Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету,
несовпадающее с ним.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности. ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
37 Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
Функции практики:
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
38
Наука как система знаний – совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Включает эмпирический (научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений), теоретический (понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории) и метатеоретический (научная картина мира, идеалы и нормы науч. исследования, философ. основания науки) уровни.
Наука как специфическая деятельность – система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальност. Выделяют 2 основных типа науч. исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные – это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. 2 типа фунд. исследований:1 – выявление основных фунд. законов в развитии и познании действительности; понять как устроена исследуемая реальность. 2 – вывить как фунд. знания могут применяться для решения прикладных разработок. Прикладные – это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. Наука как специф. деятельность направлена на выявление сущностных характеристик реальности, формирование непротиворечивого знания об объективной картине мира, прогнозирование состояния объектов и процессов на основе выявленных законов, разработка спец. средств познавательной действительности, разделение труда в науке (создание системы науч. учреждений); получение, хранение и распространение науч. информации.
39
Наука – это сфера человеч. деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, духовной и социальной реальности. В данном определении отражены 2 важнейшие характеристики науки – наука как специфический вид познавательной деятельности и как е результат. Кроме этого, понятие науки включает след. аспекты: наука как специфическая деятельность, как система знания, как социальный институт, как производительная сила, как форма общественного сознания.
Цель науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, которые представляют собой предмет науки. Задача науки – открытие, познание законов. Предмет – часть объекта, на которую направлено познание. Объект – вся реальность, которая включена в изучение науки.
Признаки науки: выделенный предмет познания, истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, особый профессионально-специальный язык, наличие методологии; ориентированность на расширение знания (приращение нового знания, выходящего за пределы имеющегося).
Наука как социальный институт - это социальный
способ организации совместной деятельности
ученых, которые являются особой социально-профессиональной
группой, определенным сообществом.
Институционализация науки достигается
посредством известных форм организации,
конкретных учреждений, традиций, норм,
ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение
науки как социального института - производство
и распространение научного знания, разработка
средств и методов исследования, воспроизводство
ученых и обеспечение выполнения ими своих
социальных функций.
40 Общество или человеческое общество - группа людей, связанных с друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общими географической или социальной территорией, подчиняются единой политической власти и доминирующей культуре. Человеческие общества характеризуются моделью отношений ( социальных отношений ) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию и / или доминирование моделей в подгруппах. Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. Д
Общественное бытие и
Общественное бытие – это материальная жизнь общества. Прежде всего, это хозяйственная деятельность людей, а также материальные отношения между людьми: семейные,национальные, производительные, экономические. Общественное сознание есть общее в сознании индивидов, принадлежащих к одной социальной группе. Основой этой общности является сходство в условиях общественного бытия данной группы людей. Вместе с тем, общественное сознание развивается по иной логике, чем житейское сознание индивидов, поскольку зависит от процессов в общественном (а не только в личном) бытии.
Обычно называют шесть форм общественного сознания[5]:
Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.
Общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и оказывает на него активное обратное влияние. В системе общественного сознания, в совокупности взглядов и учений определенной исторической эпохи, скажем капиталистической, могут возникнуть и сформироваться революционные идеи, отражающие внутренний кризис капитализма. Овладев умами масс, эти идеи способны воплотиться в революционную деятельность и привести к преобразованию самого бытия. В результате вместо бытия капиталистического возникает новое бытие — бытие социалистического общества.
41 Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -
это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой
исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это
определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как
продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности
больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.
Материальная сфера общества. Способ производства (экономика).
Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм
производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое
общество располагает
благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение
и использование созданного предшествующими поколениями достояния и
развитие производительных сил общества приводит к росту общественного
богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший
инструмент и стимул общественного производства. Отношения собственности,
первоначально опирающиеся на право силы, авторитет и обычай в дальнейшем
приобретают юридическую форму. В развитом виде собственность означает право
владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного
богатства. Она существовала и существует в различных формах, что решающим
образом определяет и саму форму общественного производства. Экономическая
система включает в себя материальное и духовное производство и производство
материальных и духовных услуг. Важнейшими факторами производства являются
работники, их труд и средства производства + предметы и средства труда.
Совокупность материально-
приводить их в действие, составляет производственные силы общества.
Природа и общество.
В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий
существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и
человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами.
Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества,
происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену
первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между
человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.
Противоречивость отношений в
системе общество-природа
том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей
степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в
развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет
себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости
на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Даже
если к примеру выключить
электричество в городе(
человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческих
смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений между
природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных
материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в
нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой,
появляются последствия
42
Социальная сфера общества. Проблема равенства и справедливости.
Социальная структура любого общества в определенный период его истории
характеризуется совокупностью конкретно-
групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждении,
регулирующих эти отношения. Важнейшим элементом социальной структуры
являются социальные общности и группы. Они представляют собой более или
менее целостные обьединения людей, отличающиеся наличием общих социальных
признаков, таких как общие для группы потребности и интересы, ценности и
нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с ними
роли. Общественная жизнь протекает
в рамках некоторых конкретно-
коллективов людей, которые складываются на основе общностей хозяйства,
территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и образуют