Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_dlya_pechati.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

 

всякой философии  ставить под сомнение либо отрицать детерминацию (мате- риальную или духовную); эта тенденция обязательно, хотя и по-разному, со- пряжена с противоположным стремлением осознать зависимость материальных и духовных явлений от каких-либо факторов. Вряд ли, скажем, следует безого- ворочно причислять Юма или Канта к индетерминистам, что марксисты делают сплошь и рядом, поскольку Юм обосновывает веру в причинность устойчивы- ми привычками людей, а Кант – безусловной и врожденной способностью творческого воображения. В то же время с идеалистической точки зрения отри- цание материалистами телеологии также есть своеобразная тенденция индетер- минизма.

 

Детерминизм можно определить как учение о детерминации, то есть о формах зависимости основания от своей основы и обоснованного – от основа- ния. Характер детерминации выявляется в связи со спецификой ее условий. Так, следствие обусловлено причиной и каузальными условиями, функция оп- ределяется условиями задавания независимой переменной, явления природы детерминированы особенностями действия объективных законов.

 

В истории философии сложились  три концепции детерминизма:

 

–  объективно-идеалистическая  (Платон,  Аристотель,  Плотин,  Гегель и др.);

 

– субъективно-идеалистическая (Протагор, Беркли, Фихте, Кант и др.);

 

–  материалистическая  (Демокрит,  Гоббс,  Гольбах,  Фейербах,  Энгельс и др.).

 

Объективные идеалисты полагают, что космос и наше сознание порожде- ны и определяются целеполагающей деятельностью духовного абсолюта, трансцендентного либо имманентного. Субъективные идеалисты ищут причину нашего мировидения в деятельности человеческого сознания, которое продуци- рует идеальные цели, придумывает образы мировых связей и экстраполирует их вовне. Материалисты выводят конечную причину мирового порядка из представления об универсальном и закономерном взаимодействии материаль- ных явлений.

 

В  европейской истории  материалистического детерминизма различают три периода:

 

– античный (Милетская школа, атомисты, учения Эмпедокла, Анаксагора и др.);

 

– механистический однозначный  детерминизм XVII-XXIII вв. (Галилей,

 

Ньютон, Гоббс, Лаплас и др.);

 

– вероятностный детерминизм XX в.

 

Предсказывают появление в XXI в. вероятностного многозначного де- терминизма, пока малопредставимого. Лаплас, например, думал о космосе как о замкнутой системе и верил в возможность однозначно предсказывать состояние мира в любой момент времени, если известны исходные условия. В отличие от

 

лапласовского (жесткого, «железного») детерминизма вероятностный детерми- низм учит, что  причина не обязательно непосредственно  вызывает свой эффект, она нелинейно  действует через множество внутренних и внешних условий, за- висит от истории прежних взаимодействий, а её необходимый характер прояв- ляется в форме случайности.

 

В истории идеалистического детерминизма особых периодов не выделя- ют, хотя, например, метафизический детерминизм  Платона явно отличается от диалектического  детерминизма Гегеля. Заметную роль в объективно- идеалистическом детерминизме играет понятие предопределения.

 

Концепция жесткой  детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных  методов исследования, которые «поро- дили» статистические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероят- ностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах. В общем случае статистическими системами являются системы, об- разованные из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что ме- жду элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвя- зей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна – она соотносится с наличием целостных характе- ристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта устой- чивость выражается через понятия вероятности и вероятностного распределе- ния. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние ус- ловия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воз- действия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное усло- вие для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаи- модействий (в частности, нелинейных) между ними.

 

Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших по- стулатов моделей жесткой детерминации – представление о всевластии внеш- них причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независи- мость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

 

Динамические  и статистические закономерности –  два класса законо- мерностей, различающиеся  характером лежащих в их основе связей и зависи- мостей. Динамические законы характеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необхо- димую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают воз- можность вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.

 

К динамическим законам относятся законы, выражающие причинно- следственные связи, функциональные отношения и т.п. Таковы, например, за- коны классической механики и открытый в химии закон сохранения вещества. Динамические законы проявляют себя во всех областях действительности, на всех уровнях организации материи.

 

Представления о динамических закономерностях  являются исторически первыми. Они  сформировались под воздействием развития классической физи- ки и прежде всего  – классической механики. Механика исходит из изучения за- конов движения отдельных, индивидуализированных макротел. Основной зада- чей ее является определение траектории движения макротел под воздействием сил. Весьма существенно, что эта траектория определяется единственным обра- зом. Логическая структура механики легла в основу характеристики динамиче- ских закономерностей. Соответственно, в качестве определяющей черты класса динамических закономерностей рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответст- вующих представлений и теорий.

 

 

Статистические (вероятностные) законы – это законы, выражающие неко- торую тенденцию, сложившуюся  в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов.

 

Они позволяют  с высокой точностью делать прогностические  выводы о поведении больших совокупностей объектов, но не достигающие такой точно- сти при прогнозе поведения отдельных ее элементов.

 

Статистические  законы широко используются в изучении поведения квантово-механических объектов, биологических популяций, различных  соци- альных групп и социальных явлений. К ним относят, например, законы демо- графии, законы экономической статистики и др.

 

Представления о статистических закономерностях  сформировались во второй половине XIX в. в ходе становления классической статистической фи- зики. Статистическая физика исходит из изучения газов как систем, образован- ных из огромного числа отдельных однотипных объектов (молекул), состояние которых взаимонезависимо. В общем случае статистические системы суть сис- темы, образованные из независимых или квази-независимых сущностей. Соот- ветственно этому при анализе их оснований существенны идеи и методы сис- темного анализа, важнейшим понятием которого является понятие структуры. Математическим аппаратом статистических теорий является теория вероятно- стей, а структура статистических систем выражается через представления о ве- роятностных распределениях. Статистические закономерности и есть законо- мерности, которые выражаются на языке вероятностных распределений – как законы взаимосвязи между распределениями различных величин, характери-

 

зующих объекты  исследования, и как законы изменения  во времени этих рас- пределений. Зависимости  между распределениями и их изменения  во времени определяются вполне однозначным  образом. С позиций распределений  делают- ся заключения как о целостных характеристиках систем, так и о свойствах от- дельных элементов этих систем. Специфика статистических систем выражается через понятия случайности, независимости, иерархии (уровней внутреннего строения и детерминации). Тем самым устанавливается самоценность стати- стических закономерностей. Встает вопрос: как возможно образование (устой- чивых) систем из независимых сущностей? Ведь обычно считается, что систе- мы образуются благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между элемента- ми, образующими сами системы. Особенностью статистических систем являет- ся то, что устойчивость им придают внешние условия, внешние воздействия, которые накладываются на поведение систем и их элементов.

 

Развитие фундаментальных  наук о природе со второй половины XIX века неотделимо от статистических закономерностей. К таким наукам, помимо ста- тистической физики, относятся общая теория эволюции, генетика, квантовая теория, кибернетика (как общая теория управления и информации). Однако не- смотря на силу и глубину воздействия статистического образа мышления на развитие современной науки, он все еще должным образом не ассимилирован современным мировоззрением. Широко распространены утверждения, что к статистическим представлениям мы вынуждены обращаться вследствие непол- ноты наших знаний об исследуемых объектах и системах. Во многом это обу- словлено тем, что на природу статистических закономерностей смотрят с пози- ций концепции жесткой детерминации.

 

Закономерности  жесткой детерминации и статистические закономерности характеризуют значительные области бытия. Принято рассматривать концеп- цию жесткой детерминации и вероятностные взгляды на мир как два предель- ных, диаметрально противоположных подхода к анализу бытия и познания. Со- ответственно, становление новой концептуальной парадигмы выступает как своеобразный синтез концепции жесткой детерминации и вероятностного под- хода. Следует подчеркнуть, что жесткая детерминация символизирует собою неумолимо наступающие события, выражает неизменное, сохраняющееся нача- ло мира, а статистическая концепция с ее опорой на вероятность – наличие внутренней независимости во взаимосвязях событий, наличие подвижного, из- менчивого начала мира, дающего возможность возникновения истинно нового, ранее в эволюции не имевшего места. Решение проблемы синтеза законов же- сткой детерминации и статистических закономерностей направлено на раскры- тие особенностей взаимопроникновения жесткого и пластичного начал мира,

 

что характерно для познания сложноорганизованных динамических систем как основного пути концептуального развития современной науки.

 

Противопоставление  динамических и статистических законов  друг другу неправомерно. Современные  научные данные (квантовой физики, биологии, синергетики, социологии и  др.) показывают, что границы между детерминиз- мом и индетерминизмом не абсолютны, что эти принципы тесно связаны между собой и характеризуют различные аспекты одних и тех же материальных взаи- модействий. Выбор каждого из них в конкретных исследованиях во многом за- висит от специфики изучаемых явлений.

 

В своей практической деятельности человек использует как  необходи- мые, так и случайные  связи. В одних ситуациях он стремится  к исключению случайностей, например, в ситуациях управления такими сложными объектами, как атомные электростанции, в системах слежения за полетом самолетов, ракет или спутников, в системах жизнеобеспечения государства и т. п. В других си- туациях он пытается расширить имеющееся пространство возможностей, чтобы обеспечить большую свободу выбора тому, кто будет принимать решение.

  1. Концентрации пространства и времени в истории философии и науки.

Диалектический  материализм исходит из того, что  пространство и время являются атрибутами материи, формами её бытия, характеризуют  материю в единстве.

Пространство  — фил. категория, которая выражает протяжённость, взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

Время — фил. категория, которая выражает продолжительность  сосуществования (бытия) вещей и  процессов, последовательность смены  их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.

Абсолют пространства и времени заключается в том, что являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Науке не известно бытиё материальных систем вне пространства и времени.

Но пространству и времени присуща и противоположенная  характеристика — относительность, которая указывает на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движущейся материи, характером взаимодействия материальных объектов (систем) и т.д.

Относительность проявляется в специальной (СТО) и общей (ОТО) теории относительности  А. Эйнштейна. СТО — при приближении  скорости движения тела к скорости света линейные размеры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется. ОТО подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи и выявила, что пространство  время характеризуют бытиё материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движения материи, а зависимость пространства и времени от движения материи и друг от друга.

Специальные свойства: для времени — одномерность и  необратимость, для пространства —  трёхмерность и обратимость.

Две концепции  пространства и времени:

1.     Субстанциональная берёт начало у Демокрита, который бытию атомов противопоставил пространство как то место, где ещё нет атомов. Его мысль продолжил Ньютон: пространство и время рассматриваются как сущности (субстанции), существующие вне материи, рядом с ней.

2.     Релятивисткая концепция идёт от Аристотеля и получила дальнейшее развитие у Лейбница, который считал, что пространство и время характеризуют порядок размещения тел (пространство) и последовательность их изменения (время). Т.о. пространство и время являются объективно независимыми ни от человека, ни от человечества формами бытия движущейся материи.

На разных этапах развития цивилизации формируются  разные пространственные сферы жизнедеятельности  человека. Происходит стремление к  планетарному пространству.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"