Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:32, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.
3. Предмет философии, её основные функции.
4. Место философии в системе культуры.
5. Античная философии, её специфические особенности.
6. Философия Сократа.
7. Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм
8. Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Файлы: 1 файл

философия ответы на экзамен - копия.docx

— 225.36 Кб (Скачать файл)

Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

а) Жизнь – страдание

б) причина страданий – желания и страсти

в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

г) венец всему – освобождение от уз сансары.

Древнегреческая философия -  величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. 

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос.

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета.

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были в последующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции.

Историю Римской империи можно трактовать как «борьбу всех против всех»: рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев, императоров и республиканцев. Все это происходило на фоне непрерывной внешней военно-политической экспансии  и борьбы с нашествиями варваров. Общефилософская проблематика здесь отходит на второй план (аналогично философской мысли др. Китая). В качестве первоочередных выступают задачи сплочения римского общества.

 Римская философия, подобно философии эллинизма, носила  преимущественно этический характер  и непосредственно влияла на  политическую жизнь общества. В  центре ее внимания постоянно  находились проблемы примирения  интересов различных групп, вопросы  достижения высшего блага, выработка  жизненных правил и пр. В этих  условиях наибольшее распространение  и влияние получила философия  стоиков (т.н. младшая стая). Разрабатывая вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах, римская стая стремилась содействовать воспитанию дисциплинированного воина и гражданина. Крупнейшим представителем стоической школы был Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - мыслитель, государственный деятель, наставник императора Нерона (для которого был даже написан трактат «О милосердии»). Рекомендуя императору придерживаться умеренности и республиканского духа в правлении, Сенека добился лишь того, что ему было «приказано умереть». Следуя своим философским принципам, философ вскрыл себе вены и умер, окруженный почитателями.

Долгое время бытовало мнение, что древнеримские философы несамодостаточны, эклектичны, не столь масштабны как их эллинские предтечи. Это не совсем так. Достаточно вспомнить поэму Лукреция Кара (ок. 99-55 до н.э.) «О природе вещей» и целый ряд других блестящих мыслителей, рассказывать о которых здесь не представляется возможным. Остановимся на идеях Цицерона (106-43 до н.э.), более известного как оратор и политик. Если Цицерон и был эклектиком, то вовсе не от творческой беспомощности, но в силу глубокого убеждения.  Он считал вполне правомерным соединять отдельные, с его точки зрения наиболее верные черты различных философских систем. В этом убеждают его трактаты «О природе богов», «О предвидении» и др.  Кроме того, Цицерон в своих сочинениях постоянно полемизирует с идеями крупнейших античных философов. Так, он с симпатией относятся к идеям Платона, но, одновременно, резко выступает против его «вымышленного» государства. Высмеивая стоицизм и  эпикуреизм, Цицерон положительно отзывается о новой Академии. Он считает своей задачей работать в том направлении, чтобы его сограждане «расширили свое образование» (подобную идею преследуют и последователи Платона – новая Академия).

3. Предмет  философии, её основные функции.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия органично связана с мировоззрением. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. Философия имеет следующие функции: мировоззренческую функцию (помогает сформировать целостную картину мира); методологическую, поисковую функцию (формулирует правила познания для всех частных наук); функцию социальной критики (осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей); конструктивную функцию (способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем, взгляд и предвосхищение будущего); идеологическую функцию (участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов); функцию отражения или обобщения культуры (философия является стержнем духовной культуры общества; она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени); интеллектуальную функцию (способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ). 
4. Место философии в системе культуры. 
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при ее культурологическом рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей; с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку теория выступает как обобщение их реальной истории. К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры.  
5. Античная философия, её специфические особенности. 

Античная философия - совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах).

Античная философия - совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). В истории античной философии можно выделить несколько периодов ее развития: (1) досократики, или Ранняя натурфилософия; (2) классический период (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); (3) эллинистическая философия; (4) эклектизм рубежа тысячелетий; (5) неоплатонизм.

(1) Досократики. Главная  тема ранней греческой философии  – первоначала мироздания, его  происхождение и устройство. Философы  этого периода – преимущественно  исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение  и гибель природных вещей происходит  не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость  мира. Первые философы полагали  таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы  считали началами предел и  беспредельное, порождающие упорядоченный  космос, познаваемый посредством  числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а  несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно  Ксенофану, многие из ранних мыслителей  критиковали традиционную мифологию  и религию. Философы задумывались  о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем  миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение  об истинном бытии, доступном  одной только мысли. Все последующее  развитие философии в Греции (от  плюралистических систем Эмпедокла  и Демокрита, до платонизма) в  той или иной степени демонстрирует  отклик на поставленные Парменидом  проблемы.

(2) Классика древнегреческой  мысли. Период досократиков сменяет  софистика. Софисты – странствующие  платные учителя добродетели, в  центре их внимания – жизнь  человека и общества. В знании  софисты видели прежде всего  средство для достижения жизненного  успеха, самым ценным признавали  риторику – владение словом, искусство  убеждать. Софисты считали относительными  традиционные обычаи и нормы  морали. Их критика и скептицизм  по-своему содействовали переориентации  античной философии от познания  природы к осмыслению внутреннего  мира человека. Ярким выражением  этого «поворота» была философия  Сократа. Главным он полагал знание  добра, т.к. зло, по Сократу, происходит  от незнания людьми своего  подлинного блага. Путь к этому  знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной  душе, а не о теле, в постижении  сущности главных нравственных  ценностей, понятийное определение  которых было основным предметом  бесед Сократа. Философия Сократа  вызвала появление т.н. сократических  школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся  своим пониманием сократовской  философии. Самым выдающимся учеником  Сократа был Платон, создатель  Академии, учитель другого крупнейшего  мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные  философские учения, в которых  рассмотрели практически весь  спектр традиционных философских  тем, разработали философскую терминологию  и свод понятий, базовый для  последующей античной и европейской  философии. Общим в их учениях  было: различение временной, чувственно-воспринимаемой  вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение  о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление  о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки  о высших началах и цели  всякого бытия; признание того, что  первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются  умом. И тот, и другой признавали  государство важнейшей формой  бытия человека, призванной служить  его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и  аристотелизма были свои характерные  черты, а также расхождения. Своеобразие платонизма составляла т.н. теория идей. Согласно ей видимые предметы есть лишь подобия вечных сущностей (идей), образующих особый мир подлинного бытия, совершенства и красоты. Продолжая орфико-пифагорейскую традицию, Платон признавал душу бессмертной, призванной к созерцанию мира идей и жизни в нем, для чего человеку следуют отвращаться от всего материально-телесного, в котором платоники усматривали источник зла. Платон выдвинул нетипичное для греческой философии учение о творце видимого космоса – боге-демиурге. Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею «удвоение» мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"