Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
• период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
• философия периода татаро-
• философия XVIII в.;
• философия XIX в.;
• русская и советская философия XX в.
Период зарождения древнерус. философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. Основные темы: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство, право; природа.
Представители: Иларион, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв. Главные темы: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.
Представители: Сергий Радонежский, Философий (XVI в.), Максимилиана Грек (1475 - 1556), Андрей Курбский (1528 - 1583), Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум и Никон, Юрий Крижанич (XVII в.)
3. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
1) философию эпохи петровских реформ( Феофан Прокопович, Татищев, Кантемир);
Основной направленностью их философии была соц-полит: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.
2)материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.(Ломоносов(1711 - 1765), Радищев(1749 — 1802)).
Ломоносовым: была заложена материалистическая традиция в русской философии, выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад; отношение к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями; большая роль этике, морали, нравственности.
Радищев: обосновал материалистические начала бытия, большое внимание уделял соц.-полит. философии. Его кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: декабристское; монархическое; западническое и славянофильское; революционно-демократическое; атеистическое; теологическое; философию космизма (направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое).
Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом: философией марксизма-ленинизма. ; философией космизма; естественно-научной философией; философией "русского зарубежья".
Философия Ленина(марксист):
Общее с Марксом: диалектико-матер.видение мира, признание исторически преходящего капитализма, обоснование рев-преобраз. Роли пролетариата.
Различие:
д/Ленина т. Маркса-соц.доктрина(в осн к-й идея всемирно-истор.роли пролетариата,м его диктатуры, необходимсоти ликвид.част.собств-ти ) – не имела фил-х оснований
маркс-теоретик, ленин-практик рев.движения
15. . Сознание и его сущность
Сознание – высшая форма психической активности человека как соц. существа, отражение реальности в форме чувственных и умственных образов и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.
Сознание можно абсолютно
Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизован-ной материи. Это означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - психические явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом.
Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.
Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия.
Отражение - это изменение одного
явления под воздействием другого.
В неживой природе
Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
16.структура сознания 1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «со-знание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
2. Мотивация - совокупность
побуждений, определяющих
3. Чувственно-эмоциональная
сфера (эмоции) - переживания человека,
выражающие его субъективное
отношение к тем или иным
явлениям, ситуациям, к другим
людям и к самому себе. В
эмоциональную сферу входят: чувства,
настроения, аффекты, переживания,
эмоциональные стрессы.
4. Воля - способность человека
сознательно регулировать
5. Самосознание – это
отражение собственного «Я».
Сознание человека выполняет следующие функции:
познавательную – благодаря сознанию, человек приобретает новые знания;
целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;
ценностно-ориентационную - человек не только отражает, но и оценивает явления действительности, а также определяет свое отношение к ним;
управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;
коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);
рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.