Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 169.82 Кб (Скачать файл)

1. Название «эпоха Возрождения»  подразумевает возрождение чего?

городской культуры 
духа античной культуры 
могущества Рима 
языческих религий

духа античной культуры 
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв. Временные рамки и отличительные черты этой эпохи были и остаются предметом научных дискуссий. Эпоха Возрождения явилась переходом от Средневековья к Новому времени. В этот период проявилось стремление возродить культурное наследие античности – отсюда название эпохи. Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

 

2. Какой из перечисленных  факторов явился предпосылкой  культуры и идеологии Возрождения?

изобретение книгопечатания 
снижение авторитета церкви 
великие географические открытия 
развитие товарно-денежных отношений, городов и бюргерства

развитие товарно-денежных отношений, городов и бюргерства 
Идейное и культурное своеобразие этого периода связано с развитием рыночных, товарно-денежных отношений и усилением могущества городов. Как отмечал М. Вебер, города были «местом перехода из несвободного состояния в свободное...» Бюргерство, опираясь на свои цеховые и общественные объединения, сознательно проводило политику ликвидации рабской и феодальной зависимости, поскольку гражданская свобода способствовала экономическому обмену и, таким образом, росту доходов. Гражданская и личная свобода становилась общим интересом бюргерства. Этот интерес способствовал образованию соответствующей идеологии и культуры. Шанс уплатить выкуп и стать свободным повышал экономические успехи именно несвободных мелких горожан, и поэтому не случайно в античности и в России в руках вольноотпущенников сконцентрировалось значительное имущество, приобретенное длительной деятельностью в области торговли и ремесла. Таким образом, западный город как в древности, так и в России был местом перехода из несвободного состояния в свободное благодаря возможности дохода, предоставляемой денежным хозяйством. В еще большей степени это относится к средневековому городу внутри страны, и чем длительнее была эта деятельность, тем несомненнее совершался этот переход. Ибо в данном случае, в отличие от всех известных нам процессов развития, бюргерство города проводило, как правило совершенно сознательно, направленную на это сословную политику. На ранней стадии развития этих городов при широких возможностях дохода в них сложился общий интерес всех жителей к использованию таких возможностей увеличения шансов на сбыт и доходов каждого горожанина с помощью облегчения притока извне; поэтому все были заинтересованы в том, чтобы господин не мог отозвать каждого разбогатевшего крепостного – как это практиковалось дворянами Силезии в XVIII, а помещиками России еще в XIX в. – для работы в доме или на конюшне, пусть даже это было лишь средством заставить его уплатить выкуп за освобождение от крепостной зависимости. Городское население узурпирует отмену прав господина – и это было великим, в сущности революционным новшеством, введенным западноевропейским городом в отличие от всех остальных городов. В городах Северной и Центральной Европы возник известный принцип: «городской воздух приносит свободу»; другими словами, по истечении разного, но всегда достаточно короткого срока господин раба или зависимого терял право притязать на подчинение его своей власти. «...В городе сословные различия исчезали, во всяком случае в той мере, в какой они означали отличие свободных от несвободных», «...города представляли собой общественную организацию официального характера, обладающую особыми органами, союз бюргеров, подчиненных в качестве таковых общему для всех них праву, следовательно, равных по своему правовому положению» (Вебер М. Избранное. Образ общества.).

 

3. По выражению Ф. Энгельса, людей какого типа породила  эпоха Возрождения?

аскетов 
титанов 
сибаритов 
созерцателей 
 

титанов 
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. – С. 346). «...Как Платон, так и Аристотель использовались в XIII-XVI вв. не только для повышения общей культуры и образованности, но главным образом для титанического возвеличивания человека в окружении по преимуществу эстетически понимаемого бытия» Пожалуй, слово «гуманизм», широко употребляемое для характеристики эпохи Возрождения, указывает лишь на один из аспектов эпохи, но не годится для обозначения ее духа в целом. Более подходящим было бы слово «титанизм» (или «гигантизм»). Титаны – в греческой мифологии дети Урана и Геи. (В поздней мифологии титаны часто смешивались с гигантами). Титаны восставали сначала против Урана, который был свергнут, затем – против Зевса, который, однако, победил и низверг титанов в Тартар.

 

4. Что из перечисленного  отрицается философией эпохи  Возрождения?

мистицизм 
рационализм 
схоластика 
христианство

 

5. Кто основатель и  глава Флорентийской платоновской  академии?

Плетон 
Фичино 
Ландино 
Пико делла Мирандола

Фичино 
Фичино (Ficino) Марсилио, 1433-1499. Учреждение платоновской академии во Флоренции санкционировал в 1459 г. Козимо Медичи, глава Флорентийской республики, испытавший, вероятно, влияние Плетона (Шифона, ГЩвюу, ок. 1355-1452), византийского философа, энтузиаста возрождения античной культуры. «Идя по намеченному нами пути, а именно по пути растущего отхода от средневековой ортодоксии, в эпоху Ренессанса мы прежде всего наталкиваемся на замечательное явление не только в истории итальянской культуры, но и вообще в истории европейской культуры, которое носит название Флорентийской академии, во главе с неоплатоником Марсилио Фичино. Неоплатонизмом в эпоху Ренессанса пронизаны творения не только Николая Кузанского. Но нигде имя Платона не превозносится так, как во Флоренции второй половины XV в. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Перед его бюстом ставились лампады, и, собственно говоря, он почитался наряду с Христом». «Расцвет Флорентийской академии приходится на период 1470-1480 гг., т.е. на предгрозовые годы Италии». «Именно в этой Академии меньше всего процветали какой-нибудь академизм и какая-нибудь абстрактная система неоплатонизма. Это не было какое-нибудь официальное учреждение, юридически связанное с государством или с церковью. Это не был и какой-нибудь университет, где читались бы регулярные лекции и где слушатели обучались бы тем или другим наукам и получали бы на этом основании какие-нибудь ученые или учебные права. Это было вольное общество людей, влюбленных в Платона и в неоплатонизм, собравшихся из разных сословий и профессий, из разных местностей». «Эта Академия была чем-то средним между клубом, ученым семинаром и религиозной сектой. Сюда входили: Кристофоро Ландино, комментатор Вергилия, Горация и Данте; Лоренцо Великолепный; Пико делла Мирандола, расширивший интеллектуальный горизонт „платонической семьи“ знакомством с восточными источниками; Франческо Каттани, Анджело Полициано и др.» «Время протекало здесь в разного рода привольных занятиях, прогулках, пирушках, в чтении, изучении и переводах античных авторов. Сам Фичино перевел всего Платона, всего Плотина, Порфирия, Ямвлиха и Прокла. Он же переводил античную так называемую герметическую литературу и Ареопагатики». «...Марсилио Фичино добился того, что великая языческая философия и современная ему христианская идеология достигли слияния, сохранив каждая свою цельность». ...Земная красота, по воззрениям флорентийских неоплатоников, не может быть совершенной ввиду рассеяния животворящих лучей «божественного блага» в подлунном мире... Человек занимает в этой системе исключительное положение. Он разделяет способности своей низшей Души с бессловесными живыми существами; он разделяет свой Ум с божественным разумом, и он не разделяет своего рассудка ни с чем во Вселенной; его рассудок принадлежит исключительно человеку, это – способность, недостижимая для животных, уступающая чистой интеллигенции Бога и ангелов, но могущая обращаться к ним. Таков смысл определения человека у Фичино как «разумной души, причастной божественному уму и использующей тело». Это определение означает, что человек есть «связующее звено между Богом и миром». Человек выходит в высшие сферы, не отвергая низшего мира, и может нисходить в низший мир, не оставляя высшего... Вся философия Фичино вращается вокруг идеи любви, в которой он объединяет платоновский эрос и христианскую caritas, почти не делая между ними различия. «Амор» – это у Фичино просто другое название духовного кругового тока, исходящего от бога во Вселенную и возвращающегося к богу. Любить – значит занять место в этом мистическом круговращении... Философия Фичино не сложилась в самостоятельную школу и не нашла видных продолжателей. Но она оказала огромное влияние на художников и «поэтов-мыслителей» – от Микеланджело до Джордано Бруно, Тассо, Спенсера, Дж. Дойна и даже Шефтсбери». «...Язычество и христианство сливаются у Фичино в неделимый поток и в человеческом переживании, и в самом бытии. Языческая нагота признается вся целиком. Но в то же время эта человеческая нагота чрезвычайно одухотворяется и зовет в высшие сферы духа и бытия. Это какой-то, если говорить кратко, вполне светский неоплатонизм...» «Согласно Фичино, мы живем в храме всемогущего архитектора; каждый должен внутри его круга проводить свой собственный круг, восславляя бога. Человек стоит на вершине творения не потому, что он может постичь его механику и его гармонию, но прежде всего благодаря своему собственному творческому динамизму. Великая божественная игра находит свое повторение в человеческой игре и труде, которые с точностью подражают богу и соединяются с ним. Человека тоже можно определить как вселенского художника».

6. Пьетро Помпонацци в своем трактате «О бессмертии души» утверждал, что...

возможность бессмертия души недоказуема 
человеческая душа после смерти попадает на суд божий 
человеческая душа после смерти переселяется в другое тело 
человеческая душа со смертью тела прекращает существование

7. Кто крупнейший представитель  аристотелизма эпохи Возрождения?

Балла 
Помпонацци 
Телезио 
Фичино

Помпонацци 
Пьетро Помпонацци (Pomponazzi, 1462-1525) – крупнейший представитель ренессансного аристотелизма. Испытал влияние латинского аверроизма. Помпонацци признавал учение о «двух истинах». Важнейшее его произведение – трактат «О бессмертии души», в котором утверждается, что бессмертие души невозможно доказать.

8. Какое понятие является  основополагающим в философской  концепции Николая Кузанского?

понятие космоса 
понятие откровения 
понятие субстанции 
понятие бесконечности

понятие бесконечности 
Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus, Николай Кребс, Krebs, 1401-1464) – крупнейший мыслитель эпохи Возрождения. От схоластики он перенял стремление к строгой логичности своих построений. Однако в рассуждениях он исходил не из сакральных догматов, а из понятия бесконечности, которую называл абсолютным максимумом и Богом. В философии Николая Кузанского принципиальную роль играет различение актуальной и потенциальной бесконечности. Можно представить множество вещей или чисел, которое всегда может быть увеличено прибавлением новых единиц, а процесс прибавления никогда не завершается. Такое бесконечно расширяемое множество называют потенциальной бесконечностью. Но это – не подлинная бесконечность: такое множество состоит из очень большого, все время растущего, но все же конечного в любой данный момент числа единиц. Подлинная беско- нечность, называемая актуальной, есть сразу вся. «...Я утверждаю, – писал Николай, – что если бы существовала бесконечная линия, она была бы прямой, она была бы треугольником, она была бы кругом, и она была бы шаром; равным образом, если бы существовал бесконечный шар, он был бы кругом, треугольником и линией; и то же самое надо говорить о бесконечном треугольнике и бесконечном круге». В бесконечности совпадают все противоположности, в ней есть все, что только может быть. Она – вечное начало всему сущему. Такая бесконечность, или абсолютный максимум, или «просто максимум», по выражению Николая Кузанского, есть то, что называют словом «Бог».

9. Какой из приведенных  тезисов не соответствует учению  Николая Кузанского о бесконечности?

бесконечность есть абсолютный максимум 
бесконечность есть абсолютный минимум 
бесконечность есть бесконечно расширяемое множество 
в бесконечности совпадают все противоположности

бесконечность есть бесконечно расширяемое  множество 
«Хоть при числовом восхождении мы и приходим актуально к максимуму из-за конечности [конкретного] числа, однако к такому максимуму, больше которого ничего не может быть, прийти нельзя, ведь это будет уже бесконечное число; числовое восхождение поэтому актуально конечно, и любое число в нем несет возможность другого» (Николай Кузанский. Об ученом незнании).

 

10. Какой из приведенных  тезисов соответствует учению  Николая Кузанского о познании  бесконечности?

бесконечность постигается путем наблюдения вселенной 
бесконечность постигается путем математического исследования 
бесконечность постигается путем художественного созерцания 
бесконечность постигается через ее непостижимость

бесконечность постигается через  ее непостижимость 
«...Все исследователи судят о неизвестном путем соразмеряющего (proportionabiliter) сравнивания с чем-то уже знакомым Всякое разыскание состоит в более или менее трудном сравнивающем соразмерении. По этой причине бесконечное, как таковое, ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным». «Поскольку максимум просто, больше которого абсолютно ничего не может быть, как бесконечная истина превышает всякую способность нашего понимания, мы постигаем его только через его непостижимость. Не принадлежа по природе к вещам, допускающим превышение и превышаемое, он выше всего, что мы способны себе представить: все воспринимаемые чувством, рассудком или разумом вещи так отличаются от него и друг от друга, что между ними никогда нет точного равенства, и тем самым максимальное равенство, ни для чего не иное и ни от чего не отличное, превосходит всякое понимание» (Николай Кузанский. Об ученом незнании).

 

1. Как Николай Кузанский называл  знание о непостижимости бесконечности?

абсолютным  знанием 
объективным знанием 
относительным знанием 
ученым незнанием

Латинское docta ignorantia – ученое незнание 
«...Последняя точность сочетаний в телесных вещах и однозначное приведение неизвестного к известному настолько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании...» «Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание». «...Корень знающего незнания – в понимании неуловимости точной истины». «...Об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть, она неуловима Суть (quidditas) вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине». «И только человеку, который хочет в умудренном незнании допытаться от них, что они суть, как и для чего существуют, все вещи отвечают: От себя мы ничто, и от себя не можем тебе ничего же и ответить, потому что даже сами себя не понимаем и лишь тот один, чьей мыслью мы суть то, чего он в нас хочет, повелевает нами и знает нас. Мы все немые, только он говорит во всех нас; только Создатель наш знает, что мы суть, как и для чего. Если хочешь что-то узнать о нас, спрашивай у нашего Основания и нашей Причины, не у нас; там найдешь все, ища одного. Да ты и самого себя не можешь найти иначе как в нем» (Николай Кузанский. Об ученом незнании).

 

2. Николай Кузанский развивал  теологию апофатинескую, т.е. ...

академическую 
неортодоксальную 
отрицательную 
утвердительную 

отрицательную 
Бесконечность не может быть буквально выражена никакими конечными образами и понятиями, которыми пользуется человеческий рассудок. Она понимается интуитивно, или мистически. «...Бесконечное... ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным». По словам Николая Кузанского, максимум «как бесконечная истина превышает всякую способность нашего понимания, мы постигаем его только через его непостижимость». О нем ничего нельзя утверждать с достоверностью, кроме одного: он непостижим. А это значит также, что ни об одной другой вещи мы не можем иметь совершенного знания, поскольку истина всякой вещи коренится в непостижимом максимуме. Знание о том, что точная истина непостижима, Николай называл «ученым незнанием». Человек, не знающий о своем незнании, не обладает ученостью. «И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подступим к истине». Николай, таким образом, развивал «отрицательную», или апофатинескую теологию в противоположность «утвердительной», катафатической, приписывающей Богу некоторые определения. Апофатическая теология – богословское учение, признающее принципиальную непознаваемость Бога. Противоположное направление – катафатическая теология – утверждающий, утвердительный, допускающая возможность некоторого знания о Боге по результатам его творения и действия, оказываемого на мир. «Святое незнание научило нас, что Бог несказанен и таков потому, что бесконечно выше всего именуемого. Ввиду бесспорной истинности этого мы ближе к истине, когда высказываемся о Боге через отстранения и отрицания, подобно великому Дионисию, утверждавшему, что Бог не есть ни истина, ни ум, ни свет, ни вообще что бы то ни было выражаемое в словах; рабби Саломон и все мудрые мужи следуют ему. По отрицательной теологии, Бог не есть ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух, он только бесконечность, бесконечность же как таковая и не порождает, и не порождаема, и не имеет исхождений» (Николай Кузанский. Об ученом незнании).

3. Какие символы Николай Кузанский  считал наиболее подходящими  для размышления о Боге?

алхимические 
астрологические 
математические 
поэтические 
 
математические 
Хотя бесконечность непостижима, мы все же пользуемся символами и сравнениями, говоря о Боге. Наиболее подходящими для этого являются математические символы и понятия, так как они, в отличие от чувственных вещей, наименее текучи и неопределенны. При помощи логических и математических понятий Николаю Кузанскому удалось даже рационально истолковать христианские положения о троичности божества и о божественном творении – то, что Фома Аквинский считал рационально непостижимым. «Поскольку разыскание ведется все-таки исходя из подобий, нужно, чтобы в том образе, отталкиваясь от которого мы переносимся к неизвестному, не было по крайней мере ничего двусмысленного; ведь путь к неизвестному может идти только через заранее и несомненно известное. Но все чувственное пребывает в какой-то постоянной шаткости ввиду изобилия в нем материальной возможности. Самыми надежными и самыми для нас несомненными оказываются поэтому сущности более абстрактные, в которых мы отвлекаемся от чувственных вещей, – сущности, которые и не совсем лишены материальных опор, без чего их было бы нельзя вообразить, и не совсем подвержены текучей возможности. Таковы математические предметы». «Вступая на проложенный древними путь, скажем вместе с ними, что если приступить к божественному нам дано только через символы, то всего удобнее воспользоваться математическими знаками из-за их непреходящей достоверности» (Николай Кузанский. Об ученом незнании).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"