Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 196.56 Кб (Скачать файл)

39. Проблема понимания пространства и времени в философии.

Формами существования материи являются пространство и время, которые представляют нерасторжимое единство и рассматриваются как пространственно-временной континуум. Современному представлению об этих понятиях предшествовала длительная дискуссия, представленная различными философскими школами. В основном это обсуждение шло по нескольким направлениям:

1.        Относятся  ли понятия пространства и  времени к объективным характеристикам  материального мира или же  представляют познавательное свойство  нашего сознания?

2.        Каким образом  относятся пространство и время  к субстанции?

3.        В чем состоят  основные свойства пространства  и времени?

Первое направление характеризовалось различными точками зрения. Одни философы утверждали объективность пространства и времени, т.е. его принадлежность к материальному миру, другие, напротив, считали их априорными формами сознания, позволяющими познавать мир. Второе направление исторически представлено двумя концепциями: субстанциональной и реляционной. Первое рассматривает пространство и время как существующие сами по себе независимо от субстанции, как вместилище, своеобразная арена, где разворачиваются события материального мира. Классический пример тому – теория И.Ньютона. Сторонники второй концепции понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений между объектами и процессами отдельно от них не существующих. Видным представителем этого направления в философии Нового времени являлся Лейбниц. Дальнейшее развитие пространственно-временных представлений в теориях Б.Римана, Н.И.Лобачевского (неевклидова геометрия) и особенно А.Эйнштейна (специальная теория относительности и общая теория относительности) заставило отказаться от субстанциональной концепции. Современные воззрения на проблему сводятся к следующему:

1.        Пространство  и время не существуют независимо  от материальной формы бытия.

2.        Пространственно-временные  свойства зависят от характера  движения и взаимодействия материальных  систем, что подтверждает их статус  основных форм существования  материи, содержанием которых выступает  движущаяся материя. Но было бы  неправильно утверждать, что в  настоящее время проблемы пространства  и времени не существует. Оживленные  дискуссии продолжаются.

40. Уровни и формы развития.

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.

    Различают две формы  развития, между которыми существует  диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными  изменениями объекта (эволюция), и  революционную, характеризующуюся  качественными изменениями в  структуре объекта (революция). Выделяют  прогрессивную, восходящую линию  развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс - направленное развитие, для которого  характерен переход от низшего  к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, сталкиванием различных сил и тенденций, действуют на данное тело или в пределах данного явления; непрерывная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного учения о развитии (А.К.Айламазян, Е.В.Стась).

    Основной особенностью, отличающей развитие от других  динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное  изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся  системы (для процесса роста обычно  говорят лишь о количественном  изменении этих переменных). Причем  качественное изменение носит  скачкообразный характер.

41. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия.

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.

Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, творчески восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.

Существуют и другие “модели диалектики”, разнообразие которых выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта – всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.

Принципами диалектики являются: признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Диалектическое мышление со времени своего появления противостоит догматизму, который отводит изменениям и всесторонним связям между явлениями и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическое видение мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвести процесс развития сущего во всем его многообразии, неповторимости, всеобщности.

42. Мир как иерархия систем.

Мы живем в макромире,т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник — тепловой, заряженный проводник — электрической, а ядра атомов — атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление — другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: одноклеточные — растения и животные — популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты. Все вышесказанное можно отобразить в виде схемы.

Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систему более высокого структурного уровня. Является ли объект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т. е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня.

В мире материальных систем существуют определенные иерархии — упорядоченные последовательности соподчинения и усложнения. Они служат эмпирической основой системологии. Все многообразие нашего мира можно представить в виде последовательно возникших иерархий.

43. Сущность и отличительные признаки систем.

Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.

Любой неэлементарный объект можно рассмотреть как подсистему целого (к которому рассматриваемый объект относится), выделив в нём отдельные части и определив взаимодействия этих частей, служащих какой-либо функции.

Изучением систем занимаются системология, кибернетика, системный анализ, теория систем, термодинамика, ТРИЗ, системная динамика и другие научные дисциплины.

Система есть совокупность зависимых или независимых элементов обеспечивающих исполнение целевой функции. Это кардинальное отличие от понятия множество. В этом смысле часть и целое есть неразрывно связанные понятия.

Свойства систем

Связанные с целями и функциями

Синергичность — максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для достижения общей цели.

Эмерджентность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойства системы к сумме свойств составляющих её компонентов (неаддитивность).

Целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов.

Альтернативность путей функционирования и развития (организация или самоорганизация).

Связанные со структурой

Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.

Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).

Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой

Коммуникативность — существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии.

Адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).

Надёжность — способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.

Системы классифицируются по характеру связей параметров системы с окружающей средой.

Закрытые системы — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Для закрытых систем характерно увеличение энтропии (второй закон термодинамики).

Замкнутые системы — обмениваются только энергией, но не обмениваются веществом;

изолированные системы — любой обмен исключен.

Открытые системы — свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.

44. Сущность и генезис человека: основные подходы.

В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи с отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.

Соответственно этим началам сформировались следующие основные стратегии интерпретации человека: натурализаторская, экзистенциально-персоналистская, рационалистическая и социологизаторская. 

Философская антропология – в широком смысле слова означает философское учение о человеке, его природе, сущности. В этом значении данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, направления, ориентированные на проблему человека – персонализм, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, феноменология и др. Такой антропологический поворот в философии был вызван переменами в социальной и духовной жизни мира, драматическими событиями и катастрофами первой мировой войны и последующего десятилетия, необходимостью переосмысления человеческого бытия «на изломе».

В специальном смысле слова философская антропология означает философскую дисциплину, развивающуюся в 1920 – 1950 годы в основном в русле немецкой философии в Германии, а затем распространившуюся в ряде других стран, прежде всего в Австрии и Швейцарии. Общепризнанными классиками в этом направлении являются Шелер, Плеснер и Гелен с их фундаментальными работами: «Положение человека в космосе» Шелера (1928), «Ступени органического и человек» Плеснера (1928 и два трактата Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"