Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Философия".
Философия
Вопросы к экзамену
Философия (с греч.
- любовь к истине, мудрости) - форма
общественного сознания; учение об
общих принципах бытия и
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.
Предметная область
философского знания очерчивается кругом
основных проблем, которыми занимается
философия.
– Во-первых, это проблема окружающего
мира, поиск первоосновы всего сущего.
Эта тема конкретизируется в ряде вопросов:
«есть ли неизменное первоначало мира
или он пребывает в вечном становлении?»,
«мир конечен или бесконечен, един или
множествен?», «в чем различие чувственно
воспринимаемого бытия и постигаемой
умозрительной реальности?» и т.д. В разные
исторические эпохи ответы на эти вопросы
приобретали различную «конфигурацию».
Опираясь на разнообразные науки, синтезируя
знания из разных областей, философия
углублялась в раскрытие сущности мира,
принципов его устройства, первоосновы
всего сущего. Одновременно формировались
различные философские «модели» мира,
сохраняя во все времена первостепенное
значение в устремленности к познанию
его тайн.
– Во-вторых, проблема познания человека
и смысла его существования. Философская
антропология находилась в центре внимания
многих древневосточных философских школ.
Античная философия устами Протагора
провозгласили знаменитую фразу – «человек
есть мера всех вещей». С точки зрения
древнегреческого философа Сократа космос
непостижим, и любителю мудрости следует
осознать, что важнейшим для человека
является самопознание. Эту антропофилософскую
линию спустя многие века продолжил И.Кант,
видевший высшее предназначение философии
в том, чтобы помочь человеку занять положенное
ему место в мире, научить его «каким надо
быть, чтобы быть человеком».
– В-третьих, проблема отношений человека
и мира, субъекта и объекта, субъективного
и объективного, идеального и материального.
Соотношение «человек – мир» исторически
рассматривалось философским познанием
по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось
как представление о месте человека в
целостности мирового Космоса. В средние
века особый философский интерес вызывала
проблема отношения человека к Богу как
абсолютной реальности и первопричине
всего сущего. Мыслители Нового времени
в системе «человек и мир» делали акцент
на адекватности научного знания действительности.
Для немецких философов XVIII–XIX вв. Канта,
Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение,
прежде всего, понимание отношения «субъект
– объект». Но при всех вариантах трактовки
данной системы, в конечном счете, философы
оказывались перед необходимостью прояснения
своей позиции о соотношении сознания
и материи. Два противоположных подхода
к решению вопроса о природе, сущности
мира и человека обозначили суть основного
вопроса философии как вопроса об отношении
духа к природе, сознания к материи, мышления
к бытию. Признание материального и идеального
как предельных оснований мира и человека
с неизбежностью привело к решению вопроса
о том, что же является первичным – материя
или сознание. Постановка и решение этого
вопроса составили первую сторону основного
вопроса философии. В зависимости от того,
как философы отвечали на этот вопрос,
что они считали первичным, а что вторичным,
они разделились на материалистов и идеалистов.
Так возникли материализм и идеализм как
два основных направления в философии.
Материализм исходит из того, что мир по
своей природе материален, извечен, несотворен,
материя – первична; что сознание является
продуктом, свойством высокоорганизованной
материи (мозга), сознание, таким образом,
вторично. Материальный мир, согласно
материализму, существует независимо
ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо
других сил. В истории философской мысли
длительное время материализм рассматривал
человека лишь как природное существо,
не видя в нем прежде всего общественно-исторической
сущности. Природа (мир, космос, Вселенная)
настолько превозносились человеком,
что зачастую обожествлялись, а сознание
человека иногда приписывалось ей в качестве
ее всеобъемлющего свойства (пантеизм,
гилозоизм и т.п.). В результате сознание
объяснялось на природном, биологическом,
а не на социальном уровне. Несмотря на
всю свою ограниченность, такое материалистическое
объяснение сознания снимало мистическую
оболочку с человека, ставило вопрос о
реальном, земном благополучии, о естественном
стремлении человека к лучшей жизни, счастью,
добру, красоте и т.д.
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.
Обозначим основные черты научной теории:
1. Научная теория - это
знание об определенном
2. Теорию в качестве
важнейшего ее признака
3. Теория должна обладать
прогностической силой,
4. В развитой теории
все ее главные положения
5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.
Убеждённость во всемогуществе науки и уверенность в том, что в силу непрерывности процесса накопления научного знания, непознанное остаётся таковым лишь временно, является непрерывным стимулом для продуктивной деятельности постоянно обновляющегося научного общества. Между тем этот постулат не может в рамках научного метода ни быть экспериментально опровергнутым, ни доказанным, и потому в силукритерия Поппера к науке отношения не имеет.
Однако имеется возможность
отделить область, в которой наука
компетентна в отношении
Эксперимент предполагает обязательную возможность воспроизведения изучаемого объекта или явления и получения одного и того же ответа на заданный экспериментатором вопрос. В этом— его суть. Отсюда следует, что объектом научного исследования могут быть лишь повторяющиеся явления и события. Если же они представляют собой принципиально неповторяемые, принципиально происходящие только один раз, то они не могут быть объектом научного изучения. В этой области наука бессильна. Попытки использовать её методологию неизбежно приводят, независимо от желания исследователя, к выходу за пределы науки.
Естественные науки – это науки о «естестве» - природе (по-гречески природа physis, по-латыни natura). Оъекты естественных наук преимущественно материальные (за исключением пространства и времени, однако согласно некоторым концепциям пространство и время связываются со свойствами материальных объектов). Материальные объекты состоят из вещества и поля. Вещество имеет массу покоя и пространственно-временные измерения. Поле (гравитационное, электромагнитное) не имеет массы, но имеет пространственно-временные измерения. По объект-предметным областям естественные науки подразделяются на физику, химию, биологию, геологию и, соответственно, на множество частных их разделов и интердисциплинарных областей (частных наук). Для примера назовем механику, электродинамику, молекулярную физику, органическую химию, биохимию, зоологию, орнитологию, физиологию, биогеохимию, экологию. Можно сказать, что естественные науки изучают Природу и ее творения.
Естествознание внутри собственного
института во многих его разделах
создает искусственные
Наука - вид знания, претендующий на общность, но и философия, и религия, и искусство - виды знания, претендующие на общность. Поскольку вся совокупность научных знаний носит гипотетический характер, то мы в каждый данный момент развития науки вправе признавать лишь то, что еще не получило опровержения. Однако, не всегда отказываются от теории, опровергаемой каким-либо экспериментом, т.к.: лучше придерживаться какой-нибудь теории, чем никакой (отсюда, необходимость альтернативы); есть ненулевая вероятность такого развития теории, которое превратит опровергающие факты в подтверждающие. Говоря о природе наших познавательных способностей, мы тем самым так или иначе характеризуем то, что в принципе доступно познанию. Вместе с тем, общие утверждения о природе реальности сущностно предопределяют пути и средства познания этой реальности, т.е. обладают методологическим содержанием. С методологической точки зрения важная роль этих допущений состоит в том, что благодаря ним обеспечивается возможность понимания изучаемых явлений и процессов. Т.о., по-моему, проблема демаркации сводится большей частью к выявлению этих допущений. Они являются предпосылкой познания и не могут быть получены путем обобщения эмпирических фактов, как полагали (нео)позитивисты. Источник этих базовых допущений - духовная культура общества. Роль философии здесь двояка: она выдвигает и формулирует эти допущения (онтология); обосновывает их, подвергая критическому исследованию (гносеология), - фундаментальные для научного познания проблемы являются предварительно философски осмысленными проблемами. 3. Эвристические и методологические принципы Красота (эвристика). Математика как инструмент познания (через мир логических построений она изучает все возможные реализации мира вещей). Принцип наблюдаемости: в науку должны вводиться только те утверждения, которые можно хотя бы мысленно проверить на опыте. Принцип соответствия: всякая теория должна переходить в предыдущую, менее общую теорию в тех условиях, в которых эта предыдущая была установлена. Принцип дополнительности (Н.Бор): некоторые понятия несовместимы и должны восприниматься как дополнительные др. к др. Принцип причинности (казуальности): следствие должно быть сдвинуто относительно причины на время распространения воздействия.
Мифы представляют собой
сложное культурное явление. В них
своеобразно запечатлена
В отличие от науки, утверждает Хюбнер, в мифе пространство и время распадаются на дискретные пространственно-временные гештальты (нуминозные сущности и их архе), не связанные сквозной дедуктивной логикой. Причем в мифе сохраняется полностью аналогичная научной рациональность, а различие между научным и мифическим опытом лежит исключительно в области содержания.
Лосев
протестует против стремления
развенчать миф рациональными
средствами, изобличить его как
ложное знание, как заблуждение,
как ложную реальность: «Нужно
быть до последней степени
близоруким в науке, даже
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукт её распада, деградации, извращения. К общеобязательным же истинам, например, христианской религии, относят исповедание личного, духовного, совершенного надмирного Начала - Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека.
Бог есть то изначальное Бытие и одновременно Сознание, благодаря которым существует любое материальное и духовное бытие и сознание во всём мире многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный Идеал добра, истины и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует и является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.
Другим важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его существо. От неё и сама религия получила своё название, ибо латинское слово “религаре”, от которого происходит слово “религия”, означает “связывать”, “соединять”. Это соединение человека с Богом осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Религия есть то, что даёт человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага - Богом.
Религиозный опыт неизбежно
порождает ряд мифов, суеверий, догматических
верований, метафизико-богословских систем
и ожесточенную взаимную критику
приверженцев различных учений. Но
теперь в области религии сделалось
наконец возможным
Не следует однако упускать из виду, что каков бы ни был метод этой науки, – спекулятивный ли, сравнительный или критический, – она необходимо предполагает наличность непосредственного опыта, как материала для своих исследований. Это наука объяснительная и индуктивная, оперирующая над фактами уже после их завершения, (именно над религиозными чувствами), и не могущая в своих исследованиях игнорировать той специфической области, которая служит содержанием этих чувств.
Интеллектуализм же в религиозных вопросах, который я отвергаю, предъявляет совершенно иные притязания. Он желает построить объекты веры на строго логических выводах, извлекаемых разумом из объективных явлений. Этот религиозный интеллектуализм называет свои построения догматическим богословием или философией абсолютного, – смотря по обстоятельствам; но он никогда не называл их наукой о религиях. К своим выводам он приходит априорным путем и непоколебимо уверен в их правильности.