Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:43, шпаргалка
1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.
2. Основной вопрос философии.
3. Специфика философского знания.
4. Предназначение и основные функции философии.
...
43. Философия постмодернизма.
30. Философское учение об истине. Объективность истины. Конкретность истины. Относительная и абсолютная истины.
Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность.
Объективная истина является содержанием знания человека (человечества).
Объективная истина -- это такое содержание наших представлений, которое не зависит от человека и человечества.
Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д.
Абсолютная истина - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Такая истина есть:
- результат познания отдельных
сторон изучаемых объектов (констатация
фактов, что не тождественно
- окончательное знание
- то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
- полное, актуально никогда целиком
не достижимое знание о мире
и о сложноорганизованных
В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом).
Относительная истина - это неполное знание о том же самом предмете. В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности.
31. Практика и ее роль в познании.
Практика - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей.
Практика и теория взаимосвязаны.
Практика – это деятельность человека по изменению объективного мира (действительности). Практика выступает как критерий истины. Практика соединяет объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью. Практика является одновременно и относительным, и абсолютным критерием истины.
Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности.
Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества.
32. Материально
– производственная сфера
Материально-производственная сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Производственная сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности.
Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.
Основные компоненты материальн
33. Социальная сфера общества.
Главным признаком, на основе которого выделяется эта сфера, являются общности людей.
Основные элементы социальной структуры: индивиды с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в соц.группы, соц.-территориальные, этнические и другие общности;
Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми (для их выделения в самостоятельные общности) будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают также в степени их социальной однородности и устойчивости.
Различия между социальными общностями имеются и в так называемом количественном их составе.
К большим социальным общностям относятся (наряду с нациями) расы.
34. Духовная сфера общества.
Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления.
Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).
Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить.
Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности.
Элементы дух.сферы общества: дух.потребности, дух.ценности, дух.потребление, дух.производство.
35. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
Россию считают либо принадлежащей
Западу или Востоку, либо имеющей
собственную специфику, а поэтому
не совпадающей ни с Западом, ни с
Востоком. В последнем случае, возможно
несколько самостоятельных
Проблема Восток - Запад - Россия была впервые заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников и славянофиллов была предпринята попытка «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Третьим вариантом европейско-христианской «прописки» русской истории, культуры, общества и государства явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.
36. Проблема периодизации
истории: формационный и
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.)
Формация – (у Маркса) логически обобщенный тип (форму) организации социально-экономической жизни общества и складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего в способе производства.
Достоинство формационного подхода к изучению истории состоит в том, что он: утверждает решающую роль материальных факторов развития общества, связывает критерии прогресса с формами собственности, рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки.
Формационный подход общественного развития предусматривает: интенсивное производство, объективность законов общественного развития, экономическое развитие
Цивилизация - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.
Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он исследует своеобразие и уникальность исторического развития.
Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов.
37. Структура личности.
Проблема свободы и
Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.
Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база:мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела.
Структура:
- отношение биологического и
социального (подструктура 1: содержательные
черты личности, например, моральные
качества личности), врожденного
и приобретенного (подструктура 2: опыт,
в которую входят знания, навыки,
умения и привычки, наряду с
личным оптом, включающим в
себя и социальный), процессуального
и содержательного (черты
- внутренняя близость черт
- каждая из подструктур имеет свой, особый, основной для нее вид формирования (1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я – тренировки).
- (наиболее значимая) объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.
- исторический критерий.
Проблема личности в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и "... чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь".
Великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал в конце 18-го века четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:
Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться? Что такое человек?
38. Понятие человека, личности, индивида и индивидуальности.
Человек - представитель вида Homo sapiens. Человек - прежде всего пластичное существо, несущее в себе следы космофизической, биогенетической и социокультурной эволюции. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы.
Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и обществ енных отношений. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека.
Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов.
Индивидуальность - не просто “атомарность” человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.
39. Природа как
объект философского
Природа - все сущее, весь мир в многообразии его форм.
Современные экологические проблемы: глобальное потепление, сдвиг климатических зон, озоновые дыры, частично обратимое загрязнение окружающей среды, неуничтожимые радиоактивные отходы, эрозия и сокращение площадей плодородных почв, демографический взрыв, истощение невозобновляемых минеральных ресурсов, энергетический кризис, резкий рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней, недостаток продуктов питания, перманентное состояние голода большей части насе ления планеты, истощение ресурсов мирового океана и его загрязнение.
40. Общественный прогресс и его критерии.
Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.