Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
5Древнеиндийская философия, ее основные школы и понятия.
В общем период древнеиндийской философии связывают примерно со временем возникновения первых религиозно-философских памятников (Вед), примерно с середины 2-го тысячелетия до н.э. и завершают временем складывания философских школ (3 - 2 века до н.э. - начало 1-го тысячелетия н. э). Таким образом, говорят о ведическом и послеведическом периоде в философии древней Индии.
Период Вед. Веды (с санскритского, древнеиндийского языка букв. - знание, вéдение, ведание) представляют собой наиболее ранние тексты на древнеиндийском, названном ведийским, языке, созданные в период со 2-го тысячелетия до н.э. до 6 века до н.э.
Древнейшую часть составляют четыре Веды : Ригведа — «Веда гимнов», Яджурведа — «Веда жертвенных формул», Самаведа — «Веда песнопений», Атхарваведа — «Веда заклинаний».
Именно в ведийской литературе
складываются такие понятия всей
последующей индийской
Отношение к авторитету Вед определило и классификацию направлений, религиозно-философских и антирелигиозных школ (даршан - систем умозрения). С одной стороны - школы, которые развивают наследие Вед, признают их непререкаемую истину- ортодоксальные школы.
1. миманса (санскр. букв. размышление, исследование; основатель - Джаймини, 4 век до н.э., основные идеи и цели школы - обоснование авторитета Вед и священного языка, на котором они написаны);
2. веданта (букв. конец Вед, - учение, опирающееся на упанишады, и прежде всего развивающие основные понятие этих произведений - идеи атмана и брахмана; первый представитель школы - Бадараяна, 2 век н. э);
3. санкхья (санскр. произв. от слова
"число" - расчёт, перечисление; это
учение строится на
4. йога (санскр. соединение, участие;
эта школа вырабатывала
5. ньяя (санскр. букв. правило, рассуждения,
исследования, логика; своё учение
эта школа пытается строить
на независимых основания,
6. вайшешика (санскр. от вишеша - различие, особенность; близкая к ньяя школу, создавшая с ней позднее единое направление, также стремилась разрабатывать независимые от авторитета основания мышления и познания, как путей к спасению; создала атомистическую теорию строения материального мира; основатель - Канада, 1-й век до н. э).
Неортодоксальные школы в
Чарвака, в отличие от ведической философии, отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как произведенные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерь – конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения – существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака.
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение- гедонизм. Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много сделала для критики старой религии и философии, для развенчания авторитета Вед, их неистинности и противоречивости.
Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вархамана (4 в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений).
Характерной особенностью философско- этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности – решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное.
Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением. Только аскетизм ведет к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т. п. несовместимые с эгоизмом и индивидуализмом.
Буддизм возник в 7-6 в.в. до н.э.
Основный смысл буддизма выражен в учении
Будды, основателя учения, о "четырех
благородных истинах", или в "истинах
о страдании". Первая истина: "жизнь
есть страдание". Вторая: "страдания
следуют за желанием". Третья: "путь
избавления от страданий – путь избавления
от желаний". Четвертая: "путь избавления
от желаний – следование учению буддизма".
Общей с философией джайнизма в буддизме
является вера в возможности человека
собственными силами организовать свою
жизнь, без помощи потустороннего. Такие
возможности, согласно буддизму, есть
у каждого человека, люди равны. Нет низших
или высших категорий людей.
6 Древнекитайская философия, ее основные школы и понятия
В развитии философии Древнего
Китая выделяют два основных этапа: 1) этап
зарождения философских воззрений, охватывающий
VIII-VI вв. до н.э. и 2) этап расцвета философской
мысли, который относят к VI-III вв. до н.э.
и называют «золотым веком китайской философии».
Именно на второй этап падает формирование
китайских философских школ - конфуцианства,
даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное
влияние на все последующее развитие китайской
философии. В это время зарождаются те
проблемы, те понятия и категории, которые
затем становятся традиционными для всей
последующей истории китайской философии
вплоть до новейшего времени.
Основными категориями, при помощи которых
древнекитайские философы пытались осмысливать
мир, были такие понятия, как у син - «пять
первоэлементов» (металл, дерево, вода,
огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян
(пассивное и активное начало в природе),
дао (путь, закономерность вещей). Эти категории
возникли в результате обобщения многовекового
трудового опыта и наблюдений за явлениями
природы.
Конфуцианство зародилось в Китае в VI в. до н.э. Основоположниками учения были китайский мудрец Чжун-ни или Кун Фуцзы (русск. - Конфуций)
Гуманизм является ядром конфуцианского учения. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества.
Учение базируется на пяти качествах благородного мужа. Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». И — «правда», «справедливость». Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность. Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Также существует много других важных понятий: принцип сяо - почитание родителей; Чжун - верность, преданность; Юн - храбрость, отвага; Шунь - послушный, покорный, благонамеренный и т.д. Но самыми важными являются Жэнь и И.
Даосизм
Основателем даосизма является Лао-цзы
(VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных
учеников и последователей. Основой природы и общества
в даосизме является великое Дао, т. е.
всеобщий закон Природы и Абсолют. Дао
господствует везде и во всем, всегда и
безгранично. Его никто не создал, но все
происходит из него. Познать Дао, следовать
ему, слиться с ним – в этом смысл, цель
и счастье жизни. Проявляется Дао через
свою эманацию – Дэ. Если Дао все порождает,
то Дэ все вскармливает.
Дэ – энергия, благодаря которой первоначало
Дао преобразовалось в окружающий мир.
Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути – Дао. В мире нет неизменных вещей, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Социальный идеал даосизма – природная простота и естественность, уход от всяческой суеты, страстей и желаний, которые отрицательно влияют на человека и общество. Необходимо, согласно даосизму, стремиться к достижению простоты и чистоты помыслов, смирения и сострадания путем не-деяния (у-вэй), т. е. невмешательства, ненасилия над природой вещей. Даосизм призывал вернуться к первобытной общине, в которой только и может быть реализован принцип у-вэй
Моизм
Третьей крупной философской школой
Древнего Китая считается моизм, основанный
Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.). Основным
источником изучения взглядов мыслителя
является книга «Мо-цзы», составленная
на основе записей его учеников.
Центральное место в этическом учении
Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви»
цзяньай, противостоящая конфуцианскому
принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри
в стране произошли оттого, что люди перестали
любить друг друга. По его мнению, образцом
правителя является небо, благодаря своему
человеколюбию. Небо способно «желать»
и «не желать», оно обладает волей и способно
награждать и наказывать. Небо «желает,
чтобы люди помогали друг другу, чтобы
сильный помогал слабому, чтобы люди учили
друг друга», «чтобы верхи проявляли усердие
в управлении страной, чтобы в Поднебесной
царил порядок, а низы были усердны в делах».
Легизм
Легизм - учение школы фацзя («законников»)
- послужил мощной идеологической опорой
крупных земельных собственников и городских
богачей, то есть новой имущественной
знати, усилившейся в Китае в IV-III вв.
до н.э. Законники были сторонниками установления
государственных законов ради преобразования
общества. К представителям легизма относятся
Цзы-чан (VI в. до н.э.), Шань Ян (390-338 гг. до
н.э.), Ан Сы (280-208 гг. до н.э.) и наиболее выдающийся
среди них Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до н.э.)
- создатель теории государственного управления.
В основе этого учения лежал тезис о главенствующей
роли единого для всех закона, не признающего
исключений даже для самого правителя.
Законники противопоставили конфуцианскому
ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись
от метода убеждения, они целиком положились
на правовое принуждение и наказание,
совесть заменили страхом.
7
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.
Учение
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Представители
Наиболее известны следующие досократики:
Фалес Милетский, Гераклит Эфесский,Диоген Аполлонийский,Ксенофан,Пифагор Самосский,Левкипп,Демокрит.
Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) из города Абдеры – греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.
Основу философских размышлений Демокрита составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.
Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.
Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность – из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху – это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).
Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».