Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии".

Файлы: 1 файл

хорошие шпоры по философии.doc

— 403.50 Кб (Скачать файл)

Индивид, то это - единичный  представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно  к его реальным антропологическим  и социальным особенностям.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная  система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность - это  неповторимый, самобытный способ бытия  конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.

 

  1. Личность как продукт и субъект общественно-исторического развития.

 

Слово личность ("personality") происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в  восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так  и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это  категорический императив человеческого  достоинства, без чего наша цивилизация  потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной  проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Т.о., с самого начала в  понятии "личность" был включен  внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта  и ценностных ориентаций данного  общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Первая грань Я –  это так называемое телесное или  физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни.

Вторая грань Я –  это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех  или иных социальных ролей и функций.

Третья грань –  психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос “какой я”.

Четвертая грань Я - это  ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или  несвободы.

Наконец, пятая грань  Я - это самоотношение или смысл  Я. Наиболее поверхностным проявлением  самоотношения выступает самооценка - общее "+" или " - " отношение  к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение.

 

  1. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.

 

Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для  чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает  и что происходит с ним после  смерти.

Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры - с призывом к самопознанию. Изречение ”Познай самого себя”, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.

Для Сократа смысл  человеческой жизни заключается  в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии  французского Просвещения. Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку природы человека, как сочетания телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души.

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что  ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют  сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил  ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать  можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть.

Человек не только ищет смысл  в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя  путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, и, наконец, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить.

 

  1. Природное и социальное в человеке.

 

Человек  –  существо  социальное.  Но  в  то  же   время   и   высшее

млекопитающее, т.е. существо биологическое.

       Как   и  всякий  биологический   вид,  Homo   sapiens   характеризуется

определенной совокупностью  видовых признаков. Каждый из  этих  признаков  у

разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На

проявление многих биологических  параметров вида могут повлиять и  социальные

процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в

настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает

наследственными заболеваниями  и не будет  подвергаться  пагубному  внешнему

воздействию,  такому  как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные

происшествия и т.п. Такова биологическая константа  вида,  которая,  однако,

изменяется под воздействием социальных закономерностей.

       Подобно   другим  биологическим  видам,   человек   имеет   устойчивые

разновидности, которые  обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием

«расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп

людей, населяющих различные  регионы планеты, и  выражается  в  формировании

специфических биологических, анатомических и физиологических  признаков. Но,

несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель

любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает  свойственными

всем людям биологическими параметрами.

       Каждый  человек по своей природе   индивидуален  и  неповторим,  каждый

имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей.

Уникальность человека усиливается  и  в  результате  влияния  социальных  и

биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает

уникальным жизненным  опытом.  Следовательно,  род  человеческий  бесконечно

многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

       Человек  включен сразу в два мира: мир  природы  и  мир  общества,  что

порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

       Аристотель  называл человека политическим  животным,  признавая  в   нем

сочетание  двух   начал:   биологического   (животного)   и   политического

(социального). Первая  проблема заключается  в   том,  какое  из  этих  начал

является доминирующим, определяющим в  формировании  способностей,  чувств,

поведения, действий человека и  каким  образом  осуществляется  взаимосвязь

биологического и социального  в человеке.

       Суть  другой проблемы заключается  в следующем: признавая,  что   каждый

человек уникален, своеобразен  и неповторим, мы,  тем  не  менее,  постоянно

группируем людей по  различным  признакам,  одни  из  которых  определяются

биологически,  другие  –   социально,   а   некоторые   –   взаимодействием

биологического и социального.

 

  1. Личность и общество, характер сочетания их интересов.

 

Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.

Выделяют несколько  моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и  её атрибутов.

Во-первых, чаще всего  это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

Во-вторых, это бегство  от мира, когда человек не в силах  обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы  там обрести способ свободной  самореализации.

В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Авторы многих публикаций обращали внимание на то, что свободу  необходимо объединить с ответственностью.

Выделяют две концепции  ответственности: классическую и неклассическую.

Согласно классической концепции субъект действия несет  ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Этика ответственности – этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.

Неклассическая концепция  ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий.

Классической концепции  соответствует понятие свободы  субъекта. Неклассическая концепция  ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

 

  1. Взаимосвязь природы и общества.

 

Эту взаимосвязь  нужно исследовать с двух сторон: 1) Первая сторона определяется как  историческая. В данном случае ставятся вопросы: - обстоятельства возникновения данной связи; - об основных этапах развития данной связи; - каковы перспективы развития связи между природой и обществом. 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или основными элементами системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко структурируется. В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. 1) Сам человек как биосоциальное существо; 2)Это экологическая природа; 3) ноосфера; 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную, эстетическую и этическую ценность. Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"