Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Ключевые проблемы
современности Глобальные проблемы человечества
- это совокупность социоприродных проблем,
от решения которых зависит социальный
прогресс человечества и сохранение цивилизации.
Эти проблемы характеризуются динамизмом,
возникают, как объективный фактор развития
общества и для своего решения требуют
объединённых усилий всего человечества.
Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают
все стороны жизни людей и касаются всех
без исключения стран мира.
Глобальные проблемы современного существования
и развития человечества:
предотвращение термоядерной войны и
обеспечение мира для всех народов, недопущение
несанкционированного мировым сообществом
распространения ядерных технологий,
радиоактивного загрязнения окружающей
среды;
регулирование стремительного роста населения;
предотвращение катастрофического загрязнения
окружающей среды и снижения биоразнообразия;
обеспечение человечества ресурсами;
преодоление разрыва в развитии между
богатыми и бедными странами, устранение
нищеты, голода и неграмотности.
озоновые дыры
проблема СПИДа
Глобальные проблемы являются следствием
противостояния естественной природы
и человеческой культуры, а также несоответствия
или несовместимости разнонаправленных
тенденций в ходе развития самой человеческой
культуры. Естественная природа существует
по принципу отрицательной обратной связи
(см. биотическая регуляция окружающей
среды), в то время как человеческая культура
— по принципу положительной обратной
связи.
Билет 20
Понятие научной парадигмы. Парадигма – общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания.
Источник: лекция + Философия науки / Микешина Л.А.
Понятие парадигмы было введено в философию науки американским историком науки Т. Куном. Парадигма – общепринятая в конкретном научном сообществе одна или несколько фундаментальных теорий в определенной области знания. Это совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащий основой и образцом новых исследований. Примеры: Аристотелева динамика, астрономия Птолемея, механика Ньютона, электродинамика Максвелла.
Парадигма воплощает в себе бесспорное общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Кроме того, задавая определенное видение мира (картину мира), парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение. Все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников данной парадигмы. Она неотделима от самих исследователей — научного сообщества, выступающего в качестве субъекта научной деятельности
Одновременно парадигма устанавливает образцы, __допустимые методы решения проблем__, используемых этим сообществом. Благодаря этому она определяем тип получаемых в результате эмпирического исследования __фактов__. Таким образом, парадигма служит основой определенной научной традиции.
Следует отметить, что в
работах Куна встречаются и другие
высказывания о сути парадигмы, дополняющие
или уточняющие друг друга. В частности,
он часто говорит о «
Онтологические интерпретации указывают на те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник данной парадигмы. Приняв этот мир, ученые преобразуют поступающие из внешнего мира стимулы в специфические данные, имеющие смысл в рамках данной парадигмы. Именно в этом смысле каждая парадигма формирует свой собственный мир (свою «картину мира»), в которой живут и работают ее сторонники. Понятие «парадигмы» тесно связано с понятием __научного сообщества__: парадигма – то, что принимается научным сообществом; научное сообщество – сообщество ученых, принимающих одну парадигму.
Значение парадигм,
или дисциплинарных матриц, определяется
в целом не только тем, что их смена
раскрывает «механизм» революционных
преобразований в науке, но и тем,
что они в нормальной науке
позволяют успешно решать вопрос
о выборе теории. Кун справедливо
подчеркивал, что процедура выбора
теории не может быть облечена в
форму логического или
Теория ноосферы Академик Владимир Иванович Вернадский - великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.
По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.
1) Человечество
стало единым целым. Мировая
история охватила как единое
целое весь земной шар,
2) Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера - это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией.
3) Открытие новых
источников энергии. Создание
ноосферы предполагает столь
коренное преобразование
4) Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.
5) Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения.
6) Исключение войн
из жизни общества. В наше время
война, угрожая самому
Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях.
Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений - с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.
По мысли В.И. Вернадского, ноосфера - это гармоническое соединение природы и общества, это торжество разума и гуманизма, это слитые воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это - мир без оружия, войн и экологических проблем, это - мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это - вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой.
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:
1. Ход научного
творчества является той силой,
2. Это проявление
изменения биосферы есть
3. Это изменение
биосферы происходит
4. А так как
среда жизни есть
5. В переживаемый
нами исторический момент мы
видим это более ясно, чем могли
видеть раньше. Здесь вскрывается
перед нами «закон природы». Новые
науки - геохимия и биохимия - дают
возможность выразить
В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем.
1) Возрастание механически извлекаемого материала земной коры - рост разработки месторождений полезных ископаемых.
2) Происходит массовое
потребление (сжигание) продуктов
фотосинтеза прошлых
3) Процессы в
антропогенной биосфере
4) В биосфере
в массовом количестве
5) Появляются, хотя
и в ничтожно малых
6) Ноосфера выходит
за пределы Земли в связи
с прогрессом научно-
В связи с потребительским
отношением к природным ресурсам
и накоплением отходов
В связи с возрастанием антропогенной нагрузки на биосферу возникают многочисленные проблемы, которые предстоит решить в ближайшем будущем во избежание роковых последствий. Это чрезвычайно важная задача, решение которой потребует больших усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых в области естественных и гуманитарных наук.
Концепция ноосферы
отражает новый, объективно происходящий
в мире, стихийный процесс перехода
биосферы в новое эволюционное состояние
- ноосферу под влиянием социальной
научной мысли и труда
Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу в современный период, согласно предвидениям В.И. Вернадского, служит резко возросшая творческая активность народных масс, стремление их к получению максимального научного знания, участия в общественной жизни и управления государством.
Теория пассионарности Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Гумилевский термин «пассионарность» стало модным цитировать по поводу и без повода, причем бросается в глаза, что большинство «толкователей» толком не знакомы с работами Льва Николаевича.
Итак,
вкратце – у теории Гумилева имеются
несколько аспектов: пассионарн
Согласно
историку (и в этом он солидарен
со Шпенглером и Данилевским) народ
есть органическое явление, которое
проходит определенные периоды жизни
– «фазы»: подьем, акматическая
В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы» - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).
В
инерционной фазе (если посчастливится
в нее войти, минуя депопуляцию)
снижение пассионарности заторм
Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.
Надо
добавить, что (по Гумилеву) имеются
три категории людей: пассионар