Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Билет 16
Философия марксизма. Роль. Значение. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование
освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность
уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот
высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством
изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического
опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества.
Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение
начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации
действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный,
абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.
Традиционно считается[1], что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
Часто принято разделять:
Российский историк-марксист Юр
Лучше всего обстоит дело с марксистской философией вообще, материалистическим пониманием истории в частности. Все ключевые положения философии марксизма остаются в силе и сейчас. Но это, разумеется, отнюдь не означает, что она не нуждается в дальнейшей разработке на основе обобщения новейших данных науки. Материалистическое понимание истории и сейчас продолжает оставаться наилучшим из ныне существующих подходов к осмыслению фактического материала, имеющегося в распоряжении общественных наук. С этим связан непрерывно растущий интерес к нему среди зарубежных исследователей, особенно среди этнологов и археологов»[3].
Смысл человеческого бытия. Проблемы единения, отчуждения. Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр). В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах - символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).
Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики - о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью.
Билет 17
Отечественная философия Положительную роль в развитии русской общественной жизни Чаадаев сыграл не только как “христианский философ”, сколько как мыслитель, поставивший вопросы о причинах отсталости России, особенностях исторического развития страны, сходстве и различии этого развития с историей западно-европейских стран, будущем России, путях уничтожения крепостничества и самодержавия”.
Его труд “Философические письма” свидетельствует о том, что как философ Чаадаев был сторонником объективного идеализма, считал, что религия и философия едины. По его мнению, история человечества движется к определенной цели, указанной Божеством.
“Чаадаев утверждал, что
в России отсутствуют идеи долга,
справедливости, права, порядка, которые,
как он считал в это время, прочно
будто бы вошли в сознание и
быт европейских народов. Отсутствие
этих идей можно, по его мнению, объяснить
только тем, что в России не было
идейной традиции, которая сделала
возможным их укоренение на Западе.
А поскольку, по Чаадаеву, не существовало
этой традиции, постольку в истории
страны не было внутреннего развития,
естественного прогресса”. Отсюда
он приходит к безотрадному выводу:
“… мы жили и сейчас еще живем
для того, чтобы преподать какой-то
великий урок отдаленным потомкам,
которые поймут его; пока, чтобы там
не говорили, мы составляем пробел в
порядке разумного
Пессимистические
Сам Бердяев определял
свою философию как “философию субъекта,
философию духа, философию свободы,
философию дуалистически-
Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия“личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.
Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития. Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо “постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину”.
Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.
Широко известную книгу “Смысл истории” Бердяев написал в 1936 г. В ней он подчеркивает, что хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека, т. е. акцент ставится не на божественное, а на чисто человеческое творчество. Однако человек, отвергая высокий принцип божественного, подвергается опасности нового рабства, на этот раз в лице “экономического социализма”, утверждающего принудительное служение личности обществу во имя удовлетворения материальных потребностей. Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.
Свои размышления о
судьбе России и ее месте в историческом
процессе Бердяев изложил в книге
“Истоки и смысл русского коммунизма”,
опубликованной в 1937 г. Россия по своему
географическому и духовному
положению находится между
Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.
Культура
и мораль Мне кажется, что ни
религия, ни атеизм сами по себе не являются
гарантией от человеческого озверения
или душегубства. В принципе, и то и другое
при желании могут стать основанием для
какой-нибудь мизантропической доктрины,
в рамках которой можно будет оправдать
всё что угодно. Да так и бывало в истории
человечества — иногда в кровавой форме,
а чаще в мягкой и даже внешне не особенно
отталкивающей…
Думаю, что общественная мораль, нравственный
климат, солидарность и т. п. ценности,
не говоря уж о личных отношениях между
людьми (любовь, семья, взаимопомощь, сострадание,
дружба…) — являются результатом очень
долгой и тонкой общественной эволюции.
Можно ли их как-то обосновать на научном
уровне — очень сомневаюсь. Скорее всего,
нельзя. В религиозной системе координат
проще — здесь можно апеллировать к вере.
Но в любом случае это — очень тонкая и
хрупкая система ценностей и взаимоотношений,
которая очень долго строится, но быстро
и легко может быть разрушена. Создаём
ее мы все — как правило, бессознательно,
интуитивно опираясь на воспитанные в
нас с детства представления о добре и
зле. Мы прекрасно знаем, что пробелы в
нравственном воспитании, допущенные
в детстве, обычно навсегда деформируют
мораль человека.
Можно ли говорить о каком-то врождённом
«нравственном законе внутри нас», позволяющем
человеку самому (при желании, конечно)
без социума, следовать понятиям о добре
и зле? Не знаю. Вряд ли. Человек — существо
общественное, и отшельником страновится
только в достаточно зрелом возрасте.
Как обстоят дела с моралью и этикой у
людей, воспитанных вне человечества —
т.н. «маугли» — я не знаю. Может, кто-то
читал?
Думаю, что культура и мораль — это то,
что создаётся многолетней кропотливой
работой всего общества — и скорее напоминает
карточный домик, нежели крепость. Рушится
он легко, иногда и с удовольствием… а
восстанавливается долго и трудно. И наша
общая задача, равно как и государства,
и всех общественных институтов — хранить,
совершенствовать и оберегать эту хрупкую
структуру, удерживающую человеческое
сообщество от превращения в стадо обезьян.