественных и качественных измерений.
21.Происхождение и сущность государства.
44 Пространство и время как формы существования материи.
46 Необходимость и случайность.
20.Социальная
сущность сознания. Генезис сознания,
как социального явления.(
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ч.Дарвин,Энгельс
Согласно взглядам Дарвина и Энгелься становление человека происходило через становление человеческого труда. Исходные факторы превращ.обезьяны в Ч:
1.переход к прямохождению и высвобождение передних конечностей для иных,нежели передвижение целей
2.овладение огнем, изменение характера питания
3.формирование руки
4.формирование гортани,
5.переход к систематическому употреблению предмета, в качестве орудий добывания средств к существованию
6.переход от употребления
Именно труд придал телу и мозгу человеческие черты:
1.сформировалась рука-
2.тело приобрело неизменно
3.мозг не только увеличился в объеме и массе, но и структурно изменился
Человек-существо биосоциальное. Процесс становления человека связан с формированием у индивида общественных потребностей, с выходом за предел только собственных потребностей.
Качественно новый элемент в развитии человека и его сознания вносит общественное разделение труда. С появлением специализации деятельности индивида складывается отношение, когда потребности одного могут быть удовлетворены только продуктами другого. Человек вынужден соотносить себя и свою деятельность с результатами деят-ти других людей,общества.
Одновременно кач-ва личности получают общественную оценку, складывается самооценка человека, появляется личность со своим внутр.миром,самосознанием
21.Происхождение и сущность государства.
Государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу
В первобытном обществе, где господствовал коллективный труд, не было ни классов ни госва. Отношения м\д людьми, трудовые обязанности регулировались обычаями и традициями, переходящих от поколения к поколению. Общественные должности (вождь, и т.д.)были выборными или наследственными. Занимавшие эти должности люди опирались на авторитет, уважение, физич. силу. С появлением классов общество все больше разделяется на группы людей с противоположными экономическими интересами. Появляется ожесточенная борьба м\д эксплуататорами и эксплуатируемыми. Возникает объективная потребность в аппарате принуждения. Таким аппаратом становится госво. Оно выделяется из общества, встает над людьми,и устанавливает порядок, выгодный господствующему классу.Государство возникает там и тогда, где и когда возникают классы. Признаки госва. 1-территориальный.при родовом строе –кровно-родственные связи.С появлением частной собственности и обмена,роды и племени перемешались - толчок к объединению людей по территориальному признаку.. 2-наличие публичной власти. При родовой организации власть совпадала с населением. В госве власть отделяется от населения, поднимается над ним в виде особых групп людей, располагающих определ вооруженными отрядами,тюрьмами. 3-налоговая система. Для содержания людей осуществляюм власть,нужны материальные блага,налоговая система дает эти блага.
Функции госва. 1-внутренние :экономическая, идеологичесткая, воспитательская. 2-внешние: защита от посягательств из вне, введенеие войск с целью захвата новых территорий,участие в решении международных ,политич,экономич. и гуманитарныхпроблем
22 Единичное и общее (В ТЕТРАДИ БОЛЬШЕ)
Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
Общее – это единое во многом.. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общее – это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.
Единичное и общее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.
Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное.
Пример: человек единичен, уникален. В этом единичном отражается и то, что характерно для других (ниличие глаз,мозга и т.д.)
23.Политическое сознание
Политика – это особые отношения между нациями, классами, партиями, определяющие содержания и формы деятельности государства.
Все формы духовной жизни людей находятся в зависимости от политики. «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин)
Правосознание – совокупность убеждений людей, относительно правомерности и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общ-ва, справедливости и несправедливости законов.
Правопорядок – это порядок отношений людей в обществе, выраженный и закрепленный в правовых нормах, совокупность этих норм и есть действующее в данном общ-ве право. Право возникает тогда когда появляется государство. Право – ничто без аппарата. Правовые нормы проходят через волю государства и устанавливаются в форме закона.
Политическая идеология- это система взглядов, теоретическая обосновывающих политику проводимую той или иной социальной группой.
Политическая идеология – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств.
Политическая идеология
24.Сущность и явления, диалектика.
Сущность – это целостная совокупность наиболее глубоких связей и внутренних законов, определяющих способ существования и развития предметов и явлений. Сущность скрыта от нас (не на пов-ти предметов и явл.) и поэтому не дается в чувственном познании
Явление – совокупность внешних признаков и свойств в предмете, представляющих собой форму проявления и обнаружение сущности.
В отличии от сущности явление выражает единичное внешнее, подвижное, более изменчивое. Все в мире есть единство сущности и явления! Закон – общее, необходимое,существенное.
Явление не на столько прочно связанно с предметом, нередко оно отделено от сущности внешними случайными факторами. Явление может выражать даже нечто противоположенное сущности =(представляется) видимость, кажемость.
Пример:мираж
Диалектика сущности и явления: «Сущность является, явление существенно» В.И.Ленин
Сущность и явл. переходят др.в др. Одно и то же понятие выступает то как сущность, то как явление.
Пример: кажущийся излом линий предметов, частично погруженных в воду. Это не обман органов чувств: они верно передают преломление лучей света от разных поверхностей. Это явление вызвана взаимодействием двух сущностей, двух структур и является следствием соответствующих условий.
Мышление – это выделение сознаний тех или иных сторон и свойств исследования объекта и соединения их в особые сочетания с целью получения нового знания.
1.Понятия – это идеальные образы, лишенные наглядности и отражающие общие существенные свойства этой связи предметов и явлений. (понятие –это абстракция, не возможно прикоснуться)
2.Суждение – форма мышления отражающая через взаимосвязь понятий наличия или отсутствия связи между предметами и их свойствами. Пример: человек – мыслящее существо. Ягуар – самое быстрой зверь.
3.Умозаключение – форма мышления представляющая такую связь между суждениями, котороя выводит новое суждение, содержащее новую мысль. Пример: на улице холодно. Надо одеться потеплее. (дождь-взять зонт).
Силлогизм – умозаключение, состоящее из 2 суждений, имеющее общее основание и ведущих к однозначному суждению. Пример: Возьмём два факта: «Сократ — человек» и «Все люди смертны». Силлогизмом этих двух фактов будет «Сократ смертен».
Умозаключ. состоит из суждений, а суждения из понятий.
Абстрактное мышление может, но не располагает необходимыми данными об объекте. Эти данные появляются у человека с помощью чувственно восприятия.
26.Материя и движение. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
Мир – есть движущаяся в пространстве и времени материя.
Движение – это есть форма существования материи, коренной способ бытия материи
Материя и движение неразрывно связанны: если нечто существует, оно материально, и оно обязательно находится в движении
«Там, где нет противоречий нет вообще ничего»
Формы движения материи:
Каждая последующая форма
(((Материя – одна из фундаментальных категорий философии возникла в античные или древние времена. В Древней Индии, Греции, Китае под материей понимали чувственный воспринятый материал, различного состояния которого дают воду, землю, металл. Уже в древности возник и др. взгляд на матерею Анаксиандр(6 в.до н.э.) предположил, что первоначальное вещество не воспринималось нашими органами чувств, а есть нечто неопределенное ни на что не похоже, по греч. Апейрон. Позже Демокрит под материей понимал атомы и пустоту. Атомы – это материал тела, пустота – пространство, в кот. располагаются тела. Материалисты нового времени под материей понимали первичное неизменное общее свойства всех вещей природы (протяженность, масса, непроницаемость и т. д.).
Древние философы этого времени к материи сводили мир в целом и определяли ее рангом основного образа философии.
Материя по определению В. И. Ульянова – Ленина, 1908 год
«Материя – это философская категория1 для обозначения объективной2 реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями3 вне зависимости от них»
1 – в любой науке есть свои понятия, эти понятия и называют категорией. В фолосифии н-р: материя и сознание
2 – объективной означает независимый от сознания и воли человека
3 – наши мысли отображают собствен.мир. Ответ на 2ю часть вопроса философии, как мы познаем мир.
Из цитаты следует, что материальным мы называем всё, что существует вне и не зависимо от нашего сознания. А духовным – то, что является отражением в мозгу людей объективной реальности.
Современная наука о строении материи
Современная физика в описании не органической природы исходит из трех ее миров:
27.Ленинское определение классов и современность.
«..классы-большие группы
(2)-гланый признак, определяющий всё!Отношения к средсвтвам пр-ва- группа людей,является владельцем средств пр-ва или нет. (ср-ва прозв-ва предмет труда+ср-ва труда)
(1)-место в системе производства-это большая группа людей в зависимости есть ли у неё то на что и то чем(средства производства)
(3)- роль – для того,чтобы осуществл. процесс производства, эту работу нужно организовывать, контролировать, т.е организатор труда-тот у кого находится собственность и будет организатором процесса средств производства. Тот у кого их нет будет вынужден «продавать» свои силы, а тот у кого они есть(2), будет организатором или будет нанимать людей – организаторов
(4)-львиной долей того, что общество создает владеет организатор(2)
В США 1% населения владеет 59% общественных богатств.
((Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания
догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское
определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, часть
марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое
образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры
общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи
отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры
общества значительное
место отводится понятию «
1.Диалектика исходит из того,
что предметы и явления
2. Метафизика исходит из того,
что предметы и явления
29.Возникновение человеческого общества. Материальные условия жизни общества.(В ТЕТРАДИ БОЛЬШЕ)
Как особая форма движения материи общество возникает на основе предшествующего др. форм движения. Непосредственный предшественник общества является стадо, основывающееся на инстинктах:
1. Пищевой
2. Половой
3. Оборонительный
Преобразование животного