Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:43, шпаргалка
1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.
2. Основной вопрос философии.
3. Специфика философского знания.
4. Предназначение и основные функции философии.
...
43. Философия постмодернизма.
Основной источник – христианская мифология о сотворении мира.
21. Бытие и небытие. Уровни бытия.
Бытие – философская категория, обозначающая
реальность, существующую объективно,
вне и независимо от сознания человека.
По способу существования бытие разделяется
на два мира:
Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект). Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один из основных вопросов философии.
Разновидностей бытия:
- бытие человека; - специфическое бытие вещей создаваемых
человеком: принадлежат к физическому
миру, но в тоже время, своим происхождением
они обязаны человеческому сознанию; это
бытие называют еще «второй природой»,
сам же человек -часть природы «первой»;
22. Материя как философская категория.
Материя — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
Материя — (лат. materia — вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.
Всеобщими атpибутами и основными
способами существования
23. Движение, пространство и время – основные атрибуты материи.
Пpостpанство и вpемя - это всеобщие фоpмы существования матеpии. Как и матеpия, пpостpанство и вpемя объективны, независимы от сознания.
Стpуктуpа и свойства движущейся
материи опpеделяют стpуктуpу
Всеобщими атpибутами и основными
способами существования
Благодаpя своей теоpии относительности Эйнштейн показал, что вpемя и пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теpяя свою самостоятельность и выступая пpи этом как стоpоны единого целого.
Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами. К ним относятся:
- их абсолютность как атpибутов матеpии;
- неpазpывная связь дpуг с
24. Эволюция форм отражения.
В процессе развития и усложнения материальных систем исторически развивается и усложняется присущее им свойство информационного отражения.
1. В неорганической природе
2. Простейшей формой
3. Далее: психика – связан с появлением животных, имеющих нервную систему и мозг. Психическое отражение осуществляется с помощью органов чувств, обладающих особой раздражимостью и приспособленных к восприятию определенных воздействий (свет, звук и т.д.). На этапе психического отражения выделяют три основные формы: сенсорная («чувство», «ощущение»; черви, моллюски, насекомые), перцептивная («восприятие»; психика у рыб, птиц, млекопитающих), оперативный интеллект (предметное мышление; присущ только приматам).
25. Сущность и структура сознания. Проблема бессознательного.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
Структура:
Сектор (I) - сфера телесно-рецептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
С сектором II соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.
I и II сектора образуют внешне
познавательную (или внешнепредметную)
составляющую сознания, они образуют
«левую половинку» нашего
Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек (это предчувствия, стрессы, гнев, страх, восторг, наслаждение, отвращение, любовь, симпатия, антипатия…). Цель жизнедеятельности этой сферы – «принцип наслаждения» (Фрейд).
Сектор IV - может быть соотнесен с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.
III и IV сектора образуют ценностно-
По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего — подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.
Он предполагал, что те эмоции, которые
не являются очевидным выражением инстинкта
самосохранения или сексуального инстинкта,
тем не менее, являются только более
скрытыми и сложными проявлениями этих
инстинктивно-биологических
26. Диалектика – учение о развитии.
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Диалектика как метод
Диалектика (греч. «искусство спорить, вести рассуждение») - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.
27. Чувственное познание и его основные формы.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению.
Чувственное позвание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами.
Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета.
Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах.
28. Рациональное познание и его основные формы.
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.
К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
29. Формы и методы
научного познания. Эмпирический
и теоретический уровни
Познание - это общественно-исторический, накопительный процесс
Под формой научного познания понимают способ организации содержания и результатов познавательной деятельности.
Формы: проблемы, гипотезы, теории.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.
Уровни:
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.
Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего.
При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.