Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии".
4. Учение о человеческой свободе.
Свободной, согласно Спинозе, называется вещь, которая определяется к действиям только собой, своей собственной природой. Ясно, что абсолютно свободна только субстанция, или Бог, поскольку она является «причиной себя».
Человеком же, как всяким иным модусом субстанции, управляют внешние причины. Он является свободным лишь в той мере, в какой эти внешние причины согласуются с его собственной, человеческой природой. В противном случае он оказывается во власти внешних причин, которые управляют им при помощи аффектов (страстей, эмоций) и разрушают его тело и дух.
Избежать разрушительного действия аффектов человеку позволяет разум, то есть знание причин тех вещей, с которыми он имеет дело.
1.Вклад Джона Локка в мировую культуру.
Выдающийся английский философ, педагог, ученый, врач и политик родился в семье состоятельного адвоката. Джон Локк окончил Оксфордский университет, в котором позже стал профессором греческого языка и риторики. Кроме стационарного обучения он усердно занялся самообразованием, благодаря чему стал наиболее образованным человеком своего времени. Мировую культуру Джон Локк обогатил рядов важнейших научных открытий социально-политических учений, педагогических разработок. Так он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную. В годы жестоких религиозный воен он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости ("Письма о веротерпимости"), заложил основы педагогики ("Мысли о воспитании"). Значительным философским достижением философа было его учение о познании, которому он посвятил свое главное произведение: "Очерки о человеческом разуме".
2.Локк о процессе познания.
2а . Главная философская
заслуга Локка в истории
2б . В самом процессе
познания, который всегда начинается
из ощущения, Локк отличал два
вида. Первый из них идет от
внешнего мира через
2в . Локк признавал
существования только
3 Взгляды Локка на религию.
Следует сказать, что взгляды Локка на религию формировались под значительным влиянием социнианства, истоки и основы которого были сформированы на землях Украины среди находившихся здесь протестантов - антитринитариев и кальвинистов. Локк читал, конспектировал и изучал произведения социниан, находился под влиянием их отдельных мыслей. К результатам такого влияния можно отнести формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику ним антропоморфных представлений о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию деизма, будучи одним из видных представителей последнего.
1. Замысел
и цель «Критики чистого
«Чистым разумом» Кант называет теоретическое мышление, главным образом математику и математическое естествознание.
2. Структура человеческого знания
Далее Кант приступает к анализу структуры знания, он препарирует разум так же, как анатом препарирует мозг. Выясняется, что всякое наше знание состоит из двух компонентов: [I] материала чувственного опыта и [II] категорий, чистых форм деятельности рассудка. Чувства дают нашему мышлению всё его содержание, тогда как рассудок придает этому содержанию логическую форму.
Деятельность наших чувств протекает по схемам пространства и времени. Мы не можем воспринимать предметы иначе, как существующие в трех пространственных измерениях и изменяющиеся во времени. Такова природа наших чувств, таково их устройство.
3. Антиномии чистого разума
Что представляют собой те вещи, которые мы воспринимаем в формах пространства и времени и мыслим с помощью категорий? Это феномены, отвечает Кант, т.е. вещи, которые являются нашему сознанию. А таковы ли эти вещи сами по себе, какими мы их воспринимаем? Этого, отвечает Кант, человеку знать не дано. Сознание не может ведь выпрыгнуть из своей “шкуры” и заглянуть в реальность, лежащую снаружи, чтобы затем сравнить ее с тем, что имеется внутри сознания – с его “феноменами”. Всё, что может быть предметом человеческого сознания – это “феномены”, т.е. явления вещей, а не сами эти вещи как таковые. Последние Кант называет «вещами в себе» (Ding an sich).
Такие вещи, как Бог, свобода, неделимые частицы материи, границы Вселенной в пространстве и времени, – навсегда останутся “вещами в себе”, скрытыми от человеческого разума. Но не только о них, а вообще ни об одной вещи в мире нельзя сказать, такова ли она “в себе” – в действительности, какой мы ее знаем или какой она является нашему сознанию. Философское учение о непознаваемости реальных вещей, которое отстаивал Кант, называется агностицизмом.
1. Рождение диалектического метода
Великий немецкий философ-диалектик Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте, в семье секретаря казначейства. Окончив теологический факультет местной академии с отличными оценками за знания и плохими за поведение, он раздумал становиться священником. Довольно долгое время он служит домашним учителем, затем перебирается в Иену, культурный центр тогдашней Германии, где защищает докторскую диссертацию на тему «Об орбитах планет». В первом же тезисе этой диссертации Гегель со всей возможной прямотой формулирует суть диалектического метода мышления:
«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения».
Гегель имел в виду, что повсюду в мире разум встречается в противоположностями, которые в своем взаимном противодействии образуют единое целое и немыслимы одна без другой.
2. Феноменология духа
В 1807 году выходит книга Гегеля «Феноменология духа», которую позже сравнивали с гётевским «Фаустом», несмотря на всю разницу в стилях. Там мысль Фауста в сомненьях и ошибках нащупывает дорогу к пониманию смысла жизни; здесь – Мировой Дух, шаг за шагом преодолевая бесчисленные противоречия, продвигается к истине вещей. Сам автор на склоне лет назвал свою первую книгу – «путешествием за открытиями».
Гегель представил здесь всемирную историю культуры как процесс познания Духом самого себя.
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.
Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек — не творение бога, а часть — и притом наиболее совершенная — вечной природы.
Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм.
Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания выражается
в том, что он по-новому интерпретирует
само понятие »объект». По Фейербаху,
понятие объекта первоначально
формируется в опыте
Следует подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека».
Одним из наиболее влиятельных
направлений буржуазного
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Первая историческая форма позитивизма.
В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом
Конт высказал убеждение
в способности науки к
Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии
(энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия- биология - социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определеную научную систему.
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной
Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме
Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус.
Вторая историческая форма позитивизма.
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.).
Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”.
На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д.