Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

последние 15 вопросов.docx

— 112.88 Кб (Скачать файл)

Ключевые проблемы современности  Глобальные проблемы человечества - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира. 
 
Глобальные проблемы современного существования и развития человечества: 
предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; 
регулирование стремительного роста населения; 
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия; 
обеспечение человечества ресурсами; 
преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности. 
озоновые дыры 
проблема СПИДа 
 
Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

 

Билет 20

Понятие научной  парадигмы. Парадигма – общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания. 

 

Источник: лекция + Философия науки / Микешина Л.А. 

 

Понятие парадигмы было введено  в философию науки американским историком науки Т. Куном. Парадигма  – общепринятая в конкретном научном  сообществе одна или несколько фундаментальных  теорий в определенной области знания. Это совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом  в тот или иной период времени  и служащий основой и образцом новых исследований. Примеры: Аристотелева динамика, астрономия Птолемея, механика Ньютона, электродинамика Максвелла.

Парадигма воплощает в  себе бесспорное общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Оригинальные опыты создателей парадигмы  в очищенном от случайностей и  усовершенствованном виде затем  входят в учебники, по которым будущие  ученые усваивают свою науку. Кроме  того, задавая определенное видение  мира (картину мира), парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и  решение. Все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников данной парадигмы. Она неотделима от самих  исследователей — научного сообщества, выступающего в качестве субъекта научной  деятельности

Одновременно парадигма  устанавливает образцы, __допустимые методы решения проблем__, используемых этим сообществом. Благодаря этому она определяем тип получаемых в результате эмпирического исследования __фактов__. Таким образом, парадигма служит основой определенной научной традиции.

Следует отметить, что в  работах Куна встречаются и другие высказывания о сути парадигмы, дополняющие  или уточняющие друг друга. В частности, он часто говорит о «дисциплинарной  матрице», имея в виду определенное единство философско-методологических предпосылок, теоретического объяснения и методов познавательной деятельности в данной научной дисциплине. Эта  матрица обеспечивает особый способ видения, который формируется лишь в совместной деятельности ученых данного  сообщества, но не является результатом  простого «выучивания», запоминания  некоторых правил и норм. Раскрывая  содержание понятия «дисциплинарная  матрица», Кун поясняет: дисциплинарная потому, что учитывает принадлежность к научной дисциплине, матрица  же говорит о совокупности элементов-норм, предписаний, предъявляемых в целостности  к деятельности ученого как некий  штамп, образец. Основные ее компоненты следующие:

  • «символические обобщения» или формализованные предписания (логические и математические формулы), иногда выступают в роли законов или определений некоторых символов, входя щих в них;
  • «метафизические части парадигмы», начиная от эвристических и кончая онтологическими моделями, которые снабжают ученых допустимыми аналогиями и метафорами, помогают выявить «головоломки» и уточнить способы их решения;
  • ценности, на основе которых прежде всего возникает единство в научном сообществе.

 

 

Онтологические интерпретации  указывают на те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник данной парадигмы. Приняв этот мир, ученые преобразуют поступающие из внешнего мира стимулы в специфические данные, имеющие смысл в рамках данной парадигмы. Именно в этом смысле каждая парадигма формирует свой собственный мир (свою «картину мира»), в которой живут и работают ее сторонники. Понятие «парадигмы» тесно связано с понятием __научного сообщества__: парадигма – то, что принимается научным сообществом; научное сообщество – сообщество ученых, принимающих одну парадигму.

Значение парадигм, или дисциплинарных матриц, определяется в целом не только тем, что их смена  раскрывает «механизм» революционных  преобразований в науке, но и тем, что они в нормальной науке  позволяют успешно решать вопрос о выборе теории. Кун справедливо  подчеркивал, что процедура выбора теории не может быть облечена в  форму логического или математического  доказательства. Нет никакого алгоритма  для выбора теории, нет систематических  процедур, применение которых привело  бы каждого члена научного сообщества к одному и тому же решению. Выбор  системы аргументов в пользу той  или иной теории всегда будет зависеть от принятой сообществом системы  ценностей в их взаимодействии с  опытными данными, — в целом от парадигмы. Критики справедливо  упрекают Куна за то, что он, по существу, вопрос о возникновении знания заменил  вопросом о выборе теории в уже  готовом знании, не показал, откуда, почему и как появляются новые  парадигмы.

Теория ноосферы Академик Владимир Иванович Вернадский - великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.

По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.

1) Человечество  стало единым целым. Мировая  история охватила как единое  целое весь земной шар, совершенно  покончила с уединенными, мало  зависимыми друг от друга культурными  историческими областями прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка  Земли, где бы человек не  мог прожить, если б это было  ему нужно».

2) Преобразование  средств связи и обмена. Ноосфера - это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией.

3) Открытие новых  источников энергии. Создание  ноосферы предполагает столь  коренное преобразование человеком  окружающей его природы, что  ему никак не обойтись без  колоссальных количеств энергии.

4) Подъем благосостояния  трудящихся. Ноосфера создается  разумом и трудом народных  масс.

5) Равенство всех  людей. Охватывая всю планету  как целое, ноосфера по самому  своему существу не может быть  привилегией какой-либо одной  нации или расы. Она дело рук  и разума всех народов без  исключения.

6) Исключение войн  из жизни общества. В наше время  война, угрожая самому существованию  человечества, встала как самое  большое препятствие на пути  к ноосфере. Отсюда следует, сто  без устранения этой преграды  достижение ноосферы практически  невозможно и, напротив, уничтожение  угрозы войны будет означать, что человечество сделало крупный  шаг к созданию ноосферы.

Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая  оболочка Земли, создаваемая на научных  основаниях.

Ноосфера является результатом действия слившихся  в единый поток двух величайших революционных  процессов современности: в области  научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений - с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза  тех сил, которые являются основой  этих процессов, т.е. союза науки  и трудящихся масс.

По мысли В.И. Вернадского, ноосфера - это гармоническое  соединение природы и общества, это  торжество разума и гуманизма, это  слитые воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это - мир без  оружия, войн и экологических проблем, это - мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это - вера в великую  миссию науки и человечества, вооруженного наукой.

Оценивая роль человеческого  разума и научной мысли как  планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:

1. Ход научного  творчества является той силой,  которой человек меняет биосферу, в которой он живет.

2. Это проявление  изменения биосферы есть неизбежное  явление, сопутствующее росту  научной мысли.

3. Это изменение  биосферы происходит независимо  от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

4. А так как  среда жизни есть организованная  оболочка планеты - биосфера, то  вхождение в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу.

5. В переживаемый  нами исторический момент мы  видим это более ясно, чем могли  видеть раньше. Здесь вскрывается  перед нами «закон природы». Новые  науки - геохимия и биохимия - дают  возможность выразить некоторые  важные черты процесса математически.

В связи с развитием  производственных сил возникают  новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются  в следующем.

1) Возрастание механически  извлекаемого материала земной  коры - рост разработки месторождений  полезных ископаемых.

2) Происходит массовое  потребление (сжигание) продуктов  фотосинтеза прошлых геологических  эпох.

3) Процессы в  антропогенной биосфере приводят  к рассеиванию энергии, а не  к ее накоплению, что было характерно  для биосферы до появления  человека.

4) В биосфере  в массовом количестве создаются  вещества, ранее в ней отсутствовавшие,  в том числе чистые металлы.

5) Появляются, хотя  и в ничтожно малых количествах  трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с  развитием ядерной технологии  и ядерной энергетики. Совершается  освоение ядерной энергии за  счет деления тяжелых ядер.

6) Ноосфера выходит  за пределы Земли в связи  с прогрессом научно-технической  революции.

В связи с потребительским  отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства антропогенная нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию. Естественно, что возникает проблема ограничения  антропогенных воздействий, которая  в наши дни становится чрезвычайно  актуальной. Это осознается научной  общественностью и многими политическими  деятелями.

В связи с возрастанием антропогенной нагрузки на биосферу возникают многочисленные проблемы, которые предстоит решить в ближайшем  будущем во избежание роковых  последствий. Это чрезвычайно важная задача, решение которой потребует  больших усилий со стороны человеческого  разума, привлечения ученых в области  естественных и гуманитарных наук.

Концепция ноосферы отражает новый, объективно происходящий в мире, стихийный процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние - ноосферу под влиянием социальной научной мысли и труда человечества. Этот процесс, относящийся к началу эпохи НТР, предопределен возникновением и резким ускорением научно-технического прогресса в ХХ веке на большей  части Земли.

Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу в современный период, согласно предвидениям В.И. Вернадского, служит резко возросшая  творческая активность народных масс, стремление их к получению максимального  научного знания, участия в общественной жизни и управления государством.

 

Теория пассионарности  Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Гумилевский термин «пассионарность» стало модным цитировать по поводу и без повода, причем бросается в глаза, что большинство «толкователей» толком не знакомы с работами Льва Николаевича.

Итак, вкратце – у теории Гумилева имеются  несколько аспектов: пассионарность; понятие этноса; его периоды развития; системность и антисистемность. Для нашей темы важно следующее.

Согласно  историку (и в этом он солидарен  со Шпенглером и Данилевским) народ  есть органическое явление, которое  проходит определенные периоды жизни  – «фазы»: подьем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы»  - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является Западный мир 18 – 20 веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

Надо  добавить, что (по Гумилеву) имеются  три категории людей: пассионарии, гармоничные особи, субпассионарии. Упассионариев энергетика избыточна. Причем  это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики. В любом случае, пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"