Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 196.56 Кб (Скачать файл)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.

Мировоззрение, по своей сущности, социальный феномен, возникший с появлением человеческого общества. Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Представляет единство знаний, убеждений, ценностей и деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира. Мировоззрение выступает как общественное самосознание, воплотившееся в индивиде и определяющее его практическую деятельность. Существуют несколько основных форм мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Возникновение философского мировоззрения — показатель зрелости общественных отношений, уровня знаний об окружающем мире, зарождения и развития теоретического, научного мышления.

Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими. На взаимодействие чувства и разума большое влияние оказывают психологический склад людей, национально-культурные традиции, весь предшествующий опыт духовного развития.

Значительную роль в мировоззрении в различных эпохах, в том числе и наше время, играют практические, обыденные знания и сведения, основанные на здравом смысле, повседневном практическом опыте. Такие взгляды нередко называют "жизненной философией". Этот уровень мировоззрения характеризуется традиционными, стихийными несистематизированными сведениями о мире. Они носят самый разнообразный характер и определяются уровнем образования, культурой, национальными, религиозными традициями своих субъектов — носителей. Существует и другой, более высокий уровень рассмотрения отношения человека к миру — теоретический, к которому относится и философия.

Характерная черта мировоззрения — единство образа мыслей и образа действий, это сфера поступков, социальной активности, деятельности в решении насущных жизненных проблем. Таким образом, в мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны в их взаимосвязи.

2. Исторические типы мировоззрения.

По содержанию и направленности мировоззрение может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, относиться к различным социальным группам и классам. В реальной жизни общие представления о мире и жизненные программы, свойственные определенной эпохе, дополняются множеством групповых и индивидуальных вариантов, отражающих многообразие социальных и природных условий существования людей. И тем не менее, в многообразии исторически изменяющихся мировоззрений выделяются несколько основных типов: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение основано на системе мифов, которые не имеют конкретных авторов – их творцами является народ. Мифологизм присущ первобытному обществу: человек еще окончательно не выделился из природы, не существует осознанной границы между природным и социальным, объективным и субъективным, возможным и действительным, желаемым и существующим. Система мифов как бы помогала «вписаться» в окружающий мир, таящий в себе опасность непредвиденных и непонятных событий и явлений. Иногда в мифологических сюжетах видят только вымысел, и он действительно присутствует, но не это главное.

Развитая религия характеризуется различными формами культа, которые пронизывают пространство и время человеческого существования, где воедино слиты смысл человеческого бытия и священная история, пронизывающая повседневную жизнь от рождения до смерти, что придает смысл человеческой жизни. Религиозное мировоззрение носит характер вероучения, содержит духовно-практическую направленность. Главной целью любого вероучения является поиск правильного жизненного пути, основанного на высших ценностях, присущих трансцендентному, потустороннему миру. В этом проявляется более глубокое осознание человеком своих потребностей и запросов, человеческой сущности вообще. Именно религиозное мировоззрение сформулировало общечеловеческие, нравственные и другие ценности, активно культивировало «вечные» чувства любви, доброты, сострадания, милосердия, справедливости, долга и другие.

Философия, как уже отмечалось в предшествующей теме, характеризуется теоретическим отношением к действительности. Поэтому в отличие от других, философское мировоззрение опирается на рациональную обоснованность принципов познания и действия: именно разум выносит окончательный вердикт об их соответствии или несоответствии ценностно-смысловым ориентирам исторического времени. Философия выполняет функцию теоретического мировоззрения, опирается на все предшествующие способы освоения мира, активно использует их возможности, особенности и тем самым аккумулирует опыт духовного развития.

Формирование мировоззренческих представлений осуществляется через осознание людьми собственных интересов, потребностей, нужд, которые, в свою очередь, определяются уровнем общественно-экономического развития, ступенью развития цивилизации. Объективная данность репродуцирует возможности и потребности универсального человека, которые в предельно общем виде выражает мировоззрение. Подобное "миросозидание" присуще всем формам мировоззрения и философия активно использует этот опыт, "переводит" его на язык понятий, логики, теории, раскрывает новые возможности его использования.

3. Сущность и структура философского знания.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — предмета одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Предмет философии как науки в процессе ее исторического формирования и развития уточнялся и конкретизировался. дифференциация и интеграция философского знания, современное развитие философской проблематики не изменяет предмета философии, а лишь уточняет, конкретизирует его понимание.

Это, однако, не уменьшило роль и не снизило значимость философии в научном познании. Напротив, уточнение и углубление предмета философии позволило конкретизировать круг проблем, имманентно присущих философскому знанию.  Таким образом, философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия. Всякая философия, как одна из форм общественного сознания, представляет собой мировоззрение.

О структуре философского знания до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей)

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь – природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.

Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания (гносеология) образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

4. Функции философии.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, интегрирующую, идеологическую.

Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.         Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5. Место и роль философии в культуре.

Каждый из нас слово «философия» так или иначе, увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.

Что касается «философии», то ее, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем. К сожалению, иногда ее упрекают в бесполезности: «бросай философствовать, говори о деле», «философия все это, чушь…», «да не нужна мне эта философия, как пятая нога собаке». Слово «философия» производно от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», но, пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл. Иногда под философией понимают отношение к определенной деятельности, когда мы говорим: «Мне не нравится твоя философия жизни» или «У него своя философия бизнеса» и т.д. Слово «философия» используется всякий раз, когда хотим выразить что-то долгосрочное, вечное, глубокое, сложное, серьезное. Таковы сочетания «философия политики», «философия образования», «философия науки», «философия воспитания» и т.п. Порой советуют относиться к чему-либо «философски», не руководствуясь сиюминутными настроениями и соображениями. 

  Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант относил философию к естественным склонностям души. Действительно, каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина? возможно ли бессмертие? быть или не быть? и т.п. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться? Человек так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли эти ответы можно назвать философскими? Наука акцентирует внимание на вопросы: что? где? когда? почему?, а философия – главным образом, на другие вопросы: зачем? во имя чего? с какой целью? Характер этих вопросов позволяет «философствовать» везде и всюду, в том числе в курилках и на кухне. В отличие от «философствования на кухне» собственно философия требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления.

 Таким  образом, философия дистанцируется  как от науки, так и от философствования  на обыденном уровне. Действительно, в предмет науки не входят  «запредельные проблемы», а обыденное  философствование не привлекает  рациональные формы в виде  теорий, понятий, концепций и учений.

6. Основные направления и школы философии.

Деление философии по направлениям — это во многом условная акция. Ее можно сравнить с научным абстрагированием — временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления — это то же абстрагирование для изучения целостной философии. Они перепекаются, входят составными частями в другие, развиваются, меняются — словом, живут. В то же время такое выделение отражает реалии современной философии. Так, философия XX в. выдвинула необозримое множество частных направлений философствования, размышления над отдельными, хотя и очень важными, философскими вопросами, но не породила целостных, всеобъемлющих философских систем, что было типично для философствования прошедших веков. В направлениях философии - основным вопросом считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к сознанию (мышлению).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"