Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

7-16filosofia.docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

Опыт Локк делил на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний, который он называет рефлексией, представляющей собой познание душой своей собственной  деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение может быть свойственно лишь взрослому человеку, у новорожденного душа напоминает чистую доску. Внутренний опыт, согласно Локку, возникает под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия осуществляется под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний опыт им признается вторичным в отношении собственного внешнего мира, а рефлексия считается вторичной в отношении внешнего опыта. Расчленение опыта на внешний и внутренний давало основание для различения путей его освоения, что в свою очередь представляло возможность делить познание на рациональное и чувственное.

Важное место в учении о бытии  и познании Локка занимает учение о первичных и вторичных качествах. К первичным качествам он относит протяженность, длительность, величину, фигуру, сцепление, толчок, взаиморасположение частиц, механическое движение, покой, плотность. Характерные особенности первичных качеств — это то, что они всегда присущи телам, неотъемлемы от них, воспринимаются органами чувств, и это восприятие способно быть точным. К вторичным качествам Локк относит цвет, запах, звук, вкус, боль, тепло и т. п.

Идеи первичных вторичных качеств  формируются благодаря чувствам и рефлексии. Обобщение знаний о  тех и других качествах осуществляется разумом и находит выражение  в языке.

Познание Локк делит на чувственное  и интуитивное, демонстративное (или  выводное), все эти виды познания имеют дело с манипуляцией идеями. Согласно Локку, каждый из названных  видов познания способен привести к  истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.

Воззрения Д. Локка на государство  отличались от взглядов его предшественника  Т. Гоббса. По мнению Локка, государство  должно не ограничивать социальную свободу  и инициативу, а гарантировать  их. Философ полагал, что правительство  обязано подчиняться законам  государства. Этому призвано содействовать  отделение исполнительной власти от законодательной. 
Значительный вклад Д. Локк внес в разработку трудовой теории стоимости. Этот вопрос рассматривается Б. Расселом в его “Истории западной философии”.

Философия Д. Локка была вершиной в  развитии британского эмпиризма XVII в. Его вклад в теорию познания, психологию, педагогику, социальную философию  был настолько существенным, что  принадлежащие ему идеи и открытия вдохновляли философов в последующие  времена.

 

 

 

 

11.философия как форма общественного сознания. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы  человека в качестве методологически  исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ  осознает, что именно человек  - центр, критерий и высшая цель  всего философствования, насколько  этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления  самого человека, его бытия, его  смысла существования, его интересов  и целей. Другими словами, насколько  человек превратился в отдельный  и специальный предмет философской  рефлексии, с какой теоретической  глубиной, с какой степенью привлечения  всех средств философского анализа  он рассматривается.

 Таким образом, проблема человека  всегда стояла в центре философских  исследований: какими бы проблемами  философия ни занималась, человек  всегда был для нее проблемой  наиважнейшей.

 Современный немецкий ученый  Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой  (античность).

2) изучение человека теологией  (средневековье),

3) изучение человека математикой  и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

 Первыми философскими взглядами  на проблему человека можно  считать выводы, сложившиеся в  древневосточной философии. Однако  при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское  мировоззрение еще не отделилось  от обыденного знания, в Древней  Индии философия срослась с  религиозным мировоззрением, а в  Древнем Китае она была нерасторжима  с нравственной формой общественного  сознания.

Античнаяая философия сформировала основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

 Согласно взглядам Протагора  (5 в. до н.э.), человек от природы  наг, разут, раздет и безоружен.  Он может поддержать себя только  благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).

 И еще одна важная черта  античной философии. Сформулировав  принцип разумного миропонимания,  она пришла к открытию человека  как самостоятельной ценности  и признала за ним право  на активность и инициативу.Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

 Великому ученику Сократа  Платону принадлежит идея о  том, что человек есть не  просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком.  От качества души зависит общая  характеристика человека. По его  мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой  стоит душа философа, на последнем  - душа тирана. В чем причина  такого странного расположения  душ? Дело в том, что душа  философа ближе всех приближена  к мудрости и восприимчива  к знаниям. А это как раз  и есть главные, сущностные  черты человека, отличающие его  от животного.

Следующий шаг в философском  постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о  человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

 Но, пожалуй, самый интересный  и значительный вклад в философское  осмысление человека был сделан  немецким философом И.Кантом. С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничиваел антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

 Перечисляя основные вопросы  философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.

 В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:

1) углубление изучения духовности  человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

2) формирование целостного взгляда  на общественную жизнь, на отношение  общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);

3) антиметафизическую направленность  появляющихся с середины XIX века  концепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности.

 Одной из характерных особенностей  русской философии второй половины XIX - начала XX века также является  внимание к человеку, антропоцентризм.  Здесь четко выделяются два  направления: материалистическое  и идеалистическое, светское и  религиозное. Материалистическое  направление представлено революционерами-демократами  и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.

 В ХХ веке разработка философских  и философско-социологических проблем  человека приобрела новую интенсивность  и развертывалась по многим  направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

 В ХХ веке произошло становление  специальной отрасли философского  знания, которая сложилась в Германии  в 20-е годы и занимается изучением  человека. Она получила название  философской антропологии. Ее основоположником  выступил немецкий философ Макс  Шелер, а значительный вклад  в дальнейшее развитие внести  Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей.

Основой для выводов философской  антропологии стали общие догадки  Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.

12.структура и функции философии.  Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисным элементами философии сталионтология, гносеология и этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

По мере развития философии кроме  онтологии, гносеологии и этики  в ней оформляются новые области,философские дисциплины: логика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права, методология науки, аксиология и история философии. Сегодня философия представляет собой комплекс дисциплин, в котором, кроме указанных, есть пограничные между философией и другими областями духовной жизни общества концепции. К ним относят, например, философию религии, философские вопросы естествознания, философию техники и т. д.

В функциях философии выражается ее назначение, ее роль в осмыслении и  преобразовании действительности; ее функции показывают, какую роль играет философия в жизни людей, для  чего человек может использовать философское знание. Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.

Сама мировоззренческая функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. Последняя, строго говоря, может быть включена в две предыдущие, но выделение ее в отдельную подфункцию целесообразно. Это связано со спецификой социальной действительности и ее познания как частного случая бытия и познания вообще; но этот частный случай имеет исключительное значение для человека. Именно эта подфункция нацеливает на осмысление проблем общественной жизни, перспектив развития общества.

Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности.

Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

К методологической функции философии  иногда относят как подфункцию так называемую аксиологическую (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой и методологической). Аксиологическая подфункция(от греч. акеие – ценность) связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию.

Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И нужно не только изучать проблемы философии, но и  размышлять над ними, анализируя предлагаемые решения, вырабатывая свою точку  зрения на решение этих проблем, выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления.

13. Русская философия

. Осн-е этапы развития и проблемы в рус. фил-ии

Предметами философского поиска русских  мыслителей были: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого  целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути России — между  Востоком или Западом (сугубо специфическая  проблема русской философии); проблема власти; проблема гос-ва; проблема соц. справедливости; проблема идеального общества; проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"