Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

7-16filosofia.docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

• период зарождения древнерусской  философии и раннехристианской  философии Руси;

• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централ-го рус. гос-ва (Моск. Руси и России);

• философия XVIII в.;

• философия XIX в.;

• русская и советская философия XX в.

Период зарождения древнерус. философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. Основные темы: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство, право; природа.

Представители: Иларион, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления  и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в  истории, так и в философии  приходится на XIII - XVII вв. Главные темы: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.

Представители: Сергий Радонежский, Философий (XVI в.), Максимилиана Грек (1475 - 1556), Андрей Курбский (1528 - 1583), Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум и Никон, Юрий Крижанич (XVII в.)

       3. Русская философия  XVIII в. включает два основных  этапа в своем развитии.

1) философию эпохи  петровских реформ( Феофан Прокопович, Татищев, Кантемир);

Основной направленностью их философии  была соц-полит: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

Также философы данного направления  занимались и иными вопросами  — познания, нравственных ценностей и др.

2)материалистическую  философию середины и второй  половины XVIII в.(Ломоносов(1711 - 1765), Радищев(1749 — 1802)).

Ломоносовым: была заложена материалистическая традиция в русской философии, выдвинута  атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой  все вокруг предметы и материя  в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад; отношение  к Богу — деистическое. С одной  стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял  Его сверхъестественной силой и  возможностями; большая роль этике, морали, нравственности.

Радищев: обосновал материалистические начала бытия, большое внимание уделял соц.-полит. философии. Его кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Русская философия XIX в. включала в  себя ряд направлений: декабристское; монархическое; западническое и  славянофильское; революционно-демократическое; атеистическое; теологическое; философию  космизма (направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное  целое).

Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом: философией марксизма-ленинизма. ; философией космизма; естественно-научной философией; философией "русского зарубежья".

Философия Ленина(марксист):

Общее с Марксом: диалектико-матер.видение мира, признание исторически преходящего капитализма, обоснование рев-преобраз. Роли пролетариата.

Различие:

д/Ленина т. Маркса-соц.доктрина(в осн к-й идея всемирно-истор.роли пролетариата,м его диктатуры, необходимсоти ликвид.част.собств-ти ) – не имела фил-х оснований

маркс-теоретик, ленин-практик рев.движения

 

15. . Сознание и его сущность

Сознание  – высшая форма психической  активности человека как соц. существа, отражение реальности в форме  чувственных и умственных образов  и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи, следов-но, неразрывно связано с материей.

Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизован-ной материи. Это означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - психические явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

 

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия.

Отражение - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

 

16.структура сознания 1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом  сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура  слова «со-знание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность  побуждений, определяющих целенаправленность  действий человека. Источником активности  человека являются его потребности.  Центральным моментом является  выбор цели. Большую роль здесь  играют воображение, мечта. Мотивация  может быть сильной, слабой, устойчивой  и неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная  сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное  отношение к тем или иным  явлениям, ситуациям, к другим  людям и к самому себе. В  эмоциональную сферу входят: чувства,  настроения, аффекты, переживания,  эмоциональные стрессы. Эмоциональные  механизмы сознания работают  по принципу взаимной оценочно-когнитивной  корреляции.

4. Воля - способность человека  сознательно регулировать поведение  и действовать, не отступая  перед трудностями. В воле выражается  «энергетическая», действенно-практическая  сторона сознания. Волевое управление  поведением предполагает свободу  и ответственность. В сфере  воли резюмируется содержание  других сфер сознания.

5. Самосознание – это  отражение собственного «Я». Это  часть сознания человека, притом  часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я-концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Я»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание человека выполняет  следующие функции:

познавательную – благодаря сознанию, человек приобретает новые знания;

целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

ценностно-ориентационную - человек не только отражает, но и оценивает явления действительности, а также определяет свое отношение к ним;

управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"