Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Опыт Локк делил на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний, который он называет рефлексией, представляющей собой познание душой своей собственной деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение может быть свойственно лишь взрослому человеку, у новорожденного душа напоминает чистую доску. Внутренний опыт, согласно Локку, возникает под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия осуществляется под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний опыт им признается вторичным в отношении собственного внешнего мира, а рефлексия считается вторичной в отношении внешнего опыта. Расчленение опыта на внешний и внутренний давало основание для различения путей его освоения, что в свою очередь представляло возможность делить познание на рациональное и чувственное.
Важное место в учении о бытии
и познании Локка занимает учение
о первичных и вторичных
Идеи первичных вторичных
Познание Локк делит на чувственное и интуитивное, демонстративное (или выводное), все эти виды познания имеют дело с манипуляцией идеями. Согласно Локку, каждый из названных видов познания способен привести к истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.
Воззрения Д. Локка на государство
отличались от взглядов его предшественника
Т. Гоббса. По мнению Локка, государство
должно не ограничивать социальную свободу
и инициативу, а гарантировать
их. Философ полагал, что правительство
обязано подчиняться законам
государства. Этому призвано содействовать
отделение исполнительной власти от
законодательной.
Значительный вклад Д. Локк внес в разработку
трудовой теории стоимости. Этот вопрос
рассматривается Б. Расселом в его “Истории
западной философии”.
Философия Д. Локка была вершиной в
развитии британского эмпиризма XVII
в. Его вклад в теорию познания,
психологию, педагогику, социальную философию
был настолько существенным, что
принадлежащие ему идеи и открытия
вдохновляли философов в
11.философия как форма общественного сознания. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы
человека в качестве
2) Степень философского
Таким образом, проблема
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
Первыми философскими
Античнаяая философия сформировала основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
Согласно взглядам Протагора
(5 в. до н.э.), человек от природы
наг, разут, раздет и
И еще одна важная черта
античной философии.
Великому ученику Сократа
Платону принадлежит идея о
том, что человек есть не
просто единство души и тела,
но что именно душа - та субстанция,
которая делает человека
Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.
Но, пожалуй, самый интересный
и значительный вклад в
Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.
В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:
1) углубление изучения
2) формирование целостного
3) антиметафизическую
Одной из характерных
В ХХ веке разработка
В ХХ веке произошло
Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.
12.структура и функции
По мере развития философии кроме
онтологии, гносеологии и этики
в ней оформляются новые
В функциях философии выражается ее назначение, ее роль в осмыслении и преобразовании действительности; ее функции показывают, какую роль играет философия в жизни людей, для чего человек может использовать философское знание. Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.
Сама мировоззренческая функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. Последняя, строго говоря, может быть включена в две предыдущие, но выделение ее в отдельную подфункцию целесообразно. Это связано со спецификой социальной действительности и ее познания как частного случая бытия и познания вообще; но этот частный случай имеет исключительное значение для человека. Именно эта подфункция нацеливает на осмысление проблем общественной жизни, перспектив развития общества.
Методологическая функция
Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.
К методологической функции философии
иногда относят как подфункцию так
называемую аксиологическую (иногда ее
выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой
и методологической).
Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И нужно не только изучать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализируя предлагаемые решения, вырабатывая свою точку зрения на решение этих проблем, выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления.
13. Русская философия
. Осн-е этапы развития и проблемы в рус. фил-ии
Предметами философского поиска русских мыслителей были: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); проблема власти; проблема гос-ва; проблема соц. справедливости; проблема идеального общества; проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии: